Судья: Захаренко Л.В. Дело № 33а-2687/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«19» февраля 2020 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Ушникова М.П.
Судей: Нестеровой Е.А., Сачкова А.Н.
при секретаре Тхагова И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Поддубной С.А. к ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону об оспаривании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, по апелляционной жалобе Поддубной С.А. на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.А., судебная коллегия по административным делам
установила:
Поддубная С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону о признании незаконным решения №05/959 от 9 августа 2019 года о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указано, что в 2018 году Поддубная С.А. на основании договоров дарения от 19 марта 2018 года получила в дар от ООО «Спутник-2» недвижимое имущество: кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН; кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (11/1000 доля в праве).
27 февраля 2019 года Поддубная С.А. предоставила в налоговую инспекцию налоговую декларацию о доходах по форме 3-НДФЛ за 2018 год, исчислив и уплатив налог на доходы физических лиц исходя из стоимости объектов недвижимого имущества, отраженной в договорах дарения.
По представленной Поддубной С.А. налоговой декларации за 2018 год ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 20 июня 2019 года №05/406, вынесено решение №959 от 09.08.2019 о привлечении Поддубной С.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления НДФЛ – 620 304 руб., пени в сумме 3 814,87 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации в сумме 62.030 руб., с учетом смягчающих обстоятельств.
Решением Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области от 17.10.2019 №15-20/3851 оспариваемое решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Поддубной С.А. - без удовлетворения.
Поддубная С.А. считает, что использование налоговым органом в качестве налоговой базы по НДФЛ кадастровой стоимости принятого в дар имущества, а не цены, указанной в договорах дарения, незаконно. Доход, указанный в налоговой декларации – 11 133 656 руб. не меньше чем 70 процентов от кадастровой стоимости этих объектов. Таким образом, уровень дохода, полученный и указанный в декларации, не отклоняется от кадастровой стоимости в десятки раз. Отклонение цен в диапазоне от 11 процентов до 52 процентов многократным не является.
По мнению административного истца, несоответствие примененной истцом цены, указанной в договоре дарения, кадастровой стоимости не свидетельствует о получении истцом необоснованной налоговой выгоды, возникновении у нее недоимки, определяемой исходя из выявленной ценовой разницы между кадастровой стоимостью и стоимостью объектов недвижимого имущества, указанной в договорах дарения.
Учитывая изложенное, административный истец просила суд признать незаконным решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ростову-на-Дону от 09 августа 2019 года №05/959 о привлечении её к ответственности за совершение налогового правонарушения; обязать ИФНС России по Ленинскому району г. Ростову-на-Дону устранить нарушения её прав, свобод и законных интересов.
Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года в удовлетворении административных исковых требований Поддубной С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Поддубная С.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований административного искового заявления.
Повторяя доводы административного искового заявления, ссылаясь при этом на положения статьи 41, статьи 211, пункта 3 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации, Поддубная С.А. считает, что нормами действующего законодательства не закреплено исчисление налога на доходы физических лиц, при дарении недвижимого имущества из актуальной кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Заявитель жалобы отмечает, что в договорах дарения от 19 марта 2018 года, представленным ею в налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки, стороны определили стоимость передаваемого в дар недвижимого имущества в сумме 11 133 656 руб., т.е. налоговая база в целях обложения НДФЛ, уже определена договорами. На основании реальной цены на объекты недвижимости, то есть цены, указанной в договорах, она отразила налоговую базу в декларации по форме 3- НДФЛ за 2018г.
Заявитель жалобы полагает, что инспекцией при налогообложении полученного ею в дар имущества неправомерно применена его кадастровая стоимость. Ею соблюдено ограничение, предусмотренное п.5.ст.217.1 НК Российской Федерации, и указанный в налоговой декларации доход (11 133 656 руб.) не меньше, чем кадастровая стоимость этих объектов по состоянию на 01 января 2018 г., умноженная на понижающий коэффициент 0,7.
Несоответствующим фактическим обстоятельствам дела, считает Поддубная С.А. вывод суда об отсутствии документального подтверждения обоснованности определения рыночной стоимости полученных в дар объектов недвижимости, ссылаясь на представленные в рамках камеральной проверки договоры дарения.
ИФНС России по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца Поддубной С.А. – Ординцева В.В. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила удовлетворить.
Представители административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону Мусатова Э.Д., Лебедева Т.Ю. в судебном заседании апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отношении надлежащим образом извещенного административного истца Поддубной С.А. дело рассмотрено в порядке ч. 2 ст. 150 КАС Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителей административного истца Поддубной С.А. – Ординцеву В.В., административного ответчика ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону Мусатову Э.Д., Лебедеву Т.Ю., судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании договоров дарения от 19 марта 2018 года, заключенных с ООО «Спутник-2» Поддубная С.А. приобрела в собственность следующее недвижимое имущество:
- нежилое здание (кафе) кадастровый номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
- земельный участок кадастровый номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН
- нежилое помещение кадастровый номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;
- земельный участок кадастровый номер: НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, адрес: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (11/1000 доля в праве).
В связи с получением Поддубной С.А. дохода в натуральном виде, последняя 27 февраля 2019 года, представила в ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой заявила доход, полученный от принятия имущества в дар от ООО «Спутник-2», в размере 11 133 656 руб. При этом, налог на доходы физических лиц исчислен и уплачен ею исходя из стоимости объектов недвижимого имущества, отраженной в договорах дарения.
По результатам представленной налогоплательщиком 27 февраля 2019 года налоговой декларации 3-НДФЛ за 2018 год налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 20 июня 2019 года № 05/406, вынесено решение № 959 от 09 августа 2019 года о привлечении Поддубной С.А. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде доначисления НДФЛ в сумме 620 304 руб., пени в сумме 3.814,87 руб., штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК Российской Федерации в сумме 62 030 руб., с учетом смягчающих обстоятельств.
Как установлено проверкой, Поддубная С.А. в декларации 3-НДФЛ за 2018 года заявила доход, полученный от принятия в дар имущества от ООО «Спутник-2»:
1) по договору дарения от 19 марта 2018 года нежилое помещение, находящееся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; 11/1000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно договору общая стоимость имущества, переданного в дар, - 261 302 руб., в т.ч. стоимость нежилого помещения 240406 руб., стоимость 11/1000 долей в праве собственности на земельный участок – 20 896 руб.;
2) по договору дарения от 19 марта 2018 года нежилое здание, кафе, находящееся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; земельный участок, находящийся по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 23а, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, согласно договору общая стоимость имущества переданного в дар составила 10 872 354 руб., в т.ч. стоимость нежилого помещения 8793199 руб., стоимость земельного участка – 2 079 155 руб.
Вместе с тем, согласно данным Управления Росреестра по Ростовской области, представленным в налоговый орган в соответствии со ст. 85 НК Российской Федерации актуальная кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, принятых в дар Поддубной С.А. составила 15905220,03 руб.
Инспекцией установлено, что сумма 15 905 220,03 руб. (актуальная кадастровая стоимость) должна учитываться в декларации 3-НДФЛ за 2018 год Поддубной С.А. в качестве полученного дохода от принятия в дар имущества, в том числе:
- по договору дарения от 19 марта 2018 года нежилое помещение, находящееся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН 11/1000 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, общая стоимость имущества, принятого в дар, которая должна учитываться в декларации 3-НДФЛ за 2018 год составляет 373 287,09 руб., в т.ч. стоимость нежилого помещения 343 436,29 руб., стоимость 11/1000 долей в праве собственности на земельный участок – 29 850,8 руб.;
- по договору дарения от 19 марта 2018 года нежилое здание, кафе, находящееся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; земельный участок, находящийся по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общая стоимость имущества, принятого в дар, которая должна учитываться в декларации по 3-НДФЛ за 2018 года составляет 15531932,94 руб., в том числе стоимость нежилого помещения – 12561712,71 руб., стоимость 11/1000 долей в праве собственности на земельный участок – 2970220,23 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что основания для привлечения Поддубной С.А. к налоговой ответственности в виде штрафа, доначисления налога, пени имелись, в связи с чем, права административного истца налоговым органом нарушены не были. Расчет задолженности произведен правильно, с учетом полученного дохода, расходов и вычетов, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность соблюдена.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Формируя структуру налоговой системы Российской Федерации, федеральный законодатель при установлении конкретного налога самостоятельно выбирает и определяет обусловленные экономическими характеристиками этого налога параметры его элементов, в том числе состав налогоплательщиков и объектов налогообложения, виды налоговых ставок, продолжительность налогового периода, стоимостные и (или) количественные показатели, необходимые для определения налоговой базы, а также порядок исчисления налога, обеспечивающий расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
В пункте 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2015, в целях обеспечения единообразных подходов по данному вопросу Верховным Судом Российской Федерации определены правовые позиции, в силу которых по общему правилу физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений об объектах налогообложения.
К числу таких сведений об объекте налогообложения могут быть отнесены официальные данные о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные из государственного кадастра недвижимости, который является систематизированным сводом сведений об учтенном в Российской Федерации недвижимом имуществе (п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что прием заявлений о кадастровом учете, запросов о предоставлении сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, при личном обращении заявителей с такими запросами и выдачу (направление) заявителям соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае если налогоплательщик не располагает данными о кадастровой стоимости объекта недвижимости, он вправе для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением для получения сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается также право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости. При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 года государственный технический учет и расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 228 НК Российской Федерации установлено, что физические лица при получении дохода, с которого не был удержан налог налоговыми агентами, самостоятельно производят исчисление и уплату налога на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту своего учета в сроки, установленные статьей 229 Налогового кодекса РФ.
Поддубной С.А. необходимо было подать налоговую декларацию и указать в ней свой доход в денежном выражении, полученный в натуральной форме, исходя из документально подтвержденной рыночной цены на объекты недвижимости или их кадастровой стоимости, а не из суммы, определенной самостоятельно сторонами при заключении договора дарения.
Непредставление в ходе налоговой проверки документально подтвержденной рыночной цены спорных объектов недвижимости, давало налоговой инспекции право произвести корректировку налоговой базы с учетом их кадастровой стоимости. Не было представлено административным истцом и в ходе судебного разбирательства документального подтверждения рыночной цены указанных объектов недвижимости.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы о том, что положения НК Российской Федерации неправильно истолкованы налоговыми органами и судом.
Согласно пп. 5 и 10 п. 1 ст. 208 НК Российской Федерации к доходам от источников в РФ относятся, в частности, доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ, а также иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 210 НК Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Статья 211 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении физическими лицами доходов в натуральной форме от организаций и индивидуальных предпринимателей. Действие указанной статьи Налогового кодекса РФ не применяется к случаям получения физическим лицом доходов в натуральной форме от другого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с п. 1 ст. 211 НК Российской Федерации при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному статьей 105.3 настоящего Кодекса.
При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг. Согласно п. 3 ст. 105.3 НК Российской Федерации при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не доказано обратное, либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога (убытка) в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В данном случае, налоговым органом представлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости.
Подпунктом 2 пункта 4 ст. 105.3 НК Российской Федерации установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса.
В случае выявления занижения сумм указанных в пункте 4 настоящей статьи налогов или завышения суммы убытка, определяемого в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, производятся корректировки соответствующих налоговых баз (п. 5 той же статьи).
При определении рыночной стоимости доли в натуральной форме в отношении недвижимого имущества следует учитывать, что в силу п. 3 статьи 54 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Из анализа приведенных законоположений и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что для денежного выражения дохода, полученного от переданного недвижимого имущества, прежде всего используется государственная кадастровая оценка или иная официальная оценка, достоверность которых предполагается.
При этом судебная коллегия отмечает, что определенная в договоре стоимость в размере 11 133 656 руб., не учитывает всех факторов, влияющих на рыночную стоимость недвижимого имущества, и не может достоверно характеризовать экономическую выгоду.
Названная для целей налогообложения Поддубной С.А. стоимость названных объектов недвижимости не подтверждена допустимыми доказательствами.
Указанный доход является объектом налогообложения НДФЛ, учитывается при определении налоговой базы и не был задекларирован.
Таким образом, налоговым органом обоснованно вынесено в отношении Поддубной С.А. оспариваемое решение.
Обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не опровергают того, что экономическая выгода Поддубной С.А. в результате приобретения в дар объектов недвижимости составила большую сумму, чем та, что указана в договорах.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего налогового законодательства, регулирующих спорные правоотношения отношения.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку указанных выводов.
Судебная коллегия оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поддубной С.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: