Судья Журавлев Д.В. УИД 61RS0041-01-2020-001651-48
Дело № 33а-22565/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
8 декабря 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Авиловой Е.О.,
судей Последова А.Ю., Медведева С.Ф.,
при секретаре Соловьевой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании пеней и штрафа по налогу на доходы физических лиц, недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленных на них пеней, пеней по земельному налогу по апелляционной жалобе ФИО1 жалобы на решение Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Авиловой Е.О., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 1 по Ростовской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании пеней по налогу на доходы физических лиц, подлежащему удержанию и перечислению за три месяца 2018 года и три месяца 2019 года, штрафа за несвоевременное перечисление в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за 9 месяцев 2018 года, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за три месяца 2018 года и три месяца 2019 года, начисленных на них пеней, недоимок по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за три месяца 2018 года и три месяца 2019 года, начисленных на них пеней, недоимок по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за три месяца 2018 года и три месяца 2019 года, начисленных на них пеней, пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пеней по земельному налогу за 2017 год.
В обоснование административного иска налоговый орган ссылается на то, что ФИО1, обладая в 2018-2019 году статусом адвоката и осуществляя свою профессиональную деятельность с привлечением наемных работников, имел, таким образом, обязанность по уплате соответствующих страховых взносов, в том числе в связи с осуществлением выплат и иных вознаграждений физическим лицам (наемным работникам), а также налога на доходы физических лиц в качестве налогового агента.
Кроме того, налоговый орган указывает, что в 2017 году ФИО1 принадлежало имущество, являющееся объектом обложения земельным налогом.
При этом налоговый орган отмечает, что за обозначенные в административном исковом заявлении периоды ФИО1 уплата страховых взносов до настоящего времени в полном объеме не произведена, тогда как налог на доходы физических лиц и земельный налог уплачены им с нарушением установленного законом срока.
В адрес налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 69, 70 НК Российской Федерации, направлялись налоговые уведомления, а также требования об уплате сумм обязательных платежей и пеней, оставленные без исполнения.
Так же, за несвоевременное выполнение обязанности по удержанию и перечислению сумм налога на доходы физических лиц, установленное по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, решением налогового органа ФИО1 привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа, на суммы недоимок начислены пени.
Поскольку судебный приказ о взыскании с ФИО1 вышеназванных недоимок и начисленных на них пеней отменен, Межрайонная ИФНС России № 1 по Ростовской области просила суд взыскать с административного ответчика по налогу на доходы физических лиц, подлежащему удержанию и перечислению за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года пени в сумме 628 руб. 30 коп., штрафа за несвоевременное перечисление в бюджет суммы исчисленного и удержанного налога за 9 месяцев 2018 года в размере 759 руб. 70 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, пени в сумме 704 руб. 19 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года недоимку в размере 14 850 руб., начисленные на нее пени в сумме 1690 руб. 24 коп., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года недоимку в размере 1 957 руб. 50 коп., начисленные на нее пени в сумме 222 руб. 25 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года, недоимку в размере 1 384 руб. 99 коп., пени в сумме 241 руб. 24 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пени в сумме 51 руб. 09 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, пени в сумме 252 руб. 59 коп., по земельному налогу за 2017 год пени в сумме 0 руб. 73 коп., а всего 22 742 руб. 82 коп.
Решением Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2020 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе ФИО1 считает решение суда незаконным, необоснованным просит его отменить.
Как указывает заявитель жалобы, вопреки установленной законом обязанности, требования об уплате взыскиваемых в настоящем деле недоимок налоговым органом в его адрес не направлялись, расчет взыскиваемых сумм, включая периоды и основания возникновения недоимок, в административном исковом заявлении отсутствует, срок принудительного взыскания недоимок по обязательным платежам и начисленных на них пеней налоговым органом пропущен.
Определением судебной коллегии от 1 декабря 2021 года в порядке ст. 44 КАС Российской Федерации произведена процессуальная замена административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области его правопреемником Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области.
На апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области представлены возражения, содержащие просьбу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, апелляционной жалобы ФИО1 – без удовлетворения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области – ФИО2, действующий на основании доверенности от 21 февраля 2021 года, в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считая принятое судом решение законным и обоснованным, также дав пояснения к расчету взыскиваемых сумм и основаниям их начисления.
В отношении надлежащим образом извещенного и неявившегося административного ответчика дело рассмотрено в порядке ст. 150 КАС Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии основания, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС Российской Федерации, для отмены решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что срок на обращение в суд с административным исковым заявлением налоговым органом не пропущен, тогда как наличие задолженности по обязательным платежам и пеням в предъявленном ко взысканию размере подтверждается материалами дела и не оспорено административным ответчиком относимыми и допустимыми доказательствами.
Судебная коллегия, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, не может полностью согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, с 1 января 2017 года регулируются гл. 34 НК Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, после 1 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 1 января 2017 года, осуществляется налоговыми органами, в связи с чем Межрайонная ИФНС России № 18 по Ростовской области является уполномоченным лицом на подачу настоящего административного иска.
Плательщиками страховых взносов, в том числе, признаются физические лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации), а равно адвокаты, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (пп. 2 п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 419 НК Российской Федерации, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в п. 1 ст. 419 названного Кодекса, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Как предусмотрено п. 2 ст. 420 НК Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 названного Кодекса).
Из п. 3 ст. 420 НК Российской Федерации следует, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с п. 9 ст. 430 Кодекса.
На основании п. 2 ст. 421 НК Российской Федерации база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 2 ст. 420 Кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 430 НК Российской Федерации в редакции, действовавшей до 15 ноября 2020 года, плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно п. 4 ст. 431 НК Российской Федерации плательщики (производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений (за исключением указанных в пп. 3 п. 3 ст. 422 названного Кодекса), сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Плательщики, указанные в пп. 1 п. 1 ст. 419 НК Российской Федерации (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в пп. 3 п. 3 ст. 422 названного Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 7 ст. 431 НК Российской Федерации).
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (п. 3 ст. 431 НК Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 432 НК Российской Федерации суммы страховых взносов исчисляются плательщиками (не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам) отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 названного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 названного Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Так же, в соответствии с п. 1 ст. 207 НК Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п.п. 4, 6 ст. 226 НК Российской Федерации).
В то же время, за несвоевременное исполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в установленные сроки установлена ответственность в виде штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (п. 1 ст. 123 НК Российской Федерации).
Так же, согласно ст. 72 НК Российской Федерации способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
Из п.п. 1, 2 ст. 75 НК Российской Федерации следует, что пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу п.п. 3, 5 ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Следовательно, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, плательщика страховых взносов в случае уплаты налогов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Как установлено судебной коллегией, ФИО1, с 20 августа 2003 года имеющий статус адвоката, и, соответственно, являющийся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в том числе в связи с осуществлением выплат и иных вознаграждений физическим лицам (наемным работникам), а также налога на доходы физических лиц в качестве налогового агента, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области (ранее – в Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области).
Согласно расчету налогового органа, основанному на представленных налогоплательщиком отчетных документах, и не оспоренному им по существу, задолженность ФИО1 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года составила 14 850 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года – 1 957 руб. 50 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года – 3 442 руб. 50 коп. (после частичной оплаты в июле 2020 года – 1 384 руб. 99 коп.)
В данной связи налоговым органом на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года за период с 16 ноября 2018 года по 23 июня 2019 года начислены пени в сумме 550 руб. 15 коп., на недоимку страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года за период с 16 ноября 2018 года по 23 июня 2019 года начислены пени в сумме 72 руб. 51 коп., на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года за период с 16 ноября 2018 года по 23 июня 2019 года начислены пени в сумме 127 руб. 55 коп. и в адрес ФИО1 через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № 27257 от 24 июня 2019 года об уплате указанных недоимок по страховым взносам и начисленных на них пеней, не исполненное в добровольном порядке в установленный срок – до 30 июля 2019 года.
Так же, материалами дела подтверждается, что после представления ФИО1 расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного налоговым агентом (форма № 6-НДФЛ), за 9 месяцев 2018 года, в целях налогового контроля, Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой установлен факт несоблюдения налогоплательщиком своевременности перечисления в бюджет исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за 9 месяцев 2018 года в общей сумме 7 597 руб., в связи с чем налоговым органом принято решение № 67 от 26 марта 2019 года о привлечении ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 123 НК Российской Федерации, с назначением штрафа в размере 759 руб. 70 коп. (после уменьшения в порядке пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК Российской Федерации).
Апелляционная жалоба на решение Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области от 26 марта 2019 года ФИО1 не подавалась.
Так же, в 2017 году ФИО1 являлся собственником земельного участка по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлено налоговое уведомление № 4962431 от 24 июня 2018 года, в котором, в том числе, указаны размер земельного налога за данный объект налогообложения в упомянутый налоговый период (272 руб.) и срок его уплаты (не позднее 3 декабря 2018 года), однако своевременно сумма земельного налога налогоплательщиком также не уплачена.
В данной связи налоговым органом в адрес ФИО1 через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № 25089 от 13 мая 2019 года об уплате указанного штрафа по налогу на доходы физических лиц, не исполненное в добровольном порядке в установленный срок – до 18 июня 2019 года.
Кроме того, налоговым органом на недоимки по налогу на доходы физических лиц за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года за период с 2 октября 2018 года по 20 мая 2019 года начислены пени в сумме 628 руб. 30 коп., на недоимку по земельному налогу за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 13 мая 2019 года начислены пени в сумме 0 руб. 87 коп. и в адрес ФИО1 через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование № 81250 от 25 июня 2019 года об уплате указанных пеней на налоговые недоимки, не исполненное в добровольном порядке в установленный срок – до 27 августа 2019 года.
31 января 2020 года мировым судьей судебного участка № 1 Матвеево-Курганского судебного района Ростовской области по заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Ростовской области вынесен судебный приказ № 2а-1-189/2020 о взыскании с ФИО1 недоимок по обязательным платежам в общей сумме 26 878 руб. 86 коп., отмененный 19 февраля 2020 года в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения.
По общему правилу, установленному п. 2 ст. 48 НК Российской Федерации (в редакции до 2 августа 2021 года), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Так же, согласно п. 3 ст. 48 НК Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Следовательно, исходя из буквального толкования приведенных выше положений налогового законодательства в их совокупности и взаимосвязи, заявление о выдаче судебного приказа (до 2 августа 2021 года) подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 000 руб., данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 000 руб., но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что по требованию об уплате налога № 25089 от 13 мая 2019 года сумма штрафа составила 759 руб. 70 коп., то есть не превысила 3 000 руб., в рассматриваемом случае срок на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа начинает исчисляться с даты, когда недоимки, пени и штрафы в обшей сумме превысили 3 000 руб., а именно с 30 июля 2019 года (установленный срок уплаты по требованию № 27257 от 24 июня 2019 года), и, соответственно, истекает 30 января 2020 года.
Таким образом, принимая во внимание, что заявление о выдаче судебного приказа было подано налоговым органом (по реестру передачи) мировому судье 29 января 2020 года, а административное исковое заявление по настоящему делу поступило в суд 17 июля 2020 года, сроки обращения в суд, установленные п.п. 2, 3 ст. 48 НК Российской Федерации, вопреки доводу заявителя жалобы, налоговым органом в настоящем случае не пропущены.
В то же время, согласно п. 1 ст. 11.2 НК Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика представляет собой информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных названным Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных названным Кодексом.
Из п. 2 ст. 11.2 НК Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками – физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом.
Порядок получения налогоплательщиками – физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам – физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики – физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Принимая во внимание, что представленными налоговым органом документами достоверно подтверждается факт направления ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика требований об уплате спорных недоимок, пеней и штрафа (№ 25089 от 13 мая 2019 года, № 27257 от 24 июня 2019 года, № 81250 от 25 июня 2019 года), при этом доказательств обращения в налоговый орган с уведомлением о получении документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, на бумажном носителе административным ответчиком не представлены, довод заявителя жалобы о ненаправлении налоговым органом в его адрес требований об уплате задолженности по обязательным платежам признается судебной коллегией несостоятельным.
В свою очередь, проверяя представленные налоговым органом расчеты взыскиваемых обязательных платежей, пеней и штрафа, с учетом пояснений представителя административного истца, данных в судебном заседании, судебная коллегия отмечает, что недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, в размере 14 850 руб., страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 957 руб. 50 коп. и страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, в размере 3 442 руб. 50 коп. (после частичной оплаты в июле 2020 года – 1 384 руб. 99 коп.), представляют собой суммы страховых взносов, подлежащих уплате за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года, исчисленные в соответствии с расчетом по страховым взносам, составленным самим административным ответчиком исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных им в пользу наемных работников в указанном налоговом периоде.
Обстоятельства неисполнения обязанности по уплате недоимок по страховым взносам в установленный законом срок ФИО1 по существу, надлежащими доказательствами, в том числе в суде апелляционной инстанции, не оспорены, расчеты данных недоимок и начисленных на них пеней являются арифметически верными и нормативно обоснованными.
В равной степени, факты уплаты земельного налога за 2017 год и перечисления в бюджет исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц за 9 месяцев 2018 года с нарушением предусмотренных законов сроков, а именно 19 июня 2019 года и 21 февраля 2019 года административным ответчиком в ходе судебного разбирательства под сомнение не ставились, и, более того, подтверждаются данными карточки расчетов с бюджетом.
Между тем в соответствии с положениями ст. 45, п. 2 ст. 48, ст. 52, п. 5 ст. 75 НК Российской Федерации необходимость уплаты пеней с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков не предполагает возможность начисления пеней на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 381 О-П, от 17 февраля 2015 года № 422-О).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Исходя из системного толкования названных законоположений, а также правой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, административный истец, заявляя требования о взыскании пеней, обязан представить суду совокупность доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона об их относимости и допустимости, в подтверждение таких юридически значимых для рассмотрения подобного спора обстоятельств, как вид и размер налога, на который начислены пени, факты неуплаты такого налога и его принудительного взыскания (либо несвоевременной его оплаты) при том, что не истек срок взыскания пеней; соблюдение сроков обращения в суд с административным иском, а также проверяемый на правильность расчет заявленных требований.
Взыскание пеней отдельно от основного требования – недоимки по налогу или иному обязательному платежу действующим законодательством не предусмотрено, при этом в настоящем деле такие требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, на которые налоговым органом начислены пени в сумме 704 руб. 19 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в ФФОМС, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, на которые налоговым органом начислены пени в сумме 51 руб. 09 коп., и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, на которые налоговым органом начислены пени в сумме 252 руб. 59 коп., не заявлялись, доказательства их принудительного взыскания ранее либо несвоевременной уплаты не представлены, что, вопреки выводам суда первой инстанции, во всяком случае, исключает возможность взыскания с административного ответчика заявленных пеней, как не подтвержденных в установленном законом порядке.
При этом судебная коллегия отмечает, что обязанность по предоставлению доказательств взыскания страховых взносов, на которые начислены пени, указанные в административном исковом заявлении, либо доказательств несвоевременной уплаты страховых взносов, а также верифицируемого расчета пеней возлагалась на налоговый орган протокольным определением судебной коллегии от 1 декабря 2021 года, о чем Межрайонная ИФНС России № 18 по Ростовской области была заблаговременно поставлена в известность, однако ни до судебного заседания, ни в судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы необходимых доказательств и пояснений стороной административного истца не представлено.
Более того, оценив представленные налоговым органом в материалы дела расчеты пеней по налогу на доходы физических лиц, подлежащему удержанию и перечислению за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года, в сумме 628 руб. 30 коп., в части, превышающей 441 руб. 81 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на выплату страховой пенсии, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года в сумме 1690 руб. 24 коп., в части, превышающей 550 руб. 15 коп., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года в сумме 222 руб. 25 коп., в части, превышающей 72 руб. 51 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемым в ФФОМС, за три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь) 2018 года и три месяца (январь, февраль, март) 2019 года в сумме 241 руб. 24 коп., в части, превышающей 127 руб. 55 коп., судебная коллегия приходит к выводу о неправомерности их начисления ввиду невозможности установить соотношение соответствующих сумм пеней ни с периодами взыскания, приведенными в расчетах сумм пеней, включенных в требования № 27257 от 24 июня 2019 года, № 81250 от 25 июня 2019 года, ни с основаниями взимания, заявленными в административном исковом заявлении.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением норм материального права, приведшем к принятию неправильного решения, на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового решения о взыскании с ФИО1 по налогу на доходы физических лиц пеней в сумме 441 руб. 81 коп., штрафа в размере 759 руб. 70 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 14 850 руб., начисленных на них пеней в сумме 550 руб. 15 коп., страховых взносов на обязательное социальное страхование за 3 месяца 2018 года и 3 месяца 2019 года в размере 1 957 руб. 50 коп., начисленных на них пеней в сумме 72 руб. 51 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 3 месяца 2018 года и 3 месяца 2019 года в размере 1 384 руб. 99 коп., начисленных на них пеней в сумме 127 руб. 55 коп., пеней по земельному налогу в сумме 0 руб. 73 коп., всего 20 144 руб. 94 коп., и отказе в остальной части административных исковых требований Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области.
Так же, исходя из положений ч. 1 ст. 114 КАС Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК Российской Федерации, с административного ответчика при этом подлежит взысканию государственная пошлина в размере 804 руб. 35 коп. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области от 16 ноября 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Взыскать с ФИО1 задолженность в общей сумме 20 144 руб. 94 коп., в том числе:
- пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 441 руб. 81 коп., штраф в размере 759 руб. 70 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 14 850 руб., начисленные на них пени в сумме 550 руб. 15 коп.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование за 3 месяца 2018 года и 3 месяца 2019 года в размере 1 957 руб. 50 коп., начисленные на них пени в сумме 72 руб. 51 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 3 месяца 2018 года и 3 месяца 2019 года в размере 1 384 руб. 99 коп., начисленные на них пени в сумме 127 руб. 55 коп.;
- пени по земельному налогу в сумме 0 руб. 73 коп.
В остальной части требований административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 18 по Ростовской области отказать.
Взыскать с ФИО1
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Авилова Е.О.
Судьи Последов А.Ю.
Медведев С.Ф.
Мотивированное апелляционное определение составлено 15 декабря 2021 года.