НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 23.07.2015 № 33-2109

Дело № 33-2109 Судья Саблин Р.И.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июля 2015 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.,

судей Полосухиной Н.А., Крыловой Э.Ю.,

при секретаре Тепляковой К.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кулемина А.Д. на решение Алексинского городского суда Тульской области от 28 апреля 2015 года по иску Кулемина АД к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на предоставление мер социальной поддержки.

Заслушав доклад судьи Полосухиной Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Кулемин А.Д. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения по Алексинскому району - филиалу Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату, выдать справку на приобретение единого месячного льготного проездного билета, признании права на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что он является пенсионером органов МВД с дата ему назначена пенсия за выслугу лет. С дата он также является ветераном труда, имеет соответствующее удостоверение.

Как указал истец, дата он обратился в ГУ Тульской области «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки по ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», однако в предоставлении указанных мер ему отказано по причине недостижения им возраста <...> лет.

Полагая отказ незаконным, поскольку порядок предоставления льгот ветеранам труда, установленный законодательством Тульской области, не предусматривает ограничений по возрасту, истец обратился в суд и просил признать отказ в предоставлении ему мер социальной поддержки нарушающим его права как ветерана труда, признать за ним право на предоставление указанных выше мер социальной поддержки, обязать ответчика предоставить ему меры социальной поддержки со дня его обращения за данными выплатами, то есть с дата

Определением суда от 15.04.2015 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области».

Истец Кулемин А.Д. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Шушлебина М.Ю. в судебном заседании иск Кулемина А.Д. не признала и просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что истец является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и не достиг возраста, дающего право на назначение пенсии по старости в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть <...> лет, в связи с чем правовых оснований для предоставления ему указанных мер социальной поддержки не имеется.

Решением Алексинского городского суда тульской области от 28 апреля 2015 года исковые требования Кулемина А.Д. удовлетворены частично, суд обязал Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить и выплачивать ежемесячную денежную выплату Кулемину А.Д. согласно ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 года № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» с дата в остальной части заявленных требований - признании права на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в размере пятидесяти процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение, в виде ежемесячной денежной выплаты на оплату расходов в виде пятидесяти процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение), в выдаче справки для приобретения единого месячного льготного проездного билета Кулемину А.Д. отказано.

В апелляционной жалобе Кулемин А.Д. просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных им требований отменить, полагая его постановленным с неправильным применением судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, выслушав объяснения Кулемина А.Д., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кулемин А.Д. приобрел право на пенсию по выслуге лет с дата что подтверждается копией удостоверения УМВД России по Тульской области.

дата ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Алексинского района» Кулемину А.Д. выдано удостоверение «Ветеран труда».

дата истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>

дата Кулемин А.Д. обратился в Отдел социальной защиты населения по Алексинскому району ГУ Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 3 и ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Решением от дата в предоставлении мер социальной поддержки истцу отказано, поскольку он не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Согласно ст. 13 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В соответствии со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой принят Закон Тульской области № 493-ЗТО от 28.12.2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области».

Согласно ст. 3 указанного Закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения) в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленной законодательством Тульской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья распространяются на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию;

2) ежемесячная денежная выплата на оплату расходов в размере 50 процентов начисленной за месяц платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение) в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке.

В силу ст. 7 данного Закона в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на дата

Разрешая заявленные требования о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 3 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установив, что Кулемин А.Д. родился дата имеет удостоверение «Ветеран труда», получает пенсию по нормам специального Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении данных требований.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

Правовой анализ положений ст. ст. 4, 8, 15 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» позволяет прийти к выводу о том, что данный закон регламентирует условия назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению и определения их размера военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и не определяет условий назначения пенсий за выслугу лет другим военнослужащим. Перечень лиц, имеющих право на пенсию по данному Закону, является исчерпывающим (ст. 2), военнослужащие, имеющие право на пенсию за выслугу лет в данном Законе не поименованы.

Этот вывод подтверждает и анализ положений ст. 2 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», регламентирующей назначение пенсий военнослужащим на основании Закона № 166-ФЗ и Закона № 173-ФЗ, что свидетельствует о различных основаниях возникновения права на различные виды пенсий по различным Законам, а также об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии по выслуге лет военнослужащим по Закону № 166-ФЗ (за исключением лиц, проходившим военную службу по призыву и семьям этих лиц).

В Федеральном Законе № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии «за выслугу лет» (он в настоящий период времени входит в понятие «трудовая пенсия по старости»).

Статьей 7 данного Закона установлено, что трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно. При этом в зависимости от факта и продолжительности проживания в зоне радиоактивного загрязнения возможно применение снижения общеустановленного возраста выхода на пенсию в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1.

Принимая во внимание положения действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении истцу мер социальной поддержки по ст. 3 Закона тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО, правильно указав, что данная мера социальной поддержки предоставляется гражданам только по достижении общеустановленного пенсионного возраста, а с учетом снижения общеустановленного возраста выхода на пенсию по старости - в зависимости от факта продолжительности проживания (работы) в зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1, такое право возникнет у Кулемина А.Д. не ранее достижения возраста <...> лет.

Разрешая требования Кулемина А.Д. о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», установив, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, представлявшихся ветеранам до указанной даты в натуральной форме, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в натуральной форме (ст. 3 ЗТО от 28.12.2004 г. № 493 –ЗТО), установил дополнительное условие для их получения - достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию, а получение льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 г. № 493 –ЗТО) - дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований истца в этой части.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным Постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 года № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на дата

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.

Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.

Установив, что Кулемин А.Д., имеющий удостоверение «Ветеран труда», дата обратился в отдел социальной защиты населения по Алексинскому району с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 г. № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности назначить истцу, как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с дата

Постановлением администрации Тульской области от 15 февраля 2006 года № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» в редакции, действовавшей на момент обращения истца за предоставлением указанных мер социальной поддержки, установлено аналогичное правовое регулирование и закреплено, что в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области, оказания мер социальной поддержки, государственная социальная помощь которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на получение социальной услуги - льготного транспортного обслуживания, на территории Тульской области введен единый месячный льготный проездной билет для отдельных категорий жителей Тульской области, в том числе для ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 г. (п. 20).

Дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию право на получение указанной меры социальной поддержки законодателем не ограничено.

Вместе с тем, как установлено судебной коллегией, подтверждается заявлением Кулемина А.Д. от дата и решением от дата с заявлением о предоставлении единого месячного льготного проездного билета в органы социальной защиты он не обращался, и решение об отказе в его предоставлении не принималось.

Таким образом, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы Кулемина А.Д. основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и представленных в их подтверждение доказательств, получивших надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 198 ГПК Российской Федерации в постановленном по делу решении и, как не опровергающие правильности выводов суда, не могут служить основанием для его отмены.

Нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом второй инстанции не установлено.

По приведенным мотивам судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Кулемина А.Д.

Руководствуясь ст. 328,329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Алексинского городского суда Тульской области от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулемина А.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи