НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 09.03.2022 № 33А-3779/2022

Судья Боровских О.А. УИД 61RS0005-01-2021-006478-04

Дело № 33а-3779/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 марта 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Москаленко Ю.М.,

судей Богатых О.П., Медведева С.Ф.,

при секретаре Соловьевой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону к Ковалевой Любови Леонидовне о взыскании недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, пеней по апелляционной жалобе Ковалевой Л.Л. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.М., судебная коллегия

установила:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону обратилась в суд с административным иском к Ковалевой Л.Л. о взыскании за расчетный период 2018 года недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленных на них пеней.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик, осуществляя по 12 января 2018 года деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и являясь, таким образом, плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, не исполнила обязанность по их уплате ни в добровольном порядке, ни после направления в ее адрес соответствующего требования.

Как отмечает налоговый орган, вынесенный мировым судьей судебный приказ о взыскании с Ковалевой Л.Л. недоимок по страховым взносам за 2018 год и пеней отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

На основании изложенного, ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону просила суд взыскать с Ковалевой Л.Л. за расчетный период 2018 года недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 856 руб. 29 коп., начисленные на нее пени в сумме 12 руб. 66 коп., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 188 руб. 39 коп., начисленные на нее пени в сумме 2 руб. 79 коп., а всего 1 060 руб. 13 коп.

Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 декабря 2021 года административные исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону удовлетворены.

В апелляционной жалобе Ковалева Л.Л. считает решение суда незаконным, необоснованным просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

По мнению заявителя жалобы, как лицо, осуществлявшее уход за ребенком-инвалидом в спорный период (с 1 января 2018 года по 12 января 2018 года) она подлежит освобождению от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

На апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону представлены возражения, содержащие просьбу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы Ковалевой Л.Л. – без удовлетворения.

В судебном заседании Ковалева Л.Л. доводы апелляционной жалобы поддержала, настаивала на ее удовлетворении.

Представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону – Березовский В.Н., действующий на основании доверенности от 5 апреля 2021 года, против доводов апелляционной жалобы возражал, считая принятое судом решение законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения Ковалевой Л.Л. и представителя административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону - Березовского В.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом соблюдены порядок и сроки взыскания сумм недоимок по страховым взносам за 2018 год и начисленных на них пеней, расчет взыскиваемых сумм является верным, факт отсутствия задолженности в соответствующем размере административным ответчиком не подтвержден.

При этом суд отметил, что ни в данный период, ни в ходе судебного разбирательства необходимое в силу взаимосвязанных положений действующего правового регулирования решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства ребенка-инвалида, об установленном ему периоде ухода, Ковалевой Л.Л. не представлено.

Судебная коллегия, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В спорный период (2018 год) отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, регулировались гл. 34 НК Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, после 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами, в связи с чем ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону является уполномоченным лицом на подачу рассматриваемого административного иска.

Плательщиками страховых взносов признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели (пп. 2 п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации).

Как предусмотрено п. 3 ст. 420 НК Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 430 НК Российской Федерации в редакции, действовавшей до 15 ноября 2020 года, плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

В силу п. 2 ст. 432 НК Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 названного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

В свою очередь, прекращение физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплатить страховые взносы не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе в качестве плательщика страховых взносов (п. 5 ст. 432 НК Российской Федерации).

Так же, согласно ст. 72 НК Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 75 НК Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу п.п. 3, 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Следовательно, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, плательщика страховых взносов в случае уплаты налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Кроме того, абз. 2 п. 2 ст. 45 НК Российской Федерации определено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 названного Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации заявление о взыскании по общему правилу подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Из п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации следует, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено судебной коллегией, Ковалева Л.Л. с 25 ноября 2015 года по 12 января 2018 года имела статус индивидуального предпринимателя, и, соответственно, являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно расчету налогового органа, не оспоренному по существу административным ответчиком, задолженность Ковалевой Л.Л. за расчетный период 2018 года (с 1 января 2018 года по 12 января 2018 года) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии, составила 856 руб. 29 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет ФФОМС, составила 188 руб. 39 коп.

Вышеуказанные суммы страховых взносов административным ответчиком в течение 15 календарных дней после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя добровольно не уплачивались, в связи с чем налоговым органом на образовавшиеся недоимки начислены пени (по взносам на обязательное пенсионное страхование – в сумме 390 руб. 62 коп., по взносам на обязательное медицинское страхование – в сумме 76 руб. 90 коп.) и в адрес Ковалевой Л.Л. направлено требование № 803717 от 27 марта 2018 года об уплате задолженности по обязательным платежам, не исполненное в установленный срок – до 16 апреля 2018 года.

15 июня 2021 года мировым судьей судебного участка № 8 Октябрьского судебного района г. Ростова-на-Дону по заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону вынесен судебный приказ № 2а-8-2664/2012 о взыскании с Ковалевой Л.Л. задолженности по обязательным платежам, пеней в общей сумме 1 060 руб. 13 коп., отмененный 13 августа 2021 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.

По общему правилу, установленному п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации (в редакции до 2 августа 2021 года), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Так же, согласно п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, исходя из буквального толкования приведенных выше положений налогового законодательства в их совокупности и взаимосвязи, заявление о выдаче судебного приказа (до 2 августа 2021 года) подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что по требованию об уплате страховых взносов и пеней № 803717 от 27 марта 2018 года сумма обязательных платежей и начисленных на них пеней составила 1 512 руб. 16 коп., то есть не превысила 3 000 руб., в рассматриваемом случае срок на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа начинает исчисляться с 16 апреля 2021 года (срок уплаты по требованию № 803717 от 27 марта 2018 года + три года) и, соответственно, истекает 16 октября 2021 года.

Таким образом, принимая во внимание, что заявление о выдаче судебного приказа было подано налоговым органом мировому судье 9 июня 2021 года, а административное исковое заявление по настоящему делу поступило в суд 29 сентября 2021 года, сроки обращения в суд, установленные п.п. 2, 3 ст. 48 НК Российской Федерации, налоговым органом в настоящем случае не пропущены.

При этом из сопоставления взыскиваемых недоимок в размере 856 руб. 29 коп. и 188 руб. 39 коп. с обозначенным в требовании № 803717 от 27 марта 2018 года сроком их уплаты, а равно определенным п. 1 ст. 430 НК Российской Федерации фиксированным размером страховых взносов за 2018 год, следует, что указанные суммы соответственно представляют собой недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2018 год, размер которых пропорционален периоду деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя (с 1 января 2018 года по 12 января 2018 года) и определяется по формулам:

(26 545,00 / 12) * 12/31 = 856,29;

(5 840,00 / 12) * 12/31 = 188,99.

Между тем из ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Так п. 7 ст. 430 НК Российской Федерации предусмотрено, что плательщики страховых взносов – индивидуальные предприниматели, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в п.п. 1 (в части военной службы по призыву), 3, 5 – 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» плательщики страховых взносов освобождаются от их уплаты в период ухода, за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Из материалов дела следует, а также подтверждено самим административным истцом, что ранее, в соответствии с заявлением от 13 июля 2018 года об освобождении от уплаты страховых взносов, Межрайонной ИФНС России № 23 по Ростовской области, в которой административный ответчик ранее состояла на учете, по факту осуществления Ковалевой Л.Л. ухода за ребенком-инвалидом в соответствии с п. 7 ст. 430 НК Российской Федерации принималось решение о ее освобождении от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере на период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года.

При этом согласно ответа на указанное заявление основанием для предоставления льготы по страховым взносам за расчетный период 2017 года послужил представленный заявителем перечень документов, в котором испрашиваемая налоговым органом за 2018 год выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, федеральным учреждением медико-социальной экспертизы отсутствует.

Вопреки доводу административного истца о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, в части положения п. 34, предусматривающего установление периода ухода за ребенком-инвалидом решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства последнего, материалы дела свидетельствуют о том, что получателем страховой пенсии по старости Ковалева Л.Л. является с 2013 года, вследствие чего, в силу действующего правового регулирования, уплата страховых взносов за себя в связи с осуществлением предпринимательской деятельности не является обстоятельством, которое способно влиять на размер уже получаемой страховой пенсии.

В данной связи положения Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий в настоящем случае не подлежат применению.

В то же время, учитывая, что закрытый перечень документов, подтверждающих факт осуществления ухода за ребенком-инвалидом ни НК Российской Федерации, ни Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не закреплен, по смыслу приведенных нормативных положений в их взаимосвязи, данный факт, выявленный судом при рассмотрении дела о взыскании соответствующих обязательных платежей (в том числе, из справки, подтверждающей наличие у сына административного ответчика статуса ребенка-инвалида в 2018 году), во всяком случае, исключает взыскание с Ковалевой Л.Л. страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, вне зависимости от того, обращалась ли она в налоговый орган с заявлением об освобождении от их уплаты до начала процедуры принудительного взыскания задолженности.

Иное свидетельствовало бы о нарушении таких основных начал законодательства о налогах и сборах как экономическая обоснованность налога (сбора) и принцип обязательного наличия всех элементов налогообложения (ст. 3 НК Российской Федерации).

При таком положении решение суда, как принятое при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а также неправильном применении норм материального права, нельзя признать законным и обоснованным, ввиду чего согласно п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС Российской Федерации оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону к Ковалевой Л.Л. о взыскании за расчетный период 2018 года недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленных на них пеней.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 декабря 2021 года отменить.

Принять новое решение по делу.

В удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о взыскании с Ковалевой Любови Леонидовны задолженности по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 188 руб. 39 коп., пени в размере 2 руб. 79 коп., задолженности по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере 856 руб. 29 коп., пени в размере 12 руб. 66 коп. - отказать.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Москаленко Ю.М.

Судья Богатых О.П.

Судья Медведев С.Ф.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2022 года.