НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 26.11.2019 № 2-3005/19

Судья Костина О.В. Дело № 33-8255/2019

Дело № 2-3005/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2019 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Ишимова А.А.

судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,

при секретаре Клевакиной А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Эльвиры Наиловны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – МРИ ФНС России № 1 по ХМАО-Югре) о разрешении служебного спора,

по апелляционной жалобе МРИ ФНС России № 1 по ХМАО-Югре на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23.07.2019 года, которым постановлено:

исковые требования Козловой Э.Н. удовлетворить.

Взыскать с МРИ ФНС России № 1 по ХМАО-Югре в пользу Козловой Э.Н. недоплаченные отпускные в размере 38 395,90 рублей, компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 102 742,32 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., объяснения представителя ответчика Хидирова З.М., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Козлова Э.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что проходила государственную гражданскую службу в МРИ ФНС России № 1 по ХМАО-Югре, приказом от 31.05.2019 года была уволена с должности <данные изъяты>. В период службы ей выплачивались суммы из средств системы материального стимулирования, которые не были учтены ответчиком при оплате ежегодного отпуска за период работы с 09.04.2018 года по 08.04.2019 года и выплате компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении. Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред. Просит взыскать с МРИ ФНС России № 1 по ХМАО-Югре в ее пользу отпускные выплаты за период работы с 09.04.2018 года по 08.04.2019 года в размере 38 395,90 рублей; компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 102 742,32 рублей; компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ответчик МРИ ФНС России № 1 по ХМАО-Югре просит решение суда отменить и принять новое решение. Полагает, расчет отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, расчет среднедневного денежного содержания для расчета оплаты ежегодного отпуска служащего был произведен истцу в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за гражданским служащим сохраняется денежное содержание, а не средний заработок, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы, месячного оклада в соответствии с классным чином гражданской службы, ежемесячных и иных дополнительных выплат. В ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень дополнительных выплат. При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой фактически начисленной выплаты за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в отпуск. Дополнительное материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Указывает, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере оплаты труда или в сфере государственной гражданской службы, письмо Министерства финансов РФ от 15.07.2014 года № 14-04-05/34482 не является нормативным актом. При исчислении денежного содержания гражданского служащего в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске налоговые органы руководствуются письмом Минздравсоцразвития России от 04.03.2008 года № 528-17, в соответствии с которым премии, выплаченные за счет средств сверх установленного фонда оплаты труда, не учитываются при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в оплачиваемом отпуске и при расчете компенсации за неиспользованные дня отпуска. В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы материальное стимулирование также не входит в состав денежного содержания. Истцом не представлены доказательства, подтверждающие характер физических и нравственных страданий.

В письменных возражениях истец Козлова Э.Н. просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Козлова Э.Н. с 09.04.2012 года проходила государственную гражданскую службу в МРИ ФНС России № 1 по ХМАО-Югре в должности <данные изъяты>, 11.06.2019 года была уволена.

В период службы истцу осуществлялись выплаты средств материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда.

Указывая, что при выплате ей отпускных за период работы с 09.04.2018 года по 08.04.2019 года и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении ответчик не учел такие суммы средств материального стимулирования, истец обратилась в суд с настоящими требованиями.

В жалобе оспаривается правомерность учета выплаченных истцу сумм материального стимулирования при выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Присужденные суммы задолженности определены судом на основании материалов дела и предоставленных сторонами расчетов, правильность которых никем не оспаривается.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно положениям ст.50 Закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч.2). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ч.10).

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, далее - Правила).

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно положениям п.8 Правил в случаях, предусмотренных подпунктами «д» и «з» п.1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п.2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п.2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

Согласно положениям ст.51 Закона фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (ч.1). При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премий за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (ч.2). Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.3). Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (ч.6).

Согласно положениям Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (п.8). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока; повышенного денежного содержания; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.9).

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации регулярно принимались постановления (от 27 марта 2014 г. № 238-7, от 31 марта 2015 г. № 302-12, от 23 апреля 2016 г. № 347-7), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из приведенных нормативных положений следует, что рассматриваемое материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 Закона, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченные истцу средства материального стимулирования должны учитываться при выплате отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.

Доводы жалобы об обратном на законе не основаны, поэтому подлежат отклонению.

Ссылка ответчика на необоснованное применение судом письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 судебной коллегией также отклоняется.

Указанное письмо Министерства финансов Российской Федерации, содержащее разъяснения относительно необходимости учета сумм средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета для исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, оценено судом в совокупности с иными доказательствами и подлежащими применению в данном споре правовыми нормами, с учетом Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329), согласно которому Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти предоставлены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности (п.1); осуществлению координации и контролю деятельности находящейся в его ведении Федеральной налоговой службы (п.2).

При этом указанное письмо Министерства финансов Российской Федерации было направлено для сведения и использования в работе подведомственных налоговых инспекций непосредственно письмом Федеральной налоговой службы от 6 августа 2014 г. № НД-4-5/15285@, которое до настоящего времени не отменено в установленном порядке.

Как разъяснено в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав.

Установив нарушение трудовых прав истца, суд обоснованно, в соответствии со ст.237 ТК РФ, удовлетворил требование истца о компенсации причиненного ей морального вреда. Размер присужденной компенсации учитывает характер и продолжительность нарушения прав истца, объем и характер причиненных ей нравственных страданий, требования разумности и справедливости.

Иные доводы жалобы также не основаны на законе и имеющихся доказательствах, правильность выводов суда по существу спора не опровергают, поэтому подлежат отклонению. Предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 23.07.2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Ишимов А.А.

Судьи коллегии Мироненко М.И.

Назарук М.В.

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы