Судья: Щетинкина И.А. дело № 33а-964/2020 (33а-16530/2019) дело № 2а-2332/2019 УИД: 63RS0043-01-2019-003046-56 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 11 февраля 2020 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего – Вачковой И.Г., судей - Сивохина Д.А., Клюева С.Б., при помощнике судьи – Журтановой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коротковой Т.П. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 08 ноября 2019 г., заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Коротковой Т.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Журавлевой С.В. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары обратилась в суд с административным исковым заявлением к Коротковой Т.П. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015-2017гг. в размере 8 870 руб., пени – 142, 76 руб., всего 9 012,76 руб. В добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена. Выданный судебный приказ о взыскании указанной недоимки отменен по заявлению налогоплательщика. Ссылаясь на то, что на момент подачи административного искового заявления сумма задолженности не оплачена, с учетом уточнений, ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары просила суд взыскать с Коротковой Т.П. недоимку за 2015-2017гг. по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 8 756 руб., пени в размере 142,76 руб. Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 08 ноября 2019г. требования ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары удовлетворены. С Коротковой Т.П. взыскана сумма недоимки за 2015-2017гг. по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением, в размере 8 756 руб., пени в размере 142,76 руб., всего на общую сумму 8 898,76 руб. Также с Коротковой Т.П. в доход бюджета г.о. Самара взыскана государственная пошлина в размере 400 руб. С данным решением не согласилась Короткова Т.П., в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального права. Доводы жалобы сводятся к неправомерному начислению налога на имущество физических лиц на незавершенные строительством объекты с кадастровыми номерами № и №. В заседании судебной коллегии Короткова Т.П. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить. Представитель ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары Журавлева С.В. (по доверенности) возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам. В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. На основании статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. В соответствии со статьей 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой. Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации. Подпунктом 5 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень объектов налогообложения включен объект незавершенного строительства. В соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Согласно статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Из материалов дела следует, что Короткова Т.П. является плательщиком налога на имущество физических лиц, в связи с наличием в её собственности объектов налогообложения: жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (с 29 сентября 2008 г. по настоящее время); 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (с 07 июня 2004 г. по настоящее время); жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного в объекте незавершенного строительства по адресу: <адрес> (с 27 мая 2015г. по 18 января 2017г.); жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного в объекте незавершенного строительства по адресу: <адрес> (с 27 февраля 2012г. по настоящее время) (л.д.12, 28-39). За 2015-2016гг. Коротковой Т.П. начислен налог на имущество физических лиц, с направлением в её адрес налогового уведомления № 84445822 от 20 февраля 2018г. об уплате налога на имущество физических лиц в размере 3 867 руб., исчисленного в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № и №, со сроком уплаты до 18 апреля 2018 г. (л.д.5). В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом в адрес Коротковой Т.П. направлено требование об уплате налога №26491 по состоянию на 25 июня 2018г., которым предложено в срок до 08 августа 2018 г. уплатить недоимку, а также начисленные пени по налогу на имущество физических лиц в размере 17, 89 руб. (л.д.6) В связи с проведением массового перерасчета налога на имущество физических лиц за 2015г. в результате актуализации сведений об объектах недвижимого имущества, поступивших из регистрационных органов, в рамках проведения кампании по начислению налогов за налоговый период 2016г., ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары произведен перерасчет налога по налоговому уведомлению № 84445822 и доначислен налог на имущество за 2015-2017гг. по объекту недвижимости с кадастровым номером № (ранее, расчет по данному объекту недвижимости отсутствовал, сведения в базу данных поступили 16 декабря 2016г. по системе межведомственного электронного взаимодействия). В адрес Коротковой Т.П. (с учетом перерасчета) направлено налоговое уведомление №53873690 от 29 августа 2018г. об уплате налога на имущество физических лиц за 2015-2017гг. в размере 8 799 руб., со сроком уплаты до 03 декабря 2018 г. (л.д.8). В установленный в налоговом уведомлении №53873690 от 29 августа 2018 г. срок Короткова Т.П. не исполнила обязанность по уплате налогов в полном объеме, в связи с чем налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование №1149 по состоянию на 31 января 2019г. об уплате налога и пени, и установлен срок уплаты задолженности - до 13 марта 2019 г. При этом, задолженность по уплате налога на имущество физических лиц по объектам с кадастровыми номерами № и № отсутствует. Указанные выше требования оставлены без исполнения. 01 июля 2019г. мировым судьей судебного участка № 18 Красноглинского судебного района г. Самары вынесен судебный приказ №2а-1669/2019 о взыскании с Коротковой Т.П. недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2017г. на общую сумму 11 495,76 руб., государственной пошлины в размере 230 руб. Определением того же мирового судьи от 26 июля 2019 г. судебный приказ №2а-1669/2019 отменен по заявлению Коротковой Т.П. (л.д. 4), после чего, в срок, предусмотренный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Красноглинскому району г.Самары обратилась в суд с настоящим административным иском.Установив что, недоимка по налогу и начисленным пеням административным ответчиком в полном объеме не уплачена, срок принудительного взыскания обязательных платежей и санкций налоговым органом соблюден, суд пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 – 2017гг. в заявленном налоговым органом размере, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения. Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок взыскания налога на имущество физических лиц за 2015 – 2017гг., срок обращения в суд и у налогоплательщика Коротковой Т.П. возникла обязанность по уплате указанного налога, которую она добровольно в полном объеме не исполнила, у суда имелись основания взыскать оставшуюся задолженность по налогу в размере 8 756 руб. и пени в сумме 142, 76 руб. Вопрос о взыскании с административного ответчика государственной пошлины судом разрешен правильно, с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации. Доводы Коротковой Т.П., приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о неправомерном начислении и исчислении налога на имущество физических лиц на незавершенные строительством объекты с кадастровыми номерами № и № основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направленны на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств. Как указано выше, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 401 Налогового кодекса РФ находящиеся в собственности Коротковой Т.П. объекты незавершенного строительства с кадастровыми номерами № и № признаются объектами налогообложения. В силу пункта 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Согласно пункту 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей. Согласно пункту 3 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры. Пунктами 8 и 8.1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на имущество физических лиц предусмотрено применение коэффициентов соответственно 0,2, 0,4, 0,6 и 1,1, величина и порядок применения которых зависят от даты начала определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурга и Севастополе). В силу п. 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В соответствии с Законом Самарской области от 10 ноября 2014 г. № 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" решением Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 г. N 482 "О налоге на имущество физических лиц" на территориях внутригородских районов городского округа Самара налог на имущество физических лиц установлены ставки налога на имущество физических лиц в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпунктах 2 и 2.1 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, - в размере 0,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения. Таким образом, при исчислении налога на имущество за 2015-2017г.г. в отношении вышеуказанных объектов недвижимости, ИФНС России по Краноглинскому району г. Самары правомерно руководствовалась положениями пунктом 8, 9 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации и решением Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014 г. № 482. Представленный административным истцом расчет задолженности по налогам судебной коллегией проверен и является правильным. Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие в материалах дела сведений о кадастровой стоимости спорных объектов и соответственно налоговой базе, опровергаются материалами дела (л.д. 31-33, 37-39). Довод апелляционной жалобы о том, что протокол предварительного судебного заседания в материалах дела отсутствует, не может повлечь отмену решения суда, поскольку в силу пункта 11 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о необходимости проведения предварительного судебного заседания, о дате, времени и месте его проведения. Согласно части 7 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о проведенном предварительном судебном заседании составляется протокол в соответствии со статьями 205 и 206 настоящего Кодекса. Как следует из материалов дела, 16 октября 2019г. судом проведена подготовка по делу, и по результатам ее проведения 16 октября 2019г. судьей вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству на 08 ноября 2019 г. Таким образом, предварительное судебное заседание в ходе рассмотрения административного дела судом не назначалось и не проводилось, ведение протокола судебного заседания при проведении подготовки дела к судебному разбирательству нормами действующего процессуального законодательства не предусмотрено. Довод Коротковой Т.П. об уклонении суда первой инстанции от разрешения ходатайства об истребовании доказательств, не нашел своего подтверждения. Довод апелляционной жалобы о том, что суд не привлек участию в деле в качестве заинтересованных лиц Министерство имущественных отношений и администрацию г.о. Самара, на правильность постановленного решения не влияет ввиду следующего. Согласно статье 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле. Министерство имущественных отношений и администрация г.о. Самара заинтересованными лицами в смысле положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются, судебным решением вопрос об их правах и обязанностях не разрешался. Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные объекты с кадастровыми номерами № и №, расположены в объекте незавершенного строительства, в отношении данных объектов Короткова Т.П. является обманутым дольщиком, строительство дома не ведется, в связи с чем данные объекты не подлежат налогообложению, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные. Так, статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, который не содержит налоговых льгот для обманутых дольщиков. Учитывая, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, на федеральном уровне закреплены минимальные гарантии защиты социально незащищенных категорий граждан, действующие на всей территории Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Положениями абзаца 2 части 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные настоящей главой, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Таким образом, дополнительные налоговые льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога для любых категорий налогоплательщиков, в том числе обманутых дольщиков, устанавливаются представительными органами муниципальных образований. Вместе с тем, решение Думы городского округа Самара от 24 ноября 2014г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц», в редакции действующей в спорный период, не содержит льгот по уплате налога на имущество физических лиц для обманутых дольщиков. Также судебная коллегия отмечает, что по смыслу положений статьи 400, пункта 5 части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объект незавершенного строительства является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, если на такой объект оформлено право собственности. В данном случае, установлено и подтверждено материалами дела, что право собственности на спорные объекты зарегистрировано в установленном порядке за налогоплательщиком на основании судебных актов. При указанных обстоятельствах, правовые и фактические основания для освобождения административного ответчика от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении квартир, расположенных в объекте незавершенного строительства, отсутствуют. Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит. Вопреки доводам жалобы, суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 08 ноября 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Коротковой Т.П. - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий – Судьи – |