33-1440/2017 судья Федосова Н.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Рязань
5 июля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Насоновой В.Н.,
судей Споршевой С.В., Рогозиной Н.И.,
при секретаре Караульных М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России по Сосовскому району Рязанской области (межрайонному) на решение Сасовского районного суда Рязанской области от 24 апреля 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Синякиной Марии Ивановны к Государственному учреждению –Управлению Пенсионного фонда РФ по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) о взыскании федеральной социальной доплаты к пенсии и взыскании морального вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) в пользу Синякиной Марии Ивановны федеральную социальную доплату к пенсии, не доплаченную за февраль 2017 года в размере 395 (триста девяносто пять) руб. 66 коп. и за март 2017 года в размере 395 (триста девяносто пять) руб. 66 коп., а всего 791 (семьсот девяносто один) рубль 32 коп.
В остальной части иска Синякиной Марии Ивановне отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) в пользу Муниципального образования – Сасовский муниципальный район Рязанской области государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей 00 коп.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителей Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Сасовскому району Рязанской области (межрайонного) – Зайцевой О.В., Кургузовой С.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Синякина М.И. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФ РФ по Сасовскому району Рязанской области (межрайонное) о взыскании федеральной социальной доплаты к пенсии и взыскании морального вреда.
В обоснование иска она указала, что ответчик не доплатил ей в феврале и марте 2017г. федеральную социальную добавку к её страховой пенсии. О прекращении своей трудовой деятельности с 12.12.2016г. она сообщила в ГУ – УПФ РФ по Сасовскому району Рязанской области 10.01.2017г., представив трудовую книжку.
В январе 2017 года федеральная социальная доплата к пенсии ей была выплачена полностью, то есть пенсия ей была доведена до прожиточного минимума – 8456 руб.
В феврале и марте 2017 года до прожиточного минимума доплата к пенсии, как неработающему пенсионеру, не произведена
Сумма недоплаты в месяц составляет 396 рублей.
Синякина М.И. обратилась с письменным заявлением к ответчику по этому вопросу. Согласно письменному ответу выплата пенсии с учетом индексации, которая была проведена в феврале 2017 года, ей начнется с апреля 2017 года. В связи с тем, что общая сумма материального обеспечения в феврале 2017 года с учетом индексации превышает величину прожиточного минимума, установленного в Рязанской области, федеральная социальная доплата к пенсии была уменьшена. В результате в феврале ей пенсионным органом была выплачена пенсия и доплата к ней в общей сумме 8060 руб.
Истец считает, что ответчиком незаконно была включена сумма индексации пенсии в размер материального обеспечения, поскольку она не подлежит выплате в феврале и в марте 2017 года.
Поскольку пенсионные выплаты в указанные месяцы меньше прожиточного минимума, Синякина М.И. просила суд взыскать сумму недоплаты в размере 396 руб. за февраль 2017г. и 396 руб. за март 2017г., а также моральный вред в соответствии со ст.151 ГК РФ в размере 300 рублей.
Решением суда исковые требования частично.
В апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России по Сасовскому району Рязанской области (межрайонного) ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.
В письменных возражениях Синякина М.И. полагает, что суд вынес законное и обоснованное решение в полном соответствии с нормами материального права.
В суд апелляционной инстанции Синякина М.И. не явилась, о слушании дела извещена, в сообщении, направленном электронной почтой, просила рассмотреть дело в её отсутствие. На основании ч.5 ст.167 и ч.2 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в её отсутствие.
Представители ответчика в суде апелляционной инстанции поддержали доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, а в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Из апелляционной жалобы усматривается, что решение суда оспаривается апеллятором только в части взыскания федеральной социальной доплаты к пенсии, что подтвердили представители пенсионного органа в суда апелляционной инстанции.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения в обжалуемой части.
Из материалов дела усматривается, что Синякина М.И. является получателем страховой пенсии по старости. Также ей выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии.
С 01.02.2016г. выплата федеральной социальной доплаты к пенсии ей приостановлена в связи с осуществлением работы.
10.01.2017г. Синякина М.И. обратилась к ответчику с заявлением о прекращении трудовой деятельности, представив копию трудовой книжки, из которой усматривается, что она уволена с последнего места работы 11.12.2016г.
Распоряжением УПФР по Сасовскому району Рязанской области (межрайонному) от 13.01.2017г. ей возобновлена выплата федеральной социальной доплаты, размер которой установлен в сумме 1128 руб. 51 коп. исходя из её пенсии в размере 7327 руб. 49 коп.
На основании распоряжения ответчика о пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии от 01.02.2017 года федеральная социальная доплата к пенсии Синякиной М.И. с 01.02.2017 года установлена в размере 732 руб. 85 коп.
Отказывая в выплате федеральной социальной доплаты в большем размере, пенсионный орган исходит из того, что размер указанной доплаты определяется из суммы материального обеспечения пенсионера, в состав которого входит пенсия, установленная ему в соответствии с законодательством РФ, а не причитающаяся к выплате. С учетом корректировки размера страховой пенсии Синякиной М.И. с 01.02.2017г. она должна составить 7723 руб. 15 коп., а ее выплата начнется с 01.07.2017г. в соответствии с ч.7 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, однако её размер учитывается при исчислении размера федеральной социальной доплаты в феврале и в марте 2017г. в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Судом первой инстанции установлено, что в феврале и в марте 2017г. ответчиком Синякиной М.И. выплачивалась страховая пенсия в размере 7327 руб. 49 коп. и федеральная социальная доплата в размере 732 руб. 85 коп. Доплаты и перерасчет по выплатам за указанные месяцы не производились.
Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии предусмотрена Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Положения п.1 ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) устанавливают, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
Согласно п.2 той же статьи при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
1.1) срочной пенсионной выплаты;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Пунктом 3 той же нормы права предусматривается, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря предыдущего года (п.4 ст.12.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется (п.6 ст.12.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В соответствии с п.10 ст.12.1 Федерального закона № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. (п.11 ст.12.1 Федерального закона № 178-ФЗ).
В период спорных правоотношений действовал Приказ Минздравсоцразвития России от 30.09.2009 N 805н (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты".
Пунктом 5 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2009 N 805н (далее – Правила), устанавливалось, что подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера осуществляется за календарный месяц, в котором поступило обращение в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренных статьей 6.2 Закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
Согласно п.6 Правил при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугороднего), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
В силу п.24 Правил возобновление, восстановление и продление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии производится в порядке, определенном для страховой пенсии в соответствии с Законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п.25 Правил выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ,
В соответствии с ч.3 ст.24 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) возобновление выплаты страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, были получены соответствующие заявление о возобновлении выплаты страховой пенсии и документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи. При этом неполученные суммы указанной пенсии, определенные в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи, выплачиваются за все время, в течение которого выплата указанной пенсии была приостановлена.
Положениями ч.3 ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.4 ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ).
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.5 ст.26.1).
Согласно ч.6 ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В соответствии с ч.7 той же нормы права суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Принимая во внимание, что Синякина М.И. прекратила трудовую деятельность в декабре 2016г., обратившись с соответствующими документами в пенсионный орган, с учетом поступления сведений о прекращении ею работы от работодателя в феврале 2017г. и необходимости принятия в марте 2017г. (с учетом положений ч.7 ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ) решения пенсионным органом о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных в порядке, предусмотренном ч.3 ст.26.1 Федерального закона № 400-ФЗ, выплата этих сумм в размере 7723 руб. 15 коп. пенсионным органом с апреля 2017г. является правомерной и не оспаривается истцом по настоящему делу.
Вместе с тем, в феврале и марте 2017г. размер страховой пенсии Синякиной М.И., установленный в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, составил 7327 руб. 49 коп. Пенсии в большем размере в эти месяцы ей не устанавливалось и не причиталось.
Иных сумм материального обеспечения, установленных п.2 ст.12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, Синякина М.И. не получала.
Размер прожиточного минимума пенсионера в Рязанской области с 1 января 2017г. согласно Закону Рязанской области от 11.10.2016 N 66-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Рязанской области на 2017 год" установлен в размере 8456 рублей (ст.1).
Следовательно, размер федеральной социальной доплаты к пенсии Синякиной М.И. в феврале и марте 2017г. должен был составлять 1128 руб. 51 коп., то есть столько же, как он был определен и выплачен ответчиком в январе 2017г. Оснований для снижения указанного размера у пенсионного органа не имелось. С учетом выплаты в указанные месяцы федеральной социальной доплаты истцу в сумме 732 руб. 85 коп. размер недоплаты составил 395 руб. 66 коп., а за два месяца – 791 руб. 32 коп.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании федеральной социальной доплаты к пенсии Синякиной М.И. за февраль и март 2017г. в указанной сумме.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении норм материального права, поскольку Правилами и Федеральным законом № 178-ФЗ предусмотрено правило о включении в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера суммы пенсии, установленной ему в соответствии с законодательством РФ, а не причитающейся пенсионеру к выплате, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании положений подпункта 1 п.2 ст.12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и подпункта 1 п.5 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2009 N 805н (ред. от 24.11.2015), подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Положениями указанных норм предусматривается, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы пенсий, в том числе полагающихся пенсионеру страховой и накопительной пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ и Федеральным законом № 424-ФЗ, в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что размер страховой пенсии по старости, полагающейся к выплате Синякиной М.И. в феврале и марте 2017г. в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, составляет сумму 7327 руб. 49 коп., а не 7723 руб. 15 коп., как указывает ответчик. И от получения пенсии в установленном законом размере Синякина М.И. не отказывалась. Следовательно, оснований для учета пенсии в размере 7723 руб. 15 коп., установленной с апреля 2017г., для подсчета размера федеральной социальной доплаты к пенсии истца в феврале и марте 2017г. не имелось.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сасовского районного суда Рязанской области от 24 аперля 2017 года в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда России по Сасовскому району Рязанской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи