НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика) от 03.08.2022 № 2-99/2022

Апелляционное дело № 33-2878/2022

Докладчик Агеев О.В.

Дело в суде 1 инстанции №2-99/2022

Судья Ксенофонтов И.Г.

УИД 21RS0022-01-2021-000326-32

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего Агеева О.В.,

судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,

при секретаре Герасимовой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Краличкина А.Л. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, произвести перерасчет страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе КраличкинаА.Л. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия

установила:

КраличкинА.Л. обратился в суд с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонному) (далее –УПФР в г.Новочебоксарск) о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы, произвести перерасчет страховой пенсии по старости.

Требования истцом мотивированы тем, что 21 апреля 2020 года он обратился в УПФР в г.Новочебоксарск с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее –Федеральный закон «О страховых пенсиях»), представив справку Государственного архива Айтекебийского района Актюбинской области от 27 января 2020 года. Пенсионным органом страховая пенсия по старости назначена с 21 апреля 2020 года. Однако решением УПФР в г.Новочебоксарск от 28 апреля 2020 года №313 период работы с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года в ПОК «Комсомольский-1» г.Актюбинск Республики Казахстан в качестве председателя не был включен в страховой стаж со ссылкой на письмо Государственного архива Айтекебийского района Актюбинской области от 27 января 2020 года №14 о непоступлении на архивное хранение документов ПОК «Комсомольский-1» за период с 14 марта 1997 год по 6 августа 1998 года. Истцом получена справка ПОК «Комсомольский-1» от 24 июля 2020 года №2, в которой указано, что КраличкинА.Л. с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года работал председателем ПОК «Комсомольский- 1». 24 августа 2020 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о включении в страховой стаж периода работы с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» и перерасчете страховой пенсии, приложив справку от 24 июля 2020 года. Однако решением УПФР в г.Новочебоксарск от 23 ноября 2020 года №355 ему было отказано в перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях». Пенсионным органом в Департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахастан направлен запрос для подтверждения стажа, однако ответов получено не было. По мнению истца в страховой стаж пенсионным органом неправомерно не был включен периоды его работы с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года в ПОК «Комсомольский-1» в качестве председателя. В подтверждение работы в спорный период истцом представлена трудовая книжка, справка организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность. В связи с тем, что спорный период работы, по мнению истца, подлежал включению в общий страховой стаж, подлежал перерасчету размер страховой пенсии по старости.

Истец КраличкинА.Л. с учетом уточнения исковых требований просил признать решения УПФР в г.Новочебоксарск от 28 апреля 2020 года №313 и от 23 ноября 2020 года №355 незаконными, возложить обязанность включить в страховой стаж период работы в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» г.Актюбинске Республики Казахстан с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года, произвести перерасчет пенсии с 21 апреля 2020 года.

Определением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 7 октября 2021 года произведена процессуальная замена ответчика УПФР в г.Новочебоксарск на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОПФР по Чувашской Республике).

В судебное заседание истец КраличкинА.Л., извещенный о времени и месте его проведения, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.

Ответчик ОПФР по Чувашской Республике извещен о времени и месте судебного заседания, представитель в суд не явился. Представлены возражения, в которых полагали заявленные требования необоснованными, указав, что сведения о трудовом стаже и заработке, приобретенных на территории иностранного государства после распада СССР подтверждаются в установленном порядке; УПФР в г.Новочебоксарск направлен запрос о подтверждении стажа работы, заработной плате в спорный период в уполномоченный орган Республики Казахстан, ответ на который не поступил.

Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 мая 2022 года постановлено:

«Признать незаконными решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ г. Новочебоксарска Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) №313 от 28.04.2020 и №355 от 23.11.2020 в части отказа включения в страховой стаж Краличкина А.Л. периода работы в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» с 05.03.1998 по 07.04.1998 в г.Актюбинске Республики Казахстан.

Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ Чувашской Республике-Чувашии включить в страховой стаж Краличкина А.Л. период работы в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» с 05.03.1998 по 07.04.1998 в г.Актюбинске Республики Казахстан, а также произвести с 21.04.2020 перерасчет пенсии с учетом включенного в страховой стаж периода.

В удовлетворении исковых требований Краличкина А.Л. о признании незаконными решений Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ г. Новочебоксарска Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) №313 от 28.04.2020 и №355 от 23.11.2020 в части отказа включения в страховой стаж периодов работы в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» с 14.04.1997 по 04.03.1998 и с 08.04.1998 по 06.08.1998, обязании включить в страховой стаж данные периоды работы – отказать».

Указанное решение суда обжаловано истцом КраличкинымА.Л. в части исковых требований, в удовлетворении которых было отказано. В апелляционной жалобе ее заявитель указал основания, по которым считает решение суда в обжалуемой части неправильным: факт работы в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» в оспариваемый период подтверждается трудовой книжкой, справкой ПОК «Комсомольский-1» от 24 июля 2020 года, сообщением НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Республики Казахстан о перечислении за КраличкинаА.Л. обязательных пенсионных взносов с 5 марта по 7 апреля 1998 года; период работы с 14 апреля 1997 года по 5 марта 1998 года подлежит включению в страховой стаж, так был подтвержден факт работы в качестве председателя ПОК «Комосомольский-1» с 5 марта по 7 апреля 1998 года.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии ТихоновА.В. возражал в удовлетворении апелляционной жалобы.

Истец КраличкинА.В. в судебное заседание не явился, хотя был извещен о времени и месте его проведения. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, КраличкинА.Л. 12 декабря 2019 года обратился в пенсионный орган для оценки пенсионных прав.

Пенсионным органом получены архивные справки Государственного архива Актюбинской области Республики Казахстан от 29 января 2020 года в отношении КраличкинаА.Л. о его работе в ПО «Актюбрентген» и на заводе «Актюбинсксельмаш», начисленной истцу в указанных организациях заработной плате (л.д.40-42). По спорному периоду представлена архивная справка Государственного архива Актюбинской области Республики Казахстан от 29 января 2020 года №2к23 с указанием, что документы ПОК «Комсомольский-1» за 1997-1998 годы на хранение не поступали, в связи с чем подтвердить трудовой стаж и выдать справку о заработной плате КраличкинаА.Л. в этой организации не представляется возможным (л.д.43).

Из ответа Государственного архива Айтекебейского района Актюбинской области Республики Казахстан от 27 января 2020 года №14 следует, что подтвердить факт работы (зарплату) КраличкинаА.Л. не представляется возможным в связи с не поступлением документов ПОК «Комсомольский-1» за период с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года на хранение (л.д.44об.).

Решением УПФР в г.Новочебоксарск от 28 апреля 2020 года №313 КраличкинуА.Л. назначена пенсия по старости пенсии в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 21 апреля 2021 года; во включении в общий страховой стаж периода работы в ПОК «Комсомольский-1» Республики Казахстан в качестве председателя с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года отказано ввиду отсутствия надлежащего подтверждения страхового стажа, приобретенного на территории Республики Казахстан. В решении имеется ссылка на ответ Государственного архива Айтекебийского района Актюбинской области от 27 января 2020 года №14 (л.д.28-29).

Из представленной трудовой книжки КраличкинаА.Л. следует, что он 14 марта 1997 года принят председателем ПОК «Комсомольский-1», 6 августа 1998 года уволен (л.д.32-37).

Указанные обстоятельства и имеющиеся сведения предоставили пенсионному органу основания для проверки факта работы истца в ПОК «Комсомольский-1» в период с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года. В связи с этим УПФР в г.Новочебоксарск 25 августа 2020 года направлен запрос в ПОК «Комсомольский-1» о подтверждении периода работы КраличкинаА.Л. с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года в качестве председателя потребительского кооператива, начислении заработной платы и выплате страховых взносов на социальное и пенсионное страхование в Пенсионный фонд Республики Казахстан за указанный период (л.д.51об.).

ПОК «Комсомольский-1» в ответ на запрос (справка б/д б/н, постсообщил о невозможности предоставить справку о заработной плате КраличкинаА.Л. ввиду отсутствия документов. Сведения о перечислении обязательных пенсионных взносов ПОК «Комсосолький-1» за период с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года также не представлены (л.д.53об.).

Решением УПФР в г.Новочебоксарск от 23 ноября 2020 года №355 КраличкинуА.Л. отказано во включении в страховой стаж периода работы с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года в ПОК «Комсомольский-1» Актюбинской области Республики Казахстан и перерасчете размера страховой пенсии по причине отсутствия необходимых документов, подтверждающих трудовой стаж (л.д.52).

Согласно сообщению РГУ «Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции по Актюбинской области» Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 18 ноября 2021 года №2892/04, до 1 января 1998 года в Республике Казахстан действовала «солидарная» пенсионная система за счет страховых взносов, отчисляемых предприятиями и организациями в Пенсионный фонд Республики Казахстан за своих работников; КраличкинуА.Л. до 1 января 1998 года работодатель в обязательном порядке должен был производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан (л.д.146).

По сообщению центрального филиала Некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения от 28 февраля 2022 года №02-0619/2927 накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 года; по имеющимся в базе данным сведениям на КраличкинаА.Л. за период с 5 марта 1998 года по 7 апреля 1998 года перечислялись обязательные пенсионные взносы; иной информации не имеется (л.д.176).

Статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях») установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1); страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2); страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3).

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В силу статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1); периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, наделен полномочиями по проверке обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений.

Пунктом 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015, предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1015, установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11); документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи (пункт 59).

В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Согласно статьям 1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года №99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР; при этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16); периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации; при этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения (1 января 1992 года).

Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 года №884н (Правила от 17 ноября 2014 года №884н), предусмотрено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 22); проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65).

При назначении страховой пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами), справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Соответственно, для включения в страховой стаж периода работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года необходимо предоставление соответствующих документов именно компетентным органом данного государства (Республики Казахстан), подтверждающих периода трудовой деятельности. Юридически значимыми обстоятельствами по делу являются сведения о подтверждении уполномоченными органами Республики Казахстан документов о стаже и заработке истца в спорный период. От уполномоченных компетентных органов Республики Казахстан не получены документы, подтверждающие стаж и заработок истца за период трудовой деятельности в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» с 14 апреля 1997 года по 4 марта 1998 года и с 8 апреля 1998 года по 6 августа 1998 года, представлены только сведения об уплате обязательных пенсионных взносов за период с 5 марта по 7 апреля 1998 года. В представленной истцом справке ПОК «Комсомольский-1» о его работе в кооперативе в период с 14 марта 1997 года по 6 августа 1998 года не указаны основания ее выдачи (приказы, личная карточка, табели учета рабочего времени, лицевые счета по начислению заработной платы и т.п.), при том, что в последующем ответе ПОК «Комсомольский-1» на запрос пенсионного органа указывалось на отсутствие в кооперативе документов за спорный период при одновременном утверждении о работе КраличкинаА.Л.

Таким образом, в отсутствие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа за периоды осуществления трудовой деятельности в Республике Казахстане с 14 апреля 1997 года по 4 марта 1998 года и с 8 апреля 1998 года по 6 августа 1998 года правовых оснований для включения в страховой стаж указанных периодов не имеется. Соответственно, отсутствуют основания и для перерасчета страховой пенсии по старости в связи с включением с стаж указанных периодов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что факт работы в качестве председателя ПОК «Комсомольский-1» в оспариваемый период подтверждается трудовой книжкой, справкой ПОК «Комсомольский-1» от 24 июля 2020 года, сообщением НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Республики Казахстан о перечислении за КраличкинаА.Л. обязательных пенсионных взносов с 5 марта по 7 апреля 1998 года, судебная коллегия отклоняет, поскольку учитывая необходимость проверки представленных заявителем сведений о его трудовой деятельности в ПОК «Комосомольсвкий-1», периоды работы истца с 14 апреля 1997 года по 4 марта 1998 года и с 8 апреля по 6 августа 1998 года могут быть включены в стаж независимо от уплаты взносов в пенсионные органы с учетом подтверждения работы, учитываемой для назначения страховой пенсии по старости, соответствующими компетентными органами Республики Казахстан, которыми в свою очередь сведения о работе истца в эти периоды не подтверждены.

Доводы заявителя жалобы о том, что период работы с 14 апреля 1997 года по 5 марта 1998 года подлежит включению в страховой стаж, так как был подтвержден факт работы в качестве председателя ПОК «Комосомольский-1» с 5 марта по 7 апреля 1998 года судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку компетентным органом Республики Казахстан подтвержден факт уплаты страховых взносов за период с 5 марта по 7 апреля 1998 года, притом что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан введена с 1 января 1998 года, уплата обязательных пенсионных взносов за период с 5 марта по 7 апреля 1998 года не свидетельствует об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Республики Казахстан, обязательных пенсионных взносов за предшествующие периоды.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца и, соответственно, для отмены или изменения обжалуемого им решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Краличкина А.Л. –без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий: Агеев О.В.

Судьи: Александрова А.В.

Вассияров А.В.

Определение19.08.2022