НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Тамбовского областного суда (Тамбовская область) от 15.09.2023 № 2-1755/2023

Дело № 2-1755/2023 (судья Белова Н.Р.)

УИД: 68RS0001-01-2023-001520-09

Номер производства в апелляционной инстанции 33-2944/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 сентября 2023 года город Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пачиной Л.Н.

судей: Сорокиной С.Л., Альчиковой Е.В.

при секретаре: Кануткиной Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о понуждении выполнить перерасчет компенсаций расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1, *** года рождения, обратилась с иском к министерству социальной защиты и семейной политики по Тамбовской области о понуждении выполнить перерасчет компенсаций расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В обоснование иска указала, что она является собственником домовладения по адресу: ***. Она (истица) несколько лет пыталась получить перерасчет выплат компенсации по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, компенсацию взносов на жилую площадь и коммунальные услуги при расчете субсидии.

На обращение в министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области она (истица) получила ответ о том, что ей как инвалиду *** группы предоставляется компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Одновременно, она (ФИО1) обратилась с жалобой в прокуратуру Тамбовской области, на которую поступил ответ о том, что в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ ей предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, как инвалиду *** группы с *** г., а также, что с учетом требований ст. 3 Закона от 04.05.2016 г. №670-З «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области» ей предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ (как инвалиду *** группы) и Закона от 04.05.2016 г. №670-З (как одиноко проживающему неработающему собственнику жилого помещения, достигшему возраста 80 лет).

Истец указала, что она получила *** группу инвалидности *** г. и в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ей должна полагаться компенсация за коммунальные услуги как инвалиду *** группы, но указанная компенсация не предоставляется.

Согласно п. 2.5 постановления администрации Тамбовской области от 25.04.2017 г. №372 «Об утверждении Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области» для граждан, указанных в подпунктах 1.1.1.1 - 1.1.1.30 подраздела 1.1 указанного Порядка, при расчете компенсации применяется федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 м2 общей площади жилья на 1 гражданина, поэтому, по ее мнению, расчет ей должен производиться не из 33 м2, а из 18 м2.

Кроме того, компенсация за уплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и компенсация взносов на жилую площадь и коммунальные услуги при расчете субсидии должны предоставляться согласно нормам жилищного законодательства РФ, то есть в размере 50 %.

Истец просила обязать министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области произвести перерасчет выплат компенсации за коммунальные услуги при расчете ей субсидии на оплату жилого помещения как собственника в размере 50 %, а на капитальный ремонт в размере 100 %.

Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2023 года постановлено:

Исковые требования ФИО1 о понуждении министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с апреля 2020 г. по март 2023 г., оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2023 года и взыскать материальный ущерб в размере 34905 руб. 36 коп. из областного бюджета Тамбовской области.

Считает, что она (ФИО1) полностью производила оплату в размере 100 %, начисление компенсации в размере 50% ей не производили на протяжении трех лет, но данную компенсацию обязаны были начислить на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ и на основании Федерального закона от 29.06.2015 г. №176-ФЗ.

По мнению истицы, суд не отразил в решении сведения о переплате за жилую площадь и отсутствие в квитанциях неполученных компенсаций не только за жилую площадь, но и за коммунальные услуги в размере 50%.

Также, суд ошибочно сослался в решении на ст.159 Жилищного кодекса Российской Федерации и на постановление от 29.07.2019 г. №187 Тамбовской области «Об установлении областных стандартов нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и утверждении порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателям субсидий в Тамбовской области».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, поддержавшую жалобу, возражения на жалобу представителя министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО2, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки. К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг). Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации (пункт 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 1 января 2016 г.).

Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся, в том числе инвалиды.

В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере пятидесяти процентов.

Взнос на капитальный ремонт, как указано в части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме (пункт 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 этого кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2016 г., статья 169 Жилищного кодекса Российской Федерации была дополнена частью 2.1 следующего содержания: "Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов" (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ).

С 1 января 2019 г. часть 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации действует в следующей редакции: "Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.".

Названным Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ также были внесены изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая дополнена частью четырнадцатой следующего содержания: "Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более пятидесяти процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ).

Таким образом, с 1 января 2016 г. федеральным законодательством определены категории граждан, имеющих право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и размеры этой компенсации.

В частности, одиноко проживающим неработающим гражданам - собственникам жилых помещений, достигшим возраста восьмидесяти лет, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляется в размере ста процентов; инвалидам I и II групп предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более пятидесяти процентов указанного взноса.

В Тамбовской области дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям ветеранов и граждан пожилого возраста, проживающим на территории Тамбовской области, установлены Законом Тамбовской области от 04 мая 2016 г. N 670-З "О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области»" (далее - Закон Тамбовской области от 04 мая 2016 г. N 670-З).

Статьей 2 Закона Тамбовской области от 04 мая 2016 г. N 670-З определены категории лиц, на которых распространяется действие названного закона. К ним, в частности, отнесены одиноко проживающие неработающие граждане – собственники жилых помещений, достигшие возраста семидесяти и восьмидесяти лет.

Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1, *** года рождения, была зарегистрирована по месту жительства и проживала по адресу: *** является собственником этого жилого помещения (л.д.7)

ФИО1 является инвалидом *** группы бессрочно с *** г. (л.д.8)

ФИО1, как инвалиду *** группы, предоставляется компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в размере 50 процентов:

- платы за холодную воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

- платы за коммунальные услуги (за холодную воду, электрическую энергию, газ, отопление, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФИО1 предоставлялась компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт как инвалиду *** группы до *** г., а затем *** группы с *** по *** года.

С июня 2017 года предоставление компенсации по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме ФИО1 осуществлялось по Закону Тамбовской области от 04.05.2016 г. № 670-З « О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающих на территории Тамбовской области» как пенсионеру, достигшему возраста 70 лет (собственнику жилого помещения, неработающему, одиноко проживающему) в размере 50 % в пределах нормативной площади жилого помещения 33 кв.м.

С *** г. по достижении 80 лет у ФИО1 возникло право на компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в соответствии с Законом Тамбовской области от 04.05.2016 года № 670-З « О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающих на территории Тамбовской области», предусматривающим предоставление компенсации пенсионерам (собственникам жилых помещений, неработающим, проживали или с неработающими пенсионерами) - в размере 100 % от нормативной площади жилого помещения.

С указанной даты (с ***) ФИО1 является получателем компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт как одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения, достигший возраста 80 лет.

Задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме истица не имеет, в связи с чем ей выплачивается компенсация таких расходов органом социальной защиты населения.

Полагая расчеты компенсации неверными, ФИО1 обратилась в суд.

Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 о понуждении министерства социальной защиты и семейной политики Тамбовской области произвести перерасчет компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с апреля 2020 года по март 2023 г., обоснованно, сославшись на вышеназванные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Тамбовской области от 05.05.2016 г. № 670-З «О предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающих на территории Тамбовской области», а также на постановление администрации Тамбовской области от 19.07.2019 г. № 817 «Об установлении областных стандартов нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и утверждении порядка перечисления я(выплаты, вручения) субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателям субсидий в Тамбовской области», на постановление администрации Тамбовской области от 25 апреля 2017 года № 372 «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области», исследовав и дав оценку представленным доказательствам, расчетам, квитанциям, пришел к выводу о том, что права истицы ответчиком не нарушены: ФИО1 как инвалиду *** группы предоставляются меры социальной поддержки в размере 50 процентов суммы платы за холодную воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме,платы за коммунальные услуги (за холодную воду, электрическую энергию, газ, отопление, за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; истице выплачивается компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; расчет компенсаций ответчиком произведен правильно; компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт истице выплачивается ежемесячно и в полном объеме в размере 100 процентов от 33 кв.м. областного стандарта нормативной площади жилого помещения (50 процентов по категории «инвалид» и 50 процентов по категории «одиноко проживающий неработающий собственник жилого помещения, достигший возраста 80 лет»); средства поступают на расчетный счет истицы; информация о начисленных суммах компенсации ежемесячно передается в расчетные организации для отражения в платежных документах.

Выводы суда первой инстанции соответствуют вышеприведенным нормам материального права, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы, которые сводятся к основаниям иска, рассмотренным судом и получившим правильную правовую оценку в судебном решении.

Так, согласно части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.

В силу части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более пятидесяти процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 399-ФЗ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.45 постановления от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).

В соответствии со статьей 2 Закона Тамбовской области от 04.05.2016 г. № 670-З «О предоставлении компенсации расходов на капитальный ремонт отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области» компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - компенсация) предоставляется в размерах, установленных в статье 3 настоящего Закона, следующим категориям граждан, проживающих в Тамбовской области, в том числе:

1) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет;

2) одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет.

Статьей 3 названного Закона предусмотрен порядок расчета компенсации и размер компенсации, согласно которого компенсация рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного постановлением Правительства Тамбовской области, и областных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, но не более фактического размера общей площади жилого помещения.

Компенсация предоставляется в следующих размерах:

50 процентов - для граждан, указанных в пунктах 1, 3 части 1 статьи 2 настоящего Закона, но не более фактически уплаченного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за данное жилое помещение;

100 процентов - для граждан, указанных в пунктах 2, 4 части 1 статьи 2 настоящего Закона, но не более фактически уплаченного взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за данное жилое помещение.

Компенсация, предусмотренная настоящим Законом, предоставляется за минусом суммы компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, получаемой гражданином в составе мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с иными федеральными и областными нормативными правовыми актами.

Судом первой инстанции установлено, что 50 процентов расходов, понесенных истицей на уплату вноса на капитальный ремонт, возмещаются ФИО1 как инвалиду *** группы на основании ч.14 ст.17 Федерального Закона РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Оставшиеся 50 процентов расходов, понесенных истицей на уплату взноса на капитальный ремонт, возмещаются истице в соответствии с Законом Тамбовской области № 670-З от 14.05.2016 г., которым предусмотрена компенсация в размере 100 процентов для одиноко проживающих неработающих собственников жилых помещений, достигших возраста 80 лет, но не более фактически уплаченного взноса, за минусом суммы компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, получаемой истицей в составе мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доводы истицы о невозможности зачета мер социальной поддержки, предоставляемых по различным законом, несостоятельны.

Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Как следует из информации о льготах в денежной форме, предоставленных истице за спорный период, ФИО1 возмещаются расходы по взносу на капитальный ремонт (л.д.80-122, 200-204 т.1), как инвалиду *** группы и как лицу, достигшему возраста 80 лет, в целом получается 100 процентов.

Суду апелляционной инстанции ответчиком предоставлены данные по выплаченным истице суммам, из которых также просматривается возмещение отыскиваемых сумм в размере 100 %, что не опровергнуто истицей (л.д.18-45, т.2).

Расчет сумм, как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, произведен истице исходя из 33 кв.м. (областной стандарт площади) и с учетом установленного тарифа.

Доводы ФИО1 о том, что расчет необходимо производить из 18 кв.м. противоречат приведенным выше нормам материального права, как федерального законодательства, так и регионального.

Ссылка в жалобе на неправильное, по мнению истицы, применение судом постановления администрации Тамбовской области от 19 июля 2019 года № 817 «Об установлении областных стандартов нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и утверждении порядка перечисления (выплаты,вручения) субсидий на оплат у жилого помещения и коммунальных услуг получателям субсидий в Тамбовской области», несосотятельна.

Судом первой инстанции постановление администрации Тамбовской области от 19 июля 2019 года № 817 «Об установлении областных стандартов нормативной площади жилого помещения и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и утверждении порядка перечисления (выплаты, вручения) субсидий на оплат у жилого помещения и коммунальных услуг получателям субсидий в Тамбовской области» применено во взаимосвязи с постановлением администрации Тамбовской области от 25.04.2017 г. № 372 «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области, согласно п.2.5. которого предусмотрено, что размер регионального стандарта нормативной площади жилого помещения на одиноко проживающего человека установлен 33 кв.м.общей площади жилья, который и применяется при расчете истице размера взноса на капитальный ремонт, как собственнику жилого помещения.

С доводами истицы о необходимости применения в данном случае размера областного стандарта нормативной площади жилого помещения 18 кв.м. предусмотренного для граждан, указанных в подпункте 1.1.1.1.- 1.1.1.30 подраздела 1.1. названного порядка, в которым отнесены инвалиды, по мнению судебной коллегии, несостоятельны, поскольку порядок, предусмотренный постановлением администрации Тамбовской области от 25.04.2017 г. применим в данном случае для определения размера областного стандарта нормативной площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан, но не может быть распространен в целом на спорные правоотношения для расчетов субсидий, поскольку истица является собственником жилого помещения, а не проживает в жилом помещении на условиях социального найма, ей не производятся начисления за наем и за содержание жилого помещения, а, следовательно, и не рассчитываются и не возмещаются расходы на оплату жилого помещения как лицам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма.

По мнению судебной коллегии, нарушений норм материального права и процессуального законодательства при рассмотрении спора судом не допущено.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оставляет его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 25 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение составлено 18 сентября 2023 года