НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Севастопольского городского суда (город Севастополь) от 25.06.2019 № 33А-2255/19

Дело № 33а-2255/2019 Председательствующий в

Категория 19 первой инстанции Степанова Ю.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Бабича В.В.,

судей Кондрак Н.И., Артамоновой Т.А.,

при секретаре Михайловой В.Г.,

с участием представителя

административного истца Коваля К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Усова Михаила Александровича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Управления государственной регистрации прав и кадастра Севастополя на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 08 апреля 2019 года, которым административный иск удовлетворен частично, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Усов М.А. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Севреестра оформленное сообщением от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой <адрес> в г. Севастополе и решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на указанное недвижимое имущество, а также просил возложить на Севреестр обязать осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на названный жилой дом.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 08 апреля 2019 года административный иск Усова М.А. удовлетворен частично. Признано незаконным решение Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на жилой <адрес> в г. Севастополе. На Севреестр возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Усова М.А. об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на указанный жилой дом.

Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.

Указывает, что Усов М.А. обратился в Севреестр с заявлениями № и от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на вновь созданный жилой <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, представив в качестве правоустанавливающего документа технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, в составе которого имеется, в частности, декларация об объекте недвижимости и сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок. В соответствии с п. 59 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Закона № 218-ФЗ государственный регистратор обязан приостановить и в последующем отказать в осуществлении регистрационных действий в случае, если уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. Согласно ответа Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя на межведомственный запрос разрешительная документация на строительство по указанному адресу отсутствует. По окончании срока приостановки принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Удовлетворяя административный иск суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку технический план дома составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие ч. 11.1 ст. 24 Закона № 218-ФЗ и ст. 51.1 ГрК РФ, то последние к этому техническому плану неприменимы, а подлежит применению ч. 11 ст. 24 Закона № 218-ФЗ, кроме того Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС не содержит на указания на обязательность уведомления застройщиком уполномоченного органа об окончании строительства индивидуального жилого дома для целей государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности. Однако такой вывод противоречит принципу действия закона во времени, а отсутствие указаний на обязательность уведомления уполномоченного органа об окончании строительства, не свидетельствует о незаконности решения государственного регистратора, кроме того требования к порядку подготовки и составу технического плана устанавливаются исключительно ст. 24 Закона № 218-ФЗ и не подлежат расширенному толкованию, в связи с чем суд первой инстанции должен был руководствоваться законом о регистрации и ГрК РФ в редакциях, действовавших на момент подачи Усовым М.А. заявлений о государственном кадастровом учете и регистрации права собственности на вновь построенный жилой дом, а не нормами закона, действовавшими на момент подготовки технического плана здания.

Представитель административного истца в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал, полагал решение суда законным и обоснованным.

Иные участники судубеного процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующего в деле.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Из материалов дела усматривается, что Куликова А.А., Соломон Д.М., Белогорцев Д.А., Землянский С.В., Чапля В.В., Довнарович Т.Д., Демоненко И.В. Яценко Ж.В., Усов А.М. на основании договора купли-продажи, реестровый от ДД.ММ.ГГГГ приобрели у Усова М.А. по <данные изъяты> доли каждый в праве общей долевой собственности на земельный участок <адрес> в г. Севастополе общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый , категория земель «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства. Право сторон на названный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные стороны заключили соглашение, реестровый о прекращении права общей долевой собственности на названное имущество, установив, что в собственности каждой из сторон будут находиться отдельные объекты недвижимого имущества (отдельные земельные участки, образованные путем раздела вышеназванного земельного участка) согласно акта раздела границ земельного участка в натуре, подготовленного ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером регистрационный в соответствии с которым административному истцу выделен в натуре земельный участок площадью 110 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Усовым М.А. подготовлена декларация об объекте недвижимости, согласно которой последним на земельном участке <адрес> в г. Севастополе возведен двухэтажный жилой дом общей площадью 86,2 кв.м, строительство которого завершено в 2018 году.ДД.ММ.ГГГГ изготовлен технический план на вышеуказанное здание.

С целью государственной регистрации права собственности и государственного кадастрового учета вышеуказанного жилого дома Усов М.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Севреестр с соответствующими заявлениями и , к которым среди прочего приложил договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, технический план здания, в состав которого входит декларация об объекте недвижимости.

По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений государственным регистратором приняты решения, оформленные уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации права и государственного кадастрового учета соответственно по основаниям п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон №218-ФЗ) - в нарушение ч. 11.1 ст. 24 Закона №218-ФЗ в приложении технического плана отсутствуют уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и о соответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства.

Решениями Севреестра и от ДД.ММ.ГГГГ Усову М.А. отказано в осуществлении государственной регистрации права и кадастровом учете здания по <адрес> в г. Севастополе.

Не согласившись с вышеуказанными решениями Севреестра, административный истец обратился с административным иском в суд.

Удовлетворяя административный иск частично, суд первой инстанции исходил из того, что представленные Усовым М.А. на государственную регистрацию, до 01.01.2019 года, технический план здания, в состав которого входит декларация об объекте недвижимости, правоустанавливающие документы на земельный участок, соответствовали Закону № 218-ФЗ, в редакции действовавшей на момент подготовки технического плана, и положениям ч. 3 ст. 8.1 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС), в связи с чем, у административного ответчика отсутствовали основания для приостановления и в последующем отказа в государственной регистрации права и кадастрового учета возведенного здания.

С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.

Согласно ст. 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования имущественных, земельных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории г. Севастополя установлены Законом города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС).

В силу требований ч. 1 ст. 8.1 Закона №46-ЗС, в редакции от 22.02.2018 года, положения части 10 статьи 40, части 7 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости применяются на территории города Севастополя с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности физического лица на объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с федеральным законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, а также в срок до 1 января 2019 года - на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, установленный вид разрешенного использования которого соответствует видам разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)", "Для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2)" (расположенном в границах населенного пункта), предусмотренным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", являются правоустанавливающий документ на земельный участок, в границах которого расположен такой объект недвижимого имущества (если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на этот земельный участок), и технический план объекта недвижимости (ч. 2 ст. 8.1 Закона №46-ЗС).

До 1 января 2019 года при выполнении кадастровых работ и подготовке технического плана здания - объекта индивидуального жилищного строительства не требуется использование разрешения на строительство соответствующего объекта недвижимости, если получение такого разрешения не было предусмотрено законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона, или соответствующее разрешение не было выдано до вступления в силу настоящей части. В предусмотренном настоящей частью случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании декларации о таком объекте недвижимости, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 декабря 2015 года N 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (ч. 3 ст. 8.1 Закона №46-ЗС).

Частью 11 статьи 24 Закона №218-ФЗ установлено, что если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

Системный анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что в данном случае предоставление уведомлений о планируемом строительстве (реконструкции) или разрешений на строительство объекта не предусмотрено, представленные административным истцом на государственную регистрацию договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, в состав которого входит декларация об объекте недвижимости являются достаточными документами для осуществления государственной регистрации права и кадастрового учета возведенного объекта недвижимости.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения, сводятся к изложению являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка, подробно мотивированная в решении суда. Причин для ее удовлетворения не имеется.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 08 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи