НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра) от 24.08.2021 № 33-5713/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2021 года город Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ишимова А.А.,

судей Мироненко М.И., Симоновича В.Г.,

при секретаре Щербина О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к казенному учреждению ХМАО – Югры «Центр социальный выплат» о разрешении социального спора,

по апелляционной жалобе казенного учреждения ХМАО – Югры «Центр социальный выплат» на решение Нижневартовского городского суда от 24.05.2021 г., которым постановлено:

признать незаконным отказ казенного учреждения ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» в назначении (ФИО)1 ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка, предусмотренной ст. 2.15 Закона ХМАО – Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре».

Обязать казенное учреждение ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» назначить (ФИО)1 ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего ребенка, предусмотренную ст. 2.15 Закона ХМАО – Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре» с 31.07.2020 г.

Взыскать с казенного учреждения ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» в пользу (ФИО)1 компенсацию судебных расходов 300 руб.

Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

(ФИО)1 обратилась в суд с иском об оспаривании отказа казенного учреждения ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» в назначении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка, предусмотренной ст. 2.15 Закона ХМАО – Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре». Просит обязать ответчика назначить ей указанную ежемесячную денежную выплату со дня обращения 31.07.2020 г. Требования мотивированы тем, что истец является матерью трех несовершеннолетних детей, через МФЦ обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка и последующих детей из средств бюджета автономного округа в порядке ст.2.15 Закона ХМАО-Югры от 07.07.2004 г. №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре». 07.08.2020 г. ответчиком отказано в удовлетворении заявления, поскольку среднедушевой доход семьи превышает установленную в автономном округе 2-х кратную величину прожиточного минимума. С решением ответчика не согласна, поскольку в расчет необоснованно включен доход супруга истца от операций с ценными бумагами без учета его отрицательного финансового результата.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе казенное учреждение ХМАО – Югры «Центр социальный выплат» оспаривает законность и обоснованность решения. Суд не учел, что денежные средства, полученные от продажи ценных бумаг, являются доходом, подлежащим учету при определении права истца на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, в связи с неправильным применением норм материального права.

В соответствии с п.п. 14 п. 1 ст. 2 Закона ХМАО – Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре» на территории автономного округа установлен дополнительный вид материальной поддержки семей с детьми – ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка и последующих детей.

Согласно п. 1 ст. 2.15 Закона ХМАО-Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз ежемесячная денежная выплата предоставляется в случае рождения третьего ребенка и последующих детей после 31.12.2012 г. и регистрации рождения ребенка в органах записи актов гражданского состояния на территории автономного округа либо за ее пределами при направлении медицинскими организациями государственной системы здравоохранения автономного округа их матерей на родоразрешение по медицинским показаниям в медицинские организации, расположенные в других субъектах РФ, семьям из числа граждан, имеющих место жительства в автономном округе, среднедушевой доход которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в автономном округе.

31.07.2020 г. (ФИО)1 обратилась в КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат Югры» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка (ФИО)4, (дата) г.р.

В соответствии со ст. 2 Закона ХМАО – Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством ХМАО – Югры.

Согласно абз. 9 п. 24 «Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей» (утв. постановлением Правительства ХМАО - Югры от 13.10.2011 г. № 371-п) при расчете среднедушевого дохода семьи в числе других доходов семьи, полученных в денежной форме, учитываются: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ (вознаграждение директоров, иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений) (п. 1); пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством РФ и (или) законодательством автономного округа, актами (решениями) органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (п. 2); дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами (п. 9);

При расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются: доходы семьи, предусмотренные п. 24 Порядка, начисленные, но не выплаченные фактически (абз. 7 п. 25 Порядка).

Среднедушевой доход семьи для назначения пособий и ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 26 Порядка).

Постановлением Правительства ХМАО – Югры от 26.07.2019 г. № 240-п установлена величина прожиточного минимума в ХМАО – Югре за 2 квартал 2019 года для трудоспособного населения – 16 568 руб.

07.08.2020 г. ответчиком принято решение № 94734 об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с отсутствием у истца такого права, поскольку среднедушевой доход семьи истца с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. составил 58 258,51 руб., что превышает установленную в ХМАО – Югре 2-х кратную величину прожиточного минимума на дату обращения (33 136 руб.).

В доход семьи ответчиком учтены указанные в справках 2-НДФЛ заработная плата истца и ее супруга, доходы по операциям с ценными бумагами, а также пособия по компенсации расходов на оплату ЖКУ.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что в расчет среднедушевого дохода семьи истца не подлежит включению указанный в справке 2-НДФЛ (ФИО)5 доход по операциям с ценными бумагами. Указанный доход был начислен, но не был фактически получен, в связи с отсутствием прибыли, являющейся налоговой базой для исчисления налога на доходы по операциям с ценными бумагами.

С выводами суда нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с п. 28 Порядка доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством РФ, поэтому расчет налога на доходы по операциям с ценными бумагами не влияет на исход дела.

В силу положений п. 7 ст. 214.1 НК РФ доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами. Таким образом, доходы от операций с ценными бумагами включают в себя доходы от реализации (погашения) ценных бумаг и доходы в виде процента (купона, дисконта).

Согласно п. 4.3 приказа ФНС России от 02.10.2018 г. № ММВ-7-11/566@ в поле «Общая сумма дохода» справки 2-НДФЛ указывается общая сумма начисленного и фактически полученного дохода, без учета вычетов, указанных в разделе 3 и в приложении «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода».

Из материалов дела следует, что 24.12.2015 г. супруг истца (ФИО)5 открыл в АО «Инвестиционная компания «Финам» торговый счет, с использованием которого в 2019 году систематически осуществлял сделки с ценными бумагами. На указанный счет ему фактически поступали значительные суммы по сделкам с ценными бумагами, которые тратил на заключение новых сделок, а не на нужды семьи. Согласно выданной АО «Инвестиционная компания «Финам» справке 2-НДФЛ в 2019 году (ФИО)5 на указанный торговый счет начислено и фактически выплачено 1 142 292,31 руб.

Порядок (утв. постановлением Правительства ХМАО – Югры от 13.10.2011 г. № 371-п) не предполагает включение в расчет среднедушевого дохода семьи расходов или прибыли, поэтому суждения истца в данной части являются ошибочными.

По представленным документам среднедушевой доход семьи истца в расчетном периоде составляет 48 677,78 руб. (зарплата (ФИО)5 1 050 712,46 руб. + зарплата (ФИО)1 714 299,37 + доход (ФИО)5 1 142 292,31 + компенсация ЖКХ 13 356,83) / 12/ 5). Без учета пособий по компенсации ЖКХ среднедушевой доход семьи составляет 48 455,07 руб. (1 050 712,46 руб. + 714 299,37 + 1 142 292,31) / 12 / 5).

Учитывая изложенное, истец не имеет права получение ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка и последующих детей п.п. 14 п. 1 ст. 2 Закона ХМАО – Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре».

Согласно ст. 98 ГПК РФ понесенные истцом судебные расходы не подлежат компенсации.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

отменить решение Нижневартовского городского суда от 24.05.2021 г. Принять новое решение.

Отказать (ФИО)1 в удовлетворении требований: о признании незаконным решения казенного учреждения ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» от 07.08.2020 г. № 94734; назначении ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка, предусмотренной ст. 2.15 Закона ХМАО-Югры от 07.07.2004 г. № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО-Югре».

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 27.08.2021 г.

Председательствующий

Ишимов А.А.

Судьи

Мироненко М.И.

Симонович В.Г.