НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 12.02.2020 № 33-1537/20

Судья Ведерникова Е.Н.

Дело № 33–1537/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда

в составе: председательствующего судьи Опалевой Т.П.

судей Хасановой В.С., Лапухиной Е.А.,

при секретаре Емельяновой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 12 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе Шакировой Ларисы Николаевны на решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 03 декабря 2019 года по гражданскому делу по иску Шакировой Ларисы Николаевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Лысьва Пермского края о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., ознакомившись с материалами дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шакирова Л.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лысьва Пермского края о признании незаконным решения пенсионного органа от 02.10.2019, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13.09.2019, считает, что она имеет право на назначение страховой пенсии по достижении 50 лет как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшего его до достижения им возраста 8 лет, имеющей страховой стаж не менее 15 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30.

В судебном заседании Шакирова Л.Н. исковые требования поддержала.

Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лысьва Пермского края Зыкина О.Ю. с иском не согласилась, полагает, что поскольку истец занимает должность государственной гражданской службы, право на назначение пенсии по основанию п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает у нее по достижении возраста 51 год 6 месяцев.

Решением Лысьвенского городского суда Пермского края Шакировой Л.Н. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе истец Шакирова Л.Н. просит решение суда отменить, считает, что судом неправильно применены нормы материального права. По мнению истца, для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» юридически значимыми обстоятельствами являются факт воспитания родителем ребенка-инвалида до восьмилетнего возраста, достижение родителем 50 лет, наличие у родителя страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. При этом факт замещения должности государственной гражданской службы не является юридически значимым.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы истца.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.08.2019 Шакирова Л.Н. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Лысьва Пермского края с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по достижении 50 лет как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшего его до достижения им возраста 8 лет, имеющей страховой стаж не менее 15 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30 в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Также судом установлено, что с 03.02.1990 Шакирова Л.Н. состоит в зарегистрированном браке с Ш1. и имеет ребенка – Ш2., родившегося 04.02.1998, которому с 1998 года установлена категория «ребенок-инвалид» бессрочно.

Факт наличия достаточного страхового стажа, индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), воспитания ребенка до возраста 8 лет, подтверждается материалами пенсионного дела и не оспаривался ответчиком в судебном заседании.

Решением ответчика от 02.10.2019 Шакировой Л.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с тем, что страховая пенсия лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности в 2019 году назначается по достижении возраста 51 года 6 месяцев.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дата назначения пенсии истцу подлежит определению с учетом Приложения 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и возникает у Шакировой Л.Н. по достижении возраста 51 год 6 месяцев.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, основанными на правильном применении норм материального права.

Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу страховая пенсия назначается по достижении мужчинам 60 лет, а женщинам - 55 лет.

Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" сохранено право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона отдельным категориям граждан, в частности одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имею страховой стаж не менее 20 и 15 лет и ИПК в размере не менее 30.

Вместе с тем, с 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 23.05.2016 N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 – 33 Закона N 400-ФЗ, при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях или со снижением общеустановленного возраста.

Такая дифференциация направлена на обеспечение в пенсионной системе баланса частных и публичных интересов, основана на специфике осуществляемой данными категориями граждан профессиональной деятельности, в силу чего не может рассматриваться как нарушающая их права (Определение Конституционного суда РФ от 19.12.2019 N 3370-О).

Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 2017 года до 2032 года, независимо от того на каком основании назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону N 400-ФЗ возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 год - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.

Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона N 400-ФЗ.

Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.

Согласно справке Шакирова Л.Н. работает в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю с 21.01.2005 по настоящее время в должности главного специалиста-эксперта Восточного территориального отдела Управления, занимает должность Федеральной государственной гражданской службы, что следует из трудовой книжки.

Поскольку на момент обращения истца в пенсионный орган 26.08.2019 условие о возрастном цензе не было соблюдено, то ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии, указав на необходимость достижения возраста 51 год 6 месяцев.

Доводы апелляционной жалобы о том, что факт замещения должности государственной гражданской службы для назначения пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» не является юридически значимым, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм материального права, поскольку в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Истец имеет право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста, однако, дата назначения пенсии подлежит определению с учетом Приложения 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", то есть с момента достижения возраста 50 лет + 18 месяцев.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лысьвенского городского суда Пермского края от 03.12.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Шакировой Ларисы Николаевны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: