НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 11.12.2019 № 33-13865/19

Судья – Орлова А.Ю.

Дело № 33 – 13865/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего – Хасановой В.С.,

Судей – Бабиновой Н.А., Лапухиной Е.А.,

при секретаре Баскаль В.С.,

рассмотрела 11 декабря 2019 года в открытом судебном заседании в г.Перми дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю на решение Мотовилихинского районного суда г.Перми от 06 сентября 2019 года, которым постановлено:

Признать незаконным бездействие ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по обеспечению требований пожарной безопасности, а также сохранении здоровья осужденных, персонала, должностных лиц и иных граждан в соответствии с требованиями ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, в помещениях ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю: для проживания осужденных (литер А, А1, А2, А3), лесопильного цеха промышленной зоны (литер Щ, Щ1), склада промышленной зоны (литер Ш, Ш1), здания бытовых помещений промышленной зоны (литер Ч), компрессорной (литер Ф), мастерской (литер М1), производственного цеха №5, жилого корпуса (литер Б), здания сан.пропускника промышленной зоны (литер Ы, Ы1), питомника (литер С).

Обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на устранение нарушений правил пожарной безопасности в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю. В удовлетворении остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Хасановой B.C., пояснения представителя ответчика ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю Пешехоновой Т.В., представителя ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю Бабушкина А.О., представителя Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пермский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю. Просит признать незаконным бездействие ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, выразившееся в непринятии мер по обеспечению требований пожарной безопасности; обязать ФКУ ИК-29 ГУФСИН Росси по Пермскому краю в двенадцатимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки, в помещениях ФКУ ИК-29: для проживания осужденных (литер A, A1, А2, АЗ), лесопильного цеха промышленной зоны (литер Щ, Щ1), склада промышленной зоны (литер Ш, Ш1), здания бытовых помещений промышленной зоны (литер Ч), компрессорной (литер Ф), мастерской (литер M1), производственного цеха №5, жилого корпуса (литер Б), здания сан. пропускника промышленной зоны (литер Ы, Ы1), питомника (литер С), пропускного пункта (литер Н1,Н2), КПП жилой зоны (литер Л, Л1), бытового корпуса КДС (литер К), административно-бытового корпуса (литер Ж); обязать ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на устранение нарушений Правил пожарной безопасности в ФКУ ИК-29.

Заявленные требования обосновывает тем, что Пермской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 11 марта 2019 года проводилась проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения требований пожарной безопасности в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю с участием инспектора ОНПР г. Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНПР по городу Перми, по результатам которой были выявлены нарушения Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности». В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. В ходе проверки установлено, что администрацией ФКУ ИК-29 грубо нарушаются требования пожарной безопасности на объектах учреждения. В ходе проверки установлено, что помещения для проживания осужденных, лесопильного цеха промышленной зоны, склада промышленной зоны, здания бытовых помещений промышленной зоны, компрессорной, мастерской, производственного цеха № 5, жилого корпуса, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, помещения: караульное промышленной зоны, здания сан. пропускника промышленной зоны, питомника, пропускного пункта, здания управления, КПП жилой зоны, бытового корпуса КДС, административно-­бытового корпуса, банно-прачечного корпуса – не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объектов, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации (автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии). По выявленным нарушениям требований пожарной безопасности в адрес врио начальника ФКУ ИК-29 внесено представление об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. До настоящего времени нарушения закона РФ в полном объеме не устранены. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. В связи с тем, что ФСИН России согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1314, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, то ФСИН России, в силу полномочий, предоставленных ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих уголовные наказания, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю. Согласно п. 4 Положения о Главном Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11 июня 2015 года №518, Главное управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств. ФКУ ИК-29 является юридическим лицом и функционирует в соответствии с Уставом о федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №29 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю». Таким образом, ответчики, являясь государственными органами (ФСИН России, ГУФСИН России по Пермскому краю) и федеральным казенным учреждением (ФКУ ИК-29), в соответствии с компетенцией каждого из них и возложенными на них обязанностями, должны принять необходимые меры по устранению имеющихся в деятельности ФКУ ИК-29 нарушений требований пожарной безопасности.

Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, полагая его незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Учредителем ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю является РФ, функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет ФСИН России. Собственникам имущества ФКУ является РФ в лице ФСИН России, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательском РФ. Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, имеет печать, лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством РФ. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. При вынесении решения судом не приняты во внимание акты консервации объектов: компрессорной, бытового помещения. Данные объекты долгое время не эксплуатируются, обесточены, пребывание персонала на данных объектах исключено, лимиты бюджетных обязательств учреждению в 2019 году на обеспечение пожарной безопасности не поступали, в 2018 году выделены в размере 26200 руб. и освоены в полном объеме.

На апелляционную жалобу ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю поданы письменные возражения прокурора, согласно которым он просит оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца и представителей ответчиков, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены или изменения.

В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях. Статья 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлены виды систем обнаружения пожара и требования к ним (ст.ст. 52,54).

Согласно п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25 апреля 2012 года, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что старшим помощником прокурора юристом 2 класса Гильмановым Д.Ф. с участием старшего инспектора ОНПР г.Перми по Мотовилихинскому району 1 ОНПР по городу Перми капитана Хайруллина Р.Р. и других должностных лиц учреждения проведена проверка, в ходе которой проведено обследование зданий и помещений массового пребывания осужденных ФКУ ИК-29 на наличие систем и средств противопожарной защиты, в результате чего были выявлены нарушения закона РФ, а именно: помещения для проживания осужденных (литер A, A1, А2, АЗ), лесопильного цеха промышленной зоны (литер Щ, Щ1), склада промышленной зоны (литер Ш, Ш1), здания бытовых помещений промышленной зоны (литер Ч), компрессорной (литер Ф), мастерской (литер М1), производственного цеха №5, жилого корпуса (литер Б) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. Караульное помещение промышленной зоны (литер Э), здание сан. пропускника промышленной зоны (литер Ы, Ы1), помещение питомника (литер С), пропускной пункт (литер Н1,Н2), здание управления (литер М), помещения контрольно-пропускной пункт жил. зона (литер Л, Л1), бытовой корпус, комната передач (КДС) (литер К), административно-­бытовой корпус (1 этаж, 9, 10 отряд МЧС) (литер Ж), баня-прачечная (литер В) - не обеспечено исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объектов, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации (автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии).

По результатам данной проверки 11 марта 2019 года была составлена докладная записка и вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства Российской Федерации.

Согласно справки о состоянии системы автоматической пожарной сигнализации в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю ОНПР г.Перми по Мотовилихинскому району 1-го ОНПР по г. Перми 12 августа 2019 года проведена проверка работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации на объектах учреждения. В работоспособном состоянии система находится на объектах: здание управления (литер М), административно-бытовой корпус (МСЧ) (литер Ж), бытовой корпус КДС (литер К), банно-прачечный корпус (литер В), караульное помещение промышленной зоны (литер Э), пропускной пункт (Н1, Н2), КПП жилой зоны (литер Л, Л1), здание склада ОКБИиХО (литер Д2), административное здание, общежитие (штаб жил. зона) (литер Д (Д,1; Д,2)). В помещениях для проживания осужденных (литер А, А1, А2, А3; Б) в настоящее время система АПС находится в неработоспособном состоянии. В отрядах №4, 5, 6, 7, 8 система установлена частично, а именно: имеются датчики и кабельная продукция не в полном объеме.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что допущенное бездействие в части несоблюдение требований пожарной безопасности нарушает права осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, влияет на безопасность, создает угрозу уничтожения или повреждения имущества, расположенного на территории учреждения.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с доводами суда первой инстанции, которые мотивированы, соответствуют закону и фактическим материалам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую правовую оценку по правилам ст.67 ГПК РФ, на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.

В соответствии со ст.3 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, указано, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами лицами, находящимися под его юрисдикцией.

В соответствии с п.п.3 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004г.№ 1314, одна из основных задач ФСИН России – обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно п.п.6 п.3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов.

В соответствии с со ст.13 Закона РФ от 21.07.1993г. № 5473-1 « Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы», учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях; обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

В силу положений ст.9 названного Закона, финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Установив наличие нарушений требований пожарной безопасности осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, как на юридическое лицо, обязанность устранить указанные выше нарушения требований представления, установив при этом срок исполнения решения - в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а на ответчиков ФСИН России и ГУФСИН России по Пермскому краю – обязанность финансовое обеспечение расходов на устранение нарушений правил пожарной безопасности. При этом суд учел, что часть нарушений требований пожарной безопасности ответчиком ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю устранена.

Доводы ответчиков о том, что ГУФСИН России по Пермскому краю является ненадлежащим ответчиком, о принятии мер им мер к устранению выявленных нарушений, судебная коллегия находит несостоятельными.

Осуществление необходимого комплекса действий для исполнения обязательств государства по исправлению осужденных зависит от надлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации системы исполнения наказания и конкретного исправительного учреждения. Принимая решение, суд правильно учел требований ст.158 Бюджетного кодекса РФ и закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», поэтому обоснованно указал на необходимость финансирования деятельности отдельного исправительного учреждения главным распорядителем бюджетных средств, которым является ФСИН России. При этом ФСИН России с силу предоставленных полномочий осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов исполняющих наказание, в том числе ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю. ГУФСИН России по Пермскому краю осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение Главного управления, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, других подведомственных учреждений и подразделений, в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников. Таким образом, ГУФСИН России по Пермскому краю является государственным органом, обязанным в соответствии с возложенными на него полномочиями принять необходимые меры по организации финансового обеспечения расходов по приведению помещений ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю в соответствие с требованиями пожарной безопасности.

Вопреки доводам ответчиков о том, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением прав главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, и нарушает принцип разделения властей, судебная коллегия считает, что ФСИН России самостоятельно реализует свои обязанности по надлежащему содержанию учреждений, исполняющих наказания, в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Решение о возложении обязанности профинансировать мероприятия по устранению выявленных нарушений на ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Пермскому краю, права ФСИН России не нарушает, поскольку ФСИН России в силу предоставленных полномочий осуществляет финансовое обеспечение деятельности территориальных органов уголовно-исполнительной системы и учреждений, исполняющих наказание.

Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК – 29 ГУФСИН России по Пермскому краю о том, что компрессорная (литер.Ф), бытовое помещение (Литер.Ш., Ш1) долгое время не эксплуатируются, обесточены, пребывание персонала в них исключено, отмену решения не влекут, поскольку не исключается возможность использования данных объектов при отмене консервации.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые могли бы повлечь отмену либо изменение решения суда, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и установленных по делу обстоятельств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, настоящее дело рассмотрено без нарушения требований процессуального закона и норм материального права. В целом доводы апелляционной жалобы истца были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, правовых оснований к отмене оспариваемого судебного акта не содержат, направлены на несогласие с оценкой судом фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мотовилихинского районного суда города Перми от 06 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК – 29 ГУФСИН России по Пермскому краю оставить без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы