НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Апелляционное определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 09.12.2019 № 33-12766/19

Судья Политов А.В.

Дело № 33 – 12766 – 2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Хасановой В.С.,

судей Лапухиной Е.А., Бабиновой Н.А.,

при секретаре Баскаль В.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми 09 декабря 2019 года апелляционную жалобу администрации Карагайского муниципального района Пермского края на решение Карагайского районного суда Пермского края от 10 сентября 2019 года, которым постановлено: «Исковые требования прокурора Карагайского района Пермского края удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с органическими возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством.

Возложить обязанность на муниципальное образование Карагайский муниципальный район, в лице администрации Карагайского муниципального района обеспечить финансирование мероприятий по бесплатному двухразовому питанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством при недостаточности средств у Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1».

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать».

Заслушав доклад судьи Хасановой В.С., пояснения представителя ответчика муниципального образования Карагайский муниципальный район в лице администрации Карагайского муниципального района по доверенности Айбасовой О.В., представителя истца прокурора Пермской краевой прокуратуры Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Карагайского района обратился в суд с указанным иском. Требования мотивировал тем, что прокуратурой Карагайского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства об образовании, в том числе на создание необходимых условий для организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1», в ходе, которой выявлено, что в период с января 2018 года по февраль 2019 года питание 15 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся под опекой и (или) попечительством, осуществлялось на платной основе, а 3 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не были обеспечены бесплатным двухразовым питанием. Приказы об обеспечении их бесплатным двухразовым питанием были изданы только в конце февраля 2019 года, что в свою очередь нарушило их право на обеспечение бесплатным двухразовым питанием в рамках образовательного процесса. В итоге с законных представителей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся под опекой и (или) попечительством, незаконно были приняты денежные средства на оплату питания на общую сумму - 106780 рублей. 13.03.2019 прокурором района по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» внесено представление об устранении нарушений, которым было предписано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. Но нарушения фактически не устранены, бесплатное питание детей с ограниченными возможностями здоровья, находящимися под опекой и попечительством, не организовано, денежные средства, принятые от законных представителей указанных детей в период с 01.01.2018 по 01.03.2019, не возвращены. При этом, одной из причин явилось недостаточное финансирование со стороны учредителя - администрации Карагайского муниципального района.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор на исковых требованиях настаивает. Представитель ответчика муниципальное образование Карагайский муниципальный район, в лице администрации Карагайского муниципального района просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как введение бесплатного питания в общеобразовательных организациях в качестве дополнительной меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, действующим законодательством не предусмотрено. Представитель ответчика МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как на содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой(попечительством), в приемных семьях выделяются ежемесячные денежные средства в виде ежемесячных денежных выплат, в том числе и на питание, которые выплачиваются приемному родителю.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация Карагайского муниципального района Пермского края, приводит доводы о том, что Закон Пермской области от 29.12.2004 № 1939 – 419 не ухудшает права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и не противоречит Закону об образовании, поскольку согласно Закону денежные средства на питание, одежду, обувь выделяются независимо от наличия или отсутствия у обучающегося статуса «ребенок с ограниченными возможностями». Приводят доводы, что Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не распространяется на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих бесплатное двухразовое питание за счет иных источников финансирования. Помимо этого, к вопросам местного значения муниципального района не относятся вопросы, связанные с оказанием мер социальной поддержки, в частности, предоставление бесплатного питания детям с ограниченными возможностями здоровья. Не дана оценка пункту 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в рамках которой между Карагайским муниципальным районом и Министерством финансов Пермского края заключено соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местного бюджета. Не учтено, что дополнительные гарантии для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходным обязательствами субъектов Российской Федерации.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения прокурора Карагайского района Пермского края, согласно которым он просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика, представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда. При этом, в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой Карагайского района Пермского края с 04.03.2019 по 03.04.2019 поведена проверка в МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» законодательства об образовании при организации питания обучающихся.

В ходе поверки установлено, что в МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» питание 15 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Б1., М1., Н1., П1., П2., П3., Д., П4., А1., Б1., М2., П5., К1., Т1., И1.), находящихся под опекой и (или) попечительством, осуществлялось на платной основе, а 3 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (К2., Н2., Н3.) не были обеспечены бесплатным двухразовым питанием.

Согласно справке МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» от 12.03.2019, представлен список учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с суммами, внесенными законными представителями на оплату питания обучающихся за период с 27.11.2017 по 01.03.2019 года.

13.03.2019 прокурором Карагайского района Пермского края по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» внесено представление об устранении нарушений, которым было предписано принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших.

В информации директора МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» № 5-1-2019 от 10.07.2019 сообщено, что возврат принятых денежных средств в размере 106780 рублей, в период с 01.01.2018 по 28.02.2019 приемным родителям детей с ограниченными возможностями здоровья не возможен, так как отсутствует дополнительное финансирование.

Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства дела, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований. При этом, суд исходил из того, что в МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» в нарушение требований федерального законодательства не организовано бесплатное двухразовое питание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

С данными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы в части несогласия с решением суда отмену решения не влекут в силу следующего.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019)'>от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019)'>от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ'>от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления(ч.4).

В ч.1 ст.41 Закона №273-ФЗ установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся.

Пунктом 7 статьи 79 Закона № 273-ФЗ определено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Постановлением администрации Карагайского муниципального района от 01.09.2017 № 337-297-01-02 (в ред. постановления от 27.11.2017 №500-297-01-02) утвержден Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях Карагайского муниципального района (далее - Порядок №337-297-01-02), которым также установлено, что бесплатное двухразовое питание детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляется вне зависимости от их социального статуса.

Предоставление бесплатного двухразового питания детям с ограниченными возможностями здоровья не является мерой социальной поддержки, а является одним из условий организации их обучения, предусмотренным федеральным законодательством.

В ходе проверки исполнения федерального законодательства прокуратурой Карагайского района Пермского края установлено, что обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» в нарушение вышеприведенных положений не предоставляется бесплатное двухразовое питание.

Учредителем образовательного учреждения является администрация Карагайского муниципального района. Ответчиком не представлено сведений о том, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся под опекой и попечительством, обеспечены бесплатным двухразовым питанием за счет иных источников финансирования.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права, суд пришел к правильному выводу о том, что в образовательном учреждении в нарушение требований законодательства не организовано бесплатное двухразовое питание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и обоснованно возложил обязанность на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карагайская средняя общеобразовательная школа №1» организовать бесплатное двухразовое питание обучающихся с органическими возможностями здоровья, в том числе находящихся под опекой и попечительством; на муниципальное образование Карагайский муниципальный район, в лице администрации Карагайского муниципального района, обязанность обеспечить финансирование мероприятий по бесплатному двухразовому питанию обучающихся с ограниченными возможностями.

Доводы жалобы о том, что Закон Пермской области от 29.12.2004 № 1939 – 419 не ухудшает права обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и не противоречит Закону об образовании, Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не распространяется на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих бесплатное двухразовое питание за счет иных источников финансирования, не являются основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку сводятся к ограниченному толкованию закона. В данном случае организация питания предполагает обеспечение предоставления учащимся бесплатного двухразового питания для детей с ограниченными возможностями, что, как установлено судом, ответчиками не соблюдено. Нормами Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939 – 419 определены меры социальной поддержки по содержанию детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством), и проживающих в приемных семьях, а не как меры по организации питания обучающихся в образовательных организациях, при этом суммы, выделяемые на содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяются опекунам и приемным родителям в одинаковом размере в независимости от наличия или отсутствия у детей статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Доводы апелляционной жалобы о том, что к вопросам местного значения муниципального района не относятся вопросы, связанные с оказанием мер социальной поддержки, в частности, предоставление бесплатного питания детям с ограниченными возможностями здоровья, не дана оценка пункту 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит также несостоятельными, поскольку администрация Карагайского муниципального района является учредителем образовательного учреждения – ответчика по делу и согласно Уставу осуществляет его финансирование.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Безусловных оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст.199,328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карагайского районного суда Пермского края от 10 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Карагайского муниципального района Пермского края оставить без удовлетворения.

Председательствующий :

Судьи :

Налоговый кодекс
Минфин РФ
ФНС РФ
Кодексы РФ
Популярные материалы