61RS0003-01-2023-001728-36
Федоренко Е.Ю. дело №33-17557/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 октября 2023 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего Кулинича А.П.,
судей Котельниковой Л.П., Тактаровой Н.П.,
при секретаре Загутиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2068/2023 по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 июля 2023 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области об установлении факта принадлежности трудовой книжки, включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости указав, что 19.04.2022г. обратилась в к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.08.2022г. ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия необходимого страхового стража и индивидуального пенсионного коэффициента необходимой величины.
Решением пенсионного органа в страховой стаж ФИО1 не включены следующие периоды работы: с 01.09.1979г. по 01.08.1988 в должности швеи швейного цеха Спитакской швейной фабрики №2 Армянской ССР, с 02.08.1988г. по 12.03.1992г. в должности швеи головной фабрики Спитакского ПШО Арм.ССР. Данные периоды не включены в страховой стаж по причине того, что на титульном листе трудовой книжки указана дата рождения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА что не соответствует дате рождения заявителя.
ФИО1 полагает, что ответчиком необоснованно исключены вышеуказанные периоды ее работы из страхового стажа истца, и на основании изложенного, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд установить факт принадлежности трудовой книжки ПТ-I НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН c датой заполнения 01.08.1988, выданной на имя ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, включить в страховой стаж периоды работы с 01.09.1979г. по 01.08.1988 в должности швеи швейного цеха Спитакской швейной фабрики №2 Армянской ССР, с 02.08.1988г. по 12.03.1992г. в должности швеи головной фабрики Спитакского ПШО Арм.ССР, назначить страховую пенсию в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по старости с 19.04.2022г.
Решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 июля 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд установил факт принадлежности ФИО1 трудовой книжки ПТ-IНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 01.08.1988, выданной на имя ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы с 01.09.1979г. по 01.08.1988г. в должности швеи швейного цеха Спитакской швейной фабрики №2 Армянской ССР, с 02.08.1988г. по 12.03.1992г. в должности швеи головной фабрики Спитакского ПШО Арм.ССР.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области назначить и выплачивать ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19.04.2022г.
Дополнительным решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 августа 2023 года суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 10.09.1995г. 15.04.1997г. по 14.10.1998, а также период получения пособия по безработице с 22.06.1996 по 14.09.1996г.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая решение суда незаконным, необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения,
Частично повторяя доводы, изложенные в обоснование возражений на исковые требования заявитель жалобы указывает на то, что судом не учтено, что трудовая книжка, представленная истцом, не может быть принята к зачету, поскольку на титульном листе неверно указана дата рождения, в страховой стаж истца не могут быть включены периоды работы, отраженны в трудовой книжке.
Формуляр о стаже работы НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.11.2022 (Карапетян) ФИО3, поступивший 17.12.2022, не содержит периоды получения пособия по безработице, подтвержденные формуляром согласно 4.1 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ и относятся к иным периодам и могут быть учтены при условии, что им предшествовали и ( или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от продолжительности), указанные в ст. 11 указанного Федерального закона.
Периоды получения пособия по безработице не могут быть включены в страховой стаж истца, поскольку у ФИО1 страховой стаж отсутствует.
Таким образом, ФИО1 не представила в территориальный орган ПФР решение суда об установлении факта принадлежности трудовой книжки так же иные документы, подтверждающие спорные периоды работы письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателем или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы и др.
Заявитель жалобы указывает на то, что документы, подтверждающие наличие у истца требуемой продолжительности страхового стажа и величины ИПК, истцом с заявлением о назначении обращению в ОПФР по Ростовской области не предоставлялись.
По мнению заявителя жалобы, при вынесении решения суд указал, что страховой стаж ФИО1 с учетом включенных судом периодов составил 15 лет 06 месяцев 12 дней, ИПК - 22,048, однако, представителем ответчика в судебном заседании пояснялось, что в случае зачета в страховой стаж ФИО1 периодов работы до распада СССР: с 01.09.1979 по 01.08.1988, с 02.08.1988 по 12.03.1992. а также по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р. до полутора лет, страховой стаж истца составит 15 лет 06 месяцев 12 дней, ИПК - 22,048. Однако, судом не включены периоды по уходу за детьми ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.р. до полутора лет, в связи с чем приведенный расчет с учетом периодов по уходу за детьми, является некорректным относительно включенных судом периодов работы: с 01.09.1979 по 01.08.1988, с 02.08.1988 по 12.03.1992, у истца отсутствует необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) для назначения страховой пенсии по старости.
На апелляционную жалобу ответчика истцом в лице его представителя поданы возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец и ответчик в судебное заседание не явились, с учетом сведений об их извещении о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ (л.д.135-136).
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца ФИО6, действующего на основании доверенности, проверяя законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно положений ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N23 от 19.12.2003г. «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 -?61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции соответствует в полном объеме, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в его действующей части) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", который, в свою очередь, устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В силу положений части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с п. 2 ст. 3 данного Закона страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Аналогичная норма содержалась в п. 1 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" (ст. 11 Закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с ч. ч. 1 - 3 ст. 35 указанного Федерального закона, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 указанного Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к указанному Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С учетом поэтапного повышения пенсионного возраста, граждане, достигшие в 2019г., возраста 55 и 60 лет, соответственно мужчины и женщины право на пенсию приобретают на 12 месяцев позже, т.е. по достижении возраста 56 и 61 год соответственно.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом поэтапного повышения пенсионного возраста, граждане, достигшие в 2019г., возраста 55 и 60 лет, соответственно мужчины и женщины право на пенсию приобретают на 12 месяцев позже, т.е. по достижении возраста 56 и 61 год соответственно.
С учетом переходных положений, граждане, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста 55 и 60 лет, могут получать страховую пенсию по старости на 6 месяцев, раньше возраста, предусмотренного приложением 6.
Таким образом, в 2022 году право на страховую пенсию по старости, с учетом переходных положений, имеют мужчины, достигшие возраста 61 год и 06 месяцев и имеющие продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости не менее 13 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента - 23,4.
Также следует отметить, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, 19.04.2022г. обратилась в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ ОПФР по Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.08.2022г. ФИО1 отказано в назначении пенсии по старости по причине отсутствия необходимого страхового стража и индивидуального пенсионного коэффициента необходимой величины.
Решением пенсионного органа в страховой стаж ФИО1 не включены следующие периоды работы: с 01.09.1979г. по 01.08.1988 в должности швеи швейного цеха Спитакской швейной фабрики №2 Армянской ССР, с 02.08.1988г. по 12.03.1992г. в должности швеи головной фабрики Спитакского ПШО Арм.ССР. Данные периоды не включены в страховой стаж по причине того, что на титульном листе трудовой книжки указана дата рождения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА что не соответствует дате рождения заявителя.
При этом, по расчетам пенсионного органа страховой стаж у истца отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях», за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно ч.3 ст.2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с пунктом 59 Правил документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".
Таким образом, данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан, в том числе, Республики Армения.
В соответствии со статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В силу вышеуказанной статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.
При назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Армении) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Из буквального толкования указанного положения Соглашения и письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18 (зарегистрировано в МЮ РФ 21.02.1994 N 497) следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13.03.1992, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992.
В соответствии со ст. 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Кроме того, согласно ст. 11 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж в порядке, предусмотренном ст. ст. 99 - 104 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.1990 г.
Согласно ст. 100 названного закона, в заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи).
Спорные периоды работы истца имели место до 01.01.2002, соответственно, не требовали подтверждения справками компетентных органов названного государства факта уплаты страховых взносов.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Аналогичное положение закреплено в абзаце 1 пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, согласно которому документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Абзацем 2 указанного пункта установлено, что при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. №1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555 основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными
(муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В силу Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, организациях; утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162, действовавшей до утверждения Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2003 г. № 69 новой Инструкции, трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих. Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
В соответствии с абзацом 4 пункта 2.2 Инструкции в трудовую книжку вносятся: сведения о работнике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, профессия, специальность; сведения о работе: прием на работу перевод на другую постоянную работу, увольнение; сведения о награждениях и поощрениях: награждения орденами и медалями, присвоение почетных званий; поощрения за успехи в работе, применяемые трудовым коллективом, а также награждения и поощрения, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и уставами о дисциплине; другие поощрения в соответствии с действующим законодательством; сведения об открытиях, на которые выданы дипломы, об использованных изобретениях и рационализаторских предложениях и о выплаченных в связи с этим вознаграждениях.
Записи производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета.
Пунктом 2.3 Инструкции предусмотрено, что все записи в трудовой книжке о приеме, переводе на другую постоянную работу или увольнении должны были точно соответствовать приказу (распоряжению).
При этом, согласно пункту 2.10 Инструкции, сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.
Пунктом 4.1 Инструкции было предусмотрено, что при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Поскольку трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, по записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами. Сведения о занятии истца соответствующими видами деятельности в определенные периоды подтверждаются записями в его трудовой книжке, которая и должна являться основанием для назначения страховой пенсии.
У истца имеется трудовая книжка, содержащая соответствующие записи о работе, и надлежащее удостоверение имеющихся в трудовой книжке записей о работе истца соответствующими печатями организаций.
В силу требований пункта 18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.1973г. № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях иную ответственность.
На основании п.п. 6 и 7 указанного Постановления ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и выдаче трудовых книжек возлагалась на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учёт, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а в предусмотренных законом случаях - иную ответственность.
При этом, судебная коллегия отмечает, что работник, не имея права вести записи в своей трудовой книжке, не может влиять на правильность оформления трудовой книжки.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе, с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 43 названных Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалах настоящего гражданского дела имеется трудовая книжка ПТ-IНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 01.08.1988, выданная на имя ФИО2. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, из которой усматривается, что ФИО2,01.09.1979 принята в Спитакскую швейную фабрику№2 швеей швейного цеха, основание пр.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.09.1979г., 01.08.1988г. освобождена от работы по собственному желанию, основание пр.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.08.1988г. 02.08.1988г. принята на работу в качестве швеи в Спитакское ПШО головной филиал, основание пр.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.08.1988г., 27.07.1994г. уволена с работы по собственному желанию, основание пр.38 от 27.07.1994г.
То обстоятельство, что в последующем в связи со вступлением в брак произошла смена фамилии истца с ФИО2 на ФИО1 подтверждена свидетельством о заключении брака III-СЛ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.08.1993 ( л.д.12).
Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В соответствии с п.9 ч.2 ст.264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении фактов принятия наследства.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. документирована паспортом гражданина Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Также в материалы дела представлено свидетельство о рождении НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.10.2021, выданное на имя ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, свидетельство о заключении брака III-СЛ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 10.08.1993, из которого усматривается, что 10.08.1993г. ФИО13 и ФИО2 10.08.1993г. заключили брак, после заключения брака ФИО2 присвоена фамилия Карапетян, в связи с чем суд приходит к выводу о доказанности принадлежности истцу трудовой книжки ПТ-I НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 01.08.1988, выданной на имя ФИО2, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения.
Таким образом, судом установлено, что истцом были соблюдены требования ст. ст. 265, 267 ГПК РФ, поскольку во внесудебном порядке заявитель не имеет возможности установить факт, кроме этого, установление факта принадлежности трудовой книжки необходимо заявителю для назначения страховой пенсии.
Удовлетворяя исковые требования истца и учитывая, что сведения о трудовом стаже истца подтверждены компетентными органами Республики Армения, принимая во внимание отсутствие у истца объективной возможности представить иные письменные доказательства в подтверждение факта работы в спорные периоды, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами действующего пенсионного законодательства и оценив в совокупности представленные истцом доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о доказанности факта работы истца в спорный период и включения периодов работы с 01.09.1979г. по 01.08.1988 в должности швеи швейного цеха Спитакской швейной фабрики №2 Армянской ССР, с 02.08.1988г. по 12.03.1992г. в должности швеи головной фабрики Спитакского ПШО Арм.ССР в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Доводы апелляционной жалобы ответчика относительно того, что трудовая книжка ПТ-I НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 01.08.1988, выданная на имя ФИО2, содержит неправильный год рождения истца - ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА год, а следовало указать 1964 год, судебной коллегией отклоняются, поскольку полагает, что при заполнении трудовой книжки работодателем произошла описка, которая не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца при наличии других доказательств, подтверждающих факт принадлежности трудовой книжки ПТ-I НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с датой заполнения 01.08.1988, выданная на имя ФИО2, именно истцу.
Дополнительным решением Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 августа 2023 года суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 10.09.1995г. 15.04.1997г. по 14.10.1998, а также период получения пособия по безработице с 22.06.1996 по 14.09.1996г.
При этом, рассматривая требования истца о включении в страховой стаж нестраховых периодов, суд счел их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений положениям пунктов 3, 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, могут быть зачтены иные (нестраховые) периоды, в том числе: период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности; период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.
В соответствии с положениями части 2 указанной статьи периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Пунктом 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. № 1015 (далее - Правила), установлено, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).
В соответствии с пунктом 30 Правил период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждается справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме согласно приложению № 2. Справка содержит информацию о периоде, в течение которого безработный состоит на регистрационном учете и периоды, засчитываемые в страховой стаж, в числе которых также указан период получения пособия по безработице.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижении ребенком возраста трех лет; указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Пунктом 7 Разъяснений от 29 ноября 1989 года № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденных Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Секретариатом ВЦСПС 29 ноября 1989 года № 375/24-11, было предусмотрено, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий, при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
В последующем право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 № 1501 - 1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Вместе с выплатным делом в материалы дела представлена копия формуляра в отношении ФИО1, предоставленная Министерством труда и социальных вопросов Республики Армения, в материалах которого представлены копии свидетельств о рождении ФИО4, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, а также ФИО5, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, а также справка Гюмринского территориального центра Единой социальной службы от 14.06.2022г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ФИО1 имела следующие периоды, засчитанные в страховой стаж: с 22.06.1996г. по 14.09.1996г., в связи с чем требования истца обоснованно подлежали удовлетворению судом в данной части иска.
При этом, судебная коллегия обращает внимание на то, что ответчиком дополнительное решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 августа 2023 года, которым включены в страховой стаж ФИО1, дающий право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 10.09.1995г. 15.04.1997г. по 14.10.1998, а также период получения пособия по безработице с 22.06.1996 по 14.09.1996г., в установленном законом порядке ответчиком не обжаловано, в этой связи, с учетом положений ч. 2 ст. 327.1, ст. 330 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется и не ревизуется.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими предоставлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона (часть 2 статьи 22).
С учетом норм, указанных в Приложении 6 к Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, в случае возникновения права на страховую пенсию в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости наступает не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. № 350-ФЗ гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2019 году составляет 10 лет, ИПК-16,2.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что требуемого возраста (55 лет) истец достигла 11.03.2019г., как следует из пояснений ответчика, страховой стаж ФИО1 с учетом всех включенных судом периодов составит 15 лет 06 месяцев 12 дней, ИПК - 22,048 ( л.д.102).
Таким образом, выводы суда относительно того, что право на назначение страховой пенсии по старости возникло у ФИО1 с 19.04.2022г. (даты обращения истца в ГУ ОПФР по Ростовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») являются правильными, основанными на вышеприведенных положениях законодательства.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался. Все выводы суда подробно мотивированы, основаны на материалах дела, положениях действующего законодательства, оснований для признания их неправильными у судебной коллегии не имеется.
В целом приведенные в жалобе доводы в своей совокупности правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, к субъективному толкованию норм материального права, судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу, иному толкованию закона, регулирующего возникшие отношения.
Иных доводов, которые имели бы существенное значение для рассмотрения дела, влияли бы на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергали изложенные в нем выводы, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст.67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено - 19 октября 2023 года