Судья: Монина О.И. Дело № 33а-1480/2024 (№ 2а-3121/2023)
64RS0047-01-2023-003208-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 февраля 2024 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Горбуновой А.В.,
судей Ефремовой Т.С., Пашенько С.Б.,
при секретаре Барковской М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лоскутова С. А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области об оспаривании действий, возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционной жалобе Лоскутова С. А. на решение Октябрьского районного суда города Саратова от 01 ноября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Заслушав доклад судьи Горбуновой А.В., объяснения административного истца Лоскутова С.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области Бухаровой Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела, административное дело № 2а-1-5367/2023
установила:
Лоскутов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области, в котором просил признать незаконными действия по постановке на учет в качестве страхователя и застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию, возложении обязанности снять с учета в качестве страхователя и застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию с момента постановки на учет, то есть с 22 декабря 2021 года.
Требования мотивированы тем, что с 23 мая 2006 года административный истец является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ». С 03 ноября 2006 года является адвокатом.
Административный истец обратился с запросом в отделении СФР по Саратовской области и в ОСФР по Саратовской области.
03 августа 2023 года из ОСФР по Саратовской области получен ответ, оформленный письмом № 64-06/10022л из которого следует, что 22 декабря 2021 года Лоскутов С.А. поставлен на учет в качестве адвоката в отделении СФР по Саратовской области на основании выписки из ЕГРН, полученной из органов ФНС в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ.
Полагает, что действиями ОСФР по Саратовской области по постановке его на учет в качестве лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы на ОПС нарушены его права.
Решением Октябрьского районного суда города Саратова от 01 ноября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Лоскутов С.А. просит решение суда отменить как незаконное, и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административные требования в полном объеме. В обосновании жалобы указывает, что выводы, изложенные в решении суда, являются незаконными, нарушающие нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объёме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Основания для отмены или изменения судебного постановления в апелляционном порядке приведены в статье 310 КАС РФ.
Вместе с тем, нарушений такого рода, в том числе и тех, на которые ссылается автор апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
По смыслу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены его права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такие порядок и основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, с 23 мая 2006 года Лоскутов С.А. является получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» (л.д. 13, 14).
Также с 03 ноября 2006 года Лоскутов С.А. является адвокатом (л.д. 9),
22 декабря 2021 года Лоскутов С.А. зарегистрирован в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области в качестве адвоката на основании сведений ЕГРН представленных из налогового органа.
Правильно применив нормы материального права, оценив представленные доказательства, по правилам статьи 84 КАС РФ, в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, поскольку регистрация в качестве адвоката в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области не несет для административного истца никаких негативных последствий, не нарушает его прав, не влечет возложения каких-либо обязанностей, в том числе по уплате страховых взносов, и не создает никаких препятствий для осуществления адвокатской деятельности.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и не противоречат закону.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 502-ФЗ) статья 6 и статья 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) дополнены положениями в части исключения из числа страхователей и застрахованных лиц адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», прекращается по истечении десяти дней после дня официального опубликования Закона № 502-ФЗ.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливая организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в пункте 2 статьи 11 предусматривает, что порядок регистрации страхователей и лиц, приравненных в целях настоящего Федерального закона к страхователям, устанавливается страховщиком.
Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, и в пределах своей компетенции утвердил Порядок регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регистрация и снятие с учета страхователей осуществляются в территориальных органах страховщика: нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, арбитражных управляющих, иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, а также выплачивающих по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня представления налоговыми органами в территориальные органы страховщика содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений о постановке на учет или снятии с учета физических лиц, указанных в настоящем подпункте, в порядке, определяемом соглашением между страховщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, исходя из приведенных положения законодательства, адвокаты, получающие пенсию за выслугу лет, не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2021 года, однако подлежат регистрации в территориальном органе СФР.
Регистрация в качестве адвоката в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области не несет для Лоскутова С.А. каких-либо негативных последствий, не влечет возложение обязанностей, в том числе по уплате страховых взносов, и не создает никаких препятствий для осуществления адвокатской деятельности.
При рассмотрении апелляционной жалобы судебной коллегией из Энгельсского районного суда Саратовской области истребовано административное дело № 2а-1-5367/2023 по административному исковому заявлению Лоскутова С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области об оспаривании решения.
Из материалов, указанного дела следует, что Лоскутов С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области (далее – МРИ ФНС № 7) об отказе в снятии с учета в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, оформленное письмом № 12-27/006759 от 28 апреля 2023 года, обязать ответчика снять с учета в качестве плательщика взносов на обязательное пенсионное страхование Лоскутова С.А., произвести перерасчет и исключить из единого налогового счета начисленную задолженность по взносам на обязательное пенсионное страхование.
10 апреля 2023 года Лоскутов С.А. обратился в МРИ ФНС № 7 с претензией, содержащей требование о снятии с учета в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также о перерасчёте и исключении задолженности по налогам и сборам, пени за 2017, 2018, 2019, 2020 годы.
Письмом Межрайонной ИФНС № 7 по Саратовской области от 28 апреля 2023 года за исходящим номером № 12-27/006759 Лоскутову С.А. был разъяснён порядок обращения в налоговый орган с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (КНД 1150118), а также даны разъяснения относительно его задолженности за спорный период.
Разрешая административные требования по существу и отказывая в их удовлетворении, судебные инстанции исходили из того, что оснований для признания незаконным письма МРИ ФНС № 7 от 28 апреля 2023 года № 12-27/006759, а также для понуждения устранить допущенные нарушения не имеется, поскольку материалы дела № 2а-1-5367/2023 не содержат доказательств, что Лоскутов С.А. обращался в МРИ ФНС № 7 с заявлением о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (КНД 1150118), приложив копию пенсионного удостоверения.
Пункт 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» возлагает обязанность на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области осуществлять постановку на учет в качестве страхователя и застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию на основании представленных налоговыми органами сведения.
Поскольку МРИ ФНС № 7 содержатся сведения о том, что Лоскутов С.А. поставлен на учет с 03 ноября 2006 года в качестве адвоката, то отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области обязано было зарегистрировать административного истца в качестве страхователя и застрахованного лица.
Таким образом, при снятии с учета в налоговом органе Лоскутов С.А. будет снят и с учета в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, исследованы в полном объеме, им дана надлежащая оценка.
По смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации, положений статей 4, 227 КАС РФ целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что нарушений прав административного истца в рамках заявленных требований административным ответчиком не допущено; заявленные административным истцом требования не основаны на нормах действующего законодательства; административным истцом не представлены доказательства нарушения его прав и свобод оспариваемым действиями.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования являются необоснованными, нарушений прав административного истца из существа заявленных требований не усматривается, как и незаконности действий административного ответчика, а потому правовых оснований для удовлетворения требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о допущенных судом фундаментальных нарушениях существенного и непреодолимого характера, которые признаются основанием для отмены судебного постановления.
Напротив, изложенные административным истцом в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с приведенной в судебном постановлении оценкой представленных доказательств, неправильному толкованию норм материального права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемом судебном акте, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым судом дана оценка в соответствии со статей 84 КАС РФ.
При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Саратова от 01 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба (представление) через Октябрьский районный суд города Саратова в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: