НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 21.02.2018 № 33-909/2018

Докладчик Нестерова А.А. Апелляционное дело № 33-909/2018

Судья Соловьева К.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2018 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Стародубцевой Л.И., при секретаре судебного заседания Ивановой М.И. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Петрова Ю.А. к отделу социальной защиты населения Урмарского района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики, казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании действий незаконными, об отмене принятых решений, возложении обязанности принять решение о восстановлении права на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации, поступившее по апелляционной жалобе Петрова Ю.А. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований Петрову Ю.А. отказано.

Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия

установила:

Петров Ю.А. обратился в суд с иском с учетом уточнений к отделу социальной защиты населения Урмарского района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (далее – отдел социальной защиты населения Урмарского района), казенному учреждению Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики с требованиями о:

- признании права на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере 1995 руб., с учетом возможного повышения данной суммы в будущем, с 01 мая 2016 года пожизненно;

- признании незаконными действий по удержанию ранее назначенной и выплачиваемой ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- признании незаконными действий, выразившихся в снижении ранее выплачиваемой ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- признании незаконными действий по отмене и лишении ранее выплачиваемой ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- об отмене принятых решений об удержании денежных сумм, снижении размера ранее установленной и выплачиваемой ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

- возложении обязанности принять решение о восстановлении права на получение ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в фиксированном размере 1995 руб. с учетом возможного повышения данной суммы в будущем, с 01 мая 2016 года пожизненно;

- взыскании незаконно удержанной, невыплаченной ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 мая 2016 года по день вынесения судебного решения, с учетом ранее установленного фиксированного размера ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Требования мотивированы тем, что истец Петров Ю.А. является инвалидом <.......> группы вследствие военной травмы, пенсионером МВД РФ, имеет право на льготы и преимущества, установленные для инвалидов «Отечественной войны». Истцу и членам его семьи выплачивалась ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1995 руб. После внесения изменений в законодательство с февраля по апрель 2016 года истцу перечислена ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3344,48 руб., с апреля по август - 1552,04 руб., с августа по октябрь - 364,81 руб. По мнению истца, снижение отделом социальной защиты населения Урмарского района казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» выплачиваемой ему денежной компенсации нарушены его права. Каких-либо виновных действий с его стороны в том, что образовалась переплата, не имеется. Кроме того, истец полагает, что установление законодательством нового порядка обеспечения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не должно приводить к прекращению права на получение льгот гражданами, которые до 05 декабря 2015 года являлись их получателями и продолжают являться их получателями, а также к уменьшению размера выплачиваемой суммы ежемесячной денежной компенсации, если оно возникло до внесения изменений в законодательство.

В судебном заседании истец Петров Ю.А. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика Отдела социальной защиты населения Урмарского района Семенова Т.Г. и представитель ответчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Сташевская Е.А. исковые требования не признали, ссылаясь на их необоснованность.

Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное истцом ПетровымЮ.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.

В апелляционной жалобе приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указывается, что в решении суда отсутствуют выводы по заявленным им требованиям.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики Сташевской Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Петров Ю.А. является инвалидом <.......> группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии <.......> от 15 января 2015 года.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Согласно положениям пунктов 1, 2, 6 статьи 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 данного Федерального закона, передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которые вправе устанавливать формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 2 статьи 1 Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» настоящий Закон определяет форму предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - меры социальной поддержки) отдельным категориям граждан, постоянно или преимущественно проживающих в Чувашской Республике, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В приложении к Закону предусмотрены размеры ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так, инвалидам войны, а также членам семьи, размер ежемесячной денежной выплаты определен в сумме 391 руб.

Между тем Приложение «Размер ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Законом Чувашской Республики от 05 декабря 2015 года № 68 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» признано утратившим силу.

В силу статьи 2 Закона Чувашской Республики от 05 декабря 2015 года № 68 «О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» в период с 1 февраля по 31 июля 2016 года ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется исходя из республиканского стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Чувашской Республики, с последующим перерасчетом, исходя из фактических расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 февраля 2016 года № 72 «Об утверждении Порядка предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Законом Чувашской Республики «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Порядок) предусмотрено, что с 1 февраля по 31 июля 2016 года ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг выплачивается в процентном отношении от размеров республиканских стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Процентное отношение на переходный период для инвалидов войны, а также для каждого члена семьи составляет 43%.

Согласно пункту 1.5 Порядка ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, подлежащая выплате федеральному льготнику, рассчитывается казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики на основании сведений, представляемых лицами, осуществляющими начисление гражданам платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исходя из фактически начисленных и оплаченных сумм за жилое помещение и коммунальные услуги в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в пункте 1.1 настоящего Порядка.

Пунктом 1.6 Порядка предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливается с 1 февраля 2016 года без обращения в отделы Центра предоставления мер социальной поддержки (на основании информации о лицах, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также информации, находящейся в распоряжении Центра предоставления мер социальной поддержки) федеральным льготникам, которые на указанную дату имели право на получение ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Статья 160 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусматривает компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Петров Ю.А. является получателем ежемесячной денежной компенсации на жилищно-коммунальные услуги по категории инвалид «Отечественной войны» с 2009 года.

Из материалов личного дела следует, что решением отдела социальной защиты населения Урмарского района от 24 сентября 2015 года № <.......> Петрову Ю.А. назначена ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Законом Чувашской Республики от 19 октября 2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» в размере 1955 руб. 48 коп., с 1 сентября 2015 года бессрочно, начало выплаты октябрь 2015 года. (с доплатой 1564 руб.).

Решением отдела социальной защиты населения Урмарского района от 22 марта 2016 года № <.......> Петрову Ю.А. назначена ежемесячная денежная компенсация в соответствии с Законом Чувашской Республики от 19 октября 2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» в размере 3344 руб. 48 коп., с 1 апреля 2016 года бессрочно, начало выплаты апрель 2016 года.

Из письма отдела социальной защиты населения Урмарского района от 23 ноября 2016 года, адресованного Петрову Ю.А., следует, что в связи с тем, что сведения о начисленных суммах, представленных организациями, представляющими услуги, оказались меньше выплаченных сумм Учреждением, то указанная компенсация будет удержана в счет погашения образовавшейся переплаты.

Из материалов дела следует, что за период с февраля 2016 года по октябрь 2017 года Петрову Ю.А. выплачивались единовременные денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так, Петрову Ю.А. за февраль, март, апрель 2016 года перечислена денежная компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 3344 руб. 48 коп., за май, июнь, июль, август 2016 года – в размере 1552 руб. 04 коп., за сентябрь, октябрь – в размере 364 руб. 81 коп.

Указанные выплаты соответствуют размеру ежемесячной денежной выплаты, определенному Порядком предоставления и финансирования ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Поскольку сумма выплаченной ЕДВ в переходный период превысила размер льготы, рассчитанной по начисленным и оплаченным платежам за жилищные и коммунальные услуги, ответчиком правомерно произведены удержания компенсации в счет погашения образовавшейся переплаты.

При таких обстоятельствах, учитывая положения федерального законодательства, а также Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 года № 56 «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования Петрова Ю.А., в том числе, и требование о назначении и выплате Петрову Ю.А. и членам его семьи ЕДК на ЖКУ в размере 1995 рублей с учетом возможного повышения данного размера в будущем, не подлежат удовлетворению в силу действующего российского и регионального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в мотивировочной и резолютивной части решения суда имеются противоречия в отношении привлеченных судом ответчиков, не влекут отмену решения суда, поскольку отдел социальной защиты населения Урмарского района является обособленным структурным подразделением казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики и в силу положений пункта 1 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации представляет интересы юридического лица казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» и осуществляет его защиту.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, по существу направлены на иное толкование норм действующего законодательства и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. В своем решении суд оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу Петрова Ю.А. на решение Урмарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи А.А. Нестерова

Л.И. Стародубцева