НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ) от 07.11.2017 № 33-198/17Г

Судья Парфенов А.П. Строка – 45, госпошлина: 0 руб.

Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 33-198/2017 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 7 ноября 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Гомола С.Н.,

судей Рожина Н.Н., Селезнева С.С.,

при секретаре судебного заседания Костромине И.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Левчаковой И.Р. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 августа 2017 г., которым постановлено:

иск Левчаковой Ирины Сергеевны к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, Аппарату администрации Ненецкого автономного округа о взыскании недоплаты единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения истца Левчаковой И.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа Кисляковой М.А., представителя Аппарата администрации Ненецкого автономного округа Костровой К.С, полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Левчакова И.С. обратились в суд с иском к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент) о взыскании недополученной единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, компенсации морального вреда.

Требования истец мотивировала тем, что с 27 июня 2014 г. проходит государственную гражданскую службу в Департаменте, в настоящее время в должности главного консультанта. В период с 5 декабря 2016 г. по 23 апреля 2017 г. находилась в отпуске по беременности и родам. На основании заявления от 22 февраля 2017 г. представителем нанимателя - Аппаратом администрации Ненецкого автономного округа издано распоряжение от 10 апреля 2017 г. о предоставлении ей ежегодного оплачиваемого отпуска с 24 апреля по 8 мая 2017 г. и выплате единовременной выплаты в размере 0,07 оклада денежного содержания, а также материальной помощи в размере 0,03 оклада денежного содержания.

Указывает, что условиями служебного контракта размер единовременной выплаты установлен в размере двух окладов денежного содержания, а размер материальной помощи в размере оклада денежного содержания.

Вместе с тем, уменьшение размера единовременной выплаты и материальной помощи представитель нанимателя мотивировал изменением существенных условий служебного контракта, связанных с изменением условий оплаты труда с 1 января 2017 г.

Считает, что Департамент незаконно выплатил единовременную выплату и материальную помощь в меньшем размере, чем это предусмотрено условиями служебного контракта, поскольку он своевременно и надлежащим образом не известил ее об изменении существенных условий служебного контракта. Учитывая это, Департамент обязан выплатить ей недополученные денежные средства по данным выплатам до размеров, которые предусмотрены действующим служебным контрактом, то есть в размере 88 710 рублей 67 копеек.

В судебном заседании в качестве соответчика привлечен представитель нанимателя - Аппарат администрации Ненецкого автономного округа. Кроме того, истец уменьшила требования и просила взыскать недополученные денежные средства по единовременной выплате и материальной помощи в размере 58 992 рублей 67 копеек.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласилась истец Левчакова И.С. В апелляционной жалобе просит отменить решение как незаконное и принять новое решение по делу. Считает, что при выходе в ежегодный оплачиваемый отпуск ей незаконно произведены выплаты (единовременная выплата и материальная помощь) в соответствии с новой системой оплаты труда, поскольку о существенных изменений условий труда она не была уведомлена.

В возражениях на апелляционную жалобу Аппарат администрации Ненецкого автономного округа просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований к Департаменту о взыскании недополученных сумм.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Левчакова И.С. на основании служебного контракта от 27 июня 2014 г. и дополнительных соглашений к нему проходит государственную гражданскую службу в Департаменте, в настоящее время в должности главного консультанта отдела.

В соответствии с п. 9 данного служебного контракта (с учетом дополнительных соглашений к нему, в том числе от 11 января 2016 г.) Левчаковой И.С. выплачивается денежное содержание, в которое кроме денежного оклада, оклада за классный чин и других ежемесячных надбавок и поощрений включены: единовременная выплата в размере 2-х окладов денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь в размере оклада денежного содержания. Указанное денежное содержание выплачивается с применением районного коэффициента 1,8 и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 80%.

При формировании фонда оплаты труда выплаты в виде единовременной выплаты при предоставлении отпуска и в виде материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания предусматривались п.п. 7 п. 1 ст. 12 Закона Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2006 г. № 829-ФЗ «О денежном содержании государственных гражданских служащих Ненецкого автономного округа» (далее - Закон НАО № 829-ФЗ), п. 17 Положения о ежемесячных и иных дополнительных выплатах государственным гражданским служащим исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Губернатора Ненецкого автономного округа от 28 декабря 2015 г. № 107-пг (далее по тексту – Положение о дополнительных выплатах).

В период с 5 декабря 2016 г. по 23 апреля 2017 г. истец находилась в отпуске по беременности и родам, в том числе в период с 9 по 18 февраля 2017 г. в лечебном учреждении.

Вступившие в силу изменения в п.п.7 п. 1 ст. 12 Закона НАО № 829-ФЗ (редакция от 2 ноября 2016 г.) и в п.17 Положения о дополнительных выплатах (редакция от 7 ноября 2016 г.) предусмотрели, что с 1 января 2017 г. государственным гражданским служащим Ненецкого автономного округа единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь будут выплачиваться в меньшем размере, соответственно, в размере 0,07 и 0,03 оклада денежного содержания.

В связи с изменением условий труда, 7 февраля 2017 г. представителем нанимателя - Аппаратом администрации Ненецкого автономного округа, по месту жительства истца направлено уведомление об изменении существенных условий труда, в котором Левчаковой И.С. предложено в течение 2-х месяцев с момента получения уведомления сообщить письменно в отдел кадров управления государственной гражданской службы свое мнение о согласии продолжать государственную гражданскую службу в новых условиях труда. При этом разъяснено, что в случае несогласия истца с прохождением службы в изменившихся условиях (не подписания дополнительного соглашения к служебному контракту) она будет освобождена от занимаемой должности и уволена на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 24 июля 2004 г. № 79 – ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

22 февраля 2017 г. истец обратилась к представителю нанимателя – Аппарат администрации Ненецкого автономного округа с заявлением о предоставлении ей ежегодного оплачиваемого отпуска в период с 24 апреля по 8 мая 2017 г. и выплате единовременной выплаты к отпуску в размере 2-х окладов денежного содержания и материальной помощи в размере оклада денежного содержания.

14 марта 2017 г. уведомление об изменении существенных условий труда вернулось в адрес Аппарата администрации Ненецкого автономного округа в связи с невручением адресату (истечением срока хранения).

Распоряжением Аппарата администрации Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2017 г. № 1758-лс Левчаковой И.С. предоставлен отпуск в указанный ею период и Департаменту поручено произвести начисление и выплату денежного содержания на период отпуска, единовременной выплаты к отпуску в размере 0,07 оклада денежного содержания и материальной помощи в размере 0,03 оклада денежного содержания ( в связи с новыми условиями оплаты труда).

С данным распоряжением истец ознакомлена 17 апреля 2017 г.

Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что представителем нанимателя - Аппаратом администрации Ненецкого автономного округа приняты необходимые и достаточные меры по уведомлению истца об изменении существенных условий труда, однако истец уклонилась от получения уведомления, злоупотребив своим правом, о новой системе оплаты труда узнала до выхода в отпуск 14 апреля 2017 г., при этом своего несогласия работать в новых условиях не выразила, следовательно, истцу обоснованно начислены и выплачены единовременная выплата к отпуску и материальная помощь в соответствии с новыми условиями оплаты труда.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Перечень существенных условий служебного контракта установлен ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79 – ФЗ), согласно которой одним из таких условий является оплата труда (размер должностного оклада, надбавки и другие выплаты).

В ч. 5 указанной статьи закреплено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

Порядок изменения существенных условий служебного контракта по инициативе нанимателя регламентирован ст. 29 Федерального закона № 79 – ФЗ.

Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения (ч. 2 ст. 29).

Если гражданский служащий не согласен работать в новых условиях в том же государственном органе или другом государственном органе, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить (ч. 3 ст. 29).

В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79 – ФЗ (ч. 4 ст. 29).

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что представитель нанимателя нарушил порядок изменения существенных условий служебного контракта, заключенного с Левчаковой И.С., не предоставил ей специальных гарантий в связи с новыми условиями труда, в связи с чем истцу незаконно в меньшем размере выплачены единовременная выплата к отпуску и материальная помощь.

Как следует из материалов дела, направленное представителем нанимателя в адрес Левчаковой И.С. уведомление об изменении существенных условий служебного контракта (после введения новых условий труда), возвращено ему за истечением срока хранения 14 марта 2017 г.

Следовательно, учитывая разъяснения, содержащиеся в абз. 2 п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», данное извещение будет считаться доставленным истцу и с этого дня (14 марта 2017 г.) будет исчисляться двухмесячный срок, предоставленный государственному служащему для выражения своего согласия о прохождении им государственной гражданской службы в новых условиях.

Вместе с тем, 10 апреля 2017 г. представитель нанимателя до истечения указанного двухмесячного срока – 14 мая 2017 г., без учета мнения Левчаковой И.С. о согласии прохождения службы в новых условиях, без заключения с нею дополнительного соглашения к служебному контракту, произвел выплаты (единовременную выплату к отпуску и материальную помощь), исходя из новых размеров оплаты труда, которые не были предусмотрены действующим на тот момент служебным контрактом, что является нарушением, противоречит требованиям ст. 29 Федерального закона № 79 – ФЗ.

Учитывая эти обстоятельства, принимая во внимание, что представитель нанимателя не вправе был поручать выплачивать Левчаковой И.С. единовременную выплату к отпуску и материальную помощь из размеров, установленных новыми условиями труда, требования Левчаковой И.С. о взыскании недополученной единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи подлежат удовлетворению.

При этом, надлежащим ответчиком по иску является Департамент, на чьем содержании находится истец, поскольку на Аппарат администрации Ненецкого автономного округа возложены только отдельные функции представителя нанимателя в осуществлении кадровой работы в соответствии с постановлением Губернатора Ненецкого автономного округа от 13 мая 2015 г. № 42-пг «О делегировании полномочий представителя нанимателя».

Учитывая, что Левчаковой И.С. недополученый размер единовременной выплаты к отпуску и материальной помощи составил 58 922 рублей 67 копеек, что ответчиками не оспаривается, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с Департамента указанной недополученной суммы.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, ст.ст. 21, 237 ТК РФ, требование истца о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению, так как неправомерными действиями представителя нанимателя были нарушены трудовые права истца.

Руководствуясь требованиями закона о разумности и справедливости, учитывая степень нравственных страданий истца, связанных с неправомерными действиями представителя нанимателя, что повлекло нарушение ее прав, степенью вины представителя нанимателя, судебная коллегия считает, что требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежит удовлетворению в размере 10 000 рублей.

Таким образом, оспариваемое решение в части отказа в удовлетворении требований Левачковой И.С. к Департаменту нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 августа 2017 г. в части отказа в удовлетворении требований Левчаковой Ирины Сергеевны к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа о взыскании недополученной единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, компенсации морального вреда отменить и принять в данной части новое решение.

Исковые требования Левчаковой Ирины Сергеевны к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа о взыскании недополученной единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с Департамента образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа в пользу Левчаковой Ирины Сергеевны недополученные единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь в размере 58 922 рублей 67 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В остальной части решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 28 августа 2017 г. оставить без изменения.

Председательствующий С.Н. Гомола

Судьи Н.Н. Рожин

С.С. Селезнев