Судья Рогалев Е.В. Дело № 33а-1824/2022
25RS0029-01-2021-011159-42
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 февраля 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.,
судей Горпенюк О.В. и Новожиловой И.Н.,
при секретаре Бабицкой Е.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Приморскому краю о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности, по апелляционной жалобе начальника МИФНС №9 по Приморскому краю ФИО3 на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 ноября 2021 года, которым решение МИФНС №9 по Приморскому краю № 2603 от 13.04.2021 о привлечении ФИО4 к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения признано незаконным.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., выслушав объяснения представителя Управления Федеральной налоговой службы России по Приморскому краю и МИФНС №9 по Приморскому краю ФИО5, представителей МИФНС №9 по Приморскому краю ФИО6 и ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы ФИО4 и его представителя ФИО8, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к налоговой ответственности, указав, что по результатам камеральной проверки он признан виновным в занижении налоговой базы по налогу НДФЛ при подаче налоговой декларации за 2019 год, ему начислен налог в размере 133351 руб. и пени 5176,24 руб. Административный истец считает решение налогового органа незаконным, поскольку доход от проданной им 1/2 доли в квартире, находящейся в долевой собственности, не является объектом налогообложения, налоговым органом неправильно истолкованы условия налогообложения на доход от продажи доли в квартире и неверно применен п.5 ст.217.1 НК РФ. Полагает, что п.5 ст.217.1 НК РФ может применяться только при продаже единого объекта недвижимости, находящегося в собственности налогоплательщика, а не доли в нем. Решением Управления ФНС по Приморскому краю №13-10\30250@ от 28.07.2021 оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба административного истца на оспариваемое решение.
Административный истец просил признать незаконным решение МИФНС России №9 по Приморскому краю №2603 от 13.04.2021 и обязать административного ответчика скорректировать налоговые обязательства ФИО4 в случае признания решения незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования.
Представители МИФНС №9 возражали против административного иска, ссылаясь на то, что в ходе камеральной проверки установлено занижение ФИО4 в декларации налоговой базы по НДФЛ за 2019 год на сумму 1025776,67руб., в связи с продажей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру. Полагали, что ФИО4 в декларации за 2019 год неправильно определил налоговую базу, указав в декларации сумму дохода в размере 500000 руб., так как налоговая база для уплаты НДФЛ определяется, исходя из кадастровой стоимости принадлежащего налогоплательщику объекта и понижающего коэффициента, за минусом имущественного налогового вычета в размере 500000 руб., налоговая база составила 1025776,67 руб., а сумма налога, подлежащего уплате в бюджет за 2019 год - 133351 руб. Административные ответчики ссылались на обоснованность расчета НДФЛ, приведенного в оспариваемом решении, а также на наличие оснований для привлечения административного истца к административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Просили в удовлетворении административного иска отказать.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласилась налоговая инспекция, в апелляционной жалобе начальник МИФНС №9 по Приморскому краю просит отменить решение, ссылаясь на то, что судом неправильно исчислена налоговая база, которая по доходам от продажи недвижимого имущества, полученным до 01.01.2020, определялась с учетом положений ст.217.1 НК РФ; судом не учтены разные сроки владения объектом недвижимости у совладельцев, поскольку принадлежащая ФИО4 доля к моменту продажи находилась в собственности административного истца менее минимального срока, установленного п.4 ст.217.1 НК РФ для налогообложения. В этом случае доход, полученный ФИО4 в размере 500000 руб. от продажи доли в квартире, находившейся в его собственности менее 5 лет, подлежит сравнению с кадастровой стоимостью проданного объекта, согласно п.5 ст.217.1 НК РФ. Административный ответчик не согласен с выводом суда о том, что кадастровая стоимость может применяться только при продаже единого объекта, так как объектом гражданских прав и налогообложения является 1/2 доля в праве общей долевой собственности в проданной квартире, поэтому для целей налогообложения в декларации сравнению подлежит не полученная истцом сумма дохода от продажи объекта в целом, а кадастровая стоимость соответствующей доли принадлежащего налогоплательщику и проданного имущества. Фактически 1/2 доля квартиры продана ФИО4 за 500000 руб., то есть стоимость проданной доли меньше кадастровой стоимости 1/2 доли квартиры, умноженной на понижающий коэффициент 0,7 и составляющей сумму 1 525776,67 руб., поэтому для расчета налоговой базы применяется п.5 ст.217.1 НК РФ.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, находит судебное решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В силу толкования части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для признания решения налогового органа незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.
Как следует из материалов дела, решением №2603 от 13.04.2021 ФИО2 привлечен к налоговой ответственности за неправомерное занижение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму 1025776,67 руб., к нему применены штрафные санкции, предусмотренные п.1 ст.122 НК РФ в размере 6667,50 руб.
На указанное решение ФИО4 подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган, которая решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю №13-10/30250@ от 28.07.2021 оставлена без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 9 июля 2020 года ФИО4 представил в налоговый орган первичную декларацию, а 14.07.2020 уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2019 год, в которой отразил доход 500000 руб., полученный от реализации принадлежащего ему недвижимого имущества в виде 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную в <адрес>. На основании п.1 ст.220 НК РФ для уменьшения суммы облагаемого налогом дохода, налогоплательщик заявил имущественный вычет от продажи недвижимого имущества, находящегося в собственности менее минимального срока владения в размере 500000 руб., и в строке 050 раздела 1 декларации указал сумму налога, подлежащую уплате в бюджет - 0 руб.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка, в ходе которой выявлено занижение налогоплательщиком налоговой базы НДФЛ за 2019 год, поскольку она составляет сумму 1025776,67 руб.
Проверяя правильность исчисления налоговой базы, налоговый орган установил, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находилась в долевой собственности по 1/2 доли у ФИО17, на основании договора приватизации от 09.12.2013, о чем 10.01.2014 сделана запись в ЕГРН и ФИО1, на основании договора дарения от 27.03.2018 (запись в ЕГРН 28.03.2018).
По договору купли-продажи от 09.07.20019 квартира продана ФИО12 и ФИО13 за 4800000 руб. Дополнительным соглашением к договору купли-продажи от 09.07.2019 между продавцами распределен доход от продажи квартиры по усмотрению сторон: ФИО4 – 500000 руб., ФИО18. – 4300 000 руб.
Поскольку совладельцы квартиры имели разный налоговый статус, и доля ФИО4 находилась в его собственности менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, предусмотренного п.4 ст.217.1 НК РФ, то налоговая база по доходу от продажи его доли была определена по правилам п.5 ст.217.1 НК РФ, путем сравнения с кадастровой стоимостью проданного объекта, в размере, пропорциональном доле проданного имущества, с применением понижающего коэффициента, уменьшением полученного дохода на налоговый вычет, предусмотренный п.п.1 и 2 п.2 ст.220 НК РФ и применением ставки налога 13%.
Налоговая база НДФЛ определена в сумме 1025776,67 руб. (1525776,67 руб. - 500000 руб.), и с учетом налоговой ставки, налог, подлежащий оплате в бюджет, определен в размере 133351 руб. (1025776,67 руб. х 13%).
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования и признавая незаконным решение №2603 от 13.04.2021 о привлечении ФИО4 к налоговой ответственности, суд пришел к выводу о неправильном определении налоговым органом налоговой базы НДФЛ от продажи доли в квартире, находящейся в долевой собственности продавцов.
Мотивируя выводы о порядке исчисления налога, суд исходил из ст.ст.1, 421, 246 ГК РФ, закрепляющих свободу договора, право распоряжаться имуществом, находящимся в долевой собственности по соглашению всех ее участников, и указал, что физические лица вправе определить любой порядок распределения между ними доходов от продажи квартиры, находившейся в общей долевой собственности независимо от размера их долей в праве собственности, и они вправе учитывать соответствующие суммы дохода при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
В соответствии с п.5 ст.217.1 НК РФ, действовавшим до 01.01.2020, в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
Не оспаривая законность определения налоговой базы НДФЛ на основании названной нормы, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, со ссылкой на п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 03.07.2017 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», содержащий понятие кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство не предусматривает понятия кадастровой стоимости доли в праве участника долевой собственности, а при отсутствии такого понятия, имеются сомнения в правильности исчисления налоговым органом налоговой базы и суммы налога. В связи с этим суд применил п.7 ст.3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и сделал вывод о том, что п.5 ст.217.1 НК РФ, действовавший до 01.01.2020, должен применяться только при продаже единого объекта права собственности, и не применяется в случае продажи доли в нем. Поскольку квартира продана как единый объект недвижимости, а 1/2 доли в праве собственности не обладает признаками самостоятельного объекта налогообложения, истец правильно указал в декларации сумму дохода, фактически полученного по соглашению продавцов в размере 500000 руб., а административный ответчик необоснованно начислил истцу НДФЛ за 2019 год на сумму 133351 руб., исходя из налоговой базы 1025776,67 руб.
Между тем выводы суда не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на неправильном толковании налогового законодательства, что повлекло вынесение незаконного решения.
В соответствии с п.1 ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п.п.5 п.1 ст.208 НК РФ для целей налога на доходы физических лиц к доходам от источников относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, предусмотрены статьей214.10. НК РФ.
Согласно п.4 ст.214.10 НК РФ при исчислении в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи налога в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, находившегося в общей долевой собственности, сумма полученного налогоплательщиком дохода определяется пропорционально доле в праве собственности налогоплательщика на такое недвижимое имущество.
Налогоплательщик вправе уменьшить полученный от продажи доли доход на имущественный вычет в размере полученного дохода, не превышающего (п. 6 ст. 210, пп. 1 п. 1, пп. 1, 3 п. 2 ст. 220 НК РФ) часть от 1000 000 руб., соответствующую доле в праве собственности на квартиру - при продаже квартиры целиком.
Из взаимного толкования перечисленных норм следует, что 1/2 доля в праве на объект недвижимого имущества отвечает признакам самостоятельного объекта налогообложения, в отношении которого может взиматься налог.
Так как доля в праве собственности на квартиру принадлежала административному истцу меньше минимального предельного срока владения, то полученные от ее продажи доходы не освобождаются от налогообложения, налог исчисляется по ставке 13% (для резидентов) от продажи имущества и (или) доли (долей) в нем (п.п.1. п.1 ст.224 НК РФ).
В соответствии с п.5 ст.217.1 НК РФ, действовавшей в налоговом периоде 2019 года на момент заключения договора купли-продажи квартиры, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.
По данным Росреестра кадастровая стоимость квартиры определена 4359361,92 руб., следовательно, кадастровая стоимость 1/2 доли квартиры составляет 2179680,96 руб., налоговая база с учетом понижающего коэффициента 0,7 составляет 1525 776,67 руб.
Подавая декларацию о получении дохода от продажи 1/2 доли в квартире, истец указал фактическую сумму дохода от продажи доли в квартире 500000 руб., однако им не применена специальная норма, п.5 ст.217.1 НК РФ.
Применительно к условиям п.5 ст.217.1 НК РФ, от продажи объекта недвижимого имущества истец выручил сумму 500000 руб., полученный доход меньше чем кадастровая стоимость его доли в 2019 году, с учетом понижающего коэффициента (1525776,67 руб.). Следовательно, в целях налогообложения налогом, доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта по состоянию на 1 января 2019 года, то есть сумме 2179680,96 руб.
В силу п.п.1 п.1 и п.п.1 п.2 ст.220 НК РФ, при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере, не превышающем в целом 1000000 рублей. Пропорционально принадлежащей истцу доле в проданной квартире, сумма налогового вычета административного истца составляет 500000 руб.
Таким образом, налоговая база НДФЛ от продажи доли в квартире складывается следующим образом: кадастровая стоимость 1/2 доли в сумме 2179680,96 руб. х 0,7 (понижающий коэффициент) = 1525776,67 руб., минус налоговый вычет 500000 руб., итого 1025776,67 руб.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составляет 13% от налоговой базы (1025776,67 руб.) или 133351 руб.
В соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Учитывая, что истец в декларации неправильно указал налоговую базу для исчисления налога на доход с физических лиц и не скорректировал сумму налога по требованию налогового органа от 05.10.2020, его действия образуют налоговое правонарушение, предусмотренное п.1 ст.122 НК РФ и влекут наступление административной ответственности за нарушение налогового законодательства, выраженного в занижении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц 3НДФЛ.
Сведений о нарушении порядка и процедуры привлечения истца к налоговой инспекции не представлено, что свидетельствует о законности оспариваемого решения налогового органа.
Установив, что оспариваемое решение налогового органа соответствует требованиям налогового законодательства, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе административному истцу в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения о привлечении к налоговой ответственности.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 24 ноября 2021 года отменить, принять по административному делу новое решение.
ФИО2 отказать в удовлетворении административного искового заявления к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №9 по Приморскому краю о признании незаконным решения МИФНС № 9 по Приморскому краю № 2603 от 13.04.2021 о привлечении к налоговой ответственности.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи