Судья Баранова О.И. Дело № 33а-2535/2022
(УИД 58RS0025-01-2022-000488-30)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 август 2022 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.
и судей Мартыновой Е.А., Окуневой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буцковой П.И.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело № 2а-262/2022 по апелляционной жалобе Маркина С.В. на решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 13 мая 2022 г., которым постановлено:
административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пензенской области удовлетворить.
Взыскать с Маркина С.В., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Пензенской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (начисления по расчету год 2018) в сумме <данные изъяты>. по сроку уплаты 09.01.2019 и пени за период с 10.01.2019 по 15.06.2020 на неуплаченную в установленный срок недоимку за расчетный период 2018 года в сумме <данные изъяты>.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 (начисления по расчету год 2020) в сумме <данные изъяты> руб. по сроку уплаты 31.12.2020 и пени за период с 01.01.2021 по 03.02.2021 на неуплаченную в установленный срок недоимку за расчетный период 2020 года в сумме <данные изъяты>.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС с 01.01.2017 (начисления по расчету год 2018) в сумме <данные изъяты> по сроку уплаты 09.01.2019 и пени за период с 10.01.2019 по 15.06.2020 на неуплаченную в установленный срок недоимку за расчетный период 2018 года в сумме <данные изъяты>.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС с 01.01.2017 (начисления по расчету год 2020) в сумме <данные изъяты> руб. по сроку уплаты 31.12.2020 и пени за период с 01.01.2021 по 03.02.2021 на неуплаченную в установленный срок недоимку за расчетный период 2020 года в сумме <данные изъяты>.; задолженность по транспортному налогу за 2019 год в сумме <данные изъяты> руб. и пени за период с 02.12.2020 по 03.02.2021 в размере <данные изъяты>., всего на общую сумму <данные изъяты>.
Взыскать с Маркина С.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Окуневой Л.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 6 по Пензенской области (далее – МИФНС России № 6 по Пензенской области, а также налоговая инспекция) обратилась в суд с административным иском к Маркину С.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что за Маркиным С.В. зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога. Налоговая инспекция произвела начисление транспортного налога за 2019 год, направив административному ответчику налоговое уведомление. Однако налоговая обязанность административным ответчиком не была исполнена. Кроме того, Маркин С.В. является адвокатом, в связи с чем обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. В установленные законом сроки Маркин С.В. страховые взносы за 2018, 2020 годы не уплатил. В связи с неисполнением административным ответчиком налоговой обязанности в его адрес направлялись требования об уплате транспортного налога, страховых взносов и пеней, начисленных на образовавшуюся недоимку по налогу и страховым взносам, которые также не были исполнены налогоплательщиком, что явилось основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены – в суд с настоящим иском. До настоящего времени задолженность не погашена.
По изложенным основаниям МИФНС России № 6 по Пензенской области просила суд взыскать с Маркина С.В. задолженность по обязательным платежам и пени в общем размере <данные изъяты>., из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени на данную недоимку за период с 10.01.2019 по 15.06.2020 – <данные изъяты>.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в сумме <данные изъяты> руб., пени на данную недоимку за период с 01.01.2021 по 03.02.2021 – <данные изъяты>.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС за 2018 год в сумме <данные изъяты>., пени на данную недоимку за период с 10.01.2019 по 15.06.2020 – <данные изъяты>.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС за 2020 год в сумме <данные изъяты> руб., пени на данную недоимку за период с 01.01.2021 по 03.02.2021 – <данные изъяты>.; транспортный налог за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., пени по данному налогу в размере <данные изъяты>. за период с 02.12.2020 по 03.02.2021.
Нижнеломовский районный суд Пензенской области постановил вышеприведенное решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Маркин С.В. просит отменить решение суда в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени за 2018 год, поскольку судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда не соответствуют требованиям закона, судом неправильно истолкованы и применены нормы материального и процессуального права. Считает, что административным истцом пропущен срок исковой давности по взысканию страховых взносов и пени за 2018 год, который установлен статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет три года. О восстановлении срока административный истец не ходатайствовал. О пропуске срока он заявлял в суде первой инстанции, однако суд данное обстоятельство проигнорировал. Полагает, что вынесение мировым судьей судебного приказа не влияет на разрешение вопроса истечения срока исковой давности при предъявлении административного иска после отмены судебного приказа.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения о их необоснованности и законности судебного акта.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца МИФНС России № 6 по Пензенской области Гущина Т.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Административный ответчик Маркин С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, явка административного ответчика в судебное заседание не является обязательной, в связи с чем дело по существу рассмотрено в его отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 357 НК РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей в спорный период) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Исходя из требований статьи 363 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункты 1,3).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, адвокаты (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно статье 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 26545 руб. за расчетный период 2018 года, 32448 руб. за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере составляют 5840 руб. за расчетный период 2018 года, 8426 руб. за расчетный период 2020 года.
Исчисление сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (пункт 1 статьи 432 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 этого же Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В силу требований статей 72, 75 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркин С.В. является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, поскольку внесен в реестр адвокатов Волгоградской области на основании распоряжения Управления Минюста по Волгоградской области № от 15 марта 2018 г.
Обязанность по уплате страховых взносов за 2018 год и 2020 год административным ответчиком в срок, указанный в пункте 2 статьи 432 НК РФ, не была исполнена
Также Маркин С.В. является налогоплательщиком транспортного налога в связи с тем, что за ним зарегистрировано транспортное средство – автомобиль легковой <данные изъяты>, мощностью 105 л.с., государственный регистрационный знак № (дата регистрации 27.06.2012).
В соответствии с вышеприведенными положениями налогового законодательства налоговый орган осуществил расчет подлежащего уплате административным ответчиком в срок не позднее 1 декабря 2020 г. транспортного налога за 2019 год в размере <данные изъяты> руб., указав его в налоговом уведомлении № от 1 сентября 2020 г., которое направлено административному ответчику заказной корреспонденцией (идентификационный номер №) (л.д.27,28).
Указанную сумму налога административный ответчик добровольно не уплатил, в связи с чем в его адрес было направлено заказной корреспонденцией (идентификационный номер №) требование№, сформированное по состоянию на 4 февраля 2021 г. об уплате в срок до 30 марта 2021 г. транспортного налога в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб., начисленной на указанную недоимку за период с 02.12.2020 по 03.02.2021 (л.д.12-14).
В данном требовании Маркину С.В. также предлагалось уплатить задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2020 год в размере <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб.
Кроме того, административным ответчиком не была исполнена обязанность по уплате страховых взносов за 2018 год, в связи с чем налоговая инспекция направила в его адрес заказной корреспонденцией (идентификационный номер №) требование №, сформированное по состоянию на 16 июня 2020 г., об уплате в срок до 11 августа 2020 г. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени на данную недоимку в размере <данные изъяты> руб. за период с 10.01.2019 по 15.06.2020 и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере <данные изъяты> руб., пени на данную недоимку в размере <данные изъяты> руб. за период с 10.01.2019 по 15.06.2020 (л.д.9-11).
Поскольку в указанные в требованиях №, № сроки налог, взносы и пени не были уплачены, то на основании заявления налоговой инспекции мировой судья судебного участка № 3 Нижнеломовского района Пензенской области вынес судебный приказ № 2а-952/2021 от 24 августа 2021 г. о взыскании указанных в данных требованиях сумм страховых взносов, налога и пени.
В связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения данного судебного приказа, он был отменен определением мирового судьи того же судебного участка от 4 октября 2021 г.
До настоящего времени налог, страховые взносы и пени административным ответчиком не уплачены, что повлекло обращение налоговой инспекции в суд с настоящим административным иском.
Разрешая спор, определив юридически значимые для дела обстоятельства, проверив порядок и процедуру взыскания страховых взносов, налога, пени, сроки направления требований, обращения в суд, принимая во внимание, что Маркин С.В. обязанность по уплате транспортного налога и страховых взносов, штрафа не исполнил, доказательств обратного представлено не было, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с административного ответчика данной задолженности и пени.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на собранных по делу доказательствах, соответствующими нормам действующего налогового законодательства, фактическим обстоятельствам, установленным по делу, расчет задолженности и пени обоснован налоговым органом в ходе рассмотрения дела, какие-либо основания для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате транспортного налога, страховых взносов и пени отсутствуют, в связи с чем у суда имелись правовые основания для удовлетворения требований налоговой инспекции в заявленном объеме.
Довод апелляционной жалобы о пропуске административным истцом срока исковой давности, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, для взыскания задолженности по страховым взносам и пени за 2018 год подлежит отклонению, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Системный анализ положений части 3 статьи 2 ГК РФ и статьи 48 НК РФ свидетельствует о том, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющие понятие и срок исковой давности, а также последствия его пропуска, к спорам, возникающим из налоговых правоотношений, не применимы.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленные статьей 48 НК РФ и статьей 286 КАС РФ сроки обращения в суд с настоящим административным иском налоговой инспекцией соблюдены.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что срок исполнения самого раннего требования № от 11 сентября 2020 г. об уплате страховых взносов и пени на общую сумму менее 3000 руб. истек 16 июня 2020 г., сумма задолженности превысила 3000 руб. 30 марта 2021 г. (дата исполнения требования № от 4 февраля 2021 г.), судебный приказ о взыскании с Маркина С.В. общей суммы задолженности на основании данных требований, вынесен мировым судьей 24 августа 2021 г., то есть с соблюдением установленного абзацем 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 48 НК РФ, части 2 статьи 286 КАС РФ шестимесячного срока.
С административным иском после отмены судебного приказа, имевшей место 4 октября 2021 г., налоговая инспекция обратилась в районный суд 31 марта 2022 г., то есть также в пределах установленного шестимесячного срока.
Довод жалобы о том, что вынесение мировым судьей судебного приказа не влияет на разрешение вопроса истечения срока исковой давности при предъявлении административного иска после отмены судебного приказа, основанием для отмены обжалуемого решения суда не является.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 26 постановления от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», следует, что вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, истечение данного срока препятствует выдаче судебного приказа.
В данном случае, рассмотрев заявление о выдаче судебного приказа, мировой судья вынес судебный приказ о взыскании обязательных платежей и санкций, при этом не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропуска процессуального срока.
Срок на обращение в суд в порядке административного искового производства, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, налоговой инспекций не пропущен, соответствующее требование предъявлено в пределах шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Вопреки доводам жалобы суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, а равно приведших к неверному исходу дела, не допущено, указанных в статье 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Нижнеломовского районного суда Пензенской области от 13 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Маркина С.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Нижнеломовский районный суд Пензенской области в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 августа 2022 г.