№ 66а-438/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Сочи 1 июня 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Артамоновой Т.А.,
судей Сиротиной Е.С., Анфаловой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Беляк В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Ростовского областного суда административное дело УИД № 61OS0000-01-2020-000356-20 по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее также - ГУП РО «УРСВ», предприятие) о признании не действующими в части постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 11 августа 2020 года № 32/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 года», постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 11 августа 2020 года № 32/1 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 года»
по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 10 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Артамоновой Т.А., заключение прокурора третьего отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Сочи) управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, объяснения представителя административного ответчика Вербицкого Е.А., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного истца Солдатенко Л.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приложением № 1 к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее также - РСТ) от 11 августа 2020 года № 32/2 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 года» установлены тарифы на техническую холодную воду для ГУП РО «УРСВ», ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, на периоды, начиная с момента официального опубликования по 31 декабря 2020 года, и далее по полугодиям по 31 декабря 2025 года включительно (далее – постановление РСТ № 32/2).
Приложением № 2 к постановлению РСТ № 32/2 утверждены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения для ГУП РО «УРСВ», ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, на периоды, начиная с момента официального опубликования по 31 декабря 2020 года, и далее на каждый год по 2025 год включительно, а именно, базовый уровень операционных расходов на первый год долгосрочного периода - 1 964,67 тыс. руб., индекс операционных расходов 1,00 % на 2021-2025 годы, удельный расход электрической энергии 1,0488 кВт ч/куб.м, числовая величина параметров нормативного уровня прибыли и уровня потерь воды не утверждена.
Постановлением РСТ от 11 августа 2020 года № 32/1 утверждена производственная программа в сфере холодного водоснабжения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), ПУ «Зерноградский», Зерноградский район, на период с момента официального опубликования постановления по 31 декабря 2025 года, являющаяся приложением к постановлению РСТ № 32/2, в том числе, пункт 3 раздела 2 - объем воды, поступившей в сеть – 65,906 тыс. куб.м, пункт 4 раздела 2 - потери воды в числовой величине не утверждены; раздел 3 объем - финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (без учета НДС) на период с момента официального опубликования по 31 декабря 2020 года – 2 334,14 тыс. руб., на 2021 год – 2 380,91 тыс. руб., 2022 год – 2 448,68 тыс. руб., на 2023 год – 2 519,32 тыс. руб., на 2024 год – 2 596,11 тыс. руб., на 2025 год – 2 678,12 тыс. руб. (далее – постановление РСТ № 32/1).
Поименованные нормативные правовые акты 13 августа 2020 года опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru, 14 августа 2020 года - на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, вступили в законную силу с даты официального опубликования.
ГУП РО «УРСВ», являющееся в соответствии с постановлением администрации Зерноградского городского поселения от 10 декабря 2018 года № 228 гарантирующей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению с 1 января 2019 года на территории Зерноградского городского поселения Зерноградского района и договором хранения муниципального имущества (объектов водоснабжения и водоотведения) с правом эксплуатации от 7 декабря 2018 года № 3 поселков Экспериментальный и Прудовой, дополнительным соглашением к договору от 12 сентября 2019 года на хутор Ракитный, и субъектом регулируемых правоотношений, обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе разбирательства в суде первой инстанции, о признании со дня принятия не действующими:
постановления РСТ № 32/2 в части утвержденных размеров тарифов на техническую воду в приложении № 1, показателя базового уровня операционных расходов и отсутствия утвержденного параметра уровня потерь воды в приложении № 2;
постановления РСТ № 32/1 в части содержащихся в производственной программе числовых показателей потерь воды (пункты 3,4 раздела 2), числовых значений объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 3).
Просит обязать РСТ принять заменяющие нормативные правовые акты в оспоренной части.
Основанием для признания не действующими постановлений РСТ от 11 августа 2020 года № 32/2 и № 32/1, по мнению административного истца, является их несоответствие Основам ценообразования и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, поскольку в необходимую валовую выручку (далее также – НВВ) не включены экономически обоснованные расходы, понесенные предприятием: операционные расходы, расходы на приобретение энергоресурсов, неподконтрольные расходы и натуральные показатели объема поднятой воды, уровня потерь воды.
Решением Ростовского областного суда от 10 декабря 2020 признаны не действующими с момента вступления решения в законную силу постановление РСТ от 11 августа 2020 года № 32/2 в части размеров тарифов, установленных приложением № 1, а также показателя базового уровня операционных расходов и отсутствия утвержденного показателя уровня потерь воды в приложении № 2; постановление РСТ от 11 августа 2020 года № 32/1 в части содержащихся в производственной программе показателей объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (раздел 3), числовых показателей объема воды, поступившей в сеть, и отсутствия в ней утвержденного показателя потерь воды (пункты 3,4 раздела 2). На административного ответчика возложена обязанность принять новые нормативные правовые акты в части, в которой постановления признаны судом не действующими.
В апелляционной жалобе РСТ просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований административного истца и принять по делу новое решение об отказе в иске в полном объеме.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом ГУП РО «УРСВ» и участвовавшим в деле прокурором поданы письменные возражения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Вербицкий Е.А. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель административного истца Солдатенко Л.В. с доводами апелляционной жалобы РСТ не согласилась в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав пояснения явившихся лиц, допросив свидетелей Коротенко Е.С. и Кравцову И.В., судебная коллегия оснований для отмены либо изменения судебного акта не находит в силу следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в сфере водоснабжения и водоотведения, установлены Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышепоименованного закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 года принято постановление № 406, которым утверждены в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), также утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду, а в сфере водоотведения - тарифы на водоотведение и на транспортировку сточных вод.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов, в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов (пункты 17, 24, 25 Правил регулирования тарифов).
Суд первой инстанции, проанализировав содержание пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», статей 5, 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, статей 27, 52, 60, 63 Устава Ростовской области, принятого Областным законом Ростовской области от 29 мая 1996 года № 19-ЗС, Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 года № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области», положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 года № 20, пришел к правильному выводу об отнесении водоснабжения и водоотведения к регулируемому государством виду деятельности, принятии оспариваемых нормативных правовых актов органом исполнительной власти субъекта в пределах полномочий и компетенции, с соблюдением порядка официального опубликования и вступления в силу. По этим основаниям постановления не оспариваются.
Судом первой инстанции установлено, что 12 июля 2019 года предприятие обратилось в орган регулирования с заявлением об установлении долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения (на техническую воду) на 2020 - 2025 годы и представило на утверждение проект производственной программы на соответствующий период с обосновывающими материалами.
29 июля 2019 года РСТ открыто тарифное дело, специалистом тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
Органом регулирования 11 августа 2020 года приняты оспариваемые постановления № 32/2 и № 32/1.
Как усматривается из заключения и материалов тарифного дела, расчет одноставочных тарифов на 2020 год (первый год первого долгосрочного периода регулирования) произведен методом экономически обоснованных расходов (затрат) с учетом постатейной разбивки расходов, применяемой при методе индексации; на 2021-2025 годы - методом индексации.
В силу пункта 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
В процессе проведения экспертизы органом регулирования объем потерь воды не принят в полном объеме из заявленных предприятием 59,32 тыс. куб.м.
Признавая неправомерным исключение тарифным органом из НВВ плановых расходов на возмещение потерь воды ввиду не предоставления предприятием результатов технического обследования объектов водоснабжения, выполненного экспертной организацией в соответствии с рекомендациями Общественного совета, действующего при РСТ, от 26 июля 2018 года, суд первой инстанции исходил из возможности их определения расчетным способом (отсутствуют приборы учета) в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, неприменения к предприятию требований Общественного совета о наличии акта технического обследования, составленного специализированной организацией, предоставления предприятием акта технического обследования системы водоснабжения указанных населенных пунктов 2020 года, хотя и не подписанного должностным лицом ГУП РО «УРСВ», но согласованного с главой администрации Зерноградского сельского поселения, а также утвержденной схемы водоснабжения. Совокупность данных обстоятельств, по мнению суда первой инстанции, не могла являться достаточным основанием для полного непринятия в расчете НВВ объема потерь воды.
С такими выводами надлежит согласиться.
Согласно пункту 18.1 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - показатели, применяемые для контроля за исполнением обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, реализацией инвестиционной программы, производственной программы организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также в целях регулирования тарифов.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
Объем потерь воды при транспортировке определяется органом регулирования тарифов в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования (пункт 7 Методических указаний).
В силу пункта 27 Основ ценообразования уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Пунктом 8 Перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 года № 162/пр, предусмотрено, что показателем энергетической эффективности является в том числе доля потерь воды в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть (в процентах).
