НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 17.01.2024 № 2А-2904/2023

Судья: Казакова М.В.

Дело № 33а-888/2024 (33а-14706/2023); 2а-2904/2023

УИД: 59RS0008-01-2023-000093-70

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 17 января 2024 г.

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе

председательствующего судьи Котельниковой Е.Р.,

судей Морозовой Н.Р., Алексеева А.А.,

при секретаре Садковой К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального агентства лесного хозяйства к администрации Пермского муниципального округа о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Пермского районного суда Пермского края от 31.08.2023,

заслушав доклад судьи Морозовой Н.Р., пояснения представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов лесного хозяйства и экологии Пермского края – Плотникова Н.П., действующего на основании доверенности, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее – административный истец, агентство) обратилось в суд с административным иском к администрации Пермского муниципального округа (далее – администрация, административный ответчик) о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о координатах границ населенных пунктов д. Полюдово, д. Протасы, д. Дикая Гарь, д. Кеты, с. Култаево, д. Кулики Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, исключив часть границ указанных населенных пунктов согласно координатам поворотных точек, указанных в заключениях кадастрового инженера от 16.09.2019.

В обоснование исковых требований, с учетом уточнения, административный истец указал, что решением Пермского краевого суда от 09.02.2021 признан недействующим генеральный план Култаевского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов от 06.02.2014 № 29, в части включения в границы населенных пунктов д. Полюдово, д. Протасы, д. Дикая Гарь, д. Кеты, с. Култаево, д. Кулики земель лесного фонда. Факт нахождения земель лестного фонда в границах указанных населенных пунктов препятствует Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в осуществлении имеющихся полномочий.

Определением суда от 10.02.2023 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по Пермскому краю, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального округа.

Протокольным определением суда от 09.03.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ «Пермское лесничество».

Протокольным определением суда от 06.04.2023 ГКУ «Пермское лесничество» исключено из числа лиц, участвующих в деле, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ ПК «Управление лесничествами Пермского края», филиал ППК «Роскадастр» по Пермскому краю.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 31.08.2023 в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, указывает, что границы лесничества внесены в ЕГРН за исключением существующих в ЕГРН границ населенных пунктов Култаевского сельского поселения, с исключением площади пересечения из границ лесничества, что в результате привело к уменьшению площади земель лесного фонда Пермского края, и, как следствие, нарушению имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений. При внесении в ЕГРН изменений в сведения о границах лесничества границы лесничества будут откорректированы органом регистрации прав по границам земельных участков иных категорий, содержащихся в ЕГРН, что не затронет права и законные интересы значительного круга лиц, являющихся правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства. Внесение изменений в генеральный план муниципальным образованием является нецелесообразным, поскольку займет значительное количество времени.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края просил решение суда отменить, административный иск удовлетворить, подержало доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционным жалобам, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Пермского краевого суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными органами государственной власти.

Как следует из п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

В силу ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации Установление, изменение границ городских и сельских населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 2 ч. 1, ч. 2, 4 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются, в частности, генеральные планы поселений.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке.

Генеральный план поселения относится к нормативно-правовым актам, обязательным для неопределенного круга лиц, так как он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, его содержание урегулированы ст. 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

В силу ч. 16 указанной статьи перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч. 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 данной статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены «Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15 (1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (далее - Правила).

Из п. 7 Правил следует, что в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.

Согласно вышеуказанному правовому регулированию внесение в ЕГРН сведений о границах земельных участков, в том числе населенных пунктов, входящих в состав поселения осуществляется на основании правового акта, которым устанавливаются или изменяются соответствующие границы.

Как следует из материалов дела решением Пермского краевого суда от 09.02.2021 признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в ред. решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 №157) в части включения в границы населенного пункта д.Полюдово лесных участков Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества Пермского края: в квартале 128 в части выделов 20, 21; в границы населенного пункта д.Протасы лесных участков Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества Пермского края: в квартале 88 в части выделов 18, 21, 24, 26, в квартале 115 в части выделов 13, 18, 10, 6, 2, 7, 4, 9, 5, 8, 3, 12, 10, 1, 11, 14, 46, 16, 17, 15, 33, 31, 48, 32, 47, 30, 27, 28, 26, 29, 20, 19, 21; в границы населенного пункта д.Дикая Гарь лесных участков Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества Пермского края: в квартале 169 в части выделов 4, 21; в границы населенного пункта д.Кеты лесных участков Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества Пермского края: в квартале 89 в выделе 8; в границы населенного пункта с.Култаево лесных участков Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества Пермского края: в квартале 79 в выделах 4, 5, 13, в квартале 89 в выделах 1, 2, 3; в границы населенного пункта д.Кулики лесных участков Култаевского участкового лесничества Пермского лесничества Пермского края: в квартале 57 в выделах 17, 18, 19, в квартале 66 в выделах 1, 2, 3, 4, 11, 13. Также решением суда установлено, что данное решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт: в официальных печатных изданиях «Бюллетень правовых актов Култаевского сельского поселения», Бюллетень муниципального образования «Пермский муниципальный район» (т. 1 л.д. 12-16).

Решение Пермского краевого суда вступило в законную силу 23.06.2021; сообщение о принятом решении размещено в бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район», а также на официальном сайте в сети Интернет (т. 1 л.д. 75).

Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части (абзац 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Соответственно, основанием для установления новых границ населенных пунктов, в рассматриваемом случае будут являться правовые акты, которыми устанавливаются иные границы населенных пунктов, входящих в состав Култаевского сельского поселения.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 19.01.2021 на основании постановления Главы администрации Пермского муниципального района назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «Култаевское сельское поселение», утвержденный решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 № 29 (т. 1 л.д. 186-196).

25.03.2021 на основании Решения Земского Собрания Пермского муниципального района №121 внесены изменения в решение Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 № 29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (т. 1 л.д. 181-184).

Из уведомлений филиала ППК «Роскадастр» по Пермскому краю от 31.03.2023, 14.04.2023 следует, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения об изменении границ населенных пунктов д.Дикая Гарь (т. 1 л.д. 118), д.Кулики (т. 1 л.д. 124), д.Полюдово ( т. 1 л.д. 147-148).

По информации Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального округа, при подготовке проекта изменений в генеральный план муниципального образования «Култаевское сельское поселение», утвержденного решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 №29, с учетом решения Пермского краевого суда от 09.02.2021 были предусмотрены мероприятия по исключению земель лесного фонда из населенных пунктов в соответствии с решением Пермского краевого суда от 09.02.2021; часть земель лесного фонда подлежит сохранению в составе земель населенных пунктов с положениями ч. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; часть земель лесного фонда подлежит сохранению в составе земель населенных пунктов с учетом положительного заключения Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края об исключении из государственного лесного реестра сведений об этих участках как о лесных участках (при наложении выделов на земельные участки и при двойном учете земельных участков).

В частности, из границ д.Полюдово выдел 21 в квартале 128 Култаевского участкового лесничества исключен в полном объеме; выдел 20 в квартале 128 Култаевского участкового лесничества не исключен, поскольку все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта, в связи с чем включение земель лесного фонда не подлежит согласованию с Российской Федерацией на основании п. 2 ч. 1 ст. 25, ч. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; из границ п.Протасы выделы 1, 10, 11, 12, 31, 33, 26, 27, 8, 29, 30, 32, 47, 48 в квартале 115, выделы 18, 21, 24, 26 в квартале 88 Култаевского участкового лесничества исключены в полном объеме; выделы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 18 в квартале 115 не исключены из границ, поскольку подлежат включению в границы п.Протасы на основании ч. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; из границ д.Дикая Гарь выдел 4 в квартале 169 Култаевского участкового лесничества исключен в полном объеме; из границ д.Кеты выдел 8 в квартале 89 Култаевского участкового лесничества исключен в полном объеме; из границ д.Кулики выделы 17, 1, 18,19 в квартале 57, выдел 3 в квартале 66 Култаевского участкового лесничества исключены в полном объеме; выделы 1, 2 в квартале 66 не исключены, поскольку подлежат включению в границы д.Кулики на основании ч. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; выделы 11, 13 в квартале 66 Култаевского участкового лесничества не исключены, но подлежат исключению; из границ с.Култаево выделы 4, 5 в квартале 79 исключены в полном объеме; выдел 13 в квартале 79, выдел 1 в квартале 89 не исключены из границ с.Култаево, так как подлежат включению в границы с.Култаево на основании ч. 19 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации; выделы 2, 3 в квартале 89 не исключены из границ с.Култаево, поскольку при наложении выделов на земельные участки и при двойном учете земельных участков в адрес Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края были направлены материалы для рассмотрения вопроса об исключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, пересекающихся с земельными участками, на что был получен ответ о том, что данные сведения подлежат исключению из государственного лесного реестра.

В настоящее время вышеназванное решение суда исполнено в полном объеме в отношении д.Дикая Гарь, д.Кеты. Также готовится проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования «Култаевское сельское поселение», в соответствии с которым планируется исключение ряда земельных участков из состава населенных пунктов, указанных в решении Пермского краевого суда от 09.02.2021, а также включение ряда земельных участок в состав населенных пунктов. В частности, предполагается выдел 20 в квартале 128 включить в границы д.Полюдово; выделы 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13, 14, 46, 15, 16, 17, 18 в квартале 115 включить в границы п.Протасы; выделы 1, 2 в квартале 66 включить в границы д.Кулики; выдел 13 в квартале 79, выдел 1 в квартале 89 включить в границы с.Култаево; исключить выделы 4, 11, 13 в квартале 66 из границ д.Кулики; направить материалы в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края для рассмотрения вопроса об исключении из государственного лесного реестра сведений о лесных участках, пересекающихся с границами земельных участков (т. 1 л.д. 155-161).

12.07.2022 администрацией Пермского муниципального района в адрес Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края направлен перечень земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Култаевское сельское поселение», для рассмотрения вопроса об исключении из государственного лесного реестра сведения о лесных участках, пересекающихся с границами земельных участков (т. 1 л.д. 168).

Из протокола заочного заседания межведомственной рабочей группы по решению вопросов приведения государственных учетов лесов в соответствие с фактической площадью земель лесного фонда от 19.12.2022 следует, что рабочей группой установлено, что сведения государственного лесного реестра о лесных участках, имеющих пересечение со 115 земельными участками в границах муниципального образования «Култаевское сельское поселение», подлежат исключению из государственного лесного реестра; сведения государственного лесного реестра о лесных участках, входящих в состав единого землепользования с кадастровым номером **, подлежат исключению из государственного лесного реестра; сведения государственного лесного реестра о лесных участках, имеющих пересечение с границами земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, **, **, **, подлежат исключению из государственного лесного реестра (т. 1 л.д. 119-123).

Из ответа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 27.12.2022 следует, что сведения о лесных участках, пересекающихся с границами земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Култаевское сельское поселение», подлежат исключению из государственного лесного реестра в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 169).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии незаконного бездействия администрации в части исполнения решения Пермского краевого суда от 09.02.2021. В настоящее время администрацией проводится работа по уточнению границ населенных пунктов в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом вышеназванного решения суда.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение Пермского краевого суда от 09.02.2021 о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 06.02.2014 №29 «Об утверждении Генерального плана Култаевского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района от 29.06.2016 №157) не предполагает обязанности администрации по исключению перечисленных в решении суда лесных участков из границ населенных пунктов в соответствии с предложенными административным истцом заключениями кадастрового инженера.

Урегулирование правовой неопределенности в отношении границ населенных пунктов д.Полюдово, д.Протасы, д.Дикая Гарь, д.Кеты, с.Култаево, д.Кулики Култаевского сельского поселения Пермского района, возможно иными способами.

Оснований для вмешательства в дискреционные полномочия органа местного самоуправления по определению границ населенных пунктов путем возложения на административного ответчика обязанности по установлению в пределах Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района границ земельных участков согласно координатам поворотных точек, предложенных административным истцом в судебном порядке в рассматриваемом случае не имеется.

Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу повторяют доводы административного истца, изложенные в административном иске.

Данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.

Довод о нецелесообразности избрания иного способа восстановления права административного истца, основанный на длительности осуществления необходимых процедур внесения изменений в проект генерального плана не может быть принят во внимание судебной коллегией, так как основанный на неверном толковании закона, с учетом фактических обстоятельств дела.

Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Пермского районного суда Пермского края от 31.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по делу, путем подачи кассационной жалобы (представления) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:/подписи/