НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 14.07.2020 № 2А-5/20

дело 2а-5/2020 (№ 33а-1592/2020) судья Моисеева О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июля 2020 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе

председательствующего Епихиной О.М.,

судей Юрковой Т.А., Дорохина О.М.,

при секретаре Звонове А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области и представителя административного ответчика Зуева Константина Алексеевича по доверенности Ореховой Елены Александровны на решение Донского городского суда Тульской области от 23 января 2020 г. по делу по административному иску Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области к Зуеву Константину Алексеевичу о взыскании налога и пени.

Заслушав доклад судьи Епихиной О.М., судебная коллегия

установила:

Межрайонная ИФНС России №9 по Тульской области обратилась в суд с административным иском к Зуеву К.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 991 357 рублей 34 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3655 рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Зуев К.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении объектов недвижимости в <адрес> с кадастровыми номерами:

В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 6.09.2018 об уплате налогов, в том числе налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы со сроком уплаты до 3.12.2018.

Налогоплательщиком произведена частичная оплата по налогу на имущество физических лиц в размере 206 452 рублей 40 копеек, остаток задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы составляет 996198 рублей 60 копеек.

В связи с частичной оплатой налогов налогоплательщику в установленный срок направлено требование по состоянию на 19.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы, пени со сроком исполнения до 01.02.2019.

Указанное требование исполнено частично в размере 4841 рубля 26 копеек, остаток задолженности по налогу на имущество физических лиц составляет 991 357 рублей 34 копейки.

17.06.2019 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №13 Донского судебного района Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №13 Донского судебного района Тульской области от 17.06.2019 с Зуева К.А. взыскана недоимка по налогу и пени.

23.08.2019 судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями Зуева К.А.

В последующем Межрайонная ИФНС России №9 по Тульской области в порядке ст. 46 КАС РФ уточнила административные исковые требования и, ссылаясь на уменьшение(перерасчет) налога за 2016, 2017 год на 500940 рублей, просила взыскать с Зуева К.А. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 490 417 рублей 34 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3 рублей 28 копеек.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №9 не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Зуев К.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика Зуева К.А. по доверенности Орехова Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом.

Решением Донского городского суда Тульской области от 23 января 2020 г. постановлено:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области к Зуеву Константину Алексеевичу о взыскании налога и пени – удовлетворить частично.

Взыскать с Зуева Константина Алексеевича в пользу Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области задолженность по налогу на имущество за 2017 г. по сроку уплаты 03.12.2018 в сумме 190255 руб., пени за несвоевременную уплату налога в сумме 784 руб. 67 коп., а всего подлежит взысканию 191009 руб. (сто девяносто одна тысяча девять) рублей 67 копеек.

В остальной части административных исковых требований Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области к Зуеву Константину Алексеевичу – отказать.

Взыскать с Зуева Константина Алексеевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей.

В апелляционных жалобах представители административного ответчика Зуева К.А. по доверенности Орехова Е.А., Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области по доверенности Ляпина И.М. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области, административного ответчика Зуева К.А.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представители административного ответчика Зуева К.А. по доверенности Ореховой Е.А., обсудив доводы апелляционных жалоб, исследовав в порядке ст. 308 КАС РФ представленные сторонами по делу, а также полученные судебной коллегий новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Статьей 23 Налогового кодекса РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 57 Налогового кодекса РФ сроки уплаты налогов, сборов, страховых взносов устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору, страховому взносу.

Пунктом 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (п.4 ст.69 Налогового кодекса РФ).

С направлением предусмотренного ст. 69 Налогового кодекса РФ требования налоговое законодательство связывает последующее применение механизма принудительного взыскания налога и пени.

Из положений ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме, однако данные положения не исключают самостоятельного (отдельно от взыскания налога) взыскания пени посредством выставления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.

В силу ч. 4 ст. 52, ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса РФ в случае направления налогового уведомления, требования об уплате налога, по почте заказным письмом налоговое уведомление и требование об уплате налога считаются полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Зуев К.А. в 2015, 2016, 2017 годах являлся собственником следующего недвижимого имущества:

- квартиры с кадастровым номером , расположенной по адресу: <адрес>

- иных строений, помещений и сооружений с кадастровым номером , <адрес>

- иных строений, помещений и сооружений с кадастровым номером , <адрес>

- иных строений, помещений и сооружений с кадастровым номером , <адрес>

- иных строений, помещений и сооружений с кадастровым номером , <адрес>

Тем самым, Зуев К.А. является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

Как у собственника указанного имущества у Зуева К.А. возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы в размере 1202651 рубля 60 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 3655 рублей, в связи с чем, налоговым органом в его адрес направлено налоговое уведомление от 6.09.2018 со сроком уплаты не позднее 03.12.2018.

Зуевым К.А. произведена частичная оплата по налогу на имущество физических лиц в размере 206 452 рублей 40 копеек, остаток задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 год составляет 996198 рублей 60 копеек.

В связи с частичной оплатой налогов налогоплательщику в установленный срок направлено требование № 63744 по состоянию на 19.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы, пени со сроком исполнения до 01.02.2019.

Указанное требование исполнено частично в размере 4841 рубля 26 копеек.

17.06.2019 при наличии недоимки по налогу на имущество физических лиц налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №13 Донского судебного района Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка №13 Донского судебного района Тульской области от 17.06.2019 с Зуева К.А. взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы в размере 996 198 рублей 60 копеек, пени – 3655 рублей.

В связи с поступившими от Зуева К.А. возражениями судебный приказ от 17.06.2019 определением мирового судьи судебного участка №13 Донского судебного района Тульской области от 23.08.2019 отменен.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их частичном удовлетворении.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным и обоснованным в том случае, если оно принято в точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение указанным требованиям не отвечает.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленных налоговым органом сумм недоимок и пеней по соответствующим видам налогов, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом не соблюден срок и порядок взыскания налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, поскольку 18.07.2017 Зуеву К.А. выставлено налоговое уведомление №18085625 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в сумме 956636 рублей со сроком уплаты до 01.12.2017, а сведений о направлении Зуеву К.А. требования об уплате налога на основании указанного налогового уведомления административным истцом не представлено.

Судебная коллегия находит такой вывод ошибочным и полагает, что порядок принудительного взыскания исчисленных налоговым органом сумм недоимок и пеней не нарушен.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 2 ст.48 Налогового кодекса РФ)

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая сроки исполнения требования № 63744 от 19.12.2018 об уплате недоимки за 2015, 2016, 2017 годы по налогу на имущество физических лиц, даты обращения Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области с заявлением о вынесении судебного приказа – 17.06.2019, в суд 25.10.2019 с административным иском после отмены 23.08.2019 судебного приказа, то налоговым органом установленный законом срок, предусмотренный ч. 2 ст. 48 Налоговым органом РФ, на принудительное взыскание недоимки по налогам, пени соблюден.

Поскольку обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа, является обязательным, а обращение налогового органа в суд с исковыми требованиями возможно в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, исходя из положений ч. 3 ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, судебная коллегия полагает, что установленный законом срок на обращение в суд с требованием о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в порядке искового производства, административным истцом не пропущен.

В опровержение выводов суда первой инстанции о нарушении порядка принудительного взыскания, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Из положений п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 409 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые органы исчисляют подлежащий уплате физическими лицами налог на имущество физических лиц и направляют налоговое уведомление не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, а налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу абз.2 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

Из абз.2 п. 6 ст. 58 Налогового кодекса РФ в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

7.10.2016 налоговым органом Зуеву К.А. направлено налоговое уведомление №66216002 от 27.09.2016 об уплате налогов за 2015 год, в том числе налога на имущество физических лиц, со сроком уплаты до 01.12.2016.

3.08.2017 в адрес Зуева К.А. направлено налоговое уведомление №18085625 от 18.07.2017 со сроком уплаты до 1.12.2017 об уплате налогов, в котором, в связи с произведенным перерасчетом и доначислениями по коэффициенту указан налог на имущество физических лиц за 2015 год, а также за 2016 год.

В связи с произведенным перерасчетом налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, а именно доначислениями по налогу на имущество физических лиц за 2015 год по объекту недвижимого имущества с кадастровым номером в размере 870 рублей (повышен коэффициент), и по налогу на имущество физических лиц за 2016 год по этому же объекту недвижимости в размере 1358 рублей, Зуеву К.А. направлено налоговое уведомление №13138038 от 6.09.2018 об уплате налогов, в которое помимо прочего вошел налог на имущество физических лиц за 2015 и 2016 годы.

После чего, на основании указанного налогового уведомления Зуеву К.А. выставлено требование № 63744 по состоянию на 19.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы, пени со сроком исполнения до 01.02.2019.

Начало течения, установленного срока для обращения в суд налоговое законодательство в данном случае связывает с связывает с днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней. Такое требование выставлено только в декабре 2018 года. Следовательно, нарушения порядка принудительного взыскания налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, вопреки выводам суда первой инстанции, налоговым органом не допущено.

Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» с 01.01.2015 на территории муниципального образования г. Тула введен налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

При этом, налоговые ставки установлены в отношении: 1) жилых домов, квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, - 0,1 процента; 2) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 процента; 3) прочих объектов налогообложения - 0,5 процента.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ (ст. 400 Налогового кодекса РФ), к которому в том числе, относятся иное здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования (п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ).

Налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В соответствии с положениями ст. 403 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 409 Налогового кодекса РФ).

Из апелляционной жалобы административного ответчика Зуева К.А. и пояснений его представителя по доверенности Ореховой Е.А., данных в суде апелляционной инстанции, следует, что недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы Зуевым К.А. оплачена. В подтверждение чего представлены платежные поручения: №119 от 3.12.2018 на сумму 96886 рублей, №118 от 3.12.2018 на сумму 67521 рубль, №103 от 6.11.2018 на сумму 37961 рубль, №102 от 6.11.2018 на сумму 4085 рублей, №5 от 29.11.2016 на сумму 6985 рублей, №6 от 29.11.2016 на сумму 43 рубля, №117 от 14.08.2017 на сумму 202844 рубля, №133 от 16.10.2017 на сумму 300000 рублей.

Судебная коллегия находит доводы стороны административного ответчика заслуживающими внимания.

Из материалов дела усматривается, что в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления, содержащие указание на необходимость уплаты налогов, в том числе налога на имущество физических лиц, от 27.09.2016 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год со сроком уплаты до 1.12.2016 в общей сумме 760820 рублей; налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год со сроком уплаты до 1.12.2017 в общей сумме 195 859 рублей.

Согласно налоговому уведомлению от 6.09.2018 произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы, общая сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы с учетом переплаты в размере 511385 рублей 40 копеек составила 1202651 рубль 60 копеек.

6.12.2019 Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области произведено уменьшение размера недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год по объекту недвижимости с кадастровым номером на 352 642 рубля, по объекту недвижимости с кадастровым номером 71:26:010204:247 на 148 298 рублей в связи с изменением кадастровой стоимости объектов.

Следовательно, к уплате общая сумма по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы составляла 701711 рублей 60 копеек.

Вместе с тем, Зуевым К.А. за период 2015-2017 годы оплачена общая сумма налога на имущество физических лиц равная 716325 рублям, что больше суммы налога, исчисленной за указанный период.

Оснований не доверять представленным Зуевым К.А. платежным поручениям не имеется, в связи со следующим.

В соответствии с ч. 7 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Налогового кодекса, Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (далее - Правила).

Представленные Зуевым К.А. платежные поручения соответствуют указанным Правилам, поскольку содержат все необходимые реквизиты, позволяющие идентифицировать платежи, так, в них указаны: ИНН налогоплательщика, в реквизите «106» указано «ТП» (платежи текущего года) (п. 7 Правил), в реквизите «107» о указан налоговый период (п. 8 Правил), кроме того, в реквизите «назначение платежа» указаны уплаченный налог, период и объект налогообложения.

Так, платежные поручения содержат следующие сведения:

от 3.12.2018 на сумму 96886 рублей – налог на имущество за 2017 год <адрес>, ТП 1.12.2017 год,

от 3.12.2018 на сумму 67521 рубль, налог на имущество за 2017 год <адрес> ТП 1.12.2017

от 6.11.2018 на сумму 37961 рубль, налог на имущество за 2015, 2016, 2017 год <адрес> ТП 1.12.2018

от 6.11.2018 на сумму 4085 рублей, налог на имущество за 2015, 2016, 2017 год <адрес> ТП 1.12.2018

от 29.11.2016 на сумму 6985 рублей, <адрес> ТП 1.12.2016

от 29.11.2016 на сумму 43 рубля, ТП 1.12.2016, налог на имущество Донской, <адрес> ТП1.12.2016

от 14.08.2017 на сумму 202844 рубля, налог на имущество 2015-2017 ТП 1.12.2017

от 16.10.2017 на сумму 300000 рублей, налог на имущество за 2015, кадастровый номер , ТП 1.12.2017

По существу Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области факт поступления указанных денежных средств не оспаривается.

В силу подп. 1 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и на основании подп. 1 п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ, по общему правилу, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Согласно подп. 4 п. 4 ст. 45 налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Нормы Налогового кодекса РФ не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности.

С учетом приведенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у Зуева К.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы, поскольку последним произведена оплата за указанный период и объекты в полном объеме.

Представленный Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области в суд апелляционной инстанции расчет взыскиваемых сумм содержит указание на поступление указанных платежей. Вместе с тем, в данном расчете указано на зачисление данных платежей в счет иных налоговых периодов. Вопреки доводам налогового органа оснований для зачисления указанных платежей по иным налоговым периодам у налогового органа не имелось. Для налогоплательщика указавшего необходимые реквизиты платежей обязанность считается исполненной.

Учитывая, что оснований для взыскания с Зуева К.А. по настоящему делу недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017 годы, в связи с их своевременной оплатой, не имеется, а пени как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, носят компенсационный характер и являются производной от основного обязательства, то оснований для взыскания пени по данным налогам судебная коллегия также не находит.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области судебная коллегия не находит.

Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют установленным обстоятельствам дела, что в соответствии со ст. ст. 309, 310 КАС РФ является основанием для отмены постановленного по делу судебного акта, то решение Донского городского суда Тульской области от 23 января 2020 г. подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области к Зуеву Константину Алексеевичу о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы и пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Донского городского суда Тульской области от 23 января 2020 г. отменить.

Постановить по настоящему делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области к Зуеву Константину Алексеевичу о взыскании налога на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 годы и пени, отказать.

Апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 9 по Тульской области оставить без удовлетворения.

В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи