НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 23.06.2021 № 33А-5450/2021

Судья Мелкова Е.С. Дело № 33а-5450/2021

25RS0001-01-2021-000059-03

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июня 2021 года город Владивосток

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Украинцевой С.Н.

судей Горпенюк О.В. и Гуцалова И.В.

при секретаре Перебейносове М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по обязательным платежам, по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 29 марта 2021 года, которым исковые требования МИФНС №15 по Приморскому краю удовлетворены, с Суховольского И.В. взыскана задолженность за2019год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 6884 руб., пени в размере 68,42 рублей, задолженность за2019год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб., пени в размере 293,26 руб., всего - 36 599,68 руб. и в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 1297,99 руб.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения административного ответчика Суховольского И.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Приморскому краю Доценко И.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

МИФНС России №15 по Приморскому краю обратилась с административным исковым заявлением к Суховольскому И.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций, ссылаясь на то, что административный ответчик, имея статус адвоката, является плательщиком страховых взносов, однако в предусмотренный законом срок обязанность по уплате страховых взносов административным ответчиком не исполнена. Налоговый орган просил взыскать с административного ответчика недоимки за 2019 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с01.01.2017: налог в размере 6884 руб., пеня в размере 68 руб. 42 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с01.01.2017): налог в размере 29 354 руб., пеня в размере 293 руб. 26 коп., на общую сумму 36 599 руб. 68 коп. Ранее выданный судебный приказ от 29.05.2020 о взыскании недоимки отменен 07.07.2020 по заявлению должника.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном иске. Дополнительно пояснила, что в связи с реорганизацией изменилось наименование административного истца на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №15 по Приморскому краю.

Административный ответчик Суховольский И.Н. в судебном заседании требования не признал, указав, что является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и, следовательно, положения п.2 ч. 1 ст. 419 НК РФ на него не распространяются, в связи с чем, у него отсутствует обязанность платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. В пунктах 2-4 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76 - ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствующих медицинских учреждениях, и с учетом его выслуги лет в льготном исчислении - 30 лет, на него распространяется право на бесплатное получение медицинской помощи и дополнительно в страховании по ОМС административный ответчик не нуждается. Полагал, несмотря на то, что Федеральный закон от 30.12.2020 №502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступил в силу с 10.01.2021, к нему не могут предъявляться требования об уплате страховых взносов. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе Суховольский И.Н. просит решение суда отменить, как незаконное.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы, и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п.п.2 п.1 ст.2 НК РФ плательщиками страховых взносов являются адвокаты, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Они уплачивают страховые взносы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, если величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей (п.п.1 п.1 ст.430 НК РФ). Этой же нормой (п.п.2 п.1) устанавливаются страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Судом установлено, что Суховольский И.Н., имея статус адвоката, не уплатил начисленные ему страховые взносы на ОМС в сумме 6884 руб. и ОПС за 2019 год в сумме 29354 руб.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция направила в адрес административного истца требование № 22408 о взыскании страховых взносов на ОМС и ОПС в размере 36238 руб. и пеней в размере 330,98 руб. по состоянию на 14 февраля 2020 года, со сроком исполнения до 1 апреля 2020 года, в связи с неисполнением требования в срок, предусмотренный п.2 ст.48 НК РФ (до 1 октября 2020) налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, 29 мая 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Владивостока выдан судебный приказ о взыскании недоимки и пени по страховым взносам, определением от 7 июля 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка №3 Ленинского судебного района г. Владивостока судебный приказ отменен.

Административное исковое заявление в порядке искового производства о взыскании недоимки по страховым взносам и пеням направлено в районный суд 11 декабря 2020 года, до истечения шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, с соблюдением абз.2 п.3 ст.48 НК РФ.

Учитывая изложенное, порядок и процедура взыскания недоимки по налогам и страховым взносам налоговым органом соблюдены, пени начислены с соблюдением ст. 75 НК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Суховольский И.Н. является получателем военной пенсии и не вступал в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, обязательному медицинскому страхованию и не является плательщиком страховых взносов, актуальны с 10 января 2021 года, однако с учетом прежнего правового регулирования, на момент расчетного периода 2019 года, суд верно применил нормы налогового законодательства.

Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»внесены изменения в ст.6 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», касающиеся перечня страхователейпо обязательному пенсионному страхованию.

Согласно п.п.2 п.1 ст.6 названого закона страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ в закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» исключают получателей военной пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 из числа плательщиков страховых взносов.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени регулируется ст.5 НК РФ

В силу п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Федеральный закон от 30.12.2020 N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не предусматривает обратной силы закона, поэтому суд обоснованно применял законодательство в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений и признал истца плательщиком страховых взносов за 2019 год.

Ссылка в апелляционной жалобе на подмену налоговым органом в административном исковом заявлении понятий налога и страховой выплаты не влияет на законность судебного решения, поскольку порядок и процедура взыскания страховых выплат и пеней соблюдены.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 29 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Суховольского И.Н. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи