НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 25.01.2024 № 33А-291/2024

Судья Ляднова Э.В. Дело № 33а-291/2024

УИД 57RS0026-01-2023-002519-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 января 2024 года г. Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Альяновой Е.Л.,

судей Большаковой Т.Н., Дятлова М.В.,

при секретаре Смирновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2а-2714/2023 по административному иску прокурора Орловского района Орловской области в защиту неопределенного круга лиц к Орловскому окружному Совету народных депутатов, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконным решения Орловского окружного Совета народных депутатов и досрочном прекращении полномочий депутатов,

по апелляционному представлению прокурора Орловского района Орловской области на решение Орловского районного суда Орловской области от 24 октября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Большаковой Т.Н., выслушав объяснения старшего помощника прокурора Орловского района Орловской области Хлыстову Д.С., прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Орловской области Дорогавцеву И.В., поддержавших доводы жалобы, представителей административного ответчика Орловского окружного Совета народных депутатов ФИО7, ФИО8, административных ответчиков ФИО6, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО2, представителя ФИО6- адвоката Чернову Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия

установила:

Прокурор Орловского района Орловской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Орловскому окружному Совету народных депутатов, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании незаконным решений Орловского окружного Совета народных депутатов от 21 сентября 2023 года № 34/474-ОС «О вопросах противодействия коррупции, указанных в представлении прокуратуры Орловского района Орловской области от 02 мая 2023 года № 13/Прдп341-23-1937», от 21 сентября 2023 года № 34/475-ОС «О вопросах противодействия коррупции, указанных в представлениях прокуратуры Орловского района Орловской области от 26 мая 2022 года № 13/Прдп355-22-1937 и от 20 июля 2023 года №13/Прдп 562-23-1937», досрочном прекращении полномочий депутатов в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Орловского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Орловского муниципального округа законодательства о противодействии коррупции. В ходе проверки установлено, что ФИО6, ФИО5 и ФИО4 являются депутатами Орловского окружного Совета народных депутатов, то есть лицами, замещающими муниципальную должность. При этом, на основании заключенных с главой Орловского муниципального округа трудовых договоров, они одновременно занимают «технические» должности в администрации Орловского муниципального округа. То есть, глава Орловского муниципального округа для ФИО6, ФИО5 и ФИО4 является работодателем, на основании его распоряжений указанным лицам осуществляется начисление заработной платы, премиальных, материальных и иных благ. В связи с чем, сложилась ситуация, при которой глава Орловского муниципального округа подотчетен Орловскому окружному Совету народных депутатов, в составе которого находятся подчиненные ему работники. Участие данных депутатов на заседаниях Совета при рассмотрении вопросов, касающихся непосредственной деятельности администрации округа, при заслушивании отчетов главы округа (работодателя) не может быть объективным, что свидетельствует о наличии возможности возникновения конфликта интересов. В нарушение частей 1,2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» депутаты Совета ФИО5, ФИО6 и ФИО4 не уведомили о возможности возникновения конфликтов интересов.

Аналогичные нарушения выявлены в отношении депутатов Орловского окружного Совета народных депутатов ФИО2, ФИО1, ФИО3

Указывает, что ФИО2 является директором МБУ ДК «Олимп» пгт. Знаменка, ФИО1 является заведующей МБДОУ «Детский сад № 19 дер. ФИО9», ФИО3 является директором МБОУ «Стрелецкая СОШ». С данными лицами заключены трудовые договоры, в которых работодателями представлены структурные подразделения администрации Орловского муниципального округа, как являвшиеся таковыми изначально, так и ставшие ими в результате проведенной реорганизации органов местного самоуправления Орловского муниципального округа. Однако, меры по уведомлению о возможном наличии конфликта интересов данными депутатами не принималось.

В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в Орловский окружной Совет народных депутатов 26 мая 2023 года и 20 июля 2023 года направлены представления в отношении указанных лиц в связи с наличием у них конфликта интересов.

Данные представления рассмотрены на заседаниях комиссии по противодействию коррупции Орловского окружного Совета народных депутатов, которые 21 сентября 2023 года приняли решение об отказе в удовлетворении представлений прокуратуры.

Орловским окружным Советом народных депутатов 21 сентября 2023 года приняты оспариваемые решения № 34/474-ОС и № 34/475-ОС. Административный истец полагал, что указанные решения приняты с нарушением процедуры и имеются установленные законом основания для прекращения полномочий депутатов. Просил суд признать незаконным решение Орловского окружного Совета народных депутатов от 21.09.2023 № 34/474-ОС «О вопросах противодействия коррупции, указанных в представлении прокуратуры Орловского района Орловской области от 02 мая 2023 года № 13/Прдп341-23-1937», признать незаконным решение Орловского окружного Совета народных депутатов от 21 сентября 2023 года № 34/475-ОС «О вопросах противодействия коррупции, указанных в представлениях прокуратуры Орловского района Орловской области от 26 мая 2022 № 13/Прдп355-22-1937 и от 20 июля 2023 года №13/Прдп562-23-1937». Прекратить полномочия депутатов Орловского окружного Совета народных депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4 досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решением Орловского районного суда Орловской области от 24 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

В апелляционной представлении прокурор Орловского района, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также на нарушение норм процессуального права, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает о том, что судом оставлено без внимания, проверки и надлежащей оценки наличие обязанности депутатов сообщить о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в комиссию по противодействию коррупции. Также указывает о том, что оспариваемое решение принято в нарушение положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации без привлечения к участию в деле в надлежащем процессуальном статусе администрации Орловского муниципального округа, которая была лишена возможности высказать свою позицию по рассматриваемому вопросу.

В судебном заседании старший помощник прокурора Орловского района Орловской области Хлыстова Д.С., прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Орловской области Дорогавцева И.В. поддержали доводы апелляционного представления.

В судебном заседании представители Орловского окружного Совета народных депутатов по доверенности ФИО7 и ФИО8, административные ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4, представитель административного ответчика ФИО6 – адвокат Чернова Е.В. полагали решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда не находит оснований к отмене решения суда, принятого в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

С учетом части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативно-правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).

Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон "О противодействии коррупции") установлено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным федеральным законом.

В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 года N 650 руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления рекомендовано обеспечить издание нормативных правовых актов, определяющих порядок сообщения государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов (подпункт "б" пункта 8).

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 10.11.2022 №177-МПА утверждено Положение "О порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности в Орловском муниципальном округе Орловской области, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов" (далее - Положение)

Пунктом 3 Положения определено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

При этом под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего муниципальную должность, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий); под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим муниципальную должность, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, замещающее муниципальную должность, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Исходя из вышеприведенных норм в системе действующего правового регулирования предусмотрено решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в том числе в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами.

Прокурор, реализуя полномочия по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, вправе заявить требование о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии коррупции".

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно приложению к решению Орловского окружного Совета народных депутатов от 24 сентября 2021 года № 1/1-ОС, в состав Орловского окружного Совета народных депутатов входят в том числе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4

30 мая 2022 года в Орловский окружной Совет народных депутатов поступило представление и.о. прокурора Орловского района ФИО15 от 26 мая 2022 года №13/Прдп355-22-1937 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в котором указано на то, что ФИО6 является депутатом избирательного округа № 12 Орловского муниципального округа, то есть лицом, замещающим муниципальную должность и одновременно занимает должность референта в органе местного самоуправления, что, по мнению надзорного органа, является признаком нарушения им запрета, установленного статьей 3 Закона Орловской области от 08 января 1997 года № 21-ОЗ. Также указано на то, что в отделе Знаменка – Сабурово Знаменского территориального управления Орловского муниципального округа в должности менеджера состоит ФИО4, которая также одновременно является депутатом избирательного округа № 16 Орловского муниципального округа; в Большекуликовском территориальном управлении администрации Орловского муниципального округа в должности менеджера состоит ФИО5, который является также депутатом избирательного округа № 20 Орловского муниципального округа, мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов данными лицами не принято.

11 мая 2023 года в Орловский окружной Совет народных депутатов поступило представление и.о. прокурора Орловского района ФИО15 от 02 мая 2023 года № 13-2023/Прдп341-23-1937 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в котором указывается на то, что, являясь депутатом, ФИО2, занимая должность директора муниципального бюджетного учреждения дворец культуры «Олимп», не уведомила Орловский окружной Совет народных депутатов о возможном конфликте интересов, который мог выразиться в личной заинтересованности при получении доходов в виде денежных средств от подконтрольного ей как депутату представительного органа главы муниципального образования. Аналогичные нарушения, как указано в представлении, выявлены в действиях (бездействии) депутатов ФИО1, занимающей должность заведующей муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 д. ФИО9», ФИО3, являющейся директором муниципального общеобразовательного учреждения «Стрелецкая СОШ»

10 августа 2023 года в Орловский окружной Совет народных депутатов поступило представление прокурора Орловского района Орловской области, ФИО16 от 20 июля 2023 года №13-2023/Прдп562-23-1937 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», из которого следует что ФИО6, ФИО5 и ФИО4 являются депутатами Орловского окружного Совета народных депутатов, т.е. лицам, замещающими муниципальную должность, при этом на основании заключенных с главой администрации Орловского муниципального округа трудовых договоров они одновременно занимают «технические» должности в администрации Орловского муниципального округа. В связи с чем, глава администрации Орловского муниципального округа для ФИО6, ФИО5 и ФИО4 является работодателем и на основании его распоряжений, указанным лицам осуществляется начисление заработной платы, премиальных, материальных и иных выплат. Глава администрации как работодатель наделен правом привлечения указанных работников администрации округа к дисциплинарной, материальной и иной ответственности. По мнению прокурора, сложилась ситуация, при которой глава администрации Орловского муниципального округа подотчетен Орловскому окружному Совету народных депутатов, в составе депутатов которого находятся три (ФИО6, ФИО5 и ФИО4) подчиненных (зависимых) ему работника. При этом меры по уведомлению о возможном наличии конфликта интересов данными депутатами не принимались.

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов № 237-МПА от 22 июня 2023 года принято Положение «О комиссии по противодействию коррупции Орловского окружного Совета народных депутатов» (далее – Положение), согласно пункту 2 части 4 статьи 1 которого к полномочиям комиссии относится, в том числе, рассмотрение и оценка фактических обстоятельств, служащих основаниями для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, предусмотренными законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, или для применения в отношении его иного дисциплинарного взыскания.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Положения, основанием для проведения заседания комиссии является также поступившее в комиссию распоряжение председателя Орловского окружного Совета народных депутатов о проведении проверки в отношении лица, замещающего муниципальную должность, принятое в связи с поступлением в Орловский окружной Совет народных депутатов от правоохранительных органов или иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, информации о наличии у лица, замещающего муниципальную должность, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Распоряжения председателя Орловского окружного Совета народных депутатов о проведении проверки в отношении ФИО6, ФИО5, ФИО3, ФИО4, ФИО2, замещающих муниципальные должности в Орловском окружном Совете народных депутатов, от 22 августа 2023 года №75-р, от 29 июня 2023 года №60-р, от 14 августа 2023 года №72-р поступили с сопроводительными письмами в комиссию по противодействию коррупции Орловского окружного Совета народных депутатов.

Согласно протоколу №2 заседания комиссии по противодействию коррупции Орловского окружного Совета народных депутатов от 28 августа 2023 года, комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности лица, замещающего муниципальную должность (в отношении ФИО1, ФИО2, ФИО3), которая приводит или может привести к конфликту интересов; признано, что обстоятельства, характеризующие ситуацию в качестве конфликта интересов, отсутствуют; установлено, что депутатами ФИО1, ФИО2, ФИО3 соблюдены ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Согласно протоколу №4 заседания комиссии по противодействию коррупции Орловского окружного Совета народных депутатов от 28 августа 2023 года, комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае не содержится признаков личной заинтересованности лица, замещающего муниципальную должность (в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6), которая приводит или может привести к конфликту интересов; признано, что обстоятельства, характеризующие ситуацию в качестве конфликта интересов, отсутствуют; установлено что депутатами ФИО4, ФИО5, ФИО6 соблюдены ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 21 сентября 2023 года № 34/474-ОС «О вопросах противодействия коррупции, указанных в представлении прокуратуры Орловского района Орловской области от 02 мая 2023 года №13-2023/Прдп341-23-1937» признано представление прокуратуры Орловского района Орловской области от 02 мая 2023 года №13-2023/Прдп341-23-1937 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции не подлежащим удовлетворению, а также признано, что основания для привлечения должностных лиц к предусмотренной законом ответственности отсутствуют.

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 21 сентября 2023 года №34/475-ОС «О вопросах противодействия коррупции, указанных в представлениях прокуратуры Орловского района Орловской области от 26 мая 2022 года №13/Прдп355-22-1937 и от 20 июля 2023 года №13-2023/Прдп562-23-1937 признано представление прокуратуры Орловского района Орловской области от 26 мая 2022 года №13/Прдп355-22-1937 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в части нарушения законодательства о противодействии коррупции ФИО4, ФИО5, ФИО6 не подлежащим удовлетворению; представление прокуратуры Орловского района Орловской области от 20 июля 2023 года №13-2023/Прдп562-23-1937 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции не подлежащим удовлетворению; а также признано, что основания для привлечения должностных лиц к предусмотренной законом ответственности отсутствуют.

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Орловской области от 09 января 2008 № 736-ОЗ «О муниципальной службе в Орловской области» (далее - Закон Орловской области от 09 января 2008 года № 736-ОЗ), муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

При этом, в силу части 2 статьи 9 Закона Орловской области от 09 января 2008 года №736-ОЗ, лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Орловской области от 09 января 2008 года № 736-ОЗ должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в Орловской области (приложение 1 к настоящему Закону).

Решением Орловского окружного Совета народных депутатов от 16 декабря 2021 года №42-МПА утверждено Положение «О муниципальной службе в Орловском муниципальном округе Орловской области», приложением к которому является Реестр должностей муниципальной службы в Орловской муниципальном округе Орловской области. Должности менеджера и референта согласно Реестру должностей муниципальной службы в Орловской муниципальном округе Орловской области, не отнесены к должностям муниципальной службы, на них не распространяются права и обязанности, установленные для лиц, замещающих муниципальные должности.

30 декабря 2021 года между администрацией Орловского муниципального округа Орловской области были заключены трудовые договоры: № 162-ТДК с ФИО4, в соответствии с которым ФИО4 принята в администрацию округа на должность менеджера территориального отдела Знаменка – Сабурово Знаменского территориального управления администрации округа; № 146-ТДК с ФИО5, в соответствии с которым ФИО5 принят в администрацию округа на должность менеджера Большекуликовского территориального отдела Большекуликовского территориального управления администрации округа; № 158-ТДК с ФИО6, в соответствии с которым ФИО6 принят в администрацию округа на должность референта территориального отдела Знаменка – Сабурово Знаменского территориального управления администрации округа.

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции не установил фактов принятия ФИО4, ФИО5 и ФИО6 управленческих решений, относящихся к вопросам местного значения органа местного самоуправления, фактов подписания либо визирования ими муниципальных правовых актов, а также совершения ими иных действий, явно свидетельствующих о том, что характер их работы в органе местного самоуправления в качестве лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органа местного самоуправления, соответствует муниципальной службе либо равнозначен какой - либо должности муниципальной службы, а также изучив должностные инструкции пришел к выводу о том, должностные обязанности исполняемые вышеуказанными лицами не противоречит характеру «технической» деятельности и не свидетельствует о подмене должностей муниципальной службы «техническими» должностями.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что 20 мая 2007 года между Управлением общего образования администрации Орловского района Орловской области и ФИО1 заключен трудовой договор с руководителем (директором) общеобразовательного учреждения № 42, в соответствии с которым ФИО1 принята на должность заведующей муниципального общеобразовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 19 д. ФИО9» (в настоящее время – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 19 д. ФИО9» Орловского муниципального округа Орловской области).

28 апреля 2015 года между администрацией городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области и ФИО2 заключен трудовой договор, в соответствии с которым она принята на должность руководителя (директора) муниципального бюджетного учреждения дворец культуры «Олимп» (в настоящее время – МБУ ДК «Олимп» Орловского муниципального округа Орловской области).

18 марта 2020 года между администрацией Орловского района Орловской области и ФИО3 заключен трудовой договор с директором муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области (в настоящее время – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» Орловского муниципального округа Орловской области).

Согласно части 4 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

При этом, руководство муниципальным бюджетным учреждением осуществляет его руководитель в соответствии с Уставом. Глава муниципального образования, действующий от имени муниципального образования, и руководитель муниципального учреждения не связаны трудовыми отношениями «начальник – подчиненный», которые подразумеваются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Оценив содержание Примерного положения по оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Орловского муниципального округа Орловской области, которое определяет порядок формирования и расходования фонда оплаты труда и устанавливает отраслевую систему оплаты труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Орловского муниципального округа Орловской области, утвержденного Постановлением администрации Орловского муниципального округа от 26 мая 2022 года № 1355; Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных учреждений культуры Орловского муниципального округа Орловской области, согласно пункту 6 которого фонд оплаты труда работников учреждений культуры формируется исходя из объема субсидии на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг на соответствующий финансовый год, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности, утвержденного Постановлением администрации Орловского муниципального округа от 17 июня 2022 года № 1633, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в компетенцию Орловского окружного Совета народных депутатов не входит установление условий, порядка и размера оплаты труда работников, в том числе руководителей муниципальных учреждений, при этом выплаты стимулирующего характера устанавливаются комиссионно органом, имеющим право действовать от имени учредителя.

На основании изложенного, принимая во внимание, что ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4 не обладают дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать с их стороны предпочтение по вопросам повестки дня заседания представительного органа местного самоуправления, в том числе при заслушивании отчетов главы округа, поскольку такие решения принимаются коллегиальным органом простым большинством голосов и не зависят от единоличного решения указанных депутатов, судом вынесено решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона "О противодействии коррупции", противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Пунктом 3 статьи 11 поименованного Закона предусмотрено, что представитель нанимателя, работодатель, иное уполномоченное лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, если им стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязаны принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Исходя из вышеприведенных норм в системе действующего правового регулирования, возложенная законом обязанность по принятию мер по урегулированию конфликта интересов обусловлена наличием такового. В целях обеспечения достоверной квалификации конкретной ситуации в качестве конфликта интересов необходимо учитывать, что конфликт интересов является оценочной категорией.

Следовательно, для квалификации ситуации в качестве конфликта интересов в целях противодействия коррупции необходимо достоверно установить одновременное наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.

При этом вышеуказанной совокупности данных обстоятельств при рассмотрении дела установлено не было: факта получения (возможность получения) доходов или выгод в связи с голосованием по вопросам повестки дня заседаний представительного органа местного самоуправления не установлено и осуществление депутатами ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4 своих полномочий не может квалифицироваться как проявление личной заинтересованности, поскольку представительный орган муниципального образования - коллегиальный орган, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от его имени. В связи с чем, у депутатов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО5, ФИО4 отсутствовала необходимость уведомлять представительный орган о наличии конфликта интересов или возможности его возникновения ввиду отсутствия такового.

На основании вышеизложенного доводы апелляционного представления прокурора о том, что судом первой инстанции оставлено без внимания, проверки и надлежащей оценки наличие обязанности депутатов сообщить о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов в комиссию по противодействию коррупции не могут быть приняты во внимание. Данные доводы направлены на оспаривание обоснованности выводов суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании закона и не могут служить основаниями для отмены состоявшегося по делу судебного постановления.

Довод апелляционного представления о том, что судом оспариваемое решение принято в нарушение положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации без привлечения к участию в деле в надлежащем процессуальном статусе администрации Орловского муниципального округа также не могут служить основанием для отмены решения суда исходя из следующего.

В соответствии с частями 1,2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела; заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

В ходе рассмотрения дела администрация Орловского муниципального округа с заявлением о вступлении в дело по собственной инициативе не обращалась, ходатайств от лиц, участвующих в деле о привлечении администрации Орловского муниципального округа к участию в деле не заявлялось. В связи с чем, учитывая, что права и обязанности администрации Орловского муниципального округа не были затронуты при разрешении данного административного дела, оснований, вопреки доводам апелляционного представления, для ее привлечения к участию в деле не имелось.

Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении дела правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 24 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Орловского района Орловской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи