НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Рязанского областного суда (Рязанская область) от 09.08.2023 № 33-1988/2023

33-1988/2023 судья Баранова Е.Б.

2-878/2023

УИД 62RS0001-01-2022-003922-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 августа 2023 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Кондаковой О.В.,

судей Масловой О.В., Царьковой Т.А.,

при секретаре Лариной А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 14 апреля 2023 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости – отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кондаковой О.В., объяснения истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области ФИО2, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что 19.06.2021 он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, представив трудовую книжку и имевшиеся документы.

Решением от 09.08.2021 назначена страховая пенсия по старости с 07.08.2021, однако при ее назначении ответчик не включил в страховой стаж периоды службы в органах внутренних дел с 01.04.1988 по 29.03.1989 (нахождение на Ставропольских высших курсах МВД СССР), а также с 30.01.1997 по 19.02.1997, поскольку указанные периоды не подтверждены представленными документами.

Истец обратился в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов в страховой стаж. Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16.06.2022, вступившим в законную силу 26.07.2022, исковые требования удовлетворены, спорные периоды включены в страховой стаж истца.

05.08.2022 истец обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, представив решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16.06.2022, на основании которого пенсионный орган произвел перерасчет страховой пенсии по старости с 01.01.2022 с учетом включения в его страховой стаж спорных периодов службы в органах внутренних дел.

28.09.2022 истец обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости за период с момента первоначального назначения страховой пенсии по старости – 07.08.2021 по 01.01.2022 (момент, с которого перерасчет произведен пенсионным органом), в чем ответчиком ему было отказано.

Полагает отказ незаконным и необоснованным, поскольку при его обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у территориального органа Пенсионного фонда имелась обязанность истребовать недостающие документы, что ими не сделано, ему отказано во включении в страховой стаж периодов, которые впоследствии включены в его страховой стаж по решению суда.

Просит суд, с учетом уточненного искового заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента назначения пенсии - с 07.08.2021; взыскать разницу между законной и незаконной пенсией за период с августа по декабрь 2021 года в общей сумме 1649,27 рубля.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при назначении страховой пенсии по старости у пенсионного органа имелись все необходимые документы, подтверждающие наличие страхового стажа, в связи с чем исключение ответчиком из страхового стажа периодов службы в органах внутренних дел с 01.04.1988 по 29.03.1989 и с 30.01.1997 по 19.02.1997 являлось незаконным, что и было впоследствии подтверждено решением суда. Ответчик не давал ему каких-либо разъяснений и не запрашивал дополнительные документы для уточнения страхового стажа, тем самым нарушил приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021. Таким образом, истец полагает, что ответчиком не осуществлен комплекс мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсии. Данным обстоятельствам судом не дана надлежащая оценка. С учетом изложенного, полагает, что перерасчет страховой пенсии должен быть произведен пенсионным органом с даты ее назначения – с 07.08.2021.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал.

Одновременно от истца поступило заявление об отказе от исковых требований в части требований о взыскании недополученной суммы страховой пенсии в сумме 1649,27 руб.

Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области - ФИО2 возражала против доводов апелляционной жалобы.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда от 09.08.2023 принят отказ ФИО1 от иска к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области в части требований о взыскании недополученной суммы страховой пенсии в сумме 1649,27 руб.; решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 14 апреля 2023 года в части требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области о взыскании недополученной суммы страховой пенсии в сумме 1649,27 руб. отменено; производство по делу в указанной части прекращено.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Следовательно, решение суда в части отказа в перерасчете страховой пенсии по старости является предметом апелляционной проверки.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав объяснения сторон, полагает, что решение суда подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пп. 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям решение суда не отвечает.

Судом апелляционной инстанции установлено, что в апреле 2020 года в рамках заблаговременной работы с лицами, уходящими на пенсию, ФИО1 был приглашен в территориальный отдел Пенсионного фонда для предварительной правовой оценки документов.

При обращении 23.04.2020 ФИО1 написал заявление о согласии на обработку персональных данных и представил ряд документов, в том числе трудовые книжки с вкладышем, архивную справку УМВД России по Рязанской области от 13.03.2020 . После чего ФИО1 выдано уведомление о приеме документов.

В целях проверки обоснованности выдачи представленных документов пенсионный орган направил ряд запросов о достоверности содержащихся в них сведений, которые не касались периодов службы в органах внутренних дел.

29.07.2021 ФИО1 обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, при этом дополнительные документы не представлял.

В этот же день ФИО1 выдано уведомление о приеме и регистрации заявления без указания о необходимости представления недостающих документов.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани от 09.08.2021 ФИО1 с 07.08.2021 бессрочно назначена страховая пенсия по старости и установлена фиксированная выплата к страховой пенсии, суммарный размер составил 18291,45 руб.

При назначении истцу страховой пенсии по старости пенсионный орган включил в страховой стаж период нахождения на Ставропольских высших курсах МВД СССР с 02.04.1988 по 26.02.1989, как «учеба», поскольку, по мнению пенсионного органа, отсутствовали сведения о прохождении истцом службы в органах внутренних дел и выплате работодателем денежного довольствия за указанный период.

Период прохождения истцом службы в органах внутренних дел с 30.03.1989 по 29.01.1997 включен в страховой стаж как «военная служба», при этом период с 30.01.1997 по 19.02.1997 не включен в страховой стаж, поскольку, по мнению пенсионного органа, из имеющихся в его распоряжении документов усматривалось наличие двух записей об увольнении – 29.01.1997 и 19.02.1997.

06.08.2021 пенсионным органом был направлен запрос в УМВД России по Рязанской области. Согласно ответу на запрос от 16.08.2021, в Управлении отсутствует информация о заработной плате за период с 01.04.1988 по 26.02.1989, для чего рекомендовано обратиться в ИЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю; сообщено, что последней датой увольнения считается 19.02.1997; приложена архивная справка о денежном довольствии с апреля 1989 по март 1997 г. (без сведений о феврале 1997 г.).

12.08.2021 ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о разъяснении оснований исключения из страхового стажа периода учебы на Ставропольских высших курсах МВД СССР с 02.04.1988 по 26.02.1989 и периода службы с 30.01.1997 по 19.02.1997.

Письмом от 29.09.2021 пенсионный орган разъяснил, что исчисление расчетного размера пенсии осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, согласно которому в периоды трудовой деятельности не включатся периоды учебы; исчисление пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, при котором засчитываются периоды учебы, повлечет уменьшение размера пенсии.

21.10.2021 ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Рязани с исковым заявлением о включении спорных периодов в страховой стаж.

Решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16.06.2022, вступившим в законную силу 26.07.2022, исковые требования ФИО1 удовлетворены, периоды службы в органах внутренних дел с 02.04.1988 по 29.03.1989 и с 30.01.1997 по 19.02.1997 включены в страховой стаж истца.

05.08.2022 ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 16.06.2022.

Распоряжением от 23.08.2022 ФИО1 произведен перерасчет страховой пенсии в связи с включением в страховой стаж вышеуказанных периодов с 01.09.2022 в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В связи с вступлением в силу части 7.2. статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионный орган в без заявительном порядке произвел перерасчет пенсии по старости с 01.01.2022.

В обоснование заявленных истец указывает, что при назначении страховой пенсии в распоряжении пенсионного органа имелись документы, подтверждающие страховой стаж в спорные периоды службы, для проверки данных сведений пенсионный орган обязан был самостоятельно запросить дополнительные документы в соответствующих органах и организациях либо разъяснить ему, какие документы еще необходимо дополнительно представить, однако не исполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включения спорных периодов службы должен быть произведен со дня ее назначения – 07.08.2021.

Возражая против заявленных требований, представитель ответчика ссылалась на отсутствие у пенсионного органа оснований для включения спорных периодов службы в страховой стаж истца при назначении страховой пенсии по старости, после предъявления истцом решения суда о включении данных периодов страховой стаж был произведен перерасчет пенсии в соответствии с частью 7.2. статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть с 01.01.2022.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании пенсионного органа произвести перерасчет страховой пенсии по старости с даты ее назначения и взыскании невыплаченной суммы пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что при назначении пенсии пенсионный орган осуществил комплекс необходимых мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованного лица ФИО1, истребовал в УМВД России по Рязанской области документы, подтверждающие правовые основания к включению спорных периодов в страховой стаж истца, однако истребуемая информация в адрес УПФ РФ (ГУ) в г. Рязани своевременно не поступила. В связи с чем, на момент вынесения решения о назначении пенсии (09.08.2021) у ответчика отсутствовали основания к включению в страховой стаж истца спорных периодов, однако имелись основания к назначению истцу страховой пенсии по старости с момента возникновения права на нее и без включения в страховой стаж спорных периодов, и, действуя в интересах ФИО1, ответчик принял решение о назначении истцу страховой пенсии по старости с 07.08.2021.

Суд первой инстанции не принял во внимание доводы ФИО1 о том, что пенсионный орган не разъяснил ему и не истребовал от него либо в соответствующих организациях недостающие документы, указав, что оценка пенсионных прав производится на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, у пенсионного органа отсутствовала обязанность по разъяснению истцу права на представление дополнительных документов.

Суд первой инстанции, отклоняя доводы истца о том, что страховая пенсия по старости должна быть назначена истцу с момента первоначального обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, исходил из того, что перерасчет пенсии обоснованно произведен пенсионным органом после представления решения суда от 16.06.2022 по делу по иску ФИО1 о включении спорных периодов в страховой стаж, при рассмотрении которого судом исследованы и положены в основу судебного решения письменные доказательства (справки Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России от 15.09.2021, УМВД России по Рязанской области от 08.09.2021), ранее им в пенсионный орган не представлявшиеся.

По мнению суда первой инстанции, перерасчет пенсии обоснованно произведен с 01.01.2022, то есть с даты вступления в силу п. 7.2. ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», оснований для перерасчета страховой пенсии по старости с даты ее назначения, а именно с 07.08.2021, у пенсионного органа не имелось, в связи с чем, пенсионные права истца не нарушены.

Суд также отметил, что истец, ранее являвшийся сотрудником органов внутренних дел, имеющий соответствующее образование, знания и навыки, несет ответственность за не представление в пенсионный орган документов, подтверждающих право на включение спорных периодов в его страховой стаж, в том числе в пределах предусмотренного ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ трехмесячного срока, однако ФИО1 избрал иной способ восстановления своего права на включение указанных периодов в его страховой стаж – путем обращения в суд с соответствующим исковым заявлением.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

В пункте 5 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" для целей этого федерального закона дано понятие установления страховой пенсии, как назначения страховой пенсии, перерасчета и корректировки ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статьей 12 названного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе (часть 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н (действовавшим до 01 января 2022 г.) утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила обращения за страховой пенсией).

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт "а");

регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт "г").

Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт "а");

проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (подпункт "б");

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт "в").

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 72, 73 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п.

В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации,

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Согласно ч. 1 и ч. 2 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (далее - Закон N 236-ФЗ) с 01.01.2023 в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации Фонд.

В силу пунктов 1 и 2 части 4 статьи 18 Закона N 236-ФЗ со дня создания Фонда пенсионного и социального страхования:

1) Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения;

2) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации считаются территориальными органами Фонда, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом за территориальными органами Фонда сохраняются основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет, код по общероссийскому классификатору предприятий и организаций, код по общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, присвоенные соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации до дня создания Фонда.

В соответствии с частями 16, 17 статьи 18 Федерального закона N 236-ФЗ за Фондом, территориальными органами Фонда и подведомственными Фонду учреждениями сохраняются права и обязанности ПФР, ФСС, их территориальных органов и подведомственных учреждений, в том числе в административном, гражданском, арбитражном и уголовном судопроизводстве, в производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве.

Исполнение судебных актов по делам, возбужденным до дня создания Фонда, территориальных органов Фонда, предусматривающих взыскание денежных средств, в том числе в виде возмещения судебных расходов, производится за счет бюджета Фонда.

Исходя из изложенного выше реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации (правопреемник Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации), в рамках исполнения которых пенсионный фонд и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, гражданин при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на включение в страховой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, об условиях назначения страховой пенсии и порядке определения ее размера, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении страховой пенсии по старости должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на предоставление недостающих документов для включения пародов работы в страховой стаж.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшей к назначению страховой пенсии в меньшем размере, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.

Суд первой инстанции при разрешении исковых требований ФИО1 изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применил, в связи с чем, не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснил, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления ФИО1. о назначении пенсии от 29.07.2021, приведшие к получению им страховой пенсии по старости в меньшем размере.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Судебная коллегия, руководствуясь вышеприведенными нормами материального и процессуального права, учитывая разъяснения, содержащиеся в пунктах 42 - 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", принимая во внимание основания исковых требований, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, протокольным определением от 26.07.2023 дополнила юридически значимые обстоятельства по делу,

подлежащие доказыванию истцом:

- дата обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, перечень представленных истцом документов,

- факт неполучения истцом страховой пенсии в полном объеме по вине пенсионного органа,

- наличие у истца права на перерасчет страховой пенсии по старости с даты ее назначения, без ограничения каким-либо сроком;

подлежащие доказыванию ответчиком:

- перечень документов, представленных истцом с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в том числе, для подтверждения включения спорных периодов прохождения службы в органах внутренних дел в страховой стаж,

- исполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению истцу при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы, необходимые для установления и выплаты страховой пенсии, ему необходимо было представить дополнительно,

- факт выдачи пенсионным органом истцу уведомления с указанием на необходимость дополнительно представить недостающие документы для подтверждения включения спорных периодов прохождения службы в органах внутренних дел в страховой стаж,

- факт совершения пенсионным органом действий по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся,

- размер неполученной истцом страховой пенсии за период с даты назначения по дату перерасчета с учетом решения суда от 16.06.2022 о включении спорных периодов прохождения службы в органах внутренних дел в страховой стаж,

Дополнительные объяснения сторон и представленные доказательства приняты судом апелляционной инстанции в соответствии с абзацем вторым части 1статьи 327.1 ГПК РФ в качестве дополнительных (новых) доказательств.

Как следует из представленных сторонами доказательств, в том числе исследованного судом апелляционной инстанции пенсионного дела ФИО1, на дату обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости 29.07.2021 в распоряжении пенсионного органа имелась архивная справка УМВД России по Рязанской области от 13.03.2020 .

Из содержания справки следует, что ФИО1 с 01.04.1988 по 26.02.1989 являлся слушателем Ставропольских высших курсов МВД СССР, 29.01.1997 и 19.02.1997 был уволен из органов внутренних дел.

Данная справка была представлена истцом в апреле 2020 г. в рамках проведения ответчиком заблаговременной работы с лицами, уходящими на пенсию. При этом каких либо истребований дополнительных документов у истца или запросов в соответствующие организации в отношении указанных периодов пенсионный орган не произвел.

Выданное истцу 29.07.2021 уведомление о приеме и регистрации заявления также не содержит перечня недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, либо находящихся в распоряжении иных органов или организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Каких-либо устных или письменных разъяснений относительно того, какие недостающие документы, необходимые для установления и выплаты страховой пенсии, истцу следует представить дополнительно, пенсионный орган не дал.

Из пенсионного дела следует, что на запрос ответчика от 06.08.2021 в УМВД России по Рязанской области поступил ответ об отсутствии сведений о денежном довольствии на период нахождения истца на Ставропольских высших курсов МВД СССР и рекомендовано обраться в УМВД Ставропольского края, также сообщено, что датой увольнения истца является 19.02.1997.

Между тем, ответчик дальнейшие запросы в отношении периода нахождения истца на Ставропольских высших курсов МВД СССР не осуществил, дату увольнения 19.02.1997, как окончание периода службы в органах внутренних дел, не принял, не сообщил истцу о необходимости истребования дополнительных документов.

Учитывая положения части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в силу которых страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, согласно которым в результате неисполнения пенсионным органом обязанности по разъяснению ФИО1 при его первоначальном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости о необходимости представить дополнительные документы для подтверждения спорного стажа и исчисления размера пенсии и невыполнения действий об истребовании необходимых документов в соответствующих органах и организациях, страховая пенсия выплачивалась истцу не в полном объеме, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии с момента назначения, то есть с 07.08.2021, и выплатить разницу в пенсии.

Согласно расчету пенсионного органа предположительно доплата за период с 07.08.2021 по 31.12.2021 составит 1651,30 рублей.

Несостоятельной является ссылка ответчика, поддержанная судом первой инстанции, на положения части 7.2. статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившей в силу с 01.01.2022, согласно которой в случае представления пенсионером документов, поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях при оказании содействия заявителю в соответствии с частью 8.1 статьи 21 настоящего Федерального закона, подтверждающих обстоятельства, имевшие место до дня назначения страховой пенсии, влекущие увеличение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии без истребования заявления о перерасчете размера страховой пенсии со дня назначения страховой пенсии.

В настоящем случае положения данной правовой нормы не применимы, поскольку в связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением страховой пенсии по старости, было нарушено право ФИО1 на своевременное социальное обеспечение по возрасту, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, что является основанием для перерасчета пенсии с даты ее назначения.

По изложенным основаниям выводы суда в обжалуемом решении являются неправильными, поскольку не соответствуют вышеприведенному законодательству.

С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене по основаниям п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Железнодорожного районного суда г. Рязани от 14 апреля 2023 года отменить.

Принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области об обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области произвести ФИО1 перерасчет страховой пенсии по старости с 07 августа 2021 года.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 14.08.2023.