УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Грачёва Т.Л. Дело № 33а-1520/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 05 апреля 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королёвой А.В.,
судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре Лавренко Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 декабря 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении административного иска администрации муниципального образования «Анненковское сельское поселение» к Средне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании предписания отказать.
Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей администрации МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области – Рахимова Н.С. и Латышевой К.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Администрация муниципального образования «Анненковское сельское поселение» обратилась с административным иском к Средне-Поволжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании предписания.
Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения Средне - Поволжского управления Ростехнадзора №*** от 28.07.2015 инспектором Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Сайфутдиновым Н.И. проводилась плановая выездная проверка в отношении администрации МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области. По результатам проверки был составлен акт от 31.08.2015 №***, которым установлен ряд нарушений в сфере безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения. В целях устранения данных нарушений администрации МО «Анненковское сельское поселение» выдано предписание № *** от 28.08.2015.
Администрация МО «Анненковское сельское поселение» считает, что проверка и, как следствие, вынесенное предписание не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности ГТС относится к полномочиям собственника ГТС и эксплуатирующей организации. Указанным федеральным законом определены понятия «собственник ГТС» и «эксплуатирующая организация». Согласно статье 3 Федерального закона № 117-ФЗ собственником ГТС могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, имеющей права владения, пользования и распоряжения ГТС. Под эксплуатирующей организациейпонимается государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится ГТС.
Администрация поселения в силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является органом местного самоуправления, создана для осуществления полномочий по вопросам местного значения и наделена правами юридического лица. Как юридическое лицо, в силу статьи 41 Федерального закона №131-Ф3, администрация образована для осуществления управленческих функций, и, соответственно, на балансе администрации может находиться только имущество, необходимое для исполнения данных функций. На основании ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочие, установленное п. 31 указанной статьи, - «осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов,информирование населения об ограничениях их использования» на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Кроме того решением Майнского районного суда от 2011 года ГТС - земляная плотина на руч. Понырка (приток р. Майдан) на северной окраине с. Сущевка Майнского района Ульяновской области признана бесхозяйной. В силу Федерального закона № 117-ФЗ и п. 6 Постановления Правительства РФ от 27.02.1999 №237 (ред. от 21.08.2014) бремя содержания бесхозяйных ГТС возложено на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация бесхозяйных гидротехнических сооружений) осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение). При этом орган государственного надзора (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору) формирует и ведет перечень бесхозяйных гидротехнических сооружений, а также осуществляет мониторинг выполнения уполномоченными органами субъекта планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.
Администрация МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области является ненадлежащим субъектом проведённой проверки, соответственно, предписание в отношении неё вынесено незаконно.
В связи этим администрация МО «Анненковское сельское поселение» просила суд признать незаконным и отменить Предписание № *** от 28.08.2015 об устранении нарушений законодательства в сфере безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений инспектора Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Сайфутдинова Н.И. Средне - Поволжского управления Ростехнадзора.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района не соглашается с решением суда. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Дополнительно указывает, что проведение администрацией ряда мероприятий в отношении ГТС, а именно: работ по обследованию ГТС, разработка противопаводковых мероприятий, утверждение графика дежурств, составление акта технического осмотра ГТС, ведение журнала технического состояния ГТС, разработка инструкция по ликвидации возможных аварий на ГТС, страхование ГТС, как опасного объекта и т.д., не свидетельствует о том, что администрация является эксплуатирующей организацией. Указанные мероприятия проводились администрацией в целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения. При этом в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проведение мероприятий в целях предупреждения и ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций на территории сельского поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Вместе с тем в рамках публичных правоотношений на администрацию сельского поселения не может быть возложена обязанность по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.
Передача в муниципальную собственность МО «Анненковское сельское поселение» распоряжением Главы администрации МО «Майнский район» № 167-р от 09.03.2006 водного объекта - Сущевский пруд не свидетельствует о передаче в собственность и ГТС на указанном водном объекте. Право собственности на водные объекты и на гидротехнические сооружения не связаны.
Ссылка суда на распоряжение Главы администрации МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района от 13.08.2010 № 26 о передаче ГТС на баланс администрации также не подтверждает факт эксплуатации ГТС администрацией МО «Анненковское сельское поселение», поскольку в 2006 году в муниципальную собственность был передан водный объект – Сущевский пруд.
Признавая предписание законным, суд возлагает на администрацию сельского поселения обязанность осуществлять административные (в том числе финансовые затраты) в отношении бесхозяйной ГТС. Вместе с тем в силу ст. 5, 12.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности бесхозяйных гидротехнических сооружений возложено на органы исполнительной власти субъекта РФ.
