НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург) от 07.02.2023 № 33-5494/2023

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Регистрационный № 33-5494/2023

Судья: Карпенкова Н.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Ковалевой Е.В.

судей

Барминой Е.А.

Селезневой Е.Н.

при секретаре

Комаровой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2023 апелляционную жалобу ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года по гражданскому делу № 2-2159/2022 по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Тихоновой И. Н. о взыскании неосновательно полученных сумм компенсационных выплат и по встречному иску Тихоновой И. Н. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании неполученных сумм компенсации неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Ковалевой Е.В., выслушав представителя истца Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Колязинову В.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, объяснения ответчика по делу Тихоновой И.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга обратилось с исковым заявлением к мировому судье судебного участка № 162 Санкт-Петербурга, в котором просило взыскать с Тихоновой И.Н. необоснованно полученную ею сумму компенсационных выплат нетрудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в размере 47 500 рублей за период с февраля по август 2019 года.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на следующие обстоятельства.

Ответчик с 01 февраля 2019 года является получателем компенсационной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за сыном, ребенком-инвалидом Костромичевым В.Р., 07 июня 2005 года рождения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 175 от 26 февраля 2013 года «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы».

Согласно п.п. д п.12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 № 397 (далее Правила № 397), осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Согласно абз.2 п. 13 Правил № 397 лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с п.12 настоящих Правил, о чем ответчику Тихоновой И.Н. было разъяснено.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ и сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Тихонова Инна Николаевна с 26 марта 2015 работает директором фонда помощи детям с нарушением развития «Открытая Дверь».

С заявлением о прекращении оплаты компенсационного ухода Тихонова И.Н. в Управление ПФР не обратилась.

В результате за период с февраля 2019 по август 2019 образовалась переплата компенсационных выплат в сумме 47 500 рублей.

Согласно п. 3 Правил № 397 от 02.05.2013 ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии.

Прекращение компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой прекращение компенсационной выплаты.

В адрес Тихоновой И.Н. направлено письмо Управления ПФР от 20.04.2020 № 03/6891 с указанием необходимости возврата неправомерно полученных денежных средств в размере 47 500 рублей, однако до настоящего времени требование не исполнено.

Тихонова И.Н. предъявила встречные исковые требования к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, после их уточнения в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ просила о взыскании с ответчика неполученных сумм компенсационных выплат в размере 60 000 рублей за период с сентября 2019 по февраль 2020 года, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03 сентября 2019 года по 12 апреля 2022 года в размере 10 071 рубля 70 копеек, процентов за пользованием чужими денежными средствами с 13 апреля 2022 года по день фактического исполнения решения суда, компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 216 рублей.

В обосновании встречных исковых требований Тихонова И.Н. указала следующее.

Ответчику с 01 февраля 2019 года назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 10 000 рублей как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за своим сыном ребенком-инвалидом Костромичевым Владиславом Романовичем, 07 июня 2005 года рождения, в соответствии с Указом Президента РФ от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».

Тихонова И.Н. уволена из Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая Дверь» по собственному желанию 31 января 2019, о чем имеется соответствующая запись в трудовой книжке.

Факт того, что Тихонова И.Н. имела оплачиваемую работу в период с сентября 2019 года по февраль 2020 года, не подтверждается документами, так как отчислений в период с февраля 2019 года по настоящее время в информационной базе ответчика не имеется.

В Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области имеется единая система межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающая информационное взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, в связи с чем имеется возможность определить право и момент наступления права на получение компенсационной выплаты у ответчика.

Тихонова И.Н. получала выплату неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, в период с февраля 2019 года по август 2019 года.

Истец без законных оснований прекратил указанную выплату, и в период с сентября 2019 г. по февраль 2020 г. денежные средства не перечислялись, выплата компенсации возобновлена летом 2020 года за период марта 2020 года после направления ответчиком жалоб в Прокуратуру РФ, в Пенсионный фонд РФ, в Администрацию Президента РФ и Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге.

В результате прекращения выплаты образовалась задолженность в размере 60 000 рублей за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года.

В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции произведена замена истца с Управления Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга (ГУ) на Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ГУ) в связи с реорганизацией.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга 12 апреля 2022 года исковые требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области к Тихоновой И.Н. о взыскании неосновательно полученных сумм компенсационных выплат оставлены без удовлетворения; встречные исковые требования Тихоновой И.Н. к ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. СПб и ЛО – удовлетворены.

С ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Тихоновой И.Н. взысканы неполученная сумма компенсации неработающем лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года (6 месяцев) в размере 60 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 03 сентября 2019 года по 12 апреля 2022 года в размере 9 225 рублей 25 копеек, компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 162 рублей, а всего 81 387 рублей 25 копеек.

В апелляционной жалобе истец Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении требования ГУ – ОПФР по г. СПб и ЛО к Тихоновой И.Н. и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований Тихоновой И.Н., ссылаясь на то, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.

Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 07 февраля 2023 года по настоящему делу в порядке процессуального правопреемства в связи с реорганизацией произведена замена истца на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Со стороны ответчика Тихоновой И.Н. представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, по доводам которых ответчик просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, проверив в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является законным и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 – 61, 67 ГПК Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

На основании статьи 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, по заявлению Тихоновой И.Н. от 27 февраля 2019 года ей с 01 февраля 2019 года назначена компенсационная выплата 5 500 рублей как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Костромичевым В.Р., 07 июня 2005 года рождения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 175 от 26.02.2013 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы», с 01 июля 2019 года размер выплаты составил 10 000 руб. (л.д. 6, 15).

Согласно расписке Тихоновой И.Н. от 27.02.2019 ответчик обязалась при трудоустройстве сообщить о нем в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе г. Санкт-Петербурга (л.д. 5).

Тихонова И.Н. представила для назначения компенсационной выплаты в пенсионный орган трудовую книжку, из которой следует, что она уволена с должности директора Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая Дверь» по собственному желанию 31 января 2019 года (л.д. 8-оборот).

Распоряжением руководителя ГУ УПФР в Приморском районе Санкт-Петербурга о приостановлении (прекращении) осуществления ежемесячной компенсационной выплаты № 200000068568 от 20 апреля 2020 года прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Тихоновой И.Н. с 01 февраля 2019 года в соответствии с подпунктом д) пункта 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года № 343 (л.д. 16).

Протоколом ГУ УПФР в Приморском районе Санкт-Петербурга № 247 от 20 апреля 2020 года за период с 01 февраля по 31 августа 2019 года выявлена переплата ежемесячных выплат в размере 47 500 рублей (л.д. 14).

Письмом от 20 апреля 2020 года № 03/6891 ГУ УПФР в Приморском районе Санкт-Петербурга предложило ответчику возвратить неправомерно полученные денежные средства в размере 47 500 руб. Из письма следует, что в период с 01 февраля 2019 года по 31 августа 2019 года выплата компенсации по уходу за Костромичевым В.Р. производилась ответчику неправомерно, поскольку ответчик работала в Фонде помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» с 26 марта 2015 года (л.д. 17).

Согласно данным ЕГРЮЛ, находящимся в открытом доступе, ответчик зарегистрирована директором Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая Дверь» (далее – Фонд) 26 марта 2015 года.

В пенсионный орган Фондом подавались сведения о факте работы застрахованного лица Тихоновой И.Н. в Фонде в феврале 2019 года-сентябре 2019 года по форме СЗВ-М 20 февраля 2019 года, 15 апреля 2019 года, 15 мая 2019 года, 03 июня 2019 года, 07 июля 2019 года, 11 августа 2019 года, 15 сентября 2019 года, что подтверждается сведениями на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица Тихоновой И.Н (л.д. 21).

Выявление указанных обстоятельств пенсионным органом явилось основанием для прекращения выплаты и установления факта переплаты.

Отказывая в удовлетворении иска ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о взыскании с Тихоновой И.Н. вышеуказанной суммы переплаты компенсационных выплат за период с 01 февраля 2019 года по 31 августа 2019 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами детства 1 группы», положениями Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 мая 2013 года № 397, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, исходил из того, что юридически значимым обстоятельством является установление недобросовестности в действиях Тихоновой И.Н. в получении указанных выплат, бремя доказывания которой возложено на истца как сторону, требующую возврата излишне выплаченных сумм, тогда как таких доказательств со стороны истца не представлено.

Выводы суда в указанной части решения отвечают требованиям закона, соответствуют обстоятельствам дела.

В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

С целью усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» установлены с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 рублей (до 01.07.2019), в размере 10 000 руб. (с 01.07.2019).

В пункте 6 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» определено, что ежемесячные выплаты производятся с учетом осуществленных в период с 1 января 2013 года до дня вступления в силу настоящего Указа компенсационных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

Согласно положениям пункта 1 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 июня 2007 года № 343, эти Правила определяют, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», порядок назначения и осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Согласно подпункту «д» пункта 9 указанных Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним. Ежемесячная выплата производится к установленной ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы пенсии и осуществляется в течение периода осуществления ухода за ним в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (пункт 3 Правил).

В соответствии с пунктом 4 Правил, ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.

Перечень представляемых в орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии, документов для назначения ежемесячной компенсационной выплаты установлен пунктом 5 Правил.

Документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (пункт 6 Правил).

Ежемесячная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для представления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату (пункт 9 Правил).

Истец необоснованно применил при принятии решения о прекращении начисления ежемесячной компенсационной выплаты ответчику пп. «д» п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. № 343, поскольку как видно из содержания Указа № 1455 и данных Правил и имеющегося в нем перечня граждан, нуждающихся в постоянном уходе, инвалиды с детства 1-й группы исключены и выделены как отдельная категория инвалидности.

Между тем, в данном подпункте Правил основания для прекращения ежемесячной компенсационной выплаты частично аналогичны основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 12 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 397 от 02 мая 2013 года – выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

В пункте 12 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года № 397, перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 Правил).

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (пункт 13 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, указаны в гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и тому подобные, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско- правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение.

Как следует из материалов дела, на момент назначения компенсационных выплат с 01 февраля 2019 года ответчик по данным ЕГРЮЛ являлась директором Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь».

Однако данных о том, что при решении вопроса о назначении ежемесячной компенсационной выплаты ответчику пенсионным органом были предприняты меры к установлению наличия либо отсутствия оснований для назначения данной выплаты, материалы дела не содержат.

Ответчик представила в пенсионный орган трудовую книжку с записью о ее увольнении из фонда 31 января 2019 года на основании приказа от 31 января 2019 года № 42-К.

Перечень представляемых в орган, осуществляющий назначение и выплату пенсии, документов для назначения ежемесячной компенсационной выплаты установлен пунктом 5 Правил.

В перечень входят, в том числе документы, подтверждающие факт прекращения работы и (или) иной деятельности, лица, осуществляющего уход.

Ответчиком в качестве такого документа представлена трудовая книжка лица с записью об увольнении из Фонда.

Документы, предусмотренные пунктом 5 настоящих Правил, представляются в случае их отсутствия в распоряжении органа, осуществляющего выплату пенсии (пункт 6 Правил).

В решении суда пришел к правильному выводу о том, что истец, являющийся страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», имел возможность своевременно установить факт перечисления страховых взносов за ответчика.

Из материалов дела следует, что сведения о факте работы застрахованного лица Тихоновой И.Н. в Фонде в феврале 2019 года-сентябре 2019 года по форме СЗВ-М подавались Фондом в пенсионный орган ежемесячно, сведения в отношении ответчика в ЕГРЮЛ о руководстве Фондом помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» находились в открытом доступе.

Доказательств недобросовестности ответчика при получении в период с 01 февраля 2019 года по 31 августа 2019 года сумм ежемесячной денежной выплаты истцом суду представлено не было.

Исходя из того, что при рассмотрении дела не был установлен факт недобросовестности получения компенсационной выплаты со стороны Тихоновой И.Н., суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в требованиях ОПФР по СПб и ЛО о взыскании неосновательного обогащения.

Данные выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, регулирующего спорные правоотношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области в части несогласия с решением районного суда об отказе в удовлетворении требований органа пенсионного фонда о взыскании с Тихоновой И.Н. суммы неосновательного обогащения не содержат правовых оснований, установленных статьей 330 ГПК РФ, к отмене решения суда по делу, поскольку основаны на неправильном толковании и применении вышеуказанных норм подлежащего применению законодательства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы относительно указанной части решения по существу сводятся лишь к несогласию заявителя с оценкой доказательств, данных судом, и установленными фактическими обстоятельствами дела, что не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права и не могут служить достаточным основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Вопреки доводам апелляционной жалобы применительно к установленным обстоятельствам данного дела выводы суда первой инстанции в части разрешения иска пенсионного органа сомнений в законности не вызывают и в дополнительной мотивировке не нуждаются. Оснований для иных выводов у судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда нет.

Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям сторон о взыскании сумм неосновательного обогащения, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение, и распределено бремя доказывания между сторонами.

Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского суда не может согласиться с решением суда первой инстанции в части разрешения встречного иска в связи со следующим.

При разрешении встречного иска суд первой инстанции пришел к выводам о том, что факт выполнения ответчиком оплачиваемой работы в период с сентября 2019 года по февраль 2020 года не подтвержден, в связи с чем у пенсионного органа не имелось оснований для прекращения ежемесячной компенсационной выплаты ответчику в соответствии с нормой подпункта «д» п. 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 № 343, в связи с чем за указанный период в пользу ответчика подлежит взысканию суммы компенсации в размере 60 000 руб. (по 10 000 руб. ежемесячно).

Данные выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании закона.

В п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года № 397, перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты.

Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт «д» пункта 12 указанных Правил в редакции, действующей до 03 июня 2020 года).

Прекращение осуществления ежемесячной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение данной выплаты. Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления ежемесячной выплаты в соответствии с п. 12 Правил (пункты 13, 14 Правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.

Правовое регулирование, предусматривающее ежемесячную выплату исключительно для неработающих трудоспособных граждан, направлено на обеспечение полноценного ухода за инвалидами, а также создание условий, позволяющих в максимальной степени компенсировать ограничения жизнедеятельности, вызванные значительно выраженными стойкими нарушениями функций организма.

Истец, прекращая начисление ответчику ежемесячной выплаты, не осуществляя выплату в спорный период, руководствовался данными ЕГРЮЛ и предоставленными Фондом «Открытая дверь» в пенсионный орган сведениями о работе ответчика в качестве наемного работника, получающего выплаты и иные вознаграждения, в первом-третьем кварталах 2019 года.

Из трудовой книжки истца следует, что работа в Фонде «Открытая дверь» в должности директора являлась для ответчика основной, в период выполнения данной работы она с 04.06.2018 по 25.10.2018 работала по совместительству в СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию № 8», уволена из Фонда «Открытая дверь» 31.01.2019, трудовой договор расторгнут по инициативе работника по пункту 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 8, 8-оборот), при этом запись об увольнении произведена в трудовой книжке ответчиком.

Вывод суда о том, что в спорный период в Фонде помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» ответчик не получала заработную плату, не может служить основанием для удовлетворения требований встречного иска.

Как установлено статьей 15 ТК РФ, трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Таким образом, одним из квалифицирующих признаков трудовых отношений является выполнение работы за плату, т. е. оплачиваемой работы.

Согласно данным ЕГРЮЛ, находящимся в открытом доступе, ответчик зарегистрирована директором Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» 26 марта 2015 года, при этом согласно ЕГРЮЛ данные сведения актуализированы 22 сентября 2020 года в связи с выдачей или заменой документа, удостоверяющего личность Тихоновой И.Н. на территории Российской Федерации, юридическим адресом Фонда по данным ЕГРЮЛ являлся домашний адрес ответчика, указанный во встречном иске, 01 декабря 2021 года регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недействующего юридического лица), 24 марта 2022 года внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица.

Из пояснений ответчика в суде апелляционной инстанции следует, что до марта 2020 года она не обращалась с заявлением об исключении из ЕГРЮЛ сведений о ней как о руководителе Фонда.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами считаются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к страхователям по обязательному пенсионному страхованию относятся, наряду с иными субъектами, организации, производящие выплаты физическим лицам.

При этом в силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) все страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В частности, пунктом 2 той же статьи предусмотрен перечень сведений, которые страхователь, по общему правилу, ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством о налогах и сборах начисляются страховые взносы).

В силу же ее пункта 2.2 страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета, о фамилии, имени и отчестве, идентификационном номере налогоплательщика в отношении каждого работающего у него застрахованного лица.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п.

В пункте 13 Порядка заполнения указанной формы, утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, разъяснено, что форма СЗВ-М с типом «Исходная» представляется страхователем на застрахованных лиц впервые за данный отчетный период; форма СЗВ-М с типом «Дополняющая» представляется страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; форма СЗВ-М с типом «Отменяющая» представляется страхователем с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Пунктом 2.3 статьи 11 закона предусмотрено, что страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Сведения, содержащиеся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица – ответчика от 04.09.2020, подтверждают, что сведения о работе ответчика в Фонде по форме СЗВ-М «Исходная» подавались на ответчика в 2019 году ежемесячно, по 15.09.2019, сведения по формам СЗВ-М «Дополняющая» или СЗВ-М «Отменяющая» не подавались (л.д. 21).

Постановление Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11 января 2017 г. № 3п» зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2018 № 53092, действует с 01 января 2019 года.

В Приложении к Порядку заполнения формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по Страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)» содержатся коды категории застрахованных лиц, используемые при заполнении сведений для ведения персонифицированного учета.

Код «НР» (наем/работник) указывается с 01 января 2019 года для всех категорий работников, на выплаты и иные вознаграждения которых начисляются страховые взносы, уплачиваемые страхователем плательщиками страховых взносов, которые уплачивают страховые взносы в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации.

В сведениях, содержащихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица – ответчика от 04.09.2020, отражено, что в первом, втором и третьем квартале 2019 года (04.06.2019, 17.08.2019, 14.12.2019) Фондом помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» на ответчика подавались сведения с кодом «НР» (л.д. 20), то есть как на наемного работника, на выплаты и иные вознаграждения которого начисляются страховые взносы.

В соответствии с ответом УФНС России по Санкт-Петербургу на запрос истца в отношении Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» от 01 июня 2020 года комплект документов для внесения в ЕГРЮЛ сведения о прекращении полномочий ответчика в качестве директора Фонда в Управление из ГУ МЮ РФ по Санкт-Петербургу не поступал (л.д. 35).

При наличии сведений о руководстве Фондом ответчиком в ЕГРЮЛ, с учетом ежемесячного предоставления Фондом в пенсионный орган сведений по форме СЗВ-М на ответчика как о работающем у него застрахованном лице до 15.09.2019, ежеквартального предоставления Фондом сведений о страховом стаже ответчика и страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за первый-третий кварталы 2019 года, содержащих информацию об ответчике как о лице, работающем по найму, у истца отсутствовали основания для начисления ответчику ежемесячной компенсационной выплаты как неработающему трудоспособному лицу в период с 01 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года, в связи с чем имелись основания для прекращения начисления ежемесячной компенсационной выплаты ответчику в соответствии с действующей в спорный период нормой подпункта «д» п. 12 Правил осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы.

Изложенные обстоятельства не учтены судом первой инстанции, в результате чего сделан необоснованный вывод об отсутствии у пенсионного органа основания для прекращения начисления компенсационных выплат ответчику в период с 01 сентября 2019 года.

При этом наличие в трудовой книжке ответчика сведений об увольнении ее из Фонда 31 января 2019 года не опровергает изложенный вывод суда апелляционной инстанции, поскольку увольнение 31 января 2019 года не исключает дальнейшее трудоустройство в Фонд и получение дохода от деятельности в нем, в том числе без надлежащего оформления трудовых отношений.

Из содержания статей 11, 15, части 3 статьи 16 и статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части 2 статьи 67 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Датой заключения трудового договора в таком случае будет являться дата фактического допущения работника к работе.

Довод ответчика о том, что она фактически прекратила трудовые отношения с Фондом с 01 февраля 2019 года, правильности указанных выводов суда апелляционной инстанции не опровергает, поскольку сведения об этом в спорный период в ЕГРЮЛ отсутствовали, а Фонд регулярно подавал в пенсионный орган сведения об ответчике как о лице, работающем по найму.

Утверждения Тихоновой И.Н. об отсутствии у нее после прекращения трудовых отношений с Фондом помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» обязанности и возможности внести изменения в ЕГРЮЛ о смене директора также подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд является унитарной некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Статьей 10 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в отношении некоммерческих организаций установлен специальный порядок государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 3 ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12 января 1996 года внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

В Санкт-Петербурге заявление о внесении изменений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации (руководителе), подаются вновь назначенным руководителем в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу с указанием сведений о прекращении полномочий прежнего руководителя организации и сведений о возложении полномочий на нового руководителя.

Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 указанного Федерального закона.

Таким образом, Тихонова И.Н. не была лишена возможности обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме Р34001 о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о ней, как о директоре Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь», однако таким правом до окончания спорного периода по встречному иску не воспользовалась.

В ответе на запрос суда о доходах ответчика в 2019 году МИ ФНС № 26 по Санкт-Петербургу сообщила, что сведения о доходах ответчика в информационных ресурсах инспекции отсутствуют (л.д. 41).

Содержание данного ответа налогового органа подтверждает, что Фонд в нарушение пункта 2.3 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не подавал сведения о доходах ответчика в 2019 году в налоговый орган, в том числе за январь 2019 года.

Применительно к положению подпункта «д» пункта 12 Правил юридически значимым обстоятельством является не сам по себе факт оплаты выполненной работы, а факт того, что лицо выполняло оплачиваемую работу. При этом задержка (или отсутствие) выплаты заработной платы основанием для сохранения компенсационных выплат в соответствии с правилами на является и, как следствие, выводы суда основаны на неверном применении и толковании материальных норм.

На основании вышеизложенного, с учетом того, что истец к 01 сентября 2019 года располагал представленными Фондом помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь» сведениями о работе ответчика в Фонде после 01 февраля 2019 года, выполнении ею оплачиваемой работы, указанные сведения соответствовали информации, размещенной в ЕГРЮЛ, опровергающие данную информацию сведения к истцу до конца спорного периода не поступили, встречные требования о взыскании неполученной компенсации за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года в размере 60 000 рублей удовлетворению не подлежали.

Ответчик являлась получателем компенсационной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, при этом, то обстоятельство, что она не получала доход от работы в Фонде с сентября 2019 года по февраль 2020 года, правового значения не имеет. Те обстоятельства, что ответчик в спорный период была зарегистрирована в качестве руководителя Фонда, сведения о ее работе в Фонде подавались в пенсионный орган регулярно по декабрь 2019 года, свидетельствуют о том, что указанное лицо не могло считаться неработающим, а, следовательно, права на получение компенсационных выплат не имело.

С учетом установленных по делу обстоятельств и при непредставлении ответчиком надлежащей совокупности доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, свидетельствующих о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о том, что ответчик в спорный период с 01 сентября 2019 года по 29 февраля 2020 года являлась директором Фонда помощи детям с нарушениями развития «Открытая дверь», о прекращении трудовых отношений с указанным юридическим лицом в юридически значимый период, при том положении, когда сведения в ЕГРЮЛ по данному юридическому лицу в отношении ответчика, как директора, были актуализированы по состоянию на 22 сентября 2020 года, а последние сведения о том, что ответчик является наемным работником, на выплаты и иные вознаграждения которого начисляются страховые взносы, поданы Фондом в пенсионный орган 14 декабря 2019 года (л.д. 20), судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что основания для прекращения ежемесячной денежной выплаты ответчику в спорный период у истца отсутствовали.

В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о необходимости взыскания с истца в пользу ответчика неполученных сумм компенсации неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами, за период с сентября 2019 года по февраль 2020 года в размере 60 000 руб. не соответствует обстоятельствам дела.

Помимо этого суд первой инстанции при вынесении решения необоснованно применил к спорным правоотношениям положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что за пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на эту сумму.

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ в пункте 23 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами к отношениям по предоставлению гражданам мер социальной поддержки применению не подлежат.

Порядок взыскания компенсации морального вреда регламентирован статьями 151, 1095-1101 ГК РФ.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Таким образом, компенсация морального вреда подлежит взысканию в случае нарушения личных неимущественные прав либо посягательства на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, когда законом предусмотрена компенсация морального вреда за нарушение имущественных и иных прав гражданина.

В ходе рассмотрения дела в суде ответчик ссылалась лишь на нарушение своих имущественных прав, кроме того, не нашел подтверждения факт нарушения истцом прав ответчика.

В связи с изложенным компенсация морального вреда не подлежит взысканию с истца в пользу ответчика.

В связи с изложенным требование встречного иска о взыскании расходов по оплате государственной пошлины также подлежит отклонению (п. 1 ст. 98 ГПК РФ).

Таким образом, судом первой инстанции при вынесении решения по встречным исковым требованиям Тихоновой И.Н. о взыскании компенсационных выплат, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда неправильно применены нормы материального права, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда в данной части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 12 апреля 2022 года отменить в части взыскания с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Тихоновой И. Н. неполученной суммы компенсации неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами за период с сентября 2019 по февраль 2020 года (6 месяцев) в размере 60 000 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 03 сентября 2019 года по 12 апреля 2022 года в размере 9 225 рублей 25 копеек, компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 162 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 13 апреля 2022 года до момента фактического исполнения обязательства по оплате неполученных сумм компенсации неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособными гражданами с определением их размера по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

В удовлетворении встречных исковых требований Тихоновой И. Н. отказать в полном объеме.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2023 года.