Судья ФИО2 дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2019 года г.Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Федоровой Л.Н..
судей Дегтяревой Л.Б., Кравчекнко А.И.
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Вострецовского сельского поселении <адрес>, департаменту труда и социального развития <адрес> отдел по Красноармейскому муниципальному району об установлении факта проживания и возложении обязанности, по апелляционной жалобе департамента труда и социального развития <адрес> на решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены:
установлен факт проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу: <адрес> на дату введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера;
На администрацию Вострецовского сельского поселения возложена обязанность включить ФИО1 в список пострадавших граждан в результате ЧС, природного характера, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация; повреждением жилого дома, квартиры находящейся на первом этаже многоквартирного дома; частичной утратой имущества первой необходимости.
На департамент труда и социального развития <адрес> возложена обязанность произвести выплату ФИО1 разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла
чрезвычайная ситуация; в размере 10000 рублей в связи с повреждением жилого дома, квартиры находящейся на первом этаже многоквартирного дома; в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, за счет средств финансового резерва администрации <адрес>.
Заслушав доклад судьи ФИО8, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратилась с иском в обоснование заявленных требований указав, что проживает совместно с семьей по адресу: <адрес>. При обращении в администрацию Вострецовского сельского поселения с заявлением о выплате разовой материальной помощи, ей было отказано, в связи с тем, что она не зарегистрирована по месту жительства в пострадавшем от паводка районе. Местом постоянного проживания ее и семьи является квартира по указанному адресу. Актами обследования комиссией установлена утрата урожая, повреждение квартиры и частичная утрата имущества первой необходимости, она признана пострадавшей в связи с чрезвычайной ситуацией в результате тайфуна JEBI c ДД.ММ.ГГГГ, однако в списки на выплату разовой материальной помощи она не включена. Просила установить факт ее проживания по указанному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации регионального характера с ДД.ММ.ГГГГ; возложить обязанность на администрацию Вострецовского сельского поселения включить ее в список пострадавших граждан нуждающихся в оказании разовой материальной помощи в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация, повреждением жилого дома, квартиры находящейся на первом этаже многоквартирного дома; частичной утратой имущества первой необходимости. Возложить обязанность на Департамент труда и социального развития <адрес> произвести выплату разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая, 10000 в связи с повреждением жилого дома, квартиры, 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Определением Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен Департамент труда и социального развития <адрес>.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель департамента труда и социального развития <адрес> отдел по Красноармейскому муниципальному району в судебном заседании возражала против исковых требований по доводам отзыва на иск.
Представитель администрации Вострецовского сельского поселения судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился департамент труда и социального развития <адрес>, представителем подана апелляционная жалоба, ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности на департамент труда и социального развития <адрес> произвести ФИО1 выплаты за счет средств финансового резерва администрации <адрес>.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
В сентябре 2018 года в результате неблагоприятного воздействия на территорию Красноармейского муниципального района атмосферных фронтов, а также активной циклонической деятельности под действием тайфуна «JEBI», прохождением сильных и очень сильных ливневых осадков на территории Красноармейского муниципального района <адрес> сложилась чрезвычайная ситуация.
Постановлением Администрации Красноармейского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чрезвычайной ситуацией вследствие активной циклонической деятельности тайфуна «JEBI», на территории Красноармейского муниципального района <адрес> введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. Определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Красноармейского муниципального района.
По делу установлено, что ФИО1 на основании договора безвозмездного пользования проживает в <адрес>. Жилой дом и земельный участок, расположенные по указанному адресу находились в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации и были затоплены.
Актами обследования администрации Вострецовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были установлена утрата урожая, повреждение жилого дома и частичная утрата имущества первой необходимости.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится, в том числе: принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии со ст. 18 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. «д») оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество – 50000 рублей на человека.
Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайных ситуаций для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; утрата гражданином частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>» утверждено Положение о резервах финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>.
Согласно п. 6.1 Положения основанием для выделения средств из финансового резерва является правовой акт <адрес>, принятый в соответствии с решением Комиссии, в котором указываются размер ассигнований и их пообъектное распределение или размер средств, выделяемых для оказания разовой материальной помощи в разрезе муниципальных образований, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, и размер почтовых расходов, необходимых для доставки разовой материальной помощи пострадавшим гражданам, или размер разовой материальной помощи (финансовой помощи) пострадавшим гражданам на основании судебных решений, или размер почтовых расходов, необходимых для доставки единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, единовременного пособия, в случае выделения средств <адрес> из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в том числе на основании судебных решений.
В соответствии с пп. «ж» п.6.2 Положения, средства финансового резерва выделяются для частичного покрытия расходов на финансирование и проведение следующих мероприятий, в том числе - оказание разовой материальной помощи пострадавшим гражданам Российской Федерации, местом жительства которых на дату введения режима чрезвычайных ситуаций межмуниципального или регионального характера являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований в границах зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе на основании судебных решений, в размере: 10000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой сложилась чрезвычайная ситуация; 10000 рублей в связи с повреждением жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома ; 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости ; 100000 рублей в связи с полной утратой имущества первой необходимости.
Пунктом 7.5 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 223-па предусмотрено, что Списки пострадавших граждан, формируются органами местного самоуправления муниципальных образований, заверяются подписями руководителя органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям соответствующего муниципального образования, руководителя структурного подразделения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории муниципального образования и утверждаются главой (администрации) муниципального образования.
Согласно п. 7.5.1. формирование списка пострадавших граждан, осуществляется на основании: заявления о включении пострадавших граждан в список на оказание разовой материальной помощи; документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, на дату введения режима чрезвычайной ситуации. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу на дату введения режима чрезвычайной ситуации, право на получение разовой материальной помощи, включение в соответствующий список в целях получения разовой материальной помощи устанавливается в судебном порядке; актов обследования жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований.
Администрацией Вострецовского сельского поселения было отказано ФИО1 во включении в списки пострадавших, в связи с тем, что она не зарегистрирована по месту жительства.
ФИО1 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, пер.Золотой, <адрес>.
Разрешая требования суд первой инстанции руководствуясь положениями ст.20 Гражданского кодекса РФ, ст.3 ФЗ РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.1998 №-П, на основании имеющихся в деле доказательств установил, что ФИО1 постоянного проживает по указанному адресу, имея временную регистрацию по месту пребывания, установление факта постоянного проживания является основанием для включения в списки пострадавших граждан на получение компенсации в результате чрезвычайной ситуации.
Исходя из сведений, представленных департаментом труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 состоит на учете АТУ <адрес> не пользуется мерами социальной поддержки, как вдова военнослужащего.
Учитывая данные обстоятельства, а также факты установления утраты урожая на земельном участке, повреждения жилого мома и частичного повреждения имущества первой необходимости, суд пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 имеет право на включение ее в списки пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации и на получение разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей за утрату урожая на земельном участке, 10000 рублей в связи с повреждением жилого дома, 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что департамент труда и социального развития <адрес> считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Однако такие доводы основаны на неверном толковании норм права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Право предъявления требований к тому или иному ответчику предоставлено законом истцу, в данном случае требования заявлены истцом к администрации Вострецовского сельского поселения и департаменту труда и социального развития <адрес>. Истцом ходатайство об исключении либо замене ответчика не заявлялось, судом постановлено решение в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ по заявленным истцом требованиям.
Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание обстоятельства того, что департамент обязан осуществить истцу соответствующую выплату только после включения органом местного самоуправления ФИО6 в соответствующий список пострадавших граждан; принятия <адрес> распоряжения «О финансировании расходов из финансового резерва для ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории <адрес>» (для оказания разовой материальной помощи); при условии наличия (поступления) денежных средств на лицевом счете департамента для осуществления соответствующей выплаты ФИО7, и приходит к выводу о необходимости дополнения резолютивной части решения указав, что обязанность произвести соответствующие выплаты истцу должна быть возложена на департамент труда и социального развития <адрес> «в порядке, установленном действующим законодательством».
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красноармейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента труда и социального развития <адрес> без удовлетворения.
Дополнить абзац шестой резолютивной части решения суда фразой «в порядке, установленном действующим законодательством».
Изложить абзац четвертый резолютивной части решения в следующем виде:
«Обязать департамент труда и социального развития <адрес> произвести выплату ФИО1 разовой материальной помощи в размере 10 000 рублей в связи с утратой урожая на земельном участке, расположенном в границах территории муниципального образования, на которой произошла чрезвычайная ситуация; в размере 10000 рублей в связи с повреждением жилого дома, квартиры находящейся на первом этаже многоквартирного дома; в размере 50000 рублей в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, за счет средств финансового резерва администрации <адрес>, в порядке, установленном действующим законодательством».
Председательствующий
Судьи