НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тульского областного суда (Тульская область) от 06.08.2019 № 33А-2237

№ 33а-2237 судья Свинцова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 августа 2019 года город Тула

Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Юрковой Т.А.,

судей Епихиной О.М., Щербаковой Н.В.,

при секретаре Кузнецова Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Яковенко А.Н. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 23 апреля 2019 г. по делу по административному исковому заявлению Яковенко А.Н. к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» о признании бездействия, действий незаконными, обязании произвести перерасчет и выплатить компенсацию за наем жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия

установила:

Яковенко А.Н. обратилась в суд с административным иском, впоследствии уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» о признании бездействия, действий незаконными, обязании произвести перерасчет и выплатить компенсацию за наем жилого помещения.

В обоснование заявленных требований сослалась на то, что проходила военную службу по контракту в войсковой части №<...> в звании гвардии старший лейтенант юстиции. В Вооруженных силах Российской Федерации с <...>, выслуга лет составила <...> лет <...> месяца в календарном исчислении.

Приказом Командующего воздушно-десантными войсками № <...> от <...> досрочно уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом Командира 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии №<...> от <...> исключена из списков личного состава с <...>.

Согласно решению ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №<...> от <...> принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № <...> от <...> административный истец снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма со ссылкой на п.п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 13.02.2017, вступившим в законную силу 06.06.2017, решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № <...> от <...> признано незаконным. Судом постановлено обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Яковенко А.Н. в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Письмом Департамента жилищного обеспечения Российской Федерации от <...><...> административный истец восстановлена в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Яковенко А.Н. поданы документы на выплату компенсации за поднаем за период с <...> по <...> год (вх. №<...> от <...>, №<...> от <...>, №<...> от <...>).

На вышеназванные обращения Военным комиссариатом Тульской области даны ответы о необходимости устранения недостатков в документах для получения компенсации.

После устранения указанных недостатков и предоставления всех документов, компенсация за поднаем так и не была перечислена.

В настоящее время Яковенко А.Н. состоит в реестре нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 2 (два) человека, дата постановки <...>, избранное место жительства г. Москва.

До настоящего времени Яковенко А.Н. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, денежная компенсация за поднаем не выплачивается.

Административный истец проживает на съемной квартире по адресу: <...>, согласно договору найма жилого помещения.

Просила суд признать незаконным бездействие Военного комиссариата Тульской области, связанное с невыплатой Яковенко А.Н. компенсации за поднаем на условиях принятия нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по социальному найму с составом семьи 2 (два) человека, избранное место жительства г. Москва; обязать Военный комиссариат Тульской области осуществить перерасчет и выплатить компенсацию за поднаем за период с <...> по <...> год.

В ходе рассмотрения административного дела, в связи с перечислением денежных средств ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», Яковенко А.Н. уточнила заявленные требования. Просила суд признать незаконными действия ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», связанные с невыплатой Яковенко А.Н. компенсации за поднаем на условиях принятия нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по социальному найму с составом семьи 2 (два) человека, избранное место жительства – г. Москва. Обязать ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» осуществить перерасчет и выплатить компенсацию за поднайм за период с <...> по дату принятия судом решения, исходя из норм выплаты денежной компенсации по г. Москве и состава семьи 2 (два) человека. В обоснование уточненного административного искового заявления Яковенко А.Н. указала, что компенсация за поднайм жилого помещения выплачена без учета дочери Яковенко Е.М., в связи с непредставление справки об очной форме обучения. Поскольку Яковенко Е.М. является членом семьи военнослужащего Яковенко А.Н., полагала, что компенсация должна производиться на семью из 2 человек.

В судебном заседании административный истец Яковенко А.Н., ее представитель по заявлению, в соответствии с ч. 5 ст. 57 КАС РФ, Мельник Р.А. заявленные требования поддержали в полном объеме с учетом уточнений.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Муравлева И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных Яковенко А.Н. требований.

По мнению представителя административного ответчика, административный истец вправе требовать компенсацию за поднайм жилого помещения по ценам г. Москвы и Московской области в том случае, если она переведет пенсионное дело по месту своего жительства - в г. Москву и встанет на воинский учет в военный комиссариат г. Москвы, поскольку выплата денежной компенсации для граждан, уволенных с военной службы, осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных п. п. 2 и 2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №909, по месту постановки на учет в части их пенсионного обеспечения.

Также указала, что согласно ответу <...> от <...><...><...>., достигшая 18-летнего возраста, обучалась на очной форме с <...> по <...>. Поскольку согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от <...><...> при определении прав граждан, уволенных с военной службы, на получение денежной компенсации к членам семьи гражданина, уволенного с военной службы, или к членам семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, относятся граждане, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», совместно проживающие с ним и включенные в список либо реестр в качестве членов семьи гражданина, уволенного с военной службы, а <...>. в период обучения в <...> совместно с Яковенко А.Н. не проживала, оснований для расчета компенсации с учетом дочери не имеется.

Представители заинтересованных лиц – ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель заинтересованного лица, привлеченный к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. В представленном суду письменном отзыве на административное исковое заявление указал на незаконность требований Яковенко А.Н.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 23 апреля 2019 г. административные исковые требования Яковенко А.Н. к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» о признании бездействия, действий незаконными, обязании произвести перерасчет и выплатить компенсацию за наем жилого помещения, оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец Яковенко А.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, а также ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельства дела.

Лица, участвующие в деле, административный истец Яковенко А.Н., представители заинтересованных лиц – ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела извещались надлежащим образом путем направления судебного извещения по указанным данными лицами адресам в порядке ст. 96 КАС РФ, заблаговременно, об уважительных причинах неявки не сообщили, доказательств наличия уважительных причин неявки не представили.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела настоящее административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Муравлеву И.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Яковенко А.Н. проходила военную службу по контракту в войсковой части <...> в звании старший лейтенант юстиции. В Вооруженных силах Российской Федерации с <...>, выслуга лет в календарном исчислении составляет <...> лет <...> месяца.

Приказом Командующего воздушно – десантными войсками № <...> от <...> Яковенко А.Н. досрочно уволена в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Приказом Командира 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии №<...> от <...> исключена из списков личного состава с <...>.

Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №<...> от <...> в соответствии со ст. 52 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и на основании заявления и представленных документов Яковенко А.Н. совместно с дочерью <...>., <...> года рождения, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включена в реестр военнослужащих (граждан), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях Министерства обороны Российской Федерации. Дата принятия на учет указана <...> Учетная категория – заключивший первый контракт после <...> года. Избранное место жительства – г. Москва.

В связи с увольнением по оргштатным мероприятиям Яковенко А.Н. было выбрано место жительства г. Москва путем предоставления квартиры в собственность.

Из материалов дела также следует, что решением отделения (территориальное, г. Калуга) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №<...> от <...> «О снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» Яковенко А.Н. снята с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 13.02.2017, вступившим в законную силу 06.06.2017, решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №<...> от <...> признано незаконным. Суд постановил обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Яковенко А.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Яковенко А.Н. восстановлена в реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях с <...>, с составом семьи 2 (два) человека, избранное место жительства – г. Москва.

<...> Яковенко А.Н. обратилась с заявлением к Военному комиссару Военного комиссариата городского округа г. Тулы Тульской области о предоставлении ей и ее дочери <...>., <...> года рождения, денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Фактический размер оплаты за жилое помещение составляет <...> руб. в месяц. К заявлению, среди прочего, приложены: договоры аренды жилого помещения от <...> и от <...>.

<...> документы по оформлению денежной компенсации за поднаем жилого помещения старшего лейтенанта запаса Яковенко А.Н. и членам ее семьи направлены Военному комиссару Тульской области.

Письмом Военного комиссара Тульской области от <...><...> документы на выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения Яковенко А.Н. возвращены военному комиссару военного комиссариата (городского округа город Тула Тульской области) без исполнения. Сообщено, что в представленных документах отсутствуют: договоры найма жилого помещения за <...>-<...> г.г. (в документах представлены договоры аренды жилого помещения), документ о передаче денежных средств в счет уплаты за найм жилого помещения за <...>-<...> г.г., форма №<...> на квартиру, расположенную по адресу: <...>. Указано на необходимость приглашения Яковенко А.Н. на служебный прием в военный комиссариат для разъяснения порядка оплаты денежной компенсации за поднаем жилого помещения.

<...> документы возвращены Яковенко А.Н. (письмо от <...><...>.

Как следует из объяснений административного истца, после возвращения без рассмотрения заявления от <...>, ею устранены недостатки, повторно собран необходимый пакет документов, в том числе указан расчетный счет, куда необходимо перевести денежную компенсацию. Однако, компенсация перечислена не была.

Так, согласно представленному договору найма (поднайма) жилого помещения от <...>, заключенному между Яковенко А.Н. и <...>., наймодатель передает нанимателю за плату 40000 руб. во временное пользование для проживания квартиру, расположенную по адресу: <...>, на срок до <...>. Указано, что в квартире зарегистрирован <...>., совместно с нанимателем в течение срока найма в квартире разрешено проживать <...>., <...> года рождения. Согласно графику платежей по договору найма Яковенко А.Н. уплачено <...><...> руб. за июнь <...> года, <...> руб. – за каждый месяц в период июль <...> - апрель <...> года, <...> руб. – май <...> года.

Из договора найма (поднайма) жилого помещения от <...>, заключенного между Яковенко А.Н. и <...>., следует, что наймодатель передает нанимателю за плату <...> руб. во временное пользование для проживания квартиру, расположенную по адресу: <...>, на срок до <...>. Указано, что в квартире зарегистрирован <...>., совместно с нанимателем в течение срока найма в квартире разрешено проживать <...>., <...> года рождения. Согласно графику платежей по договору найма Яковенко А.Н. уплачено <...>. <...> руб. за май <...> года, <...> руб. – за каждый месяц в период июнь <...> - март <...> года, <...> руб. – апрель <...> года.

Из возражений административного ответчика следует, что <...> Яковенко А.Н. представлена справка №<...> о регистрации <...>., <...> года рождения, с <...> по адресу: <...>. В справке о лицах, зарегистрированных в квартире, переданной в поднаем Яковенко А.Н., в нарушение требований не указано, кто еще зарегистрирован в данном жилом помещении, отсутствовала ссылка на то, что <...>. является единственным зарегистрированным в ней человеком. Кроме того, <...>. является родным братом Яковенко А.Н.

<...> из военного комиссариата городского округа город Тула документы по оформлению денежной компенсации за поднаем жилого помещения Яковенко А.Н. и членам ее семьи направлены в Военный комиссариат Тульской области (вх. №<...> от <...>). Одновременно сделан запрос в Центральное адресно-справочное бюро ГУВД г. Москвы о регистрации Яковенко А.Н. по месту жительства.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Муравлева И.В. 13.06.2018 документы Яковенко А.Н. возвращены в связи с отсутствием сведений о собственнике квартиры по адресу: <...>.

Яковенко А.Н. представлено свидетельство о государственной регистрации права от <...><...><...> о том, что собственником квартиры по указанному адресу на основании договора купли-продажи с использованием кредитных денежных средств является Пискунов В.Н.

<...> Военным комиссаром Тульской области сделан запрос начальнику Тульского территориального гарнизона Командиру 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии по вопросу сохранилось ли за Яковенко А.Н. право пользования служебным жилым помещением, предоставленным ей в период службы.

<...> документы Яковенко А.Н. на выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения возвращены. В письме указано, что заявителем не представлена справка из отдела УФМС России по г. Москве по району Лефортово, с указанием кто зарегистрирован в квартире по адресу: <...> (письмо исх. №<...>).

Как следует из информации, предоставленной в Военный комиссариат Тульской области врио командира войсковой части <...>, от <...><...>, по адресу: <...>, (по данному адресу зарегистрирована Яковенко А.Н.) жилые помещения для проживания военнослужащих и членов их семей отсутствуют.

<...> повторно направлено письмо Яковенко А.Н. о том, что необходимо представить справку с указанием зарегистрированных в квартире лиц. Дополнительно указано, что при предоставлении вышеуказанной справки документы будут отправлены в ВКТО по ЦСО для принятия решения о выплате денежной компенсации за поднаем жилого помещения.

Согласно адресной справке УВМ ГУ МВД России по г. Москве ЦАСР от <...> Яковенко А.Н. зарегистрированной либо снятой с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) в г. Москве и Московской области не значится.

Из сообщения Военного комиссара военного комиссариата городского округа г. Тула Тульской области от <...><...> следует, что старший лейтенант запаса Яковенко А.Н., зарегистрированная по адресу: <...>, состоит на воинском учете в военном комиссариате городского округа г. Тула Тульской области с <...> по настоящее время.

Как следует из объяснений представителя административного ответчика в судебном заседании после предоставления Яковенко А.Н. полного перечня необходимых документов, <...> последней произведена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения за август <...> года в размере <...> руб. 32 коп., а <...> произведена доплата за период с <...> по <...> в размере <...> руб.

В дальнейшем сумма компенсации в размере <...> руб. <...> коп. ежемесячно поступала на расчетный счет административного истца до декабря <...> года. С января <...> года в счет компенсации за наем жилья Яковенко А.Н. выплачивается сумма в размере <...> руб. <...> коп.

Согласно выплатному делу ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», справке от <...><...> административному истцу произведен перерасчет компенсации за наем (поднаем) жилого помещения. Так, в период с <...> по <...> выплачивалась компенсация в сумме <...> руб. <...> коп. на семью 2 (два) человека, выплата за период с <...> по <...> производилась на одного человека в сумме <...> руб. <...> коп., так как дочь Яковенко А.Н. обучалась в Тульском государственном университете по <...>.

Административный истец, обращаясь с настоящим иском, полагала, что имеется незаконное бездействие со стороны ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», которое выразилось в расчете компенсации за наем жилого помещения без учета норм г. Москвы, в дальнейшем - в прекращении выплаты компенсации на ее дочь.

Разрешая заявленные требования, проверяя доводы и возражения сторон, суд, дав оценку установленным обстоятельствам по делу, не нашел правовых оснований для признания бездействий, действий административного ответчика при расчете компенсации за наем жилого помещения незаконными.

С данными выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на материалах дела и приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

По смыслу закона оспариваемые действия (бездействие) публично-правового органа может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: постановление (действие (бездействие)) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого действия (бездействие) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя.

В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого документа (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Основанием для признания действия (бездействия) незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В настоящем деле одновременное наличие таких оснований не установлено, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены, доказательств обратного не представлено, ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» действовал в рамках предоставленных полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно п. 1 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Порядок и размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №909, согласно которому выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. При этом, финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п. 4 Постановления).

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №909 установлен предельный размер ежемесячной денежной компенсации за наем жилых помещений, а также условия и размеры его повышения.

Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 № 1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения», по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).

В случае если размеры денежной компенсации, рассчитанные в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, будут ниже размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления, денежная компенсация указанной категории лиц выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, установленных пунктом 2(1) настоящего постановления.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера денежной компенсации устанавливается в размере 24 кв. метров - для одиноко проживающего военнослужащего либо гражданина Российской Федерации (далее - гражданин), уволенного с военной службы, указанных в абзаце первом настоящего пункта, 36 кв. метров - на семью из 2 человек, 43 кв. метров - на семью из 3 человек, по 12 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи 4 человека и более.

Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 909 установлено, что настоящее положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - денежная компенсация) гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

При перемене места жительства гражданами, указанными в пункте 1 настоящего Положения, и невозможности обеспечения их жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы выдают документы, необходимые для принятия решения о выплате денежной компенсации.

Решение о выплате денежной компенсации принимается органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы.

Выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.

Во исполнение названного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), в соответствии с п. 1 которой, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы и включенным в целях жилищного обеспечения структурным подразделением уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих либо специализированной организацией (структурным подразделением специализированной организации) согласно принадлежности территорий в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, за счет и в пределах средств, предусматриваемых Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на выплату денежной компенсации.

Согласно п.12 Инструкции, при определении права на получение денежной компенсации учитываются члены семьи военнослужащего или погибшего (умершего) военнослужащего, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" совместно проживающие с ним (совместно проживавшие с погибшим (умершим) военнослужащим) и включенные в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в качестве членов семьи военнослужащего.

Военнослужащие, члены семей погибших (умерших) военнослужащих вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором дислоцированы воинские части (организации), где военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу. При этом выплата денежной компенсации указанным лицам осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных пунктами 2 и 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", по месту дислокации воинских частей (организаций), в которых военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу (п.13 Инструкции).

Денежная компенсация выплачивается гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - граждане, уволенные с военной службы), и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы (далее - члены семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы), за счет и в пределах средств, предусмотренных Министерству обороны Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете, по месту постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения либо на воинский учет в размерах, установленных договором найма (поднайма) жилья, но не выше размеров, определенных в порядке, установленном пунктами 2 и 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" ( п.20 Инструкции).

При определении прав граждан, уволенных с военной службы, на получение денежной компенсации к членам семьи гражданина, уволенного с военной службы, или к членам семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, относятся граждане, указанные в пункте 5 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", совместно проживающие с ним (совместно проживавшие с погибшим (умершим) гражданином, уволенным с военной службы) и включенные в список либо в реестр в качестве членов семьи гражданина, уволенного с военной службы ( п.29 Инструкции).

Граждане, уволенные с военной службы, а также члены семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта) по месту постановки на воинский учет (лица, уволенные с правом на пенсию от Министерства обороны Российской Федерации, - по месту пенсионного учета). При этом выплата денежной компенсации осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных пунктами 2 и 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения либо на воинский учет (п.30 Инструкции).

В соответствии с абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом, как следует из ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Содержание названных норм указывает на то, что одним из обязательных условий выплаты денежной компенсации на члена семьи гражданина, уволенного с военной службы, является совместное с ним проживание. Само по себе нахождение на учете нуждающихся в жилом помещении члена семьи военнослужащего, уволенного с военной службы, не является безусловным основанием для выплаты компенсации за наем жилого помещения.

Согласно сообщению Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от <...>, по данным единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, Яковенко А.Н. с <...> признана нуждающейся в жилье, состав семьи 2 человека (Яковенко А.Н., дочь – <...>.), избранное место жительства – г. Москва, норма предоставления жилого помещения от 36,0 кв.м до 45 кв.м.

Из материалов дела следует, что <...> военным комиссаром военного комиссариата (городского округа г. Тула Тульской области) ректору Тульского государственного университета направлен запрос о предоставлении сведений об обучении в данном учебном заведении <...>., <...> года рождения.

<...> военным комиссаром Тульской области Яковенко А.Н. направлено письмо о том, что вопрос о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на дочь <...>. будет решаться после предоставления справки об обучении по очной форме. В связи с тем, что ответ на данное письмо военным комиссариатом Тульской области не получен Яковенко А.Н. <...> направлен повторный запрос.

Согласно ответу <...>» <...>. обучалась в <...> с <...> по <...> (очная форма).

Оценивая установленные обстоятельства по делу, суд исходил из того, что в указанный период дочь Яковенко А.Н. – <...>, обучаясь очно в городе Туле, совместно с матерью в Москве, не проживала.

Указанные выводы суда, вопреки доводам жалобы, основаны на положениях ч.1 ст. 64 КАС РФ являются общеизвестными ( с учетом отдаленности г. Москва от г. Тулы), не нуждаются в доказывании, истцом в установленном порядке не опровергнуты.

Доводы административного истца о том, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, суду следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными. В рассматриваемом случае речь идет не о праве военнослужащего и члена его семьи на обеспечение жильем, а о праве на денежную компенсацию расходов за счет средств федерального бюджета за наем жилого помещения в порядке и размерах, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №909. При этом, круг лиц, относящихся к членам семей военнослужащих, подлежащих учету для выплаты компенсации, определяется с учетом положений абз. 5 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Принимая во внимание изложенное, достижение <...>. возраста 18 лет, обучение в <...> (г. Тула) в период с <...> по <...> по очной форме, непредоставление Яковенко А.Н. сведений в ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» об очной форме обучения <...>. в г. Москве, суд первой инстанции обоснованно не нашел правовых оснований для вывода о наличии незаконного бездействия административного ответчика по невыплате компенсации за наем жилого помещения, исходя из состава семьи 2 (два) человека, а равно как о признании его действий незаконными, поскольку одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения в повышенном размере является совместное проживание с гражданином, имеющим право на оспариваемую компенсацию, члена его семьи.

Установив то обстоятельство, что местом регистрации Яковенко А.Н. является <...>, последняя состоит на воинском учете в военном комиссариате городского округа г. Тула Тульской области с <...> по настоящее время, руководствуясь положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №909, Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.05.2016 № 303, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что выплата денежной компенсации Яковенко А.Н. обоснованно исчислена из размера денежной компенсации по месту постановки ее на воинский учет, то есть по нормам г. Тулы.

Указанный вывод суда первой инстанции с учетом выявленного правового регулирования является правомерным и сомнений и у судебной коллегии не вызывает.

Таким образом, в настоящем деле основания для признания действий (бездействий) ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» незаконными и нарушение прав и законных интересов административного истца не установлены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, применены нормы материального и процессуального права, судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на материалах дела.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.

Материалы дела свидетельствуют о том, что основания, предусмотренные ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 23 апреля 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Яковенко А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи