Судья Мартыненко В.М. 33-2303/2023
№ 2-104/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 августа 2023 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
Председательствующего: судьи Шитиковой Т.М.,
судей: Коженовой Т.В., Шнытко С.М.
при помощнике судьи Игнатовой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 31 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя ФКУ «ИК № 2 УФСИН России по Смоленской области» ФИО3, представителя УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России - ФИО4 на жалобу, судебная коллегия
установила:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области), уточнив иск, обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании материального ущерба в сумме 46751,01 руб., с последующим перечислением в федеральный бюджет.
В обоснование иска указало, что в результате проведенной в период с 18.10.2021 по 22.10.2021 главной контрольно-ревизионной инспекцией управления делами ФСИН России совместно с сотрудниками УФСИН России по Новгородской области документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области (далее - УФСИН России по Смоленской области) за период с 01.11.2018 по 01.11.2021, выявлены нарушения в части неправильного удержания с доходов осужденных расходов за питание по плановой стоимости, а не по фактически произведенным затратам, что отражено в акте ревизии от 28.10.2021.
Выявленные нарушения явились основанием для проведения служебной проверки УФСИН России по Смоленской области, по результатам которой 30.05.2022 утверждено заключение.
В ходе проверки комиссией установлено, что в результате произведенных перерасчетов фактической стоимости понесенных расходов, связанных с содержанием осужденных (питание) за период 2020 года, с учетом выполнения требований ст. 107 УИК РФ, сумма недоудержаний и неперечислений в доход бюджета денежных средств составила 456100 руб.
Нарушения, допущенные в расчете затрат стоимости питания, удерживаемой из доходов осужденных, явились следствием ненадлежащего исполнения п.18, 27 должностной инструкции главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области ФИО1, которая в период с 23.03.2020 по 28.08.2020 исполняла обязанности главного бухгалтера. В добровольном порядке ФИО1 не возместила ущерб.
Ответчик ФИО1, не признав заявленные требования, обратилась в суд со встречным иском о признании заключения служебной проверки от 30.05.2022 незаконным, поскольку из его содержания невозможно установить в чем заключается ее вина: не указаны допущенные ею финансово-хозяйственные нарушения, периоды за которые они установлены, какие именно нормативно-правовые акты ею нарушены, не дана оценка ее отношению к служебным обязанностям. Проверка назначена, проведена и утверждена с нарушением процедуры и сроков проведения, что влечет отмену ее результатов.
В частности, приказ УФСИН России по Смоленской области № 131 «О создании комиссии для проведения служебной проверки по факту неудержания с доходов осужденных коммунальных расходов» издан только 24.03.2022, то есть через 6 месяцев после утверждения акта ревизии от 28.10.2021.
Поскольку проверка назначена 24.03.2022, она должна быть окончена (утверждена) не позднее 23.04.2022. С заключением служебной проверки ее не ознакомили. В ходе проверки не доказаны нарушения, которые ей вменяются, не установлен размер причиненного ею ущерба, противоправность ее поведения и вина в его причинении. Не согласившись с расчетом среднемесячной заработной платы, полагала, что он должен производиться за 12 месяцев.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области – ФИО3 уточненный иск поддержал, встречный иск ФИО1 не признал.
Представитель ФСИН России, УФСИН России по Смоленской области - ФИО4, поддержав иск ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, в удовлетворении встречного иска ФИО1 просила отказать.
Представитель ФИО1 – ФИО2 иск ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области не признала, встречный иск ФИО1 поддержала.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 31.03.2023 иск ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области удовлетворен:
С ФИО1 в пользу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области взысканы в счет возмещения ущерба, причиненного федеральному бюджету, 46751,01 руб. для последующего перечисления в федеральный бюджет, а также государственная пошлина в доход местного бюджета - 1603 руб.
В удовлетворении иска ФИО1 к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, УФСИН по Смоленской области, ФСИН о признании заключения о результатах служебной проверки от 30.05.2022 в отношении ФИО1 незаконным, отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении ее требований и отказе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области в иске, ссылаясь на незаконность решения. Считает, что судом необоснованно не учтены ее доводы.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию.
В соответствии со ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно методическим рекомендациям по порядку удержания из заработной платы и иных доходов осужденных в учреждениях УИС от 28.09.2012 № 16/6-2722, фактические затраты за питание определяются исходя из стоимости фактически израсходованных продуктов питания (с учетом доставки до учреждения) и стоимости расходов по приготовлению пищи (коммунальные затраты столовой, амортизация кухонного оборудования, заработная плата работников столовой). Удержания должны производиться бухгалтером учреждения ежемесячно за каждый день пребывания осужденных в исправительных учреждениях.
Фактически понесенные расходы федерального бюджета на содержание (питание) осужденных, должны удерживаться из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы в установленном порядке, в целях дальнейшего перечисления (возмещения) в доход федерального бюджета.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 19.07.2018 №197-ФЗ) (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
В соответствии с пп. 1-7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС), осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным Федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ нарушение сотрудником уголовно-исполнительной системы законодательства Российской Федерации, Присяги, дисциплинарного устава, правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо несоблюдение запретов и ограничений, связанных со службой в УИС, и требований к служебному поведению, либо неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав являются нарушением служебной дисциплины или дисциплинарным проступком.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2018 №197-ФЗ).
Общие положения о материальной ответственности сторон трудового договора, определяющие обязанности сторон трудового договора по возмещению причиненного ущерба и условия наступления материальной ответственности, содержатся в главе 37 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Статьей 232 ТК РФ определена обязанность стороны трудового договора возместить причиненный ею другой стороне этого договора ущерб в соответствии с названным кодексом и иными федеральными законами.
Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождение стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 232 ТК РФ).
Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба (ст.233 ТК РФ).
Условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, пределы такой ответственности определены главой 39 ТК РФ «Материальная ответственность работника».
Частью первой ст. 238 ТК РФ установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 ТК РФ).
В соответствии со ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено данным кодексом или иными федеральными законами.
Основным видом материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, является ограниченная материальная ответственность. Она заключается в обязанности работника возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб, но не свыше установленного законом максимального предела, определяемого в соотношении с размером получаемой им заработной платы. Таким максимальным пределом является средний месячный заработок работника. Правило об ограниченной материальной ответственности работника в пределах его среднего месячного заработка применяется во всех случаях, кроме тех, в отношении которых Трудовым кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом прямо установлена более высокая материальная ответственность работника, в частности полная материальная ответственность.
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере (ч.1 ст. 242 ТК РФ).
Частью второй ст.242 ТК РФ установлено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных этим кодексом или иными федеральными законами.
Перечень случаев полной материальной ответственности установлен ст. 243 ТК РФ.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходила службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Смоленской области, приказом УФСИН от 25.03.2020 №-лс с 23.03.2020 назначена на должность заместителя главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 УФСИН. Приказом УФСИН от 08.09.2020 №-лс освобождена от указанной должности и назначена на должность главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ КП-7 с 28.08.2020.
Согласно п. 8 должностной инструкции заместителя главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 капитана внутренней службы ФИО1, утвержденной 25.03.2020, а также п. 8 должностной инструкции, утвержденной 20.07.2020, в случае временного отсутствия главного бухгалтера бухгалтерии его обязанности исполняет заместитель главного бухгалтера бухгалтерии.
В связи с нахождением главного бухгалтера бухгалтерии ФКУ ИК-2 капитана внутренней службы ФИО10 в отпуске по беременности и родам (13.11.2019 - 31.03.2020), отпуске за 2020 год (01.04.2020 - 02.07.2020), отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (03.07.2020 - 21.01.2021), обязанности главного бухгалтера исполняла ФИО1
В период с 23.03.2020 по 27.08.2020 на ФИО1 распространялись обязанности главного бухгалтера, в том числе: текущее руководство подчиненной службой, осуществление контроля за ее работой, за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, персональная ответственность за контроль, организацию и правильность ведения бухгалтерского учета, соблюдение действующего законодательства.
В октябре 2021 года сотрудниками ГКРИ УД ФСИН России проведена документальная ревизия финансово-хозяйственной деятельности УФСИН за период с 01.11.2018 по 01.11.2021, в ходе которой выявлены, в том числе, нарушения по линии бухгалтерского учета в части образования просроченной, сокрытой дебиторской и кредиторской задолженности.
К данным нарушениям относятся нарушения, указанные в п. 51 Акта ревизии от 28.10.2021, где отмечено, что в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату и пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг, стоимости специального питания, кроме индивидуальных средств питания. В нарушение п. 4 ст. 99 УИК РФ и Методических рекомендаций по порядку удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных в учреждениях УИС, доведенных письмом ФСИН России от 28.09.2012 № 16/6-2722, в учреждении производились удержания за питание по плановой стоимости, а не по фактически произведенным затратам в данном месяце. В результате произведенных перерасчетов фактической стоимости понесенных расходов, связанных с содержанием осужденных (питание) за 2020 год, с учетом выполнения требований статьи 107 УИК РФ, сумма недоудержаний и неперечислений в доход бюджета денежных средств составила 456 000,1 руб.
В п. 51 Акта ревизии указано на факты нарушения сотрудниками ФКУ ИК-2 требований уголовно-исполнительного законодательства и ненадлежащего исполнения указания ФСИН России от 28.09.2012 № 16/6-2722.
Приказом УФСИН от 24.03.2022 № 131 назначена служебная проверка по результатам которой 30.05.2022 утверждено заключение, подписанное членами комиссии 20.05.2022 из которого следует, что должностными лицами ФКУ ИК-2, в том числе ФИО1, вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей допущены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства и нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета. Не соблюдались требования ст.ст. 99, 107 УИК РФ - в части удержания из дохода осужденных стоимости питания в размере фактических затрат, произведенных в определенном месяце, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ - в части отражения в первичных бухгалтерских документах, а далее в регистрах бухгалтерского учета, свершившихся фактов хозяйственной жизни, выраженных в фактически понесенных расходах на питание осужденных, содержащихся в учреждении, что повлекло за собой не перечисление в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 456 000,1 руб.
Непосредственные действия по неправильному расчету и перечислению денежных средств в федеральный бюджет осуществлялись бухгалтером ФИО11 Допущенное же ФИО1 нарушение характеризуется бездействием, непринятием возможных мер по контролю за подчиненными сотрудниками, осуществлению его ненадлежащим образом. Бездействуя, ФИО1 способствовала созданию условий, при которых стало возможным нарушение финансовой дисциплины со стороны подчиненного сотрудника - бухгалтера ФИО11 Обязанность действовать определенным образом вытекает из ее должностных обязанностей, а также из требований нормативных правовых актов, в соответствии с которыми она обязана осуществлять свою деятельность. Какие-либо обстоятельства, не зависящие от воли и желания ФИО1, исключающие объективную возможность осуществлять контроль за действиями подчиненного сотрудника, отсутствовали.
Негативные последствия бездействия ФИО1 в рассматриваемом случае - это и нарушения, допущенные подчиненным сотрудником, выразившиеся в неправильно произведенных расчетах, и нарушение финансовой дисциплины в целом, выразившееся в несоблюдении установленного порядка финансовых операций, недостоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом исполнение ФИО1 должным образом обязанностей по контролю за подчиненным сотрудником способно было предотвратить данные последствия.
При проведении служебной проверки комиссией установлено, что ФИО1 исполняла обязанности главного бухгалтера в 2020 году в течение 5 месяцев.
Рабочие материалы к Акту ревизии содержат «помесячные» расчеты, на основании которых ГКРИ УД ФСИН России выведена общая сумма причиненного ущерба, указанная в Акте ревизии. Согласно «помесячным» расчетам недоудержания в федеральный бюджет за период, когда ФИО1, исполняла обязанности главного бухгалтера, превышают ее среднемесячную заработную плату. Данные расчеты приобщены к материалам служебной проверки, являются их неотъемлемой частью, учитывались при проведении служебной проверки.
Комиссией постановлено за причинение прямого действительного ущерба федеральному бюджету, организовать работу по взысканию в судебном порядке с ФИО1 денежных средств в размере месячного заработка.
От дачи объяснений по установленному факту ФИО1 отказалась.
В период с 28.04.2022 по 11.05.2022 ФИО1 находилась на больничном, с 12.05.2022 по 26.05.2022 - в отпуске.
Приказом УФСИН от 24.05.2022 №-лс ФИО1 27.05.2022 уволена из уголовно-исполнительной системы на основании рапорта об увольнении от 12.05.2022. Согласно произведенному расчету ее среднемесячная заработная плата в ФКУ ИК-2 составляет 46 751,01 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и, сославшись на отсутствие предусмотренных ст. 239 ТК РФ обстоятельств, исключающих материальную ответственность ФИО1, признал наличие оснований для взыскания с нее в пользу ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области причиненного ущерба в размере ее среднемесячного заработка 46751,01 руб., с последующим перечислением в федеральный бюджет, отказав в удовлетворении ее встречного иска о признании заключения о результатах служебной проверки от 30.05.2022 в отношении нее незаконным.
При этом суд исходил из того, что каких-либо нарушений, связанных с процедурой проведения служебной проверки, назначенной приказом от 24.03.2022 № 131, УФСИН не допущено. Порядок проведения служебной проверки регламентирован ст.54 ФЗ от 19.07.2018 № 197-ФЗ и приказом Минюста России от 31.12.2020 № 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (далее - Порядок).
Приказом УФСИН от 25.11.2021 № 521 назначена служебная проверка по нарушениям, выявленным в бухгалтерском учете.
Заключение о результатах служебной проверки утверждено начальником УФСИН 17.12.2021.
В направленном 04.02.2022 главным бухгалтером УФСИН донесении в ГКРИ УД ФСИН России об устранении финансовых нарушений и принятых мерах по Акту ревизии указано, что нарушения в бухгалтерском учете, в том числе, сформулированные в п. 51 Акта ревизии от 28.10.2021, рассмотрены в рамках служебной проверки, проведенной на основании приказа УФСИН от 25.11.2021 № 521. Между тем, нарушения, указанные в п. 51 Акта ревизии, рассмотрения в ходе названной служебной проверки не получили.
В письме ГКРИ УД ФСИН России от 05.03.2022 обращено внимание на то, что финансовые нарушения не устранены, меры по возмещению ущерба, причиненного данными нарушениями, не приняты, что явилось основанием для принятия руководителем УФСИН решения о проведении служебной проверки по фактам не устранённых, не получивших рассмотрения нарушений.
Согласно п. 7 Порядка решение о проведении служебной проверки принимается должностными лицами учреждений и органов УИС (лицами, их замещающими), в том числе, начальниками территориальных органов ФСИН России - в отношении сотрудников соответствующего территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС и граждан.
Учреждения, органы УИС в течение 14 дней со дня, когда должностному лицу, указанному в п. 7 Порядка, стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки, вносят ему на рассмотрение проект решения о проведении служебной проверки - проект приказа (распоряжения) о проведении служебной проверки. Решение о проведении служебной проверки принимается не позднее 14 дней со дня, когда им стала известна информация, являющаяся основанием для проведения служебной проверки (п. 8 Порядка).
Письмо ГКРИ УД ФСИН России от 05.03.2022 поступило на рассмотрение начальнику УФСИН 10.03.2022, в этот же день указанием начальника УФСИН должностным лицам УФСИН предписано доложить по каждому пункту письма. Во исполнение данного указания главным ревизором - начальником КРГ УФСИН представлен рапорт от 14.03.2022 с предложением - по всем фактам неустраненных нарушений провести служебные проверки с соответствующими составами комиссий.
В соответствии с резолюцией начальника УФСИН от 14.03.2022 приказом УФСИН от 24.03.2022 № 131 назначен состав комиссии для проведения служебной проверки по факту неудержания из доходов осужденных коммунальных расходов на их содержание в сумме 554 000,8 руб. Решение руководителя УФСИН о проведении служебной проверки по информации, указанной в письме ГКРИ УД ФСИН России, принято не позднее 14 дней со дня, когда данная информация стала ему известна.
Приказом УФСИН от 24.03.2022 № 131 установлен срок проведения служебной проверки - до 22.04.2022.
В соответствии с п. 17 Порядка служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении (п.17 Порядка). Срок проведения служебной проверки может быть продлен должностным лицом, издавшим приказ (распоряжение) о ее проведении, на срок до 30 дней в соответствии с ч.4 ст.54 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ (п.19 Порядка).
В силу ч.4 ст. 54 ФЗ от 19.07.2018 № 197-ФЗ служебная проверка проводится в течение 30 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки может быть продлен по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя, но не более чем на 30 дней.
В случае продления срока проведения служебной проверки сроком, с которого начинается продление служебной проверки, будет считаться дата окончания срока, установленного для проведения служебной проверки, а датой завершения служебной проверки - дата, до которой уполномоченным руководителем принято решение о ее продлении (пункт 19 Порядка).
Датой завершения служебной проверки является дата подписания членами комиссии заключения (п. 21 Порядка).
Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня завершения служебной проверки заключение представляется должностному лицу, издавшему приказ (распоряжение) о проведении служебной проверки. Указанное должностное лицо не позднее чем через 5 рабочих дней со дня представления заключения принимает решение об утверждении заключения либо о продлении служебной проверки (пункт 21 Порядка).
В соответствии с данными нормами, на основании рапорта председателя комиссии от 21.04.2022, служебная проверка, назначенная приказом УФСИН от 24.03.2022 № 131, продлена на 30 дней - до 21.05.2022, заключение о ее результатах подписано членами комиссии 20.05.2022, утверждено 30.05.2022.
При таком положении выводы суда первой инстанции о соблюдении порядка и сроков проведения служебной проверки, а также об отсутствии оснований для признания незаконным заключения служебной проверки от 30.05.2022 не вызывают сомнений.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о наличии оснований для взыскания с ФИО1 причиненного ущерба в размере ее среднемесячного заработка 46751,01 руб. ввиду следующего.
Требование о возмещении ущерба с последующим перечислением в федеральный бюджет основано на факте причинения ФИО1 материального ущерба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области из-за нарушений, допущенных в расчете затрат стоимости питания, удерживаемой из заработной платы и иных доходов осужденных, вследствие ненадлежащего исполнения ею, замещающей в период с 23.03.2020 по 28.08.2020 главного бухгалтера ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, должностных обязанностей в части текущего руководства службой, планирования работы службы и обеспечения контроля за их выполнением, осуществления контроля за работой службы и выполнения запланированных мероприятий, обеспечения контроля за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины.
Между тем, зафиксированное в п. 51 Акта проверки нарушение не свидетельствует о причинении материального ущерба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области; недовзысканные из заработной платы и иных доходов осужденных денежные средства в результате неправильно произведенного расчета затрат стоимости питания, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Как следует из материалов служебной проверки, ФИО1 допущено нарушение в части отсутствия с ее стороны должного контроля за бухгалтером, непосредственно производящим расчеты, в связи с этим для ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области неблагоприятных последствий не наступило.
Сведений о применении каких - лицо санкций к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России как следствие этого нарушения, в деле не имеется, поэтому нельзя согласиться с выводом суда о причинении по вине ФИО1 материального ущерба работодателю.
Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности. Если работодателем доказаны правомерность заключения с работником договора о полной материальной ответственности и наличие у этого работника недостачи, последний обязан доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба.
При недоказанности работодателем хотя бы одного из перечисленных обстоятельств материальная ответственность работника исключается.
При определении суммы, подлежащей взысканию, судам следует учитывать, что в силу ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить лишь прямой действительный ущерб, причиненный работодателю, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам (п. 15).
В рассматриваемом случае допущенные ФИО1 нарушения, отмеченные в п. 51 Акта, не повлекли причинение материального ущерба работодателю ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, поэтому не имелось оснований для взыскания с нее причиненного ущерба в размере ее среднемесячного заработка 46751,01 руб.
С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения исковых требований ФКУ «ИК-2 УФСИН России по Смоленской области» к ФИО1 о возмещении ущерба в размере 46751,01 руб. для последующего перечисления в федеральный бюджет, подлежит отмене на основании п.п. 3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
Руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 31 марта 2023 г. в части удовлетворения исковых требований Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Смоленской области» к ФИО1 о возмещении ущерба отменить.
Принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении этих требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 22.08.2023.