НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Смоленского областного суда (Смоленская область) от 21.07.2020 № 2-56/20

Судья Дроздов С.А. №33-1945

№ 2-56/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2020 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Коржакова И.П.,

судей: Дмитриевой Г.И., Филенковой С.В.

при секретаре (помощнике судьи) Богдановой О.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи через Сафоновский районный суд Смоленской области дело по апелляционной жалобе ГУ – Управление Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 6 мая 2020 г.,

Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) – Бордуновой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Полякова О.А. и его представителя Копыловой О.М.

установила:

Поляков О.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском рай­оне Смоленской области (межрайонное) о при­знании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период работы и до­срочно назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что решением ответчика № 13 от 16.09.2019 г. ему отказано в досрочном назначении страхо­вой пенсии по старости, по причине отсутствия требуемого специального стажа. В стаж не был включен период его работы с 08.02.1993 по 20.06.2007 в каче­стве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе жидких минеральных удобрений (ЖМУ) ПАО «Дорогобуж» (ранее - Дорогобужское производ­ственное объединение «Минудобрения», АООТ «Минудобрения», АООТ «Дорогобуж», ОАО «Дорогобуж»).

Данный отказ считает незаконным, поскольку занятость в спорный период в производстве, на рабо­тах и по профессии, предусмотренных Списком № 1, подтверждается совокупностью представленных доказательств, в связи с чем, просит признать незаконным вышеуказанное решение пенсионного ор­гана № 13 от 16.09.2019, обязать пенсионный орган назначить указанную пенсию с момен­та обращения за ее назначением, то есть с 04.06.2019 г., включив в специальный стаж период работы с 08.02.1993 г. по 20.06.2007 г. в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха жидких минеральных удобрений ПАО «До­рогобуж».

В судебное заседание Поляков О.А. не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором одновременно заявленные требования поддержал.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском рай­оне Смоленской области (межрайонное) в судебное заседание также не явился, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленных возражениях просил в иске отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенного надлежащим образом третьего лица - ПАО «Дорогобуж», представившего письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Обжалуемым решением признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Россий­ской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) № 13 от 16.09.2019 г. об отказе в установлении пенсии Полякову О.А.

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Россий­ской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) возложена обязанность включить период работы Полякова О.А. в ОАО «Дорогобуж» (после переимено­вания - ПАО «Дорогобуж») с 08.02.1993 по 20.06.2007 в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха жидких минеральных удобре­ний в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за исключением дней нахождения в от­пуске без сохранения заработной платы 31.10.2006, 26.12.2006, 28.04.2007, 13.06.2007, 14.06.2007 и 15.06.2007

На ГУ - Управление Пенсионного фонда Россий­ской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) возложена обязанность назначить Полякову О.А. страховую пенсию по старости с 5 июня 2019 г.

В апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене судебного постановления со ссылкой на его незаконность и необоснованность.

Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия оснований для его отмены не находит.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее дости­жения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при нали­чии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 муж­чинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

Подпунктом «а» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 определено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, рабо­тавшим на работах с вредными условиями труда, применяются:

Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подзем­ных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, заня­тость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 1 1991 г.);

список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета пе­риодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Позицией 1080А010 пункта 1 подраздела «А» (позиция 1080А000-17541) раздела VIII «Химическое производство» (позиция 10800000) Списка № 1 1991 г. в качестве имеющих право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях указаны ра­бочие предприятий химической отрасли промышленности, занятые полный рабочий день на ремонте, профилактике и обслуживании электрооборудования (кроме контроль­но-измерительных приборов и вентиляции) в производствах аммиака (включая газовое сырье) и минеральных удобрений.

Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с вредными условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве за­страхованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органа­ми. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетря­сением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и

тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозмож­но, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что 04.06.2019, Поляков О.А., <данные изъяты> года рож­дения, обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с занятостью на работах с вредны­ми условиями труда.

Решением ответчика № 13 от 16.09.2019 в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. В указанный стаж не был включен период трудовой деятель­ности с 08.02.1993 по 20.06.2007 в качестве электромонтера по ремонту и обслужи­ванию электрооборудования цеха жидких минеральных удобрений, поскольку занятость истца во вредных условиях труда в течение полного рабочего дня не подтверждена.

Не согласившись с принятым решением, Поляков О.А. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что занятость в спорный период в производстве, на рабо­тах и по профессии, предусмотренных Списком № 1, подтверждается соответствующей справкой работодателя, содержанием трудовых договоров о работе во вредных условиях труда, сведениями индивидуального (персонифицированного) учета в системе обяза­тельного пенсионного страхования с указанием кодов льготного характера работы (ЗП12А 1080А010, 27-1 1080АО 10), данными карточки формы Т-2 о предоставлении до­полнительных отпусков за работу во вредных условиях труда и другими документами.

Сторона ответчика, возражая относительно заявленных требований, ссылалась на то, что доказа­тельств, подтверждающих постоянное выполнение истцом в спорный период работ во вредных условиях труда, дающих право на досрочное назначение пенсии в соответствии со Списком № 1, не имеется.

Из трудовой книжки Полякова О.А. следует, что истец осуществлял трудовую дея­тельность в цехе жидких минеральных удобрений ПАО «Дорогобуж» (до преобразова­ния и переименования - Дорогобужское ПО «Минудобрения», АООТ «Минудобрения», АООТ «Дорогобуж», ОАО «Дорогобуж») с 08.02.1993 - в качестве электромонтера по ремонту и обслуживанию оборудования 5 разряда; с 27.10.1997 - электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 5 разряда (дежурный) ремонтной служ­бы; с 02.02.1998 по 20.06.2007 - электромонтера по ремонту и обслуживанию элек­трооборудования 5 разряда электрослужбы.

Поляков О.А. был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования <данные изъяты>

По данным индивидуального персонифицированного учета спорный период работы Полякова О.А. в должности электромонтера ПАО «Дорогобуж» отражен в системе обя­зательного пенсионного страхования по позиции 1080А010 Списка № 1.

Согласно представленных работодателем за период с 1990 г. по 2007 г. Списков профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение работни­ков цеха жидких минеральных удобрений, работа электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования соответствует коду позиции 1080А010 раздела VIII Списка 1, поскольку работник осуществляет ремонт электрооборудования, электрических схем, автоматических линий, электрических машин и электроаппаратов на оборудовании, занятом выпуском продукции.

Из представленной работодателем справки, уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 25.01.2019 г. № 7 следует, что с 08.02.1993 по 20.06.2007 Поляков О.А. без совмещения профессий и простоев работал в ОАО «Дорогобуж» - предприятии по производству минеральных удобрений - полный рабо­чий день в режиме полной рабочей недели в качестве электромонтера по ремонту элек­трооборудования (кроме контрольно-измерительных приборов и вентиляции) цеха жид­ких минеральных удобрений, то есть по профессии, предусмотренной позицией
1080А010 раздела VIII Списка № 1.

Личная карточка формы № Т 2 и представленные работодателем лицевые счета содержат данные о предоставлении Полякову О.А. дополнительного от­пуска и произведенных выплатах в размере 12% за работу во вредных условиях труда.

В ходе судебного разбирательства по де­лу назначена государственная экспертиза условий труда, согласно выводам которой Поляков О.А. в спорный период трудовой деятельности, а именно с 08.02.1993 по 20.06.2007 в цехе жидких минеральных удобрений ПАО «Дорогобуж», был занят на работах, преду­смотренных Списком № 1, в течение полного рабочего дня, кроме отпусков без сохранения заработной платы: 31.10.2006, 26.12.2006, 28.04.2007, 13.06.2007, 14.06.2007 и 15.06.2007.

Разрешая возникший спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, исходил из того, что в период с 08.02.1993 по 20.06.2007 Поляков О.А., работая в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха жидких минеральных удобрений в ОАО «Дорогобуж» (после переименования - ПАО «Дорогобуж»), был занят на работе с вредными условиями труда в течение полного рабочего дня, вследствие чего пришел к выводу о том, что названный период работы Полякова О.А., за исключением дней нахождения в отпуске без сохранения заработной платы 31.10.2006, 26.12.2006, 28.04.2007, 13.06.2007, 14.06.2007 и 15.06.2007, подлежит включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Поскольку с учетом включенного в специальный стаж периода работы у Полякова О.А. по состоянию на <данные изъяты> (дату достижения им 50-летнего возраста) имеется необходимая продолжительность специального стажа, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, т.е. более 10 лет, суд первой инстанции возложил на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сафоновском рай­оне Смоленской области (межрайонное) обязанность назначить Полякову О.А. пенсию с <данные изъяты>

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены имеющимися доказательствами и основаны на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела.

Доводы жалобы о том, что правом на досрочное назначение пенсии по Списку № 1 пользуются только рабочие, занятые в отделении аммиачной воды, в то время как истец работал электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования в цехе жидких минеральных удобрений, который состоит из отделения приготовления аммиачной воды, азотно-кислородной станции, кислородно-наполнительной станции и участка межцеховых коммуникаций, т.е. истец осуществлял трудовую деятельность во всем цехе, не могут быть приняты во внимание.

Согласно Положению о цехе жидких минеральных удобрений, его ос­новными задачами является выпуск аммиачной воды, азота, кислорода, технологическо­го воздуха и воздуха КИПиА (подпункт 2.1.1. пункта 2.1 раздела 2), основными функ­циями - ведение технологического процесса получения аммиачной воды, азота, кисло­рода, технологического воздуха и воздуха КИПиА (подпункт 2.2.1. пункта 2.1 раздела 2).

Цех ЖМУ включает в себя такие подразделения как отделение приготовления ам­миачной воды, азотно-кислородную станцию, кислородно-наполнительную станцию и участок межцеховых коммуникаций (пункт 1.1 раздела 1 Положения).

Из изложенного следует, что все отделения цеха ЖМУ задействованы в едином технологическом процессе по выпуску аммиачной воды, т.е. взаимосвязаны между собой. Отделение приготовления аммиачной воды не осуществляет свою деятельность самостоятельно, без других отделений цеха ЖМУ.

Из содержания пункта 3.1.39 дополнения № 1 к Положению о цехе жид­ких минеральных удобрений усматривается, что работа в цехе сопряжена с возможным ухудшением состояния здоровья его работников, в том числе вследствие проявления признаков острого профессионального заболевания (отравления).

Кроме того, из трудовых договоров, заключенных с Поляковым О.А., следует, что истец принимался на работу в цех жидких минеральных удобрений с особым режимом работы во вредных условиях труда.

Согласно пункту 1.1 раздела 1 Инструкции У-27 по охране труда электро­монтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования цеха ЖМУ, по указанной профессии могут работать лица не моложе 21 года и годные по состоянию здоровья для работы во вредных условиях труда.

При этом, к самостоятельной работе допускаются только лица, обладающие знани­ями, в том числе, инструкций по безопасному выполнению работ с легковоспламеняю­щимися веществами, горючими жидкостями и другими растворителями, а также по хра­нению, расходованию и обращению с сильнодействующими ядовитыми веществами (пункт 1.3 Инструкции).

В классификации по классу взрывоопасности помещений цеха ЖМУ, обслуживае­мых по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), указаны установка приготовле­ния аммиачной воды, отделение реактивной аммиачной воды «ЧДА», щитовая установ­ка приготовления аммиачной воды (п. 1.14 Инструкции).

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что в цехе ЖМУ имеют место факторы и ве­щества, отрицательно действующие на организм человека и создающие опасность по взрыву и пожару. В частности, наличие электрического тока, а также таких токсичных и взрывоопасных веществ как аммиак № НЗ (бесцветный газ с удушливым запахом и ед­ким вкусом, который способен самовоспламеняться) и азот № 3, действие которого про­является при резком снижении концентрации кислорода, вследствие чего, человек быстро теряет сознание, после чего наступает смерть.

Учитывая, что истец осуществлял трудовую деятельность в одном единственном цехе ЖМУ, имеющем опасные для жизни и здоровья человека вещества, ссылка ответчика на отсутствие у истца права на досрочную страховую пенсию ввиду того, что истец не был закреплен непосредственно за отделением аммиачной воды, безосновательна.

Доводы жалобы о том, что справка от 25.01.2019 № 7, уточняющая особый характер работы, а также представленные работодателем сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Полякова О.А. за период с 01.01.1998 по 31.12.2001 (с кодом льготы ЗП12А, 1080А010) и с 01.01.2002 по 20.06.2007 (с кодом льготы 27-1 код позиции списка 1080А010), не могут являться доказательствами по делу и не подтверждают право истца на досрочную страховую пенсию по старости, основаны на ошибочном толковании норм материального права, устанавливающих порядок и условия подтверждения стажа, наличие которого дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Совокупность представленных по настоящему делу доказательств свидетельствует о том, что факт полной занятости истца в течение полного рабочего дня в спорный период во вредных условиях труда, предусмотренных Списком № 1, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Оценка доказательств дана судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.

Ссылка в жалобе на судебную практику по аналогичному делу правового значения для разрешения настоящего дела не имеет, так как к источникам правового регулирования судебная практика не относится. Кроме того, приведенное в жалобе судебное постановление вынесено по иску иного лица и по иным фактическим обстоятельствам дела.

Доводы жалобы, сводящиеся к оспариванию государственной экспертизы условий труда, в частности, о том, что экспертное заключение не является обоснованным и аргументированным, не соответствуют действительности и являются лишь субъективным мнением ответчика.

Суд принял данное заключение эксперта в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку экспертиза назначена в соответствии с требованиями действующего законодательства, заключение содержит подробное описание проведенного исследования и сделанных в результате его выводов, экспертом, в рамках его компетенции, даны ответы на все поставленные вопросы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Ссылка в жалобе на отсутствие карты аттестации рабочего места электромонтера по обслуживанию электрооборудования несостоятельна, поскольку такая атте­стация в период работы Полякова О.А. работодателем не проводилась, вместе с тем названное обстоятельство не должно нарушать пенсионные права истца.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, а лишь выражают несогласие с ними, сводятся к субъективному толкованию норм права, переоценке доказательств, аналогичных приведенным в суде первой инстанции, что уже оценено судом надлежащим образом, в связи с чем, не могут повлечь отмену постановленного решения.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 6 мая 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – Управление Пенсионного фонда Рос­сийской Федерации в Сафоновском районе Смоленской области (межрайонное) – безудовлетворения.

Председательствующий

Судьи: