НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Апелляционное определение Тверского областного суда (Тверская область) от 22.10.2019 № 2-327/19

дело № 2 – 327/2019 (33 – 3964/2019) судья Громова Е.В. 2019 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кулакова А.В.,

судей Серёжкина А.А., Харитоновой В.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Селянкиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

22 октября 2019 года

по докладу судьи Кулакова А.В.

дело по апелляционному представлению помощника Конаковского межрайонного прокурора Тверской области Агафонова А.В. на решение Конаковского городского суда Тверской области от 16 июля 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Конаковского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц и интересов Российской Федерации, материальные истцы Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Тверской области, Муниципальное образование городское поселение - посёлок Козлово в лице Администрации городского поселения - посёлок Козлово к Администрации городского поселения – посёлок Козлово, Бегеза А.В., третьи лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Конаковский отдел Управления Росреестра по Тверской области, Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны России, Листиков И.С., Идрисбаев С.Т., о признании незаконным постановления Администрации городского поселения – посёлок Козлово от 27.03.2017 «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена для индивидуального жилищного строительства»; о признании ничтожным договора аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды с погашением соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отказать».

Судебная коллегия

установила:

Конаковский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц и в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к администрации городского поселения - посёлок Козлово, Бегеза А.В. о признании незаконным постановления администрации городского поселения - посёлок Козлово от 27 марта 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена для индивидуального жилищного строительства», признании ничтожным договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения права аренды с погашением соответствующей записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований земельного законодательства было установлено, что администрацией городского поселения - посёлок Козлово организовано проведение аукциона по продаже права аренды земельного участка с кадастровым номером , при этом в нарушение требований федерального законодательства администрация городского поселения - посёлок Козлово не разместила извещение на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» о приёме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах о намерении участвовать в аукционе на земельный участок с кадастровым номером

Установлено также в ходе проверки, что в соответствии с извещением о приеме заявлений граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах о намерении участвовать в аукционе в администрацию городского поселения – поселок Козлово 04 января 2017 года и 09 января 2017 года поступили заявления Идрисбаева С.Т. и Листикова И.С. о намерении участвовать в аукционе. Уведомление о предоставлении спорного земельного участка Бегеза А.В. администрацией городского поселения - посёлок Козлово направлено без вынесения постановления органа местного самоуправления и до согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации (государственный комплекс «Завидово») схемы расположения и возможности предоставления данного земельного участка в аренду.

В ходе проверки были получены объяснения с главы администрации городского поселения посёлок Козлово ФИО1., которая пояснила, что Бегеза А.В. является <данные изъяты>, земельный участок с кадастровым номером , находящийся в границах национального парка, предоставлен в аренду Бегеза А.В. без проведения процедуры аукциона. Документацию по предоставлению земельного участка подготавливала Бегеза А.В., которая занимала должность <данные изъяты> в администрации городского поселения - посёлок Козлово, вся документация по предоставлению спорного земельного участка была подписана ею.

При проведении проверки в Конаковском отделе Управления Росреестра по Тверской области запрошено регистрационное дело на спорный земельный участок, в котором содержатся сведения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером лицу, подавшему единственную заявку на участие в торгах. Вместе с тем, в регистрационном деле отсутствуют сведения о лицах, которые также подавали заявления на участия в торгах по предоставлению земельных участков в аренду.

Со ссылкой на ст. ст. 39.6, 39.18 Земельного кодекса РФ, указано, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Прокурор полагал, что администрацией городского поселения - посёлок Козлово спорный земельный участок передан в аренду незаконно без проведения торгов, с нарушением прав неопределённого круга лиц. Нарушены также права муниципального образования городское поселение - посёлок Козлово в связи с распоряжением земельным участком от его имени с существенным нарушением норм действующего законодательства и прав неопределённого круга лиц, которые имели право на участие в аукционе на приобретение права аренды спорным земельным участком.

При рассмотрении дела судом к участию в нем в качестве истцов привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области, Муниципальное образование городское поселение - посёлок Козлово в лице администрации городского поселения - посёлок Козлово, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственный комплекс «Завидово» Федеральной службы охраны России, Листиков И.С. и Идрисбаев С.Т.

Участвующий в деле прокурор Агафонов А.В. в судебном заседании требования по иску поддержал в полном объеме.

Представители истцов Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области, Муниципального образования городское поселение - посёлок Козлово, надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.

Представитель ответчика администрации городского поселения – посёлок Козлово в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ответчик Бегеза А.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, ее представитель Рыжов С.В. в судебном заседании иск не признал.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмет спора, Государственного комплекса «Завидово» Федеральной службы охраны России, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмет спора, Листиков И.С. и Идрисбаев С.Т., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении помощника Конаковского межрайонного прокурора Тверской области Агафонова А.В. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска прокурора в полном объеме в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением судом норм материального права.

В обоснование жалобы указано, что договор аренды спорного земельного участка в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ должен был быть заключен на торгах, проводимых в форме аукциона. Однако, аукцион по продаже права аренды спорного земельного участка не проводился, что свидетельствует о недействительности (ничтожности) договора аренды как заключенного с нарушение требований ст. 39.6 Земельного кодекса РФ. С учетом предмета спора и обстоятельства, установленных судом, оспариваемые прокурором сделки посягают на публичные интересы, поскольку нарушают принцип распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, государством в лице уполномоченных им органов.

Податель жалобы также полагал незаконными выводы суда о пропуске прокурором срока исковой давности, указывая на необоснованность вывода суда о том, что договор аренды является оспоримой сделкой.

Требования федерального закона были нарушены как главой администрации городского поселения – п. Козлово ФИО1 при вынесении постановления от 27 марта 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена для индивидуального жилищного строительства» без проведения аукциона, так и Бегеза А.В., которая подготовила все документы и заключила спорную сделку, являясь работником данной администрации. При этом глава администрации городского поселения п. Козлово ФИО1 и <данные изъяты> администрации городского поселения п. Козлово Бегеза А.В. являются родственниками. Обращения от них в комиссию по урегулированию конфликтов интересов в связи с конфликтом интересов при предоставлении спорного земельного участка не поступало.

В представленном в материалы дела регистрационном деле на спорный земельный участок отсутствуют сведения об иных лицах, которых также подавали заявления на участия в торгах по предоставлению земельных участков в аренду. Уведомление о предоставлении земельного участка Бегеза А.В. администрацией направлено без вынесения постановления органа местного самоуправления и до согласования с Федеральной службой охраны Российской Федерации схемы расположения и возможности предоставления спорного земельного участка в аренду. Постановление администрации городского поселения – п. Козлово от 27 марта 2017 года принято с нарушение сроков, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, с целью сокрытия указанной информации от лиц, которые могли быть заинтересованы и подать заявления о предоставлении спорного земельного участка. В информационном сообщении о предоставлении земельного участка не содержится сведений об адресе, кадастровом номере земельного участка, площадь указанного в извещении земельного участка не соотносится с фактической площадью земельного участка по <адрес> с кадастровым номером .

Не соответствует, по мнению подателя представления, фактическим обстоятельствам дела выводы суда о нарушении порядка и способа подачи заявления Листиковым И.С. и Идрисбаевым С.Т., поскольку указанные заявления поданы в письменном виде, и лишь способ их направления был электронным, подписаны посредством электронной цифровой подписи. Стадия подачи заявлений является лишь промежуточной перед проведением аукциона. После поступления заявлений иных лиц, претендующих на испрашиваемый земельный участок, единственно правильным и законным решением органа местного самоуправления является принятие решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка. В последующем заявки на участие в аукционе в случае его объявления могут подать иные лица, в связи с чем нарушены права неопределенного круга лиц, поскольку в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ аукцион так и не был объявлен и проведен. Указаний о возможности предоставления земельного участка без торгов в связи с неправильной формой заявления и способа его подачи от заинтересованных лиц, в случае его фактического поступления, в законодательстве не содержится. Извещение о проведении аукциона не публиковалось, сам он не объявлялся в связи с принятием спорного постановления администрации городского поселения – поселок Козлово без проведения аукциона. Требования в качестве реституции истцом не были заявлены, поскольку земельный участок находится в аренде и лицо, которому он предоставлен, вносит плату за его аренду, которая исчисляется из временного периода фактического пользования по договору аренды. Судом не дана оценка и доводам истца о том, что по данному факту материалы проверки направлены в следственные органы, в отношении ФИО1 возбуждено уголовное дело.

Представитель ответчика Бегеза А.В. Рыжов С.В. представил письменные возражения на апелляционное представление, в которых полагал несостоятельными доводы представления, просил оставить решение суда без изменения.

От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Листикова И.С. поступил отзыв на апелляционное представление, в котором он сообщил, что не имел намерения получить в аренду спорный земельный участок, претензий к кому-либо по имеющемуся в суде спору не имеет.

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Полещук Р.С. доводы апелляционного представления поддержала.

Представитель ответчика Бегеза А.В. по ордеру адвокат Рыжов С.В. относительно удовлетворения апелляционного представления возражал, просил оставить решение суда без изменения.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому на основании ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебной коллегией определено к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду установлен статьей 39.6 Земельного кодекса РФ и по общему правилу предполагает проведение торгов в форме аукциона.

В силу п./п. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ закреплено, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, и при отсутствии предусмотренных п. 8 ст. 39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса РФ оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.

На основании п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

Согласно п. 3 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (п. 4 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

В соответствии с п. п. 6, 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области от 09 января 2016 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плаке территории общей площадью 1390 кв.м. по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства.

Бегеза А.В. 05 декабря 2016 года обратилась с заявлением к Главе администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства площадью 1390 кв.м. в аренду на 20 лет по адресу: <адрес>.

На сайте http://torgi.gov.ru 09 декабря 2016 года размещено извещение о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе в отношении лота - земельного участка площадью 1390 кв.м., местоположение: <адрес>, целью предоставления – индивидуальное жилищное строительство, с указанием на то, что приём письменных заявлений осуществляется Администрацией городского поселения - посёлок Козлово Конаковского район Тверской области с 10 декабря 2016 года с 08 часов до 08 часов 09 января 2017 года.

В материалы дела представлен скриншот с сайта Администрации городского поселения - посёлок Козлово, где размещено информационное сообщение от 09 декабря 2016 года о возможности предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства», площадью согласно схеме расположения земельного участка 1319 кв.м. местоположение: <адрес>

Письмом от 09 января 2017 года администрация городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области сообщила Бегеза А.В. о принятом решении по предоставлению Бегеза А.В. в аренду сроком на 20 лет земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», площадью 1390 кв.м., по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации городского поселения - посёлок Козлово Конаковского района Тверской области от 27 марта 2017 года Бегеза А.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , площадью 1390 кв.м., местоположением: <адрес>

28 марта 2017 года между МУ администрация Муниципального образования городское поселение – п. Козлово Конаковского района Тверской области и Бегеза А.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1390 кв.м., государственная собственность на который не разграничена. Право аренды Бегеза А.В. зарегистрировано в ЕГРН 24 апреля 2017 года.

Письмом от 04 апреля 2017 года комиссия Федеральной службы охраны Российской Федерации сообщила главе администрации городского поселения - посёлок Козлово о том, что не имеет возражений по согласованию схемы расположения и предоставления в аренду земельного участка площадью 1390 кв.м. с кадастровым номером , по адресу: <адрес>

Листиков И.С. посредством электронной почты 09 января 2017 года обратился с заявлением о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельного участка по результатам ознакомления с извещением/публикацией на официальном сайте http://torgi.gov.ru от 09 декабря 2016 года.

Идрисбаева С.Т. 04 января 2017 года обратился с аналогичным заявлением о намерении участвовать в аукционе.

Администрацией городского поселения - посёлок Козлово 09 января 2017 даны ответы и на имя Листикова И.С. и Идрисбаева С.Т., в которых сообщено о невозможности рассмотрения их обращений в качестве письменных заявлений о намерении участвовать в аукционе, направленные в адрес администрации обращения по электронной почте не отвечают требованиям, предъявляемым к электронным документам, подписанным электронной подписью.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, ссылаясь на ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи», исходил из того, что заявления Листикова И.С. и Идрисбаева С.Т. о намерении участвовать в аукционе не соответствовали порядку и способам подачи указанных заявлений, так как уполномоченный орган определил способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, как подача письменного заявления, а заявления Листикова И.С. и Идрисбаева С.Т. на бумажном носителе в администрацию не поступали, при этом доказательств того, что заявления данных лиц, поступившие на электронную почту администрации, указанную в извещении, подписаны электронной цифровой подписью, а также документов, свидетельствующих о проведенной проверке принадлежности цифровой подписи заявителей, прокурором суду представлено не было.

Изложенное позволило суду прийти к выводу о том, что данные заявления правомерно были признаны администрацией городского поселения – поселок Козлово не отвечающими требованиям, предъявляемым к электронным документам, подписанным электронной подписью, и об отсутствии нарушения со стороны администрации городского поселения - посёлок Козлово нормы ст. 39.18 Земельного кодекса РФ при проведении аукциона по продаже права аренды спорного земельного участка, в связи с чем принятое администрацией городского поселения – поселок Козлово постановление от 27 марта 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена для индивидуального жилищного строительства» является законным.

Также суд пришел к выводу о том, что договор аренды спорного земельного участка является оспоримой, не нарушающей прав третьих лиц, сделкой, отметив, что отсутствуют доказательства нарушения публичных интересов, заинтересованные лица, имевшие намерение участвовать в аукционе, за оспариванием договора аренды самостоятельно в суд не обратились, оспариваемая сделка соответствует законодательству, а возвращение земельного участка арендодателю не приведет к восстановлению нарушенных прав.

Самостоятельным основанием для отказа в иске суд посчитал пропуск прокурором срока исковой давности, указав со ссылкой на п. 2 ст. 181 Гражданского кодекса РФ, что прокурор знал о наличии постановления о предоставлении земельного участка в аренду и договора аренды земельного участка с 2017 года, поскольку объяснения относительно предоставления земельного участка в аренду были даны Бегеза А.В. и ФИО1 31 августа 2017 года, а иск прокурором подан 29 января 2019 года.

Судебная коллегия находит данные выводы суда ошибочными и исходит при этом из следующего.

В соответствии сч. 1 ст. 45Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, имеет публичный характер и в случае нарушения действующего законодательства при предоставлении таких земельных участков прокурор в соответствии с приведенной нормой процессуального права вправе обратиться в суд в защиту неопределенного круга лиц, а также публичных образований, органы которых осуществляют распоряжение названными земельными участками.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, прокурор указал на нарушение действиями ответчиков прав неопределенного круга лиц и муниципального образования в связи с допущенным нарушением принципа публичности при приобретении прав наземельный участок, государственная собственность на который не разграничена.

На момент обращения Бегеза А.В. в Администрацию городского поселения - посёлок Козлово с заявлением о предоставлении земельного участка в соответствии с положениями п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ информация о его предоставлении подлежала опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельного участка, на официальном сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом размещение сведений о спорном земельном участке на данных сайтах являлось обязательным.

В силу п. 11 ст. 41 Устава МО городское поселение – поселок Козлово Конаковского района Тверской области официальным обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов, в трехдневный срок со дня подписания, на официальном сайте администрации городского поселения – поселок Козлово. Муниципальные правовые акты нормативного характера, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, размещаются на информационных стендах городского поселения в день их подписания. Обнародуемые муниципальные правовые акты подлежат регистрации в специальном журнале с указанием даты их размещения на официальном сайте администрации городского поселения – поселок Козлово и на информационных стендах.

Как следует из материалов дела, на сайте http://torgi.gov.ru было размещено извещение о приёме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка площадью 1390 кв.м., местоположение: <адрес>, целью предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В материалах дела также представлен скриншот с сайта администрации городского поселения - посёлок Козлово, где размещено информационное сообщение от 09 декабря 2018 года о возможности предоставления в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства», площадь согласно схеме расположения земельного участка 1319 кв. м., местоположение: <адрес>

Вместе с тем, в данном скриншоте содержится информация об иной площади земельного участка (1319 кв.м), нежели указана в опубликованном извещении на сайте http://torgi.gov.ru (1390 кв.м), что не свидетельствует о размещении извещения именно в отношении испрашиваемого Бегеза А.В. земельного участка, при этом как в извещении, опубликованном на сайте http://torgi.gov.ru, так и в сообщении на официальном сайте администрации городского поселения – поселок Козлово, отсутствуют указания в адресе земельного участка наименования улицы <адрес> и кадастрового квартала, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что опубликованная информация о принятии заявлений на предоставление в аренду земельного участка не свидетельствует о соблюдении администрацией городского поселения - посёлок Козлово требований о надлежащем информировании граждан о предстоящем предоставлении земельного участка по заявлению Бегеза А.В. для индивидуального жилищного строительства, предусмотренных ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, представленный незаверенный скриншот с сайта администрации городского поселения - посёлок Козлово сам по себе не является допустимым и достоверным доказательством соблюдения администрацией городского поселения – поселок Козлово требований п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ о размещении информация о предоставлении земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления.

Таким образом, администрация городского поселения - посёлок Козлово, как орган по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории поселения, приняла постановление о предоставлении земельного участка и заключила договор аренды с Бегеза А.В. в отношении спорного земельного участка без опубликования извещения на официальном сайте органа местного самоуправления, что нарушает требования п./п. 1 п. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства или для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона.

Аукцион проводится с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором аукциона наибольшей цены за реализуемое имущество, в связи с этим неустановленное законодательством ограничение в доступе к аукциону ущемляет, как право каждого желающего принять в нем участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также публичные интересы.

При установленных обстоятельствах, не опубликовав извещение о предоставлении земельного участка на сайте администрации, последняя объективно не обеспечила возможность подачи всеми заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе, что привело к ограничению доступа неограниченного круга лиц к приобретению земельного участка в аренду.

Принятие постановления от 27 марта 2017 года в нарушение предусмотренной законом процедуры извещения о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства является достаточным основанием для признания постановления Администрации городского поселения – посёлок Козлово от 27 марта 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства» незаконным.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

С учетом предмета настоящего спора и обстоятельств, установленных судебной коллегией, спорные постановление и договора аренды посягают на публичные интересы, поскольку нарушают принцип распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, государством в лице уполномоченных им органов.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ судебная коллегия приходит к выводу о ничтожности договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 28 марта 2017 года, заключенного между МУ Администрация МО городское поселение – посёлок Козлово Конаковского района Тверской области и Бегеза А.В. как заключенного на основании недействительного решения органа местного самоуправления, посягающего на интересы Российской Федерации и муниципального образования, неопределенного круга лиц, то есть на публичные интересы, и о применении последствия недействительности ничтожности договора аренды земельного участка путем прекращения права аренды Бегеза А.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1390 кв.м. по адресу: <адрес>

Кроме того, судебная коллегия отмечает следующее.

Из объяснений Бегеза А.В., данных помощнику Конаковского межрайонного прокурора 31 августа 2017 года в ходе проведения проверки, следует, что в должности <данные изъяты> в администрации городского поселения – поселок Козлово она работает с 13 января 2014 года. Глава администрации городского поселения – поселок Козлово ФИО1 является <данные изъяты>. В ее основные должностные обязанности входит прием заявлений, подготовка договоров, постановлений, аукционной документации по предоставлению земельных участков в аренду, а также иные вопросы, связанные с землепользованием.

Также в ходе проверки прокурором были получены объяснения ФИО1, которая пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность главы администрации пгт Козлово. Бегеза А.В. является <данные изъяты>, земельный участок с кадастровым номером , находящийся в границах национального парка, предоставлен в аренду Бегеза А.В. без проведения процедуры аукциона. Документацию по предоставлению земельного участка подготавливала Бегеза А.В., которая занимает должность <данные изъяты> в администрации городского поселения – поселок Козлово, все документы по предоставлению данного земельного участка подписаны ею.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 11 этого же закона лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 02 марта 2007года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы. Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Согласно ст. 14.2 Федерального закона от 02 марта 2007года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

Поскольку мер по урегулированию конфликта интересов со стороны Бегеза А.В. или ее работодателя, которому было достоверно известно о возникновении конфликта интересов с момента подачи заявления о предоставлении земельного участка, принято не было, то администрация городского поселения – посёлок Козлово Конаковского района Тверской области, рассматривая заявление Бегеза А.В. о предоставлении земельного участка, не имела соответствующих полномочий на принятие решения о предоставлении земельного участка в аренду, что повлекло заключение в нарушение требований действующего законодательства между администрацией и Бегеза А.В. договора аренды земельного участка.

Руководствуясь положениями ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса РФ о недействительности сделки, нарушающей требования закона или иного правового акта, указанными положениями Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 02 марта 2007года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» о конфликте интересов и порядке его предотвращения или урегулирования, об обязанности муниципального служащего и его работодателя принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе, судебная коллегия, принимая во внимание, что Бегеза А.В. на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка являлась муниципальным служащим администрации городского поселения – п. Козлово Конаковского района Тверской области, состоящей в родстве с главой администрации ФИО1, имея личную (имущественную) заинтересованность в предоставлении спорного земельного участка, не исключила своего участия в качестве <данные изъяты> при оформлении документов по предоставлению этого земельного участка, не приняла мер к предотвращению сложившегося конфликта интересов, приходит к выводу о незаконности постановления администрации городского поселения – посёлок Козлово от 27 марта 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства», ничтожности договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 28 марта 2017 года, заключенного между МУ Администрация МО городское поселение – посёлок Козлово Конаковского района Тверской области и Бегеза А.В. как совершенного в условиях неурегулированного конфликта интересов.

Относительно ходатайства о применении последствий пропуска срока исковой давности по требованиям прокурора судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (п. 3 ст. 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

Судебной коллегией установлено, что Конаковский межрайонный прокурор о нарушениях, допущенных при предоставлении Бегеза А.В. земельного участка, должен был узнать 31 августа 2017 года при даче Бегеза А.В. и ФИО1 объяснений, иск подан прокурором 29 января 2019 года, то есть в пределах срока исковой давности.

Учитывая изложенное, следует признать, что при принятии решения об отказе в иске прокурора судом были неправильно применены нормы материального права, при этом выводы суда первой инстанции не соответствовали обстоятельствам дела, что является основанием для удовлетворения апелляционного представления и отмены решения Конаковского городского суда Тверской области от 16 июля 2019 года с принятием по делу нового решения о признании незаконным постановления Администрации городского поселения – посёлок Козлово от 27 марта 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства», признании ничтожным договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 28 марта 2017 года, заключенного между МУ Администрация МО городское поселение – посёлок Козлово Конаковского района Тверской области и Бегеза А.В., применении последствий недействительности ничтожности договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 28 марта 2017 года, заключенного между МУ Администрация МО городское поселение – посёлок <адрес> и Бегеза А.В., путем прекращения права аренды Бегеза А.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1390 кв.м. по адресу: <адрес>

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное представление помощника Конаковского межрайонного прокурора Тверской области Агафонова А.В. удовлетворить.

Решение Конаковского городского суда Тверской области от 16 июля 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить иск Конаковского межрайонного прокурора Тверской области в интересах неопределённого круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования к Администрации городского поселения – посёлок Козлово, Бегеза А.В. о признании незаконным постановления Администрации городского поселения – посёлок Козлово, признании ничтожным договора аренды земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки.

Признать незаконным постановление Администрации городского поселения – посёлок Козлово от 27 марта 2017 года «О предоставлении в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, для индивидуального жилищного строительства».

Признать ничтожным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 28 марта 2017 года, заключенный между МУ Администрация МО городское поселение – посёлок Козлово Конаковского района Тверской области и Бегеза А.В..

Применить последствия недействительности ничтожности договора аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, от 28 марта 2017 года, заключенного между МУ Администрация МО городское поселение – посёлок Козлово Конаковского района Тверской области и Бегеза А.В., прекратив право аренды Бегеза А.В. на земельный участок с кадастровым номером площадью 1390 кв.м. по адресу: <адрес>

Председательствующий А.В. Кулаков

Судьи А.А. Серёжкин

В.А. Харитонова

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы