НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Ростовского областного суда (Ростовская область) от 06.06.2019 № 33-9713/19

Судья Дробот Н.В. дело № 33-9713/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2019г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Шамрай М.С.

при секретаре Жуковой М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района в интересах Костенниковой Валентины Михайловны к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области об обязании произвести выплату компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области и апелляционному представлению помощника прокурора Зерноградского района на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 14 марта 2019г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

прокурор Зерноградского района в интересах Костенниковой В.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области (далее - УСЗН Администрации Зерноградского района) об обязании ответчика произвести выплату сумм компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, указав в обоснование требований, что Костенникова В.М. состоит на учете в УСЗН Администрации Зерноградского района как педагогический работник-пенсионер с 2012 года. По информации УСЗН Администрации Зерноградского района в связи с несвоевременным предоставлением платежных документов и не информированием Костенниковой В.М. об изменении в декабре 2014 года места регистрации образовалась переплата, общий размер которой составил 17 866,76 руб., в том числе - 10688,10 руб., в связи с несвоевременным переоформлением своего права на льготы при изменении адреса регистрации.

Вместе с тем Костенникова В.М. изменила адрес регистрации в декабре 2014 года и с декабря 2014 года по октябрь 2015 года компенсацию не получала, в связи с чем переплата в размере 10688,10 руб. начислена УСЗН Администрации Зерноградского района необоснованно. При обращении Костенниковой В.М. 02.11.2015г. за предоставлением компенсации на оплату услуг ЖКХ, ею было подано заявление о предоставлении компенсации на оплату услуг ЖКХ по новому адресу регистрации в г.Зернограде Ростовской области: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в связи с чем выплата компенсации на оплату услуг ЖКХ по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, была прекращена. Согласно имеющимся квитанциям Костенниковой В.М. за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2017г. оплачено коммунальных услуг на сумму 118066,61 руб., а выплаченная УСЗН Администрации Зерноградского района сумма компенсации составила 75949,66 руб. Кроме того, квитанции на оплату коммунальных услуг за 2014 год на сумму 19314,30 руб., ответчиком необоснованно не приняты в связи с несвоевременным их предоставлением. Таким образом, ответчиком за период с 01.01.2013г. по 31.12.2017г. не выплачена Костенниковой В.М. компенсация фактически понесенных расходов на оплату ЖКХ 42116,95 руб.

На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчика произвести выплату сумм компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.01.2013 г. по 31.12.2017 г. в размере 42116,95 руб.

Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 14 марта 2019г. иск прокурора Зерноградского района удовлетворен частично. Суд обязал УСЗН Администрации Зерноградского района РО произвести выплату истцу Костенниковой В.М. компенсацию фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с февраля 2016 года по декабрь 2017 года в общей сумме 17055,63 рублей. В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционном представлении прокурора Зерноградского района ставится вопрос об отмене решения суда и вынесении нового об удовлетворении иска в полном объеме, полагая его постановленным с нарушением норм материального права. При этом прокурор указывает на неправомерное применение судом последствий пропуска срока исковой давности, поскольку спорные выплаты относятся к социальным гарантиям, а не к имущественным правоотношениям.

В апелляционной жалобе УСЗН Администрации Зерноградского района РО считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Апеллянт указывает на то, что судом не дана должная оценка представленным ответчиком доказательствам. По мнению апеллянта, действия ответчика в данном случае являются законным и обоснованными, поскольку Костенникова В.М. в нарушение положений Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232 не уведомила органы социальной защиты в установленном порядке о смене места жительства, и ей необоснованно начислялись ЕДВ.

Участвующим в деле прокурором и Костенниковой В.М. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых прокурор и истица просят апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие Костенниковой В.М., извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеется в материалах дела расписка о получении уведомления (л.д. 227).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УСЗН Администрации Зерноградского района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, прокурор отдела прокуратуры Ростовской области Ляпина О.В. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, представления, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционного представления и апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Костенникова В.М., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является пенсионером с 20.01.1989г. и состоит на учете льготных категорий граждан с 22.06.2012 г. по настоящее время, как педагогический работник – пенсионер.

В соответствии с Областным законом Ростовской области от 17.01.2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» ей были предоставлены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 14, 15, 18, 37).

По указанному адресу Костенникова В.М. была зарегистрирована с 12.01.1988г., снята с регистрационного учета 02.12.2014г., и зарегистрирована 02.12.2014г. по другому месту жительства в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (л.д.65-69).

Согласно предоставленных Костенниковой В.М. квитанций по оплате коммунальных услуги жилого помещения за 2013 год, и расчета компенсаций по уплате услуг ЖКХ, предоставленных прокурором в обоснование заявленных исковых требований (л.д. 153-154), Костенниковой В.М. была произведена оплата коммунальных услуг за период с июля по декабрь 2013 года в размере 10159,77, размер компенсации УСЗН составил 24654,96 руб., переплата компенсационных выплат, произведенных ответчиком составила 14495,19 руб., указанная переплата впоследствии была удержана ответчиком за счет компенсационных выплат Костенниковой В.М.

В 2014 году фактические расходы истца по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составили 28616,09 руб., размер компенсационный выплаты составил 13104,73 руб., то есть недоплата составила 15511,36 руб., за 2014 год квитанции по оплате коммунальных услуг на сумму 19314,30 руб. ответчиком не были приняты в связи с несвоевременным предоставлением указанных платежных документов Костенниковой В.М., и впоследствии перерасчет компенсации с учетом указанных квитанций ответчиком произведен не был.

В связи с несвоевременным сообщением истца о перемене места регистрации, ответчик с января 2015 года по октябрь 2015 года не производил выплату компенсации, несмотря на то, что за 2015 год Костенниковой В.М. была произведена оплата коммунальных услуг в размере 24975,54 руб., размер компенсации за 2015 год составил 3647,9 руб., размер недоплаты составил 21309,64 руб.

За 2016 год расходы Костенниковой В.М. на оплату услуг ЖКХ составили 25415,07 руб., сумма компенсации составила 12252,52 руб., размер недоплаты составил 13162,55 руб.

Размер расходов на оплату услуг ЖКХ Костенниковой В.М. за 2017 год составил 28918,14 руб., размер компенсации УСЗН составил 22289,55 руб., размер недоплаты - 6628,59 руб.

Расчет прокурора размера компенсации по уплате ЖКХ судом проверен и признан правильным, за период с июля 2013 года по декабрь 2017 года общая сумма фактических расходов Костенниковой В.М. на оплату коммунальных услуг и жилья составила 118066,61 руб., недоплата по компенсации указанных расходов составляет 42116,95 руб. (л.д. 153-154).

Костенникова В.М. 07.09.2018г. обратилась в прокуратуру Зерноградского района Ростовской области с заявлением о нарушении УСЗН Администрации Зерноградского района ее права на получение ежемесячной денежной компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг (л.д. 8‑9). Установив по результатам проведенной проверки, что УСЗН Администрации Зерноградского района незаконно удержало и недоплатило ежемесячную денежную выплату по коммунальным и жилищным услугам, причитающуюся Костенниковой В.М. за период с 01.01.2013 г. по 31.12. 2017 г. в размере 42116,95 руб., как излишне выплаченную, чем нарушены права Костенниковой В.М. на получение мер социальной поддержки, прокурор Зерноградского района обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Областного закона Ростовской области от 17.01.2005г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» и исходил из того, что Костенникова В.М. имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, а лишение предусмотренных законом льгот нарушило её право на гарантии социальной защиты, установленные ст. 7 Конституции Российской Федерации.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание правовой статус Костенниковой В.М. (педагог-пенсионер), ее возраст, перемену ее места жительства в пределах одного населенного пункта (г. Зерноград), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удержания УСЗН Администрации Зерноградского района РО сумм из ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг Костенниковой В.М.

Учитывая заявление ответчика о применении положений о пропуске срока, суд пришел к выводу о том, что требования за период с 01.01.2013г. по 01.01.2016г. заявлены за пределами трехлетнего срока, установленного ст. 196 ГК Российской Федерации, так как обращение в суд последовало 07.02.2019 г., и удовлетворил требования прокурора об обязании ответчика произвести перерасчет размера выплат за приод с 01.01.2013г. по 31.12.2017г. в части требований о перерасчете компенсации за период с февраля 2016г. по декабрь 2017г.

Расчет сумм компенсации за фактически произведенные расходы по оплате коммунальных услуг и жилого помещения произведен судом с учетом пропуска срока исковой давности и составил за период с февраля 2016 года по декабрь 2017 г. - 17055,63 руб.

Арифметическая правильность указанного расчета сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривается.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами в суд первой инстанции доказательствах, которые всесторонне исследованы судом в их совокупности и которым дана надлежащая оценка в порядке ст. 67 ГПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как пенсионером из числа педагогических работников и правомерность примененных ответчиком ограничений в реализации данного права, обоснованность удержания выплат.

Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Ростовской области меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих на территории области, в том числе педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных организаций и пенсионеров из их числа, установлены Областным законом Ростовской области от 17.01.2005г. №274‑ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области».

Согласно ст. ст. 1, 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования (абз. 1 п.2 ч.1 ст.1) и пенсионеры из их числа, проработавшие в сельской местности не менее десяти лет (п.7 ч.1 ст.1), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п.1 ст. 3 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области» меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Ростовской области.

Порядок предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных Областным законом Ростовской области от 17.01.2005г. №274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан работающих и проживающих в Ростовской области», указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 Областного закона, определен Положением о порядке предоставления компенсации фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и пенсионерам из их числа, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011г. №232 (приложение №3.1 к постановлению, далее - Положение).

Согласно п. 2 Положения письменным заявлением и документами для подтверждения права на компенсационные выплаты педагогические работники могут обратиться: в орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области, осуществляющий предоставление компенсационных выплат; в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения муниципального района Ростовской области по передаче ему принятых от граждан заявлений и документов для предоставления мер социальной поддержки.

Решение о предоставлении компенсационных выплат или об отказе в их предоставлении принимается органом социальной защиты населения муниципального района Ростовской области в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами.

При назначении компенсационных выплат впервые, при изменении условий, обязательных для получения компенсационной выплаты (перемена места жительства, изменение фамилии, имени, отчества, реквизитов для перечисления компенсационной выплаты, способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты и др.), компенсационные выплаты устанавливаются и предоставляются с 1 числа месяца, следующего за месяцем обращения педагогического работника (абз. 8 п.2 Положения).

Орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области или МФЦ в рамках межведомственного информационного взаимодействия с соблюдением норм законодательства Российской Федерации о защите персональных данных запрашивает в электронном виде или на бумажном носителе в случае нахождения в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций следующие документы, необходимые для предоставления компенсационных выплат: сведения о регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации, проживающих совместно с педагогическим работником, в органе, уполномоченном на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции; справку органа социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области по прежнему месту регистрации по месту жительства педагогического работника о прекращении предоставления компенсационных выплат; справку органа социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области по месту регистрации по месту жительства о неполучении мер социальной поддержки в случае предоставления компенсационных выплат по месту регистрации по месту пребывания; сведения о номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации педагогического работника, членов семьи, совместно зарегистрированных по месту жительства.

Согласно п.3 Положения расчет компенсационной выплаты производится органами социальной защиты населения муниципального района Ростовской области в следующем порядке. В течение первых шести месяцев размер компенсационной выплаты определяется на основании оригиналов платежных документов, содержащих сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, за последний перед подачей заявления месяц. По окончании шестимесячного периода производится перерасчет ранее выплаченных компенсационных выплат на основании оригиналов платежных документов, содержащих сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги. Суммы переплаты или недоплаты, полученные в результате проведенного перерасчета, учитываются в последующем периоде. Педагогические работники вправе обратиться в орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области или МФЦ для проведения перерасчета назначенного размера компенсационной выплаты до истечения шестимесячного периода на основании платежного документа, содержащего сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги.

На каждые последующие шестимесячные периоды размер компенсационной выплаты определяется на основании оригиналов платежных документов, содержащих сведения о текущих платежах за жилое помещение и коммунальные услуги за месяц, предшествующий расчетному периоду, с учетом суммы переплаты или недоплаты. При этом оригиналы платежных документов представляются в орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области или МФЦ непосредственно педагогическим работником. Педагогическим работникам, не предъявившим оригиналы платежных документов, предоставление компенсационных выплат приостанавливается до предъявления оригиналов платежных документов.

В соответствии с п.8 Положения педагогические работники обязаны своевременно информировать орган социальной защиты населения муниципального района Ростовской области об изменении условий, обязательных для получения компенсационной выплаты (о перемене места жительства, изменениях фамилии, имени, отчества, реквизитов для перечисления компенсационной выплаты, способа перечисления (доставки) компенсационной выплаты и др.). Излишне выплаченные суммы подлежат удержанию из сумм последующих компенсационных выплат, а при прекращении ее выплаты - возмещаются педагогическим работником добровольно. В случае отказа педагогического работника от добровольного возврата полученных средств они взыскиваются в судебном порядке. Выплата недоплаченных сумм производится одновременно с осуществлением первой компенсационной выплаты после проведения перерасчета.

Таким образом, для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области, имеющих, в частности, статус педагогического работника - пенсионера, порядок и условия компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены указанными выше нормативными правовыми актами Ростовской области (Закон Ростовской области от 17.01.2005 г. № 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области», Положение). В этих нормативных правовых актах названы, в том числе, основания прекращения предоставления мер социальной поддержки гражданам (среди них: снятие с регистрационного учета по месту жительства (месту пребывания), зачисление на полное государственное обеспечение или в организацию социального обслуживания и другие случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации), а также установлена обязанность гражданина - получателя мер социальной поддержки - извещать орган социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области о перемене места жительства и иных обстоятельствах, имеющих отношение к реализации права на предоставление мер социальной поддержки.

Вместе с тем, как следует из норм абзаца 19 подпункта 6.7 и абзаца 56 подпункта 6.1.2 Положения в их системном единстве и взаимосвязи, несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекращения предоставления гражданину мер социальной поддержки.

Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства речь может идти о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При этом органу социальной защиты населения необходимо получить согласие гражданина на удержание из назначенной по новому месту жительства (пребывания) компенсации по оплате жилищных и коммунальных услуг излишне полученных сумм компенсации. Если гражданин отказывается добровольно возвратить излишне полученные средства, то вопрос о возможности взыскания органами социальной защиты населения с гражданина излишне полученных средств подлежит разрешению в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательным выяснением причин несвоевременного информирования гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства.

Таким образом, верными являются выводы суда первой инстанции об отсутствии у ответчика правовых оснований для удержания с Костенниковой В.М. спорных сумм компенсационных выплат, так как она имела право на получение выплат, как в связи с их фактической недоплатой, так и в связи с отсутствием оснований считать выплаты, произведенные с декабря 2014 года излишне выплаченными. Компенсационные выплаты в данном случае гарантированы государством и при предоставлении гражданином соответствующих документов об оплате коммунальных платежей УСЗН Администрации Зерноградского района Ростовской области не вправе отказать в их возмещении.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с такими выводами суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Ссылка в апелляционном представлении помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области на ст. 208 ГК Российской Федерации несостоятельна, поскольку в данном случае заявлены требования имущественного характера, к которым требования ст. 208 ГК Российской Федерации применению не подлежат. Довод о недопустимости применения к спорным правоотношениям срока исковой давности основан на неверном понимании правовой природы спорных правоотношений и не может служить основанием для отмены решения суда.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы и апелляционного представления.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 14 марта 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения Администрации Зерноградского района Ростовской области и апелляционное представление помощника прокурора Зерноградского района – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 14.06.2019г.