НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ) от 24.10.2013 № 33-172/2013

Судья суда 1 инстанции Дело №

Чижов М.Б. №

24 октября 2013 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе

председательствующего        Максименко Ю.В.,        

судей                     Курочкина Д.Н., Принцева С.А.,

при секретаре Фирсовой Т.С.

с участием представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) по доверенности ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Анадыре гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) на решение Анадырского городского суда от 18 июня 2013 года, которым постановлено:

«исковые требования Департамента социальной политики Чукотского автономного округа, действующего в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) о признании права на получение районного коэффициента к социальной пенсии, обязании произвести перерасчёт начисленной пенсии с учётом районного коэффициента, установленного на территории Чукотского автономного округа за период с 1 июля 2010 года по день вступления в силу решения суда по настоящему делу удовлетворить в полном объёме.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение социальной пенсии с учётом районного коэффициента установленного на территории Чукотского автономного округа.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) произвести перерасчёт ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начисленной социальной пенсии с учётом районного коэффициента, установленного на территории Чукотского автономного округа за период с 1 июля 2010 года по день вступления в силу решения суда и внести денежные средства, подлежащие выплате ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с учётом перерасчёта, на расчётный счёт № <данные изъяты>, открытый на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения во внутреннем структурном подразделении № Чукотского отделения № АО 0023 Сбербанка России, расположенного по адресу: Чукотский автономный округ <адрес>-1, <адрес>».

Заслушав доклад судьи Максименко Ю.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (далее – Департамент), действующий в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) (далее – УПФР по г. Анадырь, Пенсионный орган) о признании за пенсионером права на получение социальной пенсии с учётом районного коэффициента.

В обоснование иска указал, что Государственным учреждением - УПФР по <данные изъяты> Нижегородской области ребёнку-инвалиду ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12 апреля 2004 года назначена социальная пенсия. До 2008 года ребёнок проживал совместно с матерью в г. <данные изъяты> Нижегородской области. В связи со смертью матери и установлением места нахождения отца ребёнка, проживающего в <данные изъяты> Чукотского автономного округа, пенсионное дело ФИО1 было передано по месту проживания отца - ФИО8 При этом размер пенсии ФИО1 был установлен Пенсионным органом без учёта районного коэффициента, так как ребёнок пребывает в Арзамасском детском доме-интернате, находящемся в центральных районах страны. Полагая, что установление Пенсионным органом размера социальной пенсии ФИО1 без учёта районного коэффициента противоречит действующему законодательству, поскольку местом жительства несовершеннолетних в силу статьи 20 ГК РФ признаётся место жительства их законных представителей, Департамент просил суд признать за ФИО1 право на получение социальной пенсии с учётом районного коэффициента, установленного на территории Чукотского автономного округа, и обязать Пенсионный орган произвести перерасчёт пенсии за период с 1 июля 2010 года по день вступления в силу решения суда.

Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик УПФР по г. Анадырь указывает на несогласие с решением суда первой инстанции, полагая его незаконным, постановленным без учёта всех юридически значимых обстоятельств дела, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих вопросы получения социальной пенсии лицами, проживающими в районах Крайнего Севера, а также норм процессуального права, предъявляемых к содержанию судебного акта. Просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец указывает на законность постановленного по делу решения, полагая, что судом правильно применены нормы материального права, учтены все фактические обстоятельства дела, доводам лиц дана соответствующая правовая оценка. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчика третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, Государственное бюджетное учреждение «Арзамасский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» указывает на законность постановленного по делу решения, полное и правильное установление фактических обстоятельств дела, и выражает согласие с апелляционной жалобой ответчика в той её части, которая касается несоблюдения требований процессуального закона, предъявляемых к содержанию судебного решения. Просит решение изменить, частично удовлетворив доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании коллегии представитель ответчика по доверенности ФИО5 поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив эти доводы и возражения на них, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в силу части 2 статьи 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Учитывая, что отец несовершеннолетнего ребёнка – ФИО8 - проживает в <данные изъяты> Чукотского автономного округа, суд пришёл к выводу о том, что ФИО1 имеет право на получение социальной пенсии с учётом районного коэффициента, установленного для лиц, проживающих в Чукотском автономном округе.

Коллегия не может признать правильным этот вывод суда первой инстанции. Разрешая спор, суд не учёл следующее.

В силу статьи 64 Семейного кодекса РФ родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4, пунктом 6 статьи 5 Федерального закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года, с последующими изменениями (далее - Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют, в том числе, нетрудоспособные граждане. Этим гражданам назначается социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

Согласно статьям 2, 18 названного Закона пенсия по государственному пенсионному обеспечению является ежемесячной государственной денежной выплатой, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным законом, и которая, в частности, предоставляется нетрудоспособным гражданам (инвалидам, инвалидам с детства, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет) в целях предоставления им средств к существованию.

Таким образом, в силу указанных правовых норм несовершеннолетний ФИО1, являясь ребёнком-инвалидом, приобрёл самостоятельное право на государственное пенсионное обеспечение и это право не производно от прав его законных представителей. Государственное пенсионное обеспечение предоставляется ему в качестве средств к существованию и направлено на удовлетворение потребностей пенсионера.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 18 названного Закона социальная пенсия инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам назначается в размере 8 704 рубля в месяц. Размеры пенсий, установленные пунктом 1 данной статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Из приведенной нормы закона следует, что право на получение социальной пенсии с увеличением её на соответствующий районный коэффициент, имеют только пенсионеры, фактически проживающие в районах страны, в которых Правительством Российской Федерации установлен соответствующий районный коэффициент. При этом исходя из правовой природы гарантированной государством льготы в области пенсионного обеспечения, предоставление лицам, проживающих в районах с тяжёлыми климатическими условиями, увеличенного размера пенсии производится с целью возмещения таким пенсионерам дополнительных по сравнению с европейской частью России физиологических затрат и более высокой стоимости жизни, складывающихся под воздействием географических, климатических факторов, а также связанных с этими факторами особенностей социально-экономического развития этих регионов.

В этой связи право на получение несовершеннолетними нетрудоспособными гражданами социальной пенсии с увеличением на соответствующий районный коэффициент напрямую связано с их непосредственным проживанием в экстремальных природно-климатических условиях, и не может зависеть от места проживания их законных представителей, на что обоснованно указывает ответчик в апелляционной жалобе.

Иное толкование пункта 2 статьи 18 Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» приведёт к неравному положению несовершеннолетних получателей социальной пенсии, проживающих в одинаково климатически благоприятных районах. Несовершеннолетние, у которых законные представители проживают в районах с тяжёлыми климатическими условиями, смогут получать пенсию с учетом районного коэффициента данной местности, в отличие от тех из них, у кого законные представители в таких районах не проживают. При таком толковании указанные нормы войдут в противоречие со статьёй 19 Конституции РФ, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, а также других обстоятельств.

Учитывая изложенное, коллегия не может признать правильным вывод суда первой инстанции в решении о том, что ФИО1, проживающий в <данные изъяты> Нижегородской области, имеет право на получение социальной пенсии с учётом районного коэффициента в связи с тем, что его отец ФИО8 проживает в <данные изъяты> Чукотского автономного округа.

Как следует из материалов дела, в спорный период ФИО1 на территории Чукотского автономного округа не проживал. С 17 августа 2009 года пребывает в Государственном бюджетном учреждении <данные изъяты> (л.д. 69-73 т. 1).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ФИО1 не проживает в районах Крайнего Севера, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, размер его пенсии не подлежит увеличению на районный коэффициент в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», вопреки выводу суда первой инстанции в оспариваемом решении об обратном.

Неправильное толкование судом первой инстанции норм материального права привело к принятию судом неправильного решения, что в соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для его отмены в апелляционном порядке.

Учитывая, что все фактические обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся материалов дела, с которыми стороны ознакомлены, коллегия находит возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований о признании за ФИО1 права на получение социальной пенсии с учётом районного коэффициента, установленного на территории <адрес>, возложении на Пенсионный орган обязанности произвести перерасчёт пенсии за период с 1 июля 2010 года по день вступления в силу решения суда.

Принимая во внимание, что решение о понуждении Пенсионного органа произвести перерасчёт пенсии подлежит отмене, коллегия не входит в обсуждение довода апелляционной жалобы ответчика о несоответствии резолютивной части оспариваемого решения требованиям процессуального закона о содержании судебного решения.

Что касается наличия у истца права на предъявление в суд иска в интересах несовершеннолетнего ФИО1, то выводы суда первой инстанции в этой части коллегия находит соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения. Находя указанные выводы и их мотивировку в решении правильными, коллегия не усматривает оснований повторно приводить их в настоящем определении.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Анадырского городского суда от 18 июня 2013 года по настоящему делу – отменить.

В удовлетворении исковых требований Департамента социальной политики Чукотского автономного округа в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Анадырь Чукотского автономного округа (межрайонное) о признании за ФИО1 права на получение социальной пенсии с учётом районного коэффициента, установленного на территории Чукотского автономного округа, возложении на Пенсионный орган обязанности произвести перерасчёт пенсии за период с 1 июля 2010 года по день вступления в силу решения суда – отказать.

Апелляционную жалобу ответчика - удовлетворить.

Председательствующий Ю.В. Максименко

Судьи С.А. Принцев

Д.Н. Курочкин