В возражениях на апелляционную жалобу Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебное заседание не явились представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании распоряжения Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28.07.2015 № *** государственным инспектором Ульяновского отдела по надзору за энергетической безопасностью и ГТС Сайфутдиновым Н.И. была проверена деятельность МУ Администрация МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области на предмет соблюдения требований законодательства о безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. Предметом проверки явилось гидротехническое сооружение - земляная плотина на руч. Понырка (приток р. Майдан) на северной окраине с. Сущевка Майнского района.
В ходе проверки был составлен акт и в адрес муниципального учреждения Администрация Муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Майнского района, как эксплуатирующей организации ГТС, выдано предписание № *** от 28.08.2015 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, а именно: согласовать расчет вероятного вреда в случае возможной аварии на ГТС для определения необходимости разработки декларации безопасности ГТС с Минприродой Ульяновской области; обеспечить соответствующую нормам и правилам квалификацию работников, эксплуатирующих ГТС; доработать разработанные правила эксплуатации ГТС в соответствии с утвержденными рекомендациями Ростехнадзора и представить их на согласование в орган надзора; очистить в выходной части левого оголовка водосбора имеющиеся зарастания растительности и грунта.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений. Данные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее именуется - финансовое обеспечение ответственности).
В соответствии с п. 2 и 3 указанных Правил величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее именуется - вероятный вред).
Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности предписания Средне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адрес Администрации МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона о 21.07.1997 № 117-ФЗ эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Майнского района, в состав муниципального имущества Муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Майнского района входит сооружение на пруду на руч. Понырка (приток р. Майдан) в с. Сущевка (наименование объекта «Сущевский пруд» с балансовой стоимостью и остаточной стоимостью 1,0 рубль (приложение 1).
Данное имущество (сооружение на руч. Понырка, ГТС) было передано в собственность муниципального образования «Майнский район» на основании Распоряжения Главы администрации муниципального образования «Майнский район» Шарафетдинова И.И. № 17 от 09.03.2006.
В прилагаемом Перечне передаваемого имущества обозначено, что Администрации МО «Анненковское сельское поселение» был передан Сущевский пруд площадью 27,1 га, объемом 810 тыс. м3.
В акте обследования гидротехнических сооружений- пруда у с. Сущевка на р. Понырка Майнского района, от 06.12.2006, подробно расшифровывается, что входит в состав данного пруда (п. 1.9 Раздела 1. Общие сведения), а именно, в состав ГТС водного объекта входят: земляная плотина, водосброс, водовыпуск, дренаж и ледозащита. Таким образом, по сути дела Сущевским прудом называется само гидротехническое сооружение.
Поскольку пруд включен в состав муниципального имущества Администрации МО «Анненковское сельское поселение», соответственно, и его неотъемлемая составная часть - плотина (ГТС), также входят в состав данного имущества.
Распоряжением Главы администрации муниципального образования «Анненковское сельское поседение» Майнского района Ковеленовой И.В. от 13.08.2010г. № 26, гидротехническое сооружение Сущевский пруд было передано на баланс Администрации МО «Анненковское сельское поселение».
Администрацией МО «Анненковское сельское поселение» проводилось обследование ГТС (распоряжение № 13 от 13.03.2015) «О создании комиссии по обследованию состояния ГТС», в период паводка разрабатывался план противопаводковых мероприятий, утверждался график дежурств, составлялся акт технического осмотра ГТС, ведется журнал технического состояния ГТС, разработаны инструкции по ликвидации возможных аварий на ГТС, разработаны Правила эксплуатации гидротехнического сооружения. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» данное ГТС застраховано как опасный объект и в страховом полисе в качестве владельца ГТС указано муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Майнского района. Тот факт, что в страховом полисе опасный объект поименован как Сущевский пруд, а не как гидротехническое сооружение, правового значения для дела не имеет. В соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения обязаны, в том числе, заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Таким образом, законом возложена обязанность по страхованию гражданской ответственности владельца именно гидротехнического сооружения, а не водного объекта. Таким образом, в страховом полисе в качестве опасного объекта следовало указать не Сущевский пруд, а гидротехническое сооружение.
Решение Майнского районного суда г.Ульяновска от 29.08.2011 не противоречит выводам настоящего решения суда.
Решением Майнского районного суда г.Ульяновска от 29.08.2011 было установлено, что право собственности на ГТС на р.Понырка (приток реки Майдан) в районе с. Сущевка Майнского района Ульяновской области ни за кем не зарегистрировано. В связи с этим на администрацию МО «Анненковское сельское поселение» была возложена обязанность обратиться в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества –ГТС водоема на р.Понырка, приток реки Майдан) в районе с. Сущевка Майнского района, расположенного на территории МО «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области.
Поскольку гидротехническое сооружение эксплуатируется с нарушением положений Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», Средне-Волжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обоснованно выдало предписание в адрес администрации МО «Анненковское сельское поселение» об устранении выявленных при эксплуатации ГТС нарушений действующего законодательства.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Анненковское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: