НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Орловского областного суда (Орловская область) от 24.11.2021 № 33-2809/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 ноября 2021 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.,

судей Букаловой Е.А., Сандуляк С.В.

при секретаре Шамарине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ч. к <...> о защите нарушенных трудовых прав - признании права на стимулирующие выплаты, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Ч. на решение Советского районного суда г.Орла от 28 июля 2021г., которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на апелляционную жалобу, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия

установила:

Ч. обратилась в суд с иском к <...> о защите нарушенных трудовых прав. В обоснование требования указано, что между Ч. и <...> заключен трудовой договор от <дата>, в соответствии в которым истец была принята на работу на должность <...>. В соответствии с дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору истец переведена на должность <...>. Дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору Ч. установлен должностной оклад в размере 20 300 руб., выплаты стимулирующего характера: за непрерывный стаж работы в университете в размере 400 руб., надбавка за качество выполняемых работ 5 028 руб. на период с <дата> по <дата> В <дата> истцу стало известно о прекращении стимулирующей выплаты - надбавки за качество выполняемых работ в размере 5 788 руб., в то время как другим сотрудникам <...>, в том числе занимающим аналогичную должность, указанную выплату производили. Полагая действия работодателя незаконными, Ч. просила суд признать право на стимулирующую выплату - надбавку за качество выполняемых работ в размере 5 788 руб. за период с <дата> по <дата>; взыскать в ее пользу с <...> стимулирующую выплату - надбавку за качество выполняемых работ в размере 28 940 руб. за период с <дата> по <дата>, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.

Возражая против удовлетворения исковых требований Ч., представитель ответчика ссылался на то, что спорные выплаты не относятся к обязательному элементу заработной платы истца. Согласно заключенному с истцом трудовому договору эти выплаты производятся по решению работодателя, которые зависят от многих факторов, в том числе от эффективности работы.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Ч. просит решение суда отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы приводятся доводы о том, что работодатель в одностороннем порядке, без правовых обоснований, отказался от заключения дополнительного соглашения, устанавливающего выплату за качество выполняемых работ в <дата> с конкретным работником (истцом), в то время как другие работники <...>, занимающие аналогичные должности, регулярно получают выплаты за качество выполняемых работ в <дата> Полагает, суд неправильно применил нормы трудового законодательства и необоснованно объединил понятия «премия» и «выплаты за качество выполняемых работ», поскольку указанные стимулирующие выплаты имеют различный порядок и условия назначения. Указывает, что у ответчика отсутствует локальный правовой акт, определяющий причины, порядок и срок лишения истца надбавки за качество выполняемых работ. Локальный нормативный акт, устанавливающий критерии и показатели эффективности деятельности в <...> отсутствует. Приказ, определяющий причины и срок лишения истца выплаты за качество выполняемых работ, работодателем не издавался. Считает необоснованными выводы суда о невыполнении истцом порученной работы, входящей в его должностные обязанности, так как доказательств этого ответчиком представлено не было, учитывая, что подготовка справок о размере задолженности студентов не входит в должностные обязанности истца и не регламентирована локальными нормативными актами <...>. Форма справки не установлена нормативными актами, справки нигде не учитываются и не имеют регистрационного номера. Контроль выполнения договорных обязательств в соответствии с Положением П ОГУ 84-01-02-2021 «О порядке оказания платных образовательных услуг» осуществляет структурное подразделение, ответственное за сопровождение договоров. В ходе проверок, проводимых Государственной инспекцией труда в Орловской области, установлено, что у работодателя не имеется претензий к истцу и качеству выполняемых ею работ, дисциплинарных взысканий истец не имеет. Запрашиваемую устно рабочую информацию о задолженностях за обучение истец регулярно предоставляла под роспись, о чем свидетельствуют письменные отметки сотрудников юридического отдела. Кроме того, в нарушение норм процессуального права суд рассмотрел дело в отсутствие истца, которая не была извещена о слушании дела надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) предусмотрено, что основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции.

Из материалов дела следует, что согласно телефонограмме от <дата> истец Ч. была извещена о том, что предварительное судебное заседание по настоящему гражданскому делу состоится в Советском районному суде г. Орла (судья ФИО), расположенном по адресу: <адрес> в <...> часов <...> минут <дата> и сообщила о том, что в указанном судебном заседании будет участвовать ее представитель. При этом из текста телефонограммы не следует, что истец выразила согласие или просила рассмотреть дело по существу в ее отсутствие (т. л.д. ).

Согласно протоколу предварительного судебного заседания от <дата>, в котором присутствовал представитель истца – Козлова Н.С., суд определил назначить судебное заседание по итогам предварительного слушания, объявив в судебном заседании перерыв до <...> часов <...> минут <дата> (т. л.д. ).

В тоже время сведений как об извещении истца о месте и времени проведения судебного заседания <дата>, так и о том, что истец просила рассмотреть дело по существу в ее отсутствие, в материалах дела не имеется.

Учитывая изложенное, по материалам дела установлено, что <дата> настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца Ч., не извещенной о месте и времени рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах, установив, что <дата> настоящее гражданское дело рассмотрено районным судом в отсутствие истца Ч., не извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, что в силу части 4 статьи 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия определением от <дата> перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, как того требует ч. 5 ст. 330 ГПК РФ.

Учитывая изложенное обстоятельство и указанное положение закона, постановленное судом решение нельзя признать законным ввиду существенного нарушения судом норм процессуального права, что в силу ч.4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда. В связи с чем постановленное решение подлежит отмене.

Разрешая настоящий спор по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ч. по следующим основаниям.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 132 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 135 ТК РФ).

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 4-6 статьи 135 ТК РФ).

Согласно статье 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов.

Согласно Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29 декабря 2020 г., системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее - учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (пункт 9).

Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом, в том числе: а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов; д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда; е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета; з) настоящих рекомендаций; и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (пункт 10).

Размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждений устанавливаются, с учетом соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения или по согласованию с представительным органом работников (при наличии такого представительного органа) на основе формализованных показателей и критериев эффективности работы. Показатели эффективности деятельности работников должны учитывать необходимость выполнения целевых показателей эффективности деятельности учреждения (п.16).

В трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматриваются размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера (пункт 17).

Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении (совершенствовании) системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения (совершенствования), при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (пункт 18).

В соответствии с пунктом 2 Положения об установлении систем оплаты труда работников Федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 29 декабря 2007 г. № 818 утверждены Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (далее по тексту также Перечень), а также Разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений (далее по тексту Разъяснения).

Согласно указанному Перечню к видам выплат стимулирующего характера отнесены: выплаты за интенсивность и высокие результаты труда, выплаты за качество выполняемых работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

При этом из вышеприведенных Разъяснений следует, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. № 71 (зарегистрировано в Минюсте России 20 апреля 2021 г. № 63182, начало действия документа 2 мая 2021 г.) утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности «Образование» (далее по тексту Примерное положение об оплате труда), пунктом 2 которого рекомендовано федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям сферы образования, подведомственным Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, привести в трехмесячный срок со дня государственной регистрации настоящего приказа Министерством юстиции Российской Федерации системы оплаты труда в соответствие с Примерным положением.

Как указано в пояснительной записке к проекту вышеприведенного Приказа Минобрнауки России от 1 февраля 2021 г. № 71, он разработан с целью обеспечения единообразия в вопросах оплаты труда, соблюдения законодательства в области оплаты труда и защиты трудовых прав работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы образования, подведомственных Минобрнауки России. Проект приказа носит рекомендательный характер и разработан для учета при подготовке положений об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы образования, подведомственных Минобрнауки России. Реализация проекта приказа не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета Российской Федерации.

Разделом IV Примерного положения об оплате труда определены порядок и условия выплат стимулирующего характера, которыми предусмотрено, что в целях поощрения работников учреждения за выполненную работу в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера работникам учреждений устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполненных работ; выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы (п. 32).

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются в учреждениях самостоятельно в пределах фонда оплаты труда (п. 33 Примерного положения об оплате труда).

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с Положением, коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, и конкретизируются в трудовом договоре работника (пункт 34 Примерного положения об оплате труда).

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера за высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы для всех категорий работников учреждений устанавливаются с учетом разрабатываемых в учреждении формализованных показателей и критериев оценки эффективности труда работников. При этом рекомендуется учитывать для всех категорий работников: успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; выполнение порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения; качественную подготовку и своевременную сдачу отчетности; участие работника в выполнении важных работ, мероприятий; разработку и внедрение рационализаторских предложений; другие показатели и условия (п. 36.3 Примерного положения об оплате труда).

Пунктами 38-40 Примерного положения об оплате труда также предусмотрено, что при определении условий назначения выплат стимулирующего характера локальным нормативным актом учреждения, устанавливающим систему оплаты труда, либо коллективным договором должны быть установлены требования к документам, подтверждающим достижение показателя эффективности, дата начала осуществления выплаты за достижение показателя эффективности, продолжительность осуществления выплаты, периодичность ее осуществления, размер либо порядок определения размера выплаты и иные условия осуществления выплаты (п. 38). Конкретный размер выплаты стимулирующего характера может определяться как в процентах к окладу работника, так и в абсолютном размере. Локальным нормативным актом учреждения, устанавливающим систему оплаты труда, либо коллективным договором может быть определен как конкретный размер выплаты стимулирующего характера, так и порядок расчета такого размера, исходя из размера фонда оплаты труда учреждения, показателей эффективности, достигнутых коллективом за соответствующий период, и иных обстоятельств (п. 39). Решение о введении выплат стимулирующего характера и условиях их осуществления принимаются учреждением самостоятельно с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами в пределах доли в фонде оплаты труда, выделенной на выплаты стимулирующего характера (п.40).

Таким образом, из приведенных норм права следует, что выплаты за качество выполняемых работ в федеральном бюджетном учреждении носят стимулирующий характер, относятся к дополнительным выплатам, которые осуществляются в целях поощрения работников за успешную, добросовестную и эффективную работу. Поощрение не относится к числу гарантированных выплат. Решение о применении к работнику бюджетного учреждения того или иного вида поощрения принимается работодателем исходя из совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей.

Из материалов дела следует, что между Ч. и <...> заключен трудовой договор от <дата> (далее по тексту также трудовой договор, Договор), согласно которому истец принята на работу на должность <...>

По дополнительному соглашению от <дата> к трудовому договору, подписанному Ч. и <...> в лице <...>ФИО1, предметом настоящего дополнительного соглашения является изменение заключенного сторонами трудового договора от <дата> Договор изложен в новой редакции, в соответствии с которым работодатель предоставляет работнику работу по должности <...>, а работник обязуется лично выполнять указанную работу, а также иную работу, предусмотренную должностной инструкцией (п. Договора).

По условиям трудового договора работник имеет право, в том числе на предоставление работы, обусловленной трудовым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством, качеством, эффективностью выполненной работы, а также иные права, предусмотренные Уставом работодателя, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, положением о защите персональных данных работодателя и действующим законодательством (п. Договора).Работник обязуется, в том числе: лично добросовестно и эффективно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него Договором, должностной инструкцией, локальными нормативными актами работодателя; своевременно оповещать работодателя (непосредственно руководителя) о невозможности по уважительным причинам выполнить обусловленную трудовым договором работу; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка работодателя; соблюдать Устав работодателя, положение о структурном подразделении; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами работодателя и настоящим трудовым договором (п. Договора).

Работодатель имеет право, в том числе: требовать от работника добросовестного исполнения трудовых обязанностей, предоставления достоверной информации о выполнении показателей эффективности деятельности, установленных локальным нормативным актом работодателя, соблюдения Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов работодателя; поощрять работника за добросовестный эффективный труд (п. ).

Работодатель обязан в том числе: выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки; исполнять иные обязанности, предусмотренные Уставом работодателя, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о защите персональных данных и действующим законодательством, содержащим нормы трудового права (п. Договора).

В соответствии с разделом Договора «Оплата труда» за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере: должностной оклад 16200 рублей в месяц, 1 ставка заработной платы (п. ); выплаты стимулирующего характера - за выполнение показателей эффективности деятельности (эффективный контракт) по <дата> в размере 8084 рублей ежемесячно (за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, указанным в приложении к Договору) (п. ); выплаты компенсационного характера – не установлены (п. ),

Дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору Ч. установлены: должностной оклад – 16200 рублей в месяц, выплаты стимулирующего характера - надбавка за качество выполняемых работ с <дата> по <дата> в размере 8084 рублей. Выплаты компенсационного характера не установлены (т. л.д. ).

В соответствии с дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору Ч. установлена заработная плата в следующем размере: должностной оклад - 20300 руб., выплаты стимулирующего характера: за непрерывный стаж работы в университете в размере 400 руб., надбавка за качество выполняемых работ - 5 028 рублей на период с <дата> по <дата> (т. л.д. ).

Согласно дополнительному соглашению от <дата> к трудовому договору Ч. установлены стимулирующие выплаты: за непрерывный стаж работы – 400 рублей, надбавка за качество выполняемых работ за период с <дата> по <дата> – 5788 рублей (т. л.д. ).

Вышеприведенные сведения о размерах установленных истцу выплатах стимулирующего характера полностью согласуются с приказами <...> о стимулирующих выплатах работникам бухгалтерии за период с <дата> года по <дата> г., копии которых представлены суду (т. л.д. ).

Таким образом, исходя из приведенных норм права и представленных доказательств, по материалам дела установлено, что с момента заключения вышеприведенного дополнительного соглашения от <дата> к трудовому договору истцу ежегодно, вплоть до <дата> года, назначалась и производилась ежемесячно выплата стимулирующего характера за выполнение показателей эффективности деятельности (эффективный контракт), поименованная работодателем надбавкой за качество выполняемых работ с <дата> по <дата>, в следующих размерах: до <дата> - 8084 рублей, с <дата> по <дата> - в прежнем размере 8084 рублей, с <дата> до <дата> – в размере 5028 рублей, с <дата> по <дата> – 5788 рублей.

По материалам дела также установлено и не оспаривается сторонами, что на <дата> год вышеуказанная стимулирующая выплата истцу не установлена и производство ее не осуществлялось.

В соответствии с представленным в заседание судебной коллегии дополнительным соглашением от <дата> к трудовому договору с Ч., которое не подписано последней с указанием об обращении за разъяснением в Государственную инспекцию труда по Орловской области, ей установлен должностной оклад – 23900 рублей, 1 ставка; выплаты компенсационного характера – доплата за дополнительную работу в размере 4000 рублей (ежемесячно); выплаты стимулирующего характера - за непрерывный стаж работы в <...> в размере 400 рублей (ежемесячно), которые ей выплачиваются согласно представленным расчетным листкам. Иные выплаты стимулирующего характера не установлены (т. л.д. ).

Проверяя доводы Ч. о наличии у нее права на получение указанной спорной стимулирующей выплаты на <дата> год и возражения ответчика по данному вопросу, судебной коллегией установлено следующее.

Согласно должностной инструкции <...>, утвержденной <...>ФИО1, с которой истец ознакомлена под роспись, <...> (далее по тексту <...>) относится к категории специалистов (т л.д. ).

<...> непосредственно подчиняется <...> (п. должностной инструкции).

<...> должен знать, в том числе порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета начислений, удержаний и выплат обучающимся (п. должностной инструкции).

Задачи <...>: организует и обеспечивает своевременное отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной жизни на данном участке работы; обеспечивает подготовку и предоставление необходимых финансовых данных для работы руководителю, иным пользователям для составления отчетности (п. должностной инструкции).

В должностные обязанности <...> в том числе входит: выполняет работу по ведению бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством в части начислений, удержаний и выплат обучающимся (п.), осуществляет прием и контроль первичной учетной документации на данном участке бухгалтерского учета и подготавливает ее к счетной обработке (п. ), отражает на счетах бухгалтерского учета операции по расчетам с обучающимися (п. ), обеспечивает руководителей и других пользователей бухгалтерской отчетности достоверной и сопоставимой информацией по соответствующему участку (п.), исполняет распоряжения администрации и <...> (п. ).

Указанная должностная инструкция в полной мере соответствует установленным требованиям к должностным обязанностям <...> в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных Постановлением Минтруда России от <дата> (редакция от <дата>).

В соответствии с распределением объема выполнения работ за Ч. закреплены следующие направления обучения: <...> (т. л.д. ).

Из материалов дела также следует и не оспаривается Ч., что с <дата> ею не подготавливаются по ее направлениям деятельности справки о задолженности студентов по оплате за обучение по разработанной в <...> форме (совместно бухгалтерией и юридическим отделом), подписываемые ректором и <...>, которые предоставляются в суды с целью подтверждения размера задолженности при взыскании таковой <...> (т. л.д. ). В связи с изложенным работа по подготовке таких справок выполняется другими <...>ФИО3 и ФИО4

Указанные обстоятельства, помимо объяснений истца, подтверждаются обращениями истца в Государственную инспекцию труда в Орловской области (т. л.д. ), прокуратуру Орловской области (т. л.д. ), докладными записками истца на имя <...> от <дата> и <дата> (т. л.д. ), на имя <...> от <дата>, <дата>, <дата> (т. л.д. ), служебными записками начальника юридического отдела <...>ФИО2 от <дата> с резолюцией руководителя в адрес <...> и Ч. о срочном предоставлении справок и от <дата> с резолюцией руководителя взять объяснение (т. л.д. ), а также показаниями допрошенных судом в качестве свидетелей <...>ФИО3 и ФИО4, показавших, что с <дата> они готовят справки о задолженности студентов по оплате по направлениям деятельности истца ввиду отказа последней в их подготовке.

При этом как следует из Приложения к приказу <...> от <дата>, устанавливающего нормы времени на отдельные работы (услуги) по бухгалтерскому учету в <...> и в филиалах (позиция ), на подготовку справок об изменении стоимости обучения, о задолженности за обучение установлена норма времени на условную единицу – 7,43 минут (т. л.д. ).

Согласно представленной стороной ответчика информации о количестве указанных справок, по состоянию на <дата><...> было подготовлено 404 справки о размере задолженности обучающихся: за <дата> – 105 справок (ФИО3 – 72, ФИО4 - 18, Ч. – 10, ФИО5, бухгалтер Карачевского филиала, – 5), за <дата> – 109 справок (ФИО3 – 46, ФИО4 – 29, Ч. – 34), за <дата> – 190 справок (все справки готовили ФИО3 и ФИО4) в отсутствие доказательств обратного и оснований не доверять представленной информации, подготовленной и удостоверенной соответствующими должностными лицами <...>, принимая во внимание, что составленные истцом справки сохраняются в электронном виде (т. л.д. ).

При этом представленный истцом список должников по состоянию на <дата> не свидетельствует о количестве подготовленных справок о задолженности, предоставляемых только при обращении в суд за взысканием таковой.

Допрошенные судом апелляционной инстанции в качестве свидетелей <...>ФИО3 и ФИО4 также пояснили суду, что примерно на одну справку уходит от 5 до 15 минут, при составлении справок они работают по имеющемуся образцу, внося туда необходимые данные по платежам либо вручную, либо путем переноса данных из 1С. Всех данных по произведенным оплатам у сотрудников договорного отдела не имеется, поэтому полный расчет задолженности они произвести не смогут. В настоящее время они готовят справки по задолженностям