САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. №: 33а-15910/2018 Судья: Николаева А.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург 15 августа 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Чуфистова И.В., |
судей | Ивановой Ю.В., Ильичёвой Е.В. |
при секретаре | Чернышове А.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1059/2018 по апелляционной жалобе Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 февраля 2018 года по административному иску Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы к Комаровой А. И. о взыскании таможенных платежей.
Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения представителя административного истца Выборгской таможни СЗТУ ФТС – Николаева Н.С. (по доверенности), административного ответчика Комаровой А.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к ФИО1 о взыскании таможенных платежей в размере 747 869 рублей 55 копеек и пени – 66 498 рублей 06 копеек, начисленной на указанную задолженность.
В обоснование заявленного иска представитель Выборгской таможни ссылался на то обстоятельство, что 01 июня 2014 года ФИО1 осуществила ввоз на территорию Таможенного союза принадлежащего ей транспортного средства – автомобиля <...>, 2009 года выпуска, который по заявлению владельца был помещён под таможенный режим временного ввоза, предполагающий обязанность владельца, вывезти транспортное средство с территории Таможенного союза по истечению установленного срока, однако ФИО1 свою обязанность не исполнила, а направленное в её адрес требование об уплате задолженности по таможенным платежам в соответствии со статьей 358 Таможенного кодекса Таможенного союза оставила без удовлетворения.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 05 февраля 2018 года в удовлетворении административного иска Выборгской таможне отказано.
В апелляционной жалобе представитель Выборгской таможни просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела и неверное применение судом норм материального права.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей административного истца, возражения административного ответчика, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
01 июня 2014 года гражданка Российской Федерации ФИО1, имеющая вид на жительство в США, осуществила ввоз на таможенную территорию Таможенного союза принадлежащего ей транспортного средства <...>, регистрационный знак <...>, 2009 года выпуска, через международный автомобильный пункт пропуска на границе Торфяновка Выборгской таможни; автомобиль по заявлению ФИО1 был помещён под таможенный режим временного ввоза сроком до 01 сентября 2014 года, о чём в пассажирскую таможенную декларацию инспектором Выборгской таможни внесены соответствующие отметки и записи (л.д.15).
15 марта 2016 года Выборгской таможней составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, в соответствии с которым ФИО1 на момент оформления временного ввоза автомобиля имела место жительства на территории США; в процессе оформления временного ввоза заявила сведения об адресе проживания на территории Германии; автомобиль <...> идентификационный номер №..., регистрационный знак <...> зарегистрирован на территории Германии, ввезен с территории Финляндии, срок временного ввоза установлен до 01 сентября 2014 года, а затем продлен до 31 мая 2015 года; информация о декларировании автомобиля с целью выпуска в свободное обращение либо о вывозе его за пределы Таможенного союза отсутствовала, в связи с чем должностными лицами отдела таможенных процедур и таможенного контроля Выборгской таможни сделан вывод о наличии основания для принятия решения о начислении таможенных платежей.
22 марта 2016 года Выборгской таможней ФИО1 предъявлено требование об уплате таможенных платежей в размере 747 869,55 рублей, а также пени в размере 66 498,06 рублей, в связи с неосуществлением вывоза транспортного средства, временно ввезённого на территорию Таможенного союза (л.д.10).
Требование направлено ФИО1 по адресу регистрации: <адрес> которое оператором почтовой связи возвращено в Выборгскую таможню как неполученное адресатом по истечении срока хранения.
08 февраля 2017 года мировым судьей судебного участка № 21 Санкт-Петербурга по заявлению Выборгской таможни выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по таможенным платежам согласно требованию от 22 марта 2016 года № 81 на общую сумму 814 367 рублей 61 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № 21 Санкт-Петербурга от 29 мая 2017 года <...> судебный приказ отменен, в связи с поступлением от ФИО1 возражений относительно исполнения судебного приказа (л.д. 9).
По заявлению ФИО1 автомобиль <...> 05 июня 2014 года поставлен на регистрационный учёт в МРЭО ГИБДД Управления МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, с отметкой о сроке временного ввоза до 31 мая 2015 года, а также запрете отчуждения и передачи в пользование, выдан государственный регистрационный знак <...>.
Возражая на заявленные к ней требования о взыскании таможенных платежей и пени, ФИО1 полагала, что обязательства по обратному вывозу автомобиля она исполнила, передав транспортное средство гражданину Российской Федерации Б., который 28 мая 2015 года вывез его на территорию Эстонии через международный пункт Ивангород Кингисеппской таможни.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что автомобиль, временно ввезённый ФИО1 на территорию Таможенного союза, вывезен 28 мая 2015 года за пределы территории союза, в связи с чем посчитал, что оснований для возложения на ФИО1 обязанности по уплате таможенных платежей и пени не имеется.
Выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, на момент возникновения спорных отношений регулировался главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицам товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, иностранные физические лица были вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.
По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования мог быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находились на таможенной территории таможенного союза, в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимались таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза (часть 5 статьи 358 Кодекса).
Под процедурой временного ввоза (допуска) понималась таможенная процедура, при которой иностранные товары использовались в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (статья 277 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза временно ввезённые товары должны были находиться в фактическом владении и пользовании декларанта. Передача декларантом временно ввезённых товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа допускалась только в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в случаях, определённых законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза, в иных случаях - только с разрешения таможенного органа.
В силу пункта 4 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза, в целях получения разрешения таможенного органа на передачу временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам декларант этих товаров обязан был подать в таможенный орган, в котором производилось их помещение под таможенную процедуру, письменное заявление с указанием в нем причины передачи временно ввезенных товаров другому лицу и сведения об этом лице.
При этом названная норма права содержала специальную оговорку о том, что передача временно ввезенных товаров во владение и пользование иным лицам не освобождала декларанта таможенной процедуры временного ввоза (допуска) от соблюдения требований и условий, установленных правилами временного ввоза, а также не приостанавливала и не продлевала срока временного ввоза.
Приведённые выше нормы Таможенного кодекса Таможенного союза не были применены судом первой инстанции при разрешении спорных правоотношений по данному делу.
Суд первой инстанции посчитал достаточным для вывода о завершении процедуры временного ввоза доказанность самого факта вывоза автомобиля за пределы Российской Федерации.
Между тем, ФИО1 в нарушение правил статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза в таможенные органы с заявлением о передаче автомобиля другому лицу - Б. не обращалась, о целях передачи автомобиля не сообщала.
Кроме того, как видно из пассажирской таможенной декларации, заполненной Б. 28 мая 2015 года при пересечении границы, автомобиль <...> идентификационный номер №... не заявлялся под обратный вывоз – соответствующая графа в таможенной декларации не заполнена (л.д. 44). Согласно этой же декларации автомобиль использовался гражданином Б. для перемещения через границу товара – генератора электрического тока.
Соответственно процедуру временного ввоза для указанного транспортного средства нельзя полагать завершённой, применительно к порядку, предусмотренному пунктом 19 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 (далее – Порядок совершения таможенных операций).
Согласно указанного Порядка совершения таможенных операций, таможенное декларирование транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно ввезенных на таможенную территорию, при их обратном вывозе физическими лицами за пределы такой территории осуществлялось декларантом путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации (иного документа), оформленной (оформленного) при временном ввозе таких транспортных средств, в которой (декларации) должностным лицом уполномоченного таможенного органа в разделе "Для служебных отметок" декларации (иного документа), указанной (указанного) в части первой настоящего пункта, вносилась запись "Вывоз" и проставлялась дата внесения такой записи. Запись заверялась оттиском личной номерной печати должностного лица уполномоченного таможенного органа. Данный экземпляр декларации (иного документа) возвращался физическому лицу.
При этом, на случай утраты декларации (иного документа), оформленной при временном ввозе автомобиля, Порядком совершения таможенных операций предусматривалось, что таможенное декларирование транспортных средств, при их обратном вывозе осуществляется путем подачи должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларации, заполненной при их обратном вывозе. В представленной декларации должностным лицом уполномоченного таможенного органа проставляются отметки, свидетельствующие о выпуске (отказе в выпуске) транспортного средства. Данный экземпляр декларации также подлежал возврату физическому лицу.
По завершении названной процедуры таможенный орган, осуществивший выпуск транспортных средств при их обратном вывозе, информирует об этом при помощи национального программного средства таможенный орган, оформивший временный ввоз таких транспортных средств.
Согласно Письму ФТС России от 21.04.2014 N 01-11/18236, если при обратном вывозе временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства для личного пользования подается пассажирская таможенная декларация (иной документ), оформленная (оформленный) при временном ввозе данного транспортного средства, регистрация такой пассажирской таможенной декларации (иного документа) осуществляется путем совершения действий, предусмотренных абзацем вторым пункта 19 Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражения факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 311, с проставлением времени рядом с датой внесения записи "Вывоз".
В случае подачи пассажирской таможенной декларации, заполненной при обратном вывозе временно ввезенного на таможенную территорию Таможенного союза транспортного средства для личного пользования, регистрация пассажирской таможенной декларации осуществляется в порядке, предусмотренном Порядком регистрации пассажирских таможенных деклараций, утвержденного приказом ФТС России от 6 ноября 2013 года N 2101.
В силу пункта 5 Порядка регистрации, регистрация пассажирской таможенной декларации на транспортные средства, временно ввозимые физическими лицами на (с) таможенную(ой) территорию(ии) Таможенного союза, производится должностным лицом таможенного органа незамедлительно с момента подачи пассажирской таможенной декларации путем проставления времени и оттиска личной номерной печати должностного лица таможенного органа на оборотной стороне основного формуляра пассажирской таможенной декларации на дате ее заполнения декларантом.
Неисполнение декларантом ФИО1 обязанности получения разрешения таможенного органа на передачу автомобиля гражданину Б. а также неисполнение последним требований приведённого выше таможенного законодательства относительно порядка вывоза помещённых под процедуру временного ввоза транспортных средств (товаров), не позволяет признать представленные ответчиком документы – пассажирскую таможенную декларацию (л.д.44), ответ Департамента полиции и Пограничной охраны Республики Эстонии (л.д. 81), чек на оплату хранения автомобиля в г. Нарва (л.д. 135) доказательствами вывоза автомобиля с территории Таможенного союза в соответствии с установленной для данного транспортного средства таможенной процедурой.
Кроме того, само по себе хранение транспортного средства на территории иностранного государства не препятствовало владельцу автомобиля в любое время расторгнуть договор хранения и переместить автомобиль на территорию Таможенного союза, поскольку транспортное средство зарегистрировано под российскими регистрационными знаками. Так, согласно сведениям, представленным Кингисеппской таможней, обязательному письменному декларированию подлежать транспортные средства личного пользования, которые зарегистрированы на территории иностранных государств (л.д. 60).
В силу пункта 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускалась при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Статьями 13, 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года, было предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращалась у декларанта в установленных законодательством случаях, в том числе, с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза, при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с Соглашением.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 14 этого Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств при невывозе транспортных средств, временно ввезённых на таможенную территорию таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза считается день истечения срока их временного ввоза.
В силу статьи 283 Таможенного кодекса Таможенного союза нарушение условий, при которых транспортное средство помещалось под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, влекло за собой обязанность декларанта уплатить ввозные таможенные пошлины в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), за вычетом сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Сроки направления требований в адрес должника и предъявления иска о взыскании обязательных платежей и санкций таможенным органом соблюдены; сам расчёт таможенных платежей и пени, представленный истцом (л.д. 14), ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу в суде первой инстанции не оспаривался, судебной коллегией проверен и признан обоснованным.
При таких обстоятельствах, иск Выборгской таможни подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции – отмене по основаниям, установленным пунктами 1, 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, как вынесенное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и неверном применении норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 05 февраля 2018 года по административному делу № 2а-1059/2018, отменить.
Взыскать с ФИО1, <...>, в пользу Выборгской таможни Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы 747 869 рублей 55 копеек – таможенных платежей и 66 498 рублей 06 копеек – пени, а всего взыскать 814 367 рублей 61 копейку.
Председательствующий:
Судьи: