Судья суда 1 инстанции Дело №33-45/2021
Скороходова Е.Ю. №2-130/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Анадырь 11 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Чукотского автономного округа в составе
председательствующего Зиновьева А.С.,
судей Скляровой Е.В., Малова Д.В.,
при секретаре Лысаченко Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Билибинского районного суда от 10 декабря 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований ФИО2 к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район о взыскании единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере 51 000 руб., материальной помощи в размере 29 833,2 руб., процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока единовременной выплаты и материальной помощи в размере 1 261 руб., денежной компенсации морального вреда в размере 50 000 руб., понесенных истцом издержек в размере 554 руб. 57 коп. - отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Малова Д.В., судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратилась в Билибинский районный суд с иском к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район с требованиями о взыскании единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску; материальной помощи; процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока единовременной выплаты и материальной помощи; денежной компенсации морального вреда, а также просила возместить судебные расходы.
В обоснование иска ФИО2 указала, что работает в архивном отделе Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район. Распоряжением Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 9 июля 2020 года № 185-л ей был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. При этом работодателем ей не были выплачены предусмотренные постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 единовременная выплата и материальная помощь.
На основании изложенного ФИО2, с учётом последующих уточнений, просила взыскать с ответчика единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере 51 000 рублей, материальную помощь в размере 29 833 рублей 20 копеек, проценты (денежную компенсацию) за нарушение установленного срока единовременной выплаты и материальной помощи с 18 июля 2020 года по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. Также истец просила взыскать с ответчика судебные расходы в размере 63 рублей и 42 рублей 50 копеек, уплаченные за отправку из города Алушта обращения в Прокуратуру Билибинского района, денежные средства, уплаченные за отправку искового заявления с приложениями в адрес ответчика в размере 369 рублей 07 копеек, денежные средства, уплаченные за приобретённые ею лекарства (экстракт валерианы), в размере 80 рублей.
Судом первой инстанции постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе истец ФИО2, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 поддержал апелляционную жалобу истца по изложенным в ней основаниям.
Истец ФИО2, представитель ответчика Администрации МО Билибинский муниципальный район, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайства об отложении судебного разбирательств не заявляли. Ответчик направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Судебная коллегия, руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив решение суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные Положением о некоторых гарантиях работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, утверждённым постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 (далее - Положение о некоторых гарантиях), материальная помощь и единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску не носят обязательного характера, не являются гарантированными выплатами и не могут быть выплачены сотрудникам без соответствующего приказа (распоряжения) руководителя организации, в соответствии с положениями абзаца 2 статьи 313 ТК РФ являются дополнительными гарантиями и компенсациями для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, и выплачиваются исходя из финансовых возможностей работодателя.
Кроме того, суд признал законной отмену Положения о некоторых гарантиях постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 «О признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район» (далее - постановление Главы МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года №897), которое, по мнению суда, не подлежало опубликованию и вступило в законную силу с момента его подписания.
Поскольку в удовлетворении требований о взыскании с ответчика единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску и материальной помощи отказано, суд первой инстанции указал, что также отсутствуют основания для взыскании процентов (денежной компенсации) за нарушение установленного срока их выплаты и денежной компенсации морального вреда.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции не соответствующими установленным обстоятельствам дела и основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, а доводы апелляционной жалобы истца ФИО2 о том, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район, Администрации МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897, которым признано утратившим силу постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года «Об утверждении некоторых гарантий работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район» является не действующим, поскольку не было опубликовано в установленном порядке, - заслуживающим внимания.
Так, в силу части 2 статьи 5 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, в том числе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Частью 3 статьи 13 ТК РФ определено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
В силу части 1 и пункта 3 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Согласно части 4 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В силу части 1 и 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Как следует из положений пункта 4 части 1 статьи 23 Устава муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее – Устав), глава муниципального района издает в пределах своих полномочий правовые акты в виде постановлений и распоряжений.
Согласно части 4 статьи 25 Устава муниципальные правовые акты Главы муниципального района утрачивают силу в случаях истечения срока действия, на который был принят муниципальный правовой акт; принятия нового муниципального правового акта, если положения ранее изданного муниципального правового акта противоречат ему или поглощаются им; отмены муниципального правового акта или отдельных его положений Главой муниципального района или по решению суда.
В силу частей 5, 6 и 7 статьи 25 Устава муниципальные правовые акты Главы муниципального района вступают в силу одновременно на всей территории муниципального района с момента их подписания Главой муниципального района, если иной порядок не установлен действующим законодательством или самим муниципальным правовым актом.
Муниципальные нормативные правовые акты Главы муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным периодическим изданием, в котором публикуются муниципальные правовые акты Главы муниципального района, является газета «Золотая Чукотка» и (или) «Информационный вестник Билибинского муниципального района».
Муниципальные правовые акты Главы муниципального района могут быть доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, распространены иным способом.
В силу части 6 статьи 281 Устава официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании. Использование портала Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» является дополнительным официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов.
Постановлением Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 утверждено Положение о некоторых гарантиях работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район (далее - Положение о некоторых гарантиях).
Из пунктов 1.1 и 1.2 Положения о некоторых гарантиях следует, что оно вводится в целях повышения материальной заинтересованности работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, а также для их стимулирования в выполнении трудовых функций и работе в одной и той же организации и определяет порядок и условия единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказании материальной помощи.
В силу части 4 статьи 26 Устава структура Администрации муниципального района утверждается Советом депутатов муниципального района по представлению Главы Администрации муниципального района. В структуру Администрации муниципального района могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации муниципального района. Органы Администрации муниципального района могут обладать правами юридического лица.
Решением Совета депутатов муниципального образования Билибинский муниципальный район от 28 июля 2019 года № 2 утверждена структура Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, куда, в том числе, включены Управление промышленной и сельскохозяйственной политики, Управление правового и организационного обеспечения, а также являющиеся юридическими лицами Управление финансов, экономики и имущественных отношений и Управление социальной политики.
Поскольку названное Положение о некоторых гарантиях регулирует трудовые отношения не конкретных работников, а всех работников, замещающих определённые в нём должности у различных работодателей, то есть настоящий правовой акт не является локальным, порождает правовые последствия для работодателей и работников Администрации, в том числе, самостоятельных юридических лиц, судебная коллегия приходит к выводу, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 является нормативным правовым актом.
Из материалов дела следует, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 официально опубликовано в периодическом печатном издании «Информационный вестник Билибинского муниципального района» в 2017 году.
Пунктом 1 постановления Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 признано утратившим силу постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 с последующими изменениями.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что, несмотря на то обстоятельство, что пунктом 2 постановления Главы МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 определён срок вступления его в силу с момента подписания, фактически, отменяя постановление Главы МО Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 года № 24, оно затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, как работающих в Администрации, так и претендующих на замещение должностей, указанных в нём, в связи с чем постановление от 30 декабря 2019 года № 897 подлежит официальному опубликованием в периодическом печатном издании в газете «Золотая Чукотка» и (или) «Информационный вестник Билибинского муниципального района» и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
В силу части 1 статьи 43.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из инфармации, размещённой в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), постановление Главы МО Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 «О признании утратившим силу некоторых нормативных правовых актов Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район» зарегистрировано в регистре 10 февраля 2021 года, не опубликовано и в законную силу не вступило.
На запрос суда апелляционной инстанции ответчик доказательства, подтверждающие факт и дату опубликования текста постановления Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 в периодическом печатном издании, распространяемом в Билибинском муниципальном районе, не представил.
В письменном ответе, направленном в суд апелляционной инстанции, Глава администрации Билибинский муниципальный район сообщил, что названное постановление не опубликовано, поскольку вступало в силу с момента его подписания.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что постановление Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 30 декабря 2019 года № 897 до настоящего времени официально не опубликовано и не вступило в законную силу, и поскольку основания, определённые в части 4 статьи 25 Устава, для признания постановления Главы МО Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 утратившим силу отсутствуют, то оно до настоящего времени действует на территории Билибинского муниципального района.
Следовательно, гарантированные нормами трудового законодательства единовременная выплата и материальная помощь к ежегодному оплачиваемому отпуску, подлежавшие выплате работникам Администрации МО Билибинский муниципальный район, замещающим должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, является обязанностью работодателя, а не его правом. как ошибочно указал суд первой инстанции.
Пунктом 1.3 Положения о некоторых гарантиях определено, что оно распространяется на лиц, осуществляющих в Администрации района трудовую деятельность, в том числе, по должности ведущий архивист.
Согласно пунктов 3.1-3.3 Положения о некоторых гарантиях ведущему архивисту один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, на основании заявления работника о предоставлении отпуска, выплачивается материальная помощь в размере 1,2 должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пунктами 4.1, 4.3 и 4.5 Положения о некоторых гарантиях при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска работникам выплачивается единовременная выплата в размере семнадцати тысяч рублей с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на основании распоряжения о предоставлении отпуска. Право на единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска.
Как следует из материалов дела, распоряжением о приеме работника на работу от 23 сентября 2015 года № 292-л и трудовым договором от 23 сентября 2015 года № 11 ФИО2 (до брака ФИО 1.) принята на работу на должность архивиста 1 категории в архивный отдел Аппарата Администрации МО Билибинский муниципальный район (должность, не являющаяся должностью муниципальной службы).
Согласно справке, выданной Главой администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, с 23 сентября 2015 года ФИО2 установлена процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 100 %.
Распоряжением о переводе работника на другую работу от 18 сентября 2019 года № 420-л ФИО2 переведена на должность ведущий архивист Управления правового и организационного обеспечения.
Постановлением Главы администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район от 11 декабря 2018 года № 1004 ведущему архивисту установлен оклад в размере 8 287 рублей.
Распоряжением Главы Администрации МО Билибинский муниципальный района от 9 июля 2020 года № 185-л ведущему архивисту Архивного отдела Управления правового и организационного обеспечения ФИО2 представлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 20 июля по 17 сентября 2020 года. Материальная помощь и единовременная выплата работнику выплачена не была.
Поскольку ФИО2 был представлен ежегодный оплачиваемый отпуск, то в соответствии с Положением о некоторых гарантиях она имела права на единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере 51 000 рублей (17 000 х районный коэффициент х процентную надбавку за работы в районах Крайнего Севера) и материальную помощь в размере 29 833 рубля 20 копеек (8 287 х 1,2 х районный коэффициент х процентную надбавку за работы в районах Крайнего Севера), которые подлежат взысканию с ответчика Администрации МО Билибинский муниципальный района.
Несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильное истолкование закона привели к вынесению неправильного решения и в силу пункта 3 части 1, пункта 3 части 2 статьи 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения суда в части требований о взыскании единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску в апелляционном порядке.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ полагает необходимым принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ФИО2 о взыскании единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску по вышеприведённым мотивам.
В связи с тем, что решение суда первой инстанции в части взыскания единовременной выплаты и материальной помощи к ежегодному оплачиваемому отпуску подлежит отмене по изложенным основаниям, то подлежит отмене и решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу ФИО2 денежной компенсации за нарушение сроков выплаты сумм, причитающихся работнику к отпуску, и денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со статьёй 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2, в соответствии с частью 4 статьи 3 и частью 9 статьи 394 ТК РФ суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Как видно из искового заявления, истец указала, что моральный вред обусловлен действиями ответчика, выразившимися в незаконном отказе ей в выплате предусмотренных трудовым законодательством выплат.
Поскольку судебная коллегия установила нарушение трудовых прав истца на единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску и материальную помощь, то имеются основания для взыскания с ответчика Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО2 компенсации морального вреда.
Учитывая степень вины работодателя, длительность периода, в котором допущены нарушения прав ФИО2, а также требования разумности и справедливости, коллегия приходит к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части искового требования в размере 40 000 рублей отказать.
В силу части 9 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Частью 1 статьи 236 ТК РФ определено, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку распоряжением главы администрации Билибинского муниципального района от 9 июля 2020 года № 185-л отпуск ФИО2 представлен с 20 июля 2020 года, то все причитающиеся ей выплаты, связанные с отпуском, должны были быть выплачены не позднее 17 июля 2020 года, и начиная с 18 июля 2020 года работодателем подлежали уплате проценты (денежная компенсация) за каждый день задержки этих выплат.
Принимая во внимание, что в период с 18 июля 2020 года по 11 мая 2021 года ставка рефинансирования Центральным банком Российской Федерации неоднократно изменялась, при расчёте денежной компенсации, подлежащей уплате ФИО2, следует применять размеры ставки исходя из периода их действия, а не исходя из ставки в размер 4,5 %, действовавшей на момент начала периода подлежащего компенсации, как ошибочно указал истец в своих расчётах:
период | дней | ставка % | документ, определивший ставку | невыплаченная сумма х 1/150 х ставка х кол-во дн. задержки | сумма, рублей |
с 18.07.20 по 26.07.20 | Информационное сообщение Банка России от 19.06.2020 | ||||
с 27.07.20по 21.03.21 | Информационное сообщение Банка России от 24.07.2020 | ||||
с 22.03.21 по25.04.21 | Информационное сообщение Банка России от 19.03.2021 | ||||
с 26.04.21 по11.05.21 | Информационное сообщение Банка России от 23.04.2021 | ||||
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что с ответчика Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО2 подлежат взысканию проценты (денежная компенсация) за нарушение установленного срока выплаты сумм причитающихся работнику к отпуску за период с 18 июля 2020 года по 11 мая 2021 года в размере 6 948 рублей 96 копеек..
Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства установлены на основании имеющихся материалов дела, с которыми стороны ознакомлены, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 328 ГПК РФ полагает необходимым принять по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований ФИО2 о взыскании единовременной выплаты к ежегодному оплачиваемому отпуску, материальной помощи, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты, денежной компенсации морального вреда по вышеприведённым мотивам.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что работодатель в силу статья 57 ТК РФ обязан заключить с ФИО2 дополнительный трудовой договор, в котором должен предусмотреть единовременную выплату и выплату материальной помощи к ежегодному отпуску; о том, что судом неверно указан размер денежной компенсации за нарушение установленного срока причитающихся истцу выплат; необоснованно не приобщил к материалам гражданского дела скриншот (снимок экрана) с информацией, размещённой на портале Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), а также о не приобщении копии постановления Главы муниципального образования Билибинский муниципальный район от 23 января 2017 № 24 с учётом внесённых в него изменений распечатанной из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; о представлении судом недостаточного времени для ознакомления с доказательствами, представляемыми ответчиком, юридического значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Согласно части 1 статьи 88, статье 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым, в том числе, относятся признанные судом необходимыми расходы.
Как следует из разъяснений, данных в абзацах 2 и 3 пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости. Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Как следует из материалов дела, истец ФИО2 просила суд возложить на ответчика обязанность возместить ей издержки, связанные с рассмотрением дела, состоящие из сумм уплаченных за совершение нотариального действия по оформлению достоверности на представителя ФИО1, а также за приобретение конвертов для подачи жалоб в прокуратуру Билибинского района, за приобретение лекарств и за отправку ценного письма с копией искового заявления с приложениями в адрес ответчика.
Согласно доверенности №, выданной 16 октября 2020 года представителю ФИО1 и удостоверенной нотариусом Билибинского нотариального округа, с ФИО2 взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей, у также уплачено за оказание услуг правового и технического характера 2300 рублей.
Поскольку из текста доверенности не следует, что она выдавалась только для участия представителя в настоящем гражданском деле, судебная коллегия приходит к выводу, что расходы на оформление доверенности представителя ФИО1 в размере 2500 рублей не могут быть отнесены к судебным издержкам.
Также судебная коллегия не может признать судебными издержками расходы истца ФИО2 на приобретение двух почтовых конвертов в размере 105 рублей 50 копеек (63 рубля и 42 рубля 50 копеек) для направления жалоб в прокуратуру Билибинского района, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязательного предварительного обращения лица за разрешением трудового спора в иные органы кроме суда, а также указанные действия истца не направлены на собирание доказательств по настоящему делу.
Кроме того, поскольку истец ФИО2 не представила в суд доказательства, подтверждающие, что расходы в размере 80 рублей на приобретение экстракта валерианы понесены именно ею, а также не доказала, что его приобретение обусловлено действиями ответчика и связано с рассмотрением настоящего гражданского дела в суде, судебная коллегия приходит к выводу, что они не относятся к судебным расходам.
Поскольку в силу пункта 6 статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, судебная коллегия приходит к выводу, что расходы в размере 369 рублей 07 копеек, понесенные ФИО2 в связи с направлением ответчику искового заявления, относятся к судебным издержкам и подлежат возмещению Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район истцу ФИО2
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Билибинского районного суда от 10 декабря 2020 года по настоящему делу отменить.
Исковые требования ФИО2 к Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО2 единовременную выплату к ежегодному оплачиваемому отпуску в размере 51 000 рублей.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО2 материальную помощь в размере 29 833 рублей 20 копеек.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО2 проценты (денежную компенсацию) за нарушение установленного срока выплаты единовременной выплаты и материальной помощи в размере 6 948 рублей 96 копеек.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО2 возмещение морального вреда за нарушение срока выплат, причитающихся работнику, в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части данного искового требования в размере 40 000 рублей отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 369 рублей 07 копеек.
Апелляционную жалобу истца ФИО2 удовлетворить частично.
Председательствующий А.С. Зиновьев
Судьи Е.В. Склярова
Д.В. Малов