НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ) от 11.11.2021 № 2-1728/2021

УИД 89RS0005-01-2021-002101-19

Гражданское дело № 2-1728/2021

Судья О.М. Клышникова

Апелляционное дело № 33-2420/2021

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард 11 ноября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Шошиной А.Н.

судей коллегии Кайгородовой И.В. и Кравцовой Е.А.

при помощнике судьи Лысовой О.Г.

рассмотрела в открытом судебном гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Билоуса Алексея Ивановича - Обыкновенновой Юлии Львовны на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2021 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Билоусу Алексею Ивановичу к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о признании незаконным протокола о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии, отказать.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А. пояснения представителя ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по ЯНАО Подгорной Я.Я.,

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Билоус А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о признании незаконным протокола о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии. В обоснование иска указал, что 20 февраля 2016 года ему назначена досрочно страховая пенсия по старости. Согласно справке ГУ-УПФ РФ в г. Губкинский ЯНАО продолжительность работы истца в РКС составляет 24 года 01 месяц 12 дней, в том числе на работах с тяжелыми условиями труда. После назначения пенсии истец продолжает работать по настоящее время. Считая, что размер пенсии занижен, 10 марта 2019 года Билоус А.И. обратился с заявлением о перерасчете размера назначенной пенсии, однако, получил отказ. 25 апреля 2019 года ответчиком был вынесен протокол № 12 о выявлении излишне выплаченных истцу сумм пенсии в размере 45 922 рубля 44 копейки, с которым истец не согласен, поскольку полагает, что размер пенсии занижен.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Билоус А.И. участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя.

Представитель истца Обыкновеннова Ю.Л., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явиться в суд в назначенное время.

Представитель ответчика ГУ-УПФР по г. Ноябрьск Немцева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по мотивам, приведенным в возражениях на иск.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С решением суда не согласен представитель истца Билоуса А.И. - Обыкновеннова Ю.Л., действующая на основании доверенности. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое. Указывает, что суд необоснованно рассмотрел дело в отсутствие представителя истца, заявившего ходатайство от отложении слушания дела Полагает, что суд неверно установил, что истец является работающим пенсионером, в связи с чем, применил не подлежащий применению закон, неверно установил обстоятельства дела, что привело к незаконному решению. Ссылаясь на положения ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пениях», просит об отмене решения суда.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик полагает об отсутствии оснований для отмены решения суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ-ОПФ РФ по ЯНАО Подгорная Я.Я., действующая на основании доверенности, полагала об отсутствии оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в возражениях на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Установив, что на основании обращения истца в 2019 году пенсионным органом была проведена проверка правильности назначения досрочной страховой пенсии, по результатам которой было выявлено, что при исчислении размера пенсии программно-техническим комплексом «Назначение, выплата пенсий» было неверно рассчитано соотношение имеющегося стажа к требуемому, программная ошибка при назначении пенсии истцу привела к необоснованно завышенному размеру пенсии за период с 20 февраля 2016 года по 30 апреля 2019 года, допущенная пенсионным органом ошибка была устранена путем пересмотра размера пенсии истца, о чем принято решение № 210000004337/5, истец стаж работы не оспаривал на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года, который составляет 10 лет 06 месяцев 27 дней, суд первой инстанции пришел к выводу о правильности перерасчета страховой пенсии, произведенный ответчиком, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют требованиям законодательства и фактическим обстоятельствам дела не противоречат.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 20 февраля 2016 года истцу Билоусу А.И. была назначена досрочная страховая пенсия по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 20 442 рублей 29 копеек, из них 13 603 рублей 89 копеек - страховая пенсия, 6 838 рублей 40 копеек - фиксированная выплата к страховой пенсии (л.д. 10).

На основании обращения истца в 2019 году пенсионным органом проведена проверка правильности назначения досрочной страховой пенсии, по результатам которой было выявлено, что при исчислении размера пенсии программно-техническим комплексом «Назначение, выплата пенсий» неверно рассчитано соотношение имеющегося стажа к требуемому, а именно, стаж истца до 01 января 2002 года при фактически имеющемся 10 лет 06 месяцев 27 дней был учтен в размере 12 лет 06 месяцев, что повлекло увеличение размера соотношения по стажу (1 вместо имеющихся 0,846). Программная ошибка при назначении пенсии истцу привела к необоснованно завышенному размеру пенсии за период с 20 февраля 2016 по 30 апреля 2019 года.

Допущенная пенсионным органом ошибка была устранена путем пересмотра размера пенсии истца, который составил 19 216 рублей 31 копейка, из них 12 377 рублей 91 копейка - страховая пенсия, 6 838 рублей 40 копейка - фиксированная выплата к страховой пенсии, о чем принято решение № 210000004337/5.

Из протокола о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии от 25 апреля 2019 года № 12 следует, что ГУ - УПФ РФ в г. Губкинский ЯНАО произведен расчет излишне выплаченной суммы пенсии за период с 20 февраля 2016 года по 30 апреля 2019 года в размере 45 922 рубля 44 копейки (л.д. 9).

Истец, не оспаривая стаж работы на соответствующих видах работ до 01 января 2002 года, который составляет 10 лет 06 месяцев 27 дней, что следует из искового заявления, не согласился с перерасчетом страховой пенсии, произведенной ответчиком, в связи с чем, обратился в суд.

Разрешая спор по существу и отказывая истцу Билоусу А.И. в иске, суд исходил из того, что пенсионным органом верно осуществлен перерасчет размера пенсии истца, с учетом установленного соотношения страхового стажа к требуемому стажу на 01 января 2002 года в размере 0,846 на дату назначения пенсии 20 февраля 2016 года, а производить начисление страховой части пенсии с учетом индексации оснований не имелось по причине того, что истец является работающим пенсионером.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при определении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

До 01 января 2015 года одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

Как следовало из положений статей 3 и 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию по старости имели граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" при достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) и наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Закрепляя механизм исчисления трудовой пенсии по старости, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривал в статье 14 определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного, в том числе, за счет страховых взносов за данное лицо начиная с 2002 года.

В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 01 января 2015 года были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" в качестве условий назначения страховой пенсии по старости предусмотрено не только достижение возраста (мужчинами - 60 лет, а женщинами - 55 лет), но и наличие страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (части 1 - 3).

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

С 01 января 2015 года изменился механизм исчисления страхового обеспечения. Так, размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15- 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

При этом, законодатель в статье 35 данного Федерального закона установил переходные положения, предусматривающие, что продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (часть 1) и далее начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к данному Федеральному закону (часть 2); а величина индивидуального пенсионного коэффициента, при наличии которой с 1 января 2015 г. назначается указанная пенсия, не может быть ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30 (часть 3).

В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) производится устранение данной ошибки.

Как следует из расчета, представленного пенсионным органом, им производилось назначение пенсии, в том числе, пенсионного капитала, в котором содержатся те же сведения, что в расчете заявителя жалобы о размере коэффициента, определяющего соотношение отработанного стажа к требуемому: 10 лет 06 месяцев 27 дней (3 807 дней) / 12 лет 06 месяцев 00 дней (4 500 дней) = 0,846. Величина проиндексированного пенсионного капитала - 10 %; отношение среднемесячного заработка, представленного для назначения пенсии, к среднемесячной заработной плате в РФ за тот же период 200-2001г.г., всего 14,698, учтено 1,7, согласно пункту 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ; сумма взносов на страховую часть пенсии по старости на 31 декабря 2014 года в соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, составила 1 051 402 рубля 51 копейка; индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды с 01 января 2015 года - 7,30; пенсионный коэффициент за иные периоды, включаемые в страховой стаж, - 3,505. Расчет за период до 01 января 2015 года: размер пенсии (РП)=0,55х1,7х1671=1 562,39 (0,55 - стажевый коэффициент за 12 лет 06 месяцев, 1,7 - отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в РФ за тот же период, 1 671 - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01 июля 2001 года по 30 сентября 2001 года для исчисления размеров пенсии в РФ); расчет пенсионного капитала с учетом фактически имеющегося стажа на соответствующих видах работ (0,846): ПК=(1562,39-450)х252х0,846=237 152,65 (1562,39-размер трудовой пенсии на 01 января 2002 года (РП), 450 - размер базовой части трудовой пенсии в месяц, который установлен на 01 января 2002 года, 252 - количество месяцев ожидаемого периода выплаты при установлении пенсии по старости в 2014 году, 0,846 - отношение имеющегося стажа на соответствующих видах работ на 01 января 2002 года к требуемому 12 лет 06 месяцев; индексация расчетного пенсионного капитала на 31 декабря 2014 года: 237152,65х1,307х1,177х1,114х1,127х1,16х1,204х1,269х1,1427х1,088х1,1065х1,101х1,083=1 331 568,59 (ПК1 по состоянию на 31 декабря 2014 года); валоризация: СВ=1 331 568,59х10%=133 156,86; общая величина расчетного пенсионного капитала: ПК=1 331 568,59+1 331 156,86+1 051 402,51=2 516 127,96), где 1 331568,59 - часть расчетного пенсионного капитала на 31 декабря 2014 года, 133 156,86 - сумма валоризации, 1 051 402,51 - сумма страховых взносов, уплаченных в ПФР; расчет страховой части пенсии на 31 декабря 2014 года СЧ=2516127,96/252=9984,63, где 2516127,96 - сумма расчетного пенсионного капитала, 252 - ожидаемый период выплаты пенсии в 2014 году; расчет размере страховой пенсии на дату назначения: расчет индивидуального пенсионного коэффициента до 01 января 2015 года ИПКс-9984,63/64,10=155,766, где 9984,63 - исчисленный размер пенсии на 31 декабря 2014 гола, 64,10 - стоимость пенсионного коэффициента на 01 января 2015 года; расчет индивидуального пенсионного коэффициента с 01 января 2015 года МПКн-7,7,390 - по выписке из индивидуального лицевого счета; расчет индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) ИПК=155,766+7,390+3,505=166,661, где 155,766 - индивидуальный пенсионный коэффициент до 01 января 2015 года, 7,390 - индивидуальный пенсионный коэффициент с 01 января 2015 года, 3,505 - индивидуальный пенсионный коэффициент за иные периоды (служба в армии); расчет размера страховой пенсии по старости: СПст-166,661х74,27=12377,91, где 166,661 - индивидуальный пенсионный коэффициент, 74,27 - стоимость пенсионного коэффициента на февраль 2016 года; расчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости: 4558,93х1,5=6838,40, где 4558,93 - фиксированная выплата на февраль 2016 года в РФ, 1,5 районный коэффициент в ЯНАО; итого размер страховой пенсии по старости на 20 февраля 2016 года составил: 6838,40+12377,91=19 216 рублей 31 копейка, где 6838,40 - фиксированная выплата страховой пенсии, 12377,91 - страховая пенсия.

Достоверность указанных сведений подтверждается материалами пенсионного дела и доводами апелляционной жалобы не опровергается. Указанный расчет принят судом первой инстанции как осуществленный в соответствии с законом. Судебная коллегия также полагает представленный ответчиком расчет верным, тогда как в представленном истцом расчете как в исковом заявлении, так и в апелляционной жалобе, не мотивирован ИПК в размере 16,390, расчет содержит описки при расчет ИПК, применены коэффициенты индексации за 2020, 2021 годы как неработающему пенсионеру, размер страховой пенсии определен путем умножения не ИПК на стоимость пенсионного коэффициента на момент назначения пенсии, а путем умножения ИПК на коэффициенты индексации как неработающему пенсионеру, что не соответствует положениям приведенного ФЗ № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.1 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (пункт статьи 26.1 ФЗ № 400).

В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсия ежегодно подлежит увеличения исходя из величины вновь поступивших пенсионных коэффициентов. С 1 августа каждого года размер страховой пенсии по старости подлежит перерасчету на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в связи с увеличением суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемой в порядке, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии учитывается в размере: 3,0 - для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Как установлено судом и не оспаривалось истцом в иске (л.д.5), Билоус А.И. на момент назначения пенсии и на момент подачи иска являлся работающим пенсионером, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии не применимы, а расчет страховой пенсии истца не может быть принят во внимание, поскольку не соответствует вышеприведенным положениям Закона.

Истец в расчете указывает на размер страховой пенсии с учетом индексации размера страховой пенсии как неработающему пенсионеру, с учетом положений Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ, согласно которому, размер страховой пенсии в 2019 - 2024 годах корректируется с 1 января каждого года (часть 6); при этом стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 году устанавливается в размере равном 87 рублям 24 копейкам, в 2020 году - 93 рублям 00 копейкам, в 2021 году - 98 рублям 86 копейкам, в 2022 году - 104 рублям 69 копейкам, в 2023 году - 110 рублям 55 копейкам, в 2024 году - 116 рублям 63 копейкам (часть 7).

Вместе с тем, как усматривается из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) (л.д. 109-114), истец продолжает трудовую деятельность.

Как приведено выше, для пенсионеров по старости, продолжающих после назначения пенсии осуществлять трудовую деятельность, в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" еще до внесения в статью 75 Конституции Российской Федерации части 6 был предусмотрен такой порядок выплаты сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней (в том числе полученных в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 данного Федерального закона), при котором указанные суммы выплачивались без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Однако после прекращения пенсионером трудовой деятельности пенсия выплачивается с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ, часть 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Вводя такое правовое регулирование, законодатель, очевидно, принимал во внимание, что такая категория граждан, как работающие пенсионеры, - в отличие от получателей пенсий, прекративших работу, - продолжая осуществлять работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, после достижения пенсионного возраста, продолжают формировать свои пенсионные права. В частности, для них предусмотрен ежегодный перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости при ее назначении (пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Кроме того, следует учитывать, что уровень жизни работающих пенсионеров в основном определяется их заработной платой, которая в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит индексации. Суммы же страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней, как правило, ниже оплаты труда. Соответственно, выплата названных сумм в период осуществления трудовой деятельности без учета проводимой индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии не может оказать существенного влияния на удовлетворение основных жизненных потребностей пенсионеров и повлечь снижение уровня их жизни. К тому же само предоставление работающим пенсионерам права одновременно с заработной платой получать назначенное пенсионное обеспечение в рамках реализации социальной политики государства направлено на повышение их материального обеспечения и увеличение денежных доходов. При этом согласно действующему правовому регулированию у каждого пенсионера есть право выбора - прекратить трудовую деятельность и получать страховую пенсию по старости и фиксированную выплату к ней с учетом соответствующих корректировки и увеличения либо продолжать ее, получая одновременно заработную плату и пенсию с фиксированной выплатой к ней, но с применением особых правил, касающихся выплаты той части пенсии, на которую увеличен размер фиксированной выплаты к страховой пенсии и скорректирован размер страховой пенсии (Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2021 N 1139-О "По жалобе гражданина Тупицына Бориса Михайловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

С учетом приведенного, довод заявителя жалобы об обратном, с указанием на размер страховой части пенсии с 01 января 2020 года в сумме 24 865 рублей 48 копеек, с 01 января 2021 года в сумме 26 432 рубля 19 копеек, с применением индексации для 2020 года - 93,00 рубля, для 2021 года - 98 рублей 86 копеек, несостоятелен.

В указанных обстоятельствах, и применительно к положениям части 4 статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях", суд пришел к обоснованному выводу о том, что действия ответчика в части произведенного истцу перерасчета пенсии в связи с допущенной счетной ошибкой, что привело к уменьшению размера пенсии и принятию оспариваемого протокола, соответствуют положениям закона, поскольку ввиду неверного исчисления стажа работы с 20 февраля 2016 году истцу выплачивалась страховая пенсия в завышенном размере.

Ссылка заявителя жалобы на рассмотрение дела судом первой инстанции без участия представителя истца отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку как следует из дела, судебное заседание было отложено судом 12 июля 2021 года по ходатайству представителя истца Обыкновенновой Ю.Л. на 22 июля 2021 года, однако, представитель истца повторно не явилась в судебное заседание, направила ходатайство об отложении слушания дела, между тем, каких-либо доказательств, подтверждающих намерение и невозможность участия в судебном заседании представлено не было. В связи с чем, суд обоснованно рассмотрел дело в отсутствие истца, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, признав причину неявки представителя неуважительной.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции повторяют позицию истца, приведенную в исковом заявлении. Всем представленным доказательствам судом дан подробный анализ и обоснованная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

С учетом приведенных обстоятельств оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)