В соответствии с пунктами 8, 15 и 18 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, также утвержденных указанным приказом Минстроя России, при определении фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности уполномоченный орган учитывает в том числе результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности устанавливаются уполномоченными органами на основании предложения организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Плановые значения показателей энергетической эффективности, в частности уровень потерь воды (тепловой энергии в составе горячей воды), определяются с учетом утвержденных организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и определяются в виде величин, указанных в пункте 8 Перечня показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, необходимость представления регулируемой организацией в тарифный орган акта технического обследования централизованных систем водоснабжения и водоотведения установлена поименованными выше правовыми нормами.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, совокупность представленных ГУП РО «УРСВ» в рамках тарифного дела документов, в том числе, акта технического обследования системы водоснабжения, согласованного в установленном порядке с органом местного самоуправления в силу положений частей 3 и 4 статьи 37 Закона о водоснабжении и водоотведении, пунктов 11, 37 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Минстроя России от 5 августа 2014 года № 437/пр (далее также – Требования), позволяла тарифному органу рассмотреть вопрос принятия потерь воды в объемах, которые возможно признать обоснованными и подтвержденными, исходя из данных документов. Отсутствие подписи должностного лица предприятия при наличии подписи о согласовании уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления, тем самым реализовавшего полномочия по проверке соответствия акта технического обследования Требованиям, как верно отметил суд первой инстанции, само по себе безусловно не свидетельствует о не подтверждении заявленного предприятием уровня потерь воды.
Умозаключение суда первой инстанции о неприменении к ГУП РО «УРСВ» рекомендаций действующего при РСТ Общественного совета от 26 июля 2018 года является верным, так как им рекомендовано использовать заключение специализированной организации о расчете потерь в качестве одного из обосновывающих документов только в случаях роста уровня потерь по сравнению с уровнем, ранее принятым при расчете тарифов, а в данном случае для ГУП РО «УРСВ» ранее тарифы на техническую воду на обслуживаемую территорию не устанавливались.
Поскольку, как указано выше, орган регулирования необоснованно снизил предприятию объем потерь воды, следовательно, также неправомерно снижены и находящиеся в зависимости от указанного показателя объем поднятой воды, расходы на приобретение электроэнергии, затраты на иные неподконтрольные расходы (водный налог).
Из материалов дела следует, что снижая расходы на оплату труда с 1 902,31 тыс. руб. до 516,47 тыс. руб. за счет сокращения учтенной численности персонала предприятия и не включения в расчет премий и доплат, орган регулирования исходил из отсутствия в тарифном деле утвержденного штатного расписания, положения об оплате труда на 2020 год, а также не руководствовался положениями отраслевого тарифного соглашения.
Суд первой инстанции, признавая обоснованным сокращение нормативной численности персонала, не согласился с расчетом административного ответчика в части полного исключения премирования без обоснования причин этого в заключении.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции в данной части в целом считает правильными, однако полагает необходимым дополнить их следующими основаниями.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.
При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Судом первой инстанции не учтено, что в сфере водоснабжения и водоотведения действуют два отраслевых тарифных соглашения: Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (продлено до 31 декабря 2022 года), утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденное 8 декабря 2016 года), а также Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (продлено до 31 декабря 2022 года), утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 года (далее - ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденное 16 марта 2017 года).
Согласно статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.
Специальный порядок присоединения организаций к отраслевому тарифному соглашению путем направления письма о присоединении к соглашению либо путем подписания соответствующего соглашения (договора) для последующего включения в региональный реестр участников определен разделом 11 «Заключительные положения» ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденного 16 марта 2017 года.
При этом Министр труда и социальной защиты Российской Федерации не направлял работодателям, не участвовавшим в заключении ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденного 16 марта 2017 года, предложение присоединиться к данному соглашению в порядке статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 11.8 названного ОТС.
Таким образом, отсутствие работодателя организации в региональном реестре участников ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденного 16 марта 2017 года, свидетельствует о неприсоединении к данному соглашению и невозможности применения его параметров.
Письмом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению, оно будет считаться распространенным на этих работодателей.
Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденного 8 декабря 2016 года, предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2017 года № 14-4/10/В-835, или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.
Поскольку ГУП РО «УРСВ» не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному 8 декабря 2016 года, действие данного соглашения считается распространенным и на данную регулируемую организацию, поэтому административный истец вправе при расчете расходов на оплату труда руководствоваться положениями данного соглашения, в том числе применять минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда, утвержденные указанным соглашением.
Так, для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 года составила 10 303,00 руб. Расчет органом регулирования заработной платы исходя из ставки, равной 6 678,00 руб., является неправомерным и экономически необоснованным.
В свою очередь, судебная коллегия соглашается с указанием суда первой инстанции о безосновательном отказе органа регулирования рассмотреть возможность принятия к расчетам сведений относительно премирования и доплат, содержащихся в представленном предприятием в рамках тарифного дела Положении об оплате труда и материальном стимулировании работников ГУП РО «УРСВ», утвержденном 29 декабря 2018 года и действующим в силу положений статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации на момент подачи заявления об установлении тарифов (отменено приказом № 325 от 8 июня 2020 года в связи с введением в действие нового Положения об оплате труда работников ГУП РО «УРСВ»).
Подход органа регулирования к расчету численности производственного, ремонтного, административно-управленческого персонала является мотивированным и экономически обоснованным.
Отчисления на социальные нужды подлежат пересчету исходя из расходов на оплату труда.
Расходы на уплату налогов относятся к неподконтрольным расходам, в числе которых учитывается водный налог (пункт 30 Методических указаний, пункт 65 Основ ценообразования). Данные расходы являются текущими (пункт 76 Основ ценообразования), которые в расчете тарифов с применением метода индексации включаются в НВВ в размере планируемых расходов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования (пункт 85 Методических указаний).
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (пункт 1 статьи 11).
Таким образом, если организация на основании соответствующих разрешительных документов, выданных в установленном порядке, осуществляет водопользование, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация признается плательщиком водного налога.
При отсутствии у организации соответствующего разрешения на осуществление водопользования, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, организация также признается плательщиком водного налога.
В составе тарифной заявки предприятием, осуществляющим забор подземных вод, представлен баланс водоснабжения, по результатам анализа которого РСТ принят объем полезного отпуска на каждый период регулирования 65,906 тыс. куб.м.
Как следует из экспертного заключения, ГУП РО «УРСВ» расходы по статье «водный налог» заявлены на 2020 год в размере 85,49 тыс. руб., на 2021 год – 98,41 тыс. руб., на 2022 год – 113,21 тыс. руб., на 2023-2025 годы – 130,22 тыс. руб., рассчитаны в соответствии с действующим налоговым законодательством, исходя из налоговой базы населения (58,19 тыс. куб.м) и налоговой ставки (162 руб/куб.м и т.д.), а также из налоговой базы, определенной как сумма объемов потребления прочими потребителями (7,72 тыс. куб.м), потерь (59,32 тыс. куб.м и т.д.), собственных нужд (0,71 тыс. куб.м) и налоговой ставки (1 122,66 руб./куб.м и т.д.), однако не приняты органом регулирования в полном объеме по причине не предоставления документов, подтверждающих уплату водного налога, в том числе, налоговых деклараций по водному налогу.
Вместе с тем, вышеприведенные положения Основ ценообразования и Методических указаний, в совокупности со статьями 333.8, 333.9, 333.10, 333.11, 333.12, 333.13 НК РФ, позволяют признать предприятие плательщиком водного налога, что не оспаривается органом регулирования. Данный налог относится к текущим расходам регулируемой организации, планируемым на год i долгосрочного периода регулирования (пункт 85 формула 30 Методических указаний), на основании п. 3 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения установлена за 1 тыс. куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из объекта.
Принимая во внимание вышеизложенное и то обстоятельство, что предприятие впервые обратилось за установлением тарифа по данному производственному участку в 2019 году, установление тарифа заняло более года (с 12 июля 2019 года по 11 августа 2020 года), отнесение предприятия к налогоплательщикам и правильность расчетов водного налога тарифным органом не оспаривается, надлежит согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что указанные регулирующим органом основания не могут служить причиной снижения НВВ за счет исключения сумм подлежащего уплате налога, учитывая предоставленную законодателем возможность корректировки НВВ в последующие годы регулирования в случае отклонения фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от их ранее установленной величины. В ходе разбирательства по делу предприятием была представлена налоговая декларация по водному налогу за 4 квартал 2020 года, подтверждающая факт его отнесения к налогоплательщикам и содержащая сумму исчисленного налога.
Подход органа регулирования к расчету расходов на приобретение горюче-смазочных материалов, прочих производственных расходов (на осуществление контроля качества воды, на инвентарь, ремонтных расходов, административных расходов) признан судом первой инстанции мотивированным и экономически обоснованным, не оспаривается сторонами, с чем надлежит согласиться.
Определяя момент, с которого нормативные правовые акты в оспариваемой части подлежат признанию недействующими, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку оспариваемые нормативные акты применялись и права граждан и организаций были реализованы, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспариваемые положения подлежат признанию не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, получившей надлежащую правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения; предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Ростовского областного суда от 10 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение шести месяцев.
Мотивированное определение составлено 9 июня 2021 года.
Председательствующий
Судьи