66а-27/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 22 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Солдатовой С.В.,
судей Гылкэ Д.И., Катанаевой А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шатских Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-17/2019 (№ 92OS0000-01-2019-000023-34) по административному исковому заявлению публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» к Департаменту городского хозяйства города Севастополя о признании недействующим в части пункта 1 таблицы 1 приложения к Приказу Департамента городского хозяйства города Севастополя от 14 декабря 2018 г. № 532-ОД «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на 2019 год», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Севастопольского городского суда от 3 октября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца Пруцкой Н.И. (участвовала посредством видеоконференц-связи), представителей Департамента городского хозяйства города Севастополя Лисовской В.Л., Вышковского С.В. (участвовали посредством видеоконференц-связи), заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» (далее – ПАО «Севастопольгаз», общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом изменений, просило признать недействующим пункт 1 таблицы 1 приложения к Приказу Департамента городского хозяйства города Севастополя от 14 декабря 2018 г. № 532-ОД «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на 2019 год» (далее – Приказ от 14 декабря 2018 г. № 532-ОД), возложить на Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее также – Департамент, административный ответчик) обязанность принять новый нормативный правовой акт, установив для указанной категории потребителей плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ПАО «Севастопольгаз» в размере экономически обоснованной величины 60 514,56 руб.
Решением Севастопольского городского суда от 3 октября 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1 таблицы 1 приложения к Приказу от 14 декабря 2018 г. № 532-ОД в части установления платы для категории потребителей с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), с НДС, для случая, где расстояние от границ земельного участка заявителя до газораспределительных сетей составляет от 5 м до 65 м (включительно) в размере 26 028,90 руб. На административного ответчика возложена обязанность принять заменяющий нормативный акт в части, признанной недействующей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что решение об установлении тарифа принято с использованием Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 16 августа 2018 г. № 1151/18. Выводы суда о невозможности их использования при расчете тарифа не верны, поскольку указанный приказ ФАС России вступил в силу с 1 января 2019 г., при этом размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования ПАО «Севастопольгаз» не изменился. Полагает, что установление платы за технологическое присоединение подлежит установлению в минимальном или максимальном размере, как на то указано в пункте 26.22 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения). Раздельный учет затрат по технологическим присоединениям административным истцом не ведется, в тарифный орган на момент установления тарифа представлен не был.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокуратурой города Севастополя, административным истцом ООО «Севастопольгаз» представлены возражения.
В судебном заседании представители Департамента городского хозяйства г. Севастополя поддержали доводы жалобы.
Представитель административного истца поддержала позицию, изложенную в возражениях на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) и Основными положениями.
Также на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта действовали Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28 апреля 2014 г. № 101-э/3 (далее – Методические рекомендации № 101-э/3), которые подлежали применению при расчете платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения, о чем правомерно сделан вывод судом первой инстанции.
В силу абзаца 3 статьи 23.2 Закона о газоснабжении затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 данного закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 26.22 Основных положений, подпунктами «а» и «б» Методических указаний плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 м и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется). Указанные минимальный и максимальный уровни платы за технологическое присоединение начиная с 2015 г. ежегодно индексируются на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на тот же период, на который устанавливается плата за технологическое присоединение.
При этом газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.
Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и, в случае возникновения, соответствующие выпадающие доходы газораспределительной организации от присоединения указанного газоиспользующего оборудования.
Из материалов дела следует, что ПАО «Севастопольгаз» обратилось в Департамент с заявлением от 28 сентября 2018 г. № 03-9585 об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО «Севастопольгаз» на 2019 год.
В оспариваемом пункте 1 таблицы 1 Приложения к Приказу от 14 декабря 2018 г. № 532-ОД установлена плата для категории потребителей с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), с НДС для случая, где расстояние от границ земельного участка заявителя до газораспределительных сетей составляет от 5 м до 65 м (включительно) в размере 26 028,90 руб.
Согласно расчету административного ответчика указанный размер платы получен путем индексации 20 тыс. руб. на прогнозный среднегодовой уровень инфляции, определенный прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 г.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части признания недействующим пункта 1 таблицы 1 Приложения к оспариваемому нормативному правовому акту, суд первой инстанции исходил из нарушения порядка расчета платы за технологическое присоединение, предусмотренного пунктами 5 и 8 Методических указаний, и сделал вывод о неправомерном установлении платы в минимально возможном размере без учета экономически обоснованной платы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном применении правовых норм и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 5 Методических указаний предусмотрено, что органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливаются:
а) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 м и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется);
б) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 м и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).
Согласно пункту 8 Методических указаний плата за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 данных Методических указаний, устанавливается в размере не менее 20 тыс. руб. и не более 50 тыс. руб. исходя из размера экономически обоснованной платы, определяемой на следующий календарный год по формуле, учитывающей плановую сумму всех расходов газораспределительной организации (далее - ГРО), указанных в пункте 9 Методических указаний, по осуществлению технологического присоединения в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Методических указаний, на следующий календарный год; эффективную ставку налога на прибыль, определяемую с учетом результатов деятельности ГРО в прошлые периоды, а также оценки доходности других видов деятельности ГРО на очередной календарный год как отношение планового значения налога на прибыль к плановому значению прибыли до налогообложения, отражаемому ГРО в бухгалтерском учете, на очередной календарный год (но не выше размера ставки налога на прибыль, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации); плановое количество технологических присоединений в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Методических указаний, на следующий календарный год.
В случае если плата за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Методических указаний, устанавливается дифференцированно и размер экономически обоснованной платы, определяемой на следующий календарный год по формуле составляет менее 50 тыс. руб., размер экономически обоснованной платы на следующий календарный год определяется по формуле отдельно для случаев, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 Методических указаний.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.
Из анализа приведенных норм законодательства не следует, что плата за технологическое подключение подлежит установлению в минимальном либо максимальном размере. Напротив, предусмотрена обязанность регулирующего органа произвести расчет такой платы в экономически обоснованном размере, что, в свою очередь, административным ответчиком вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не выполнено.
При данных обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции о признании не действующим оспариваемого нормативного правового акта правомерными.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, то признание отдельных его положений не действующими с момента вступления в силу судебного акта не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.
С учетом изложенного судебная коллегия считает обоснованным признание нормативного правового акта не действующим в части с даты его принятия.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского городского суда от 3 октября 2019 г. изменить в части определения момента признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Признать не действующим с даты принятия пункт 1 таблицы 1 приложения к Приказу Департамента городского хозяйства города Севастополя от 14 декабря 2018 г. № 532-ОД «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на 2019 год» в части установления платы для категории потребителей с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), с НДС, для случая, где расстояние от границ земельного участка заявителя до газораспределительных сетей составляет от 5 м до 65 м (включительно) в размере 26 028,90 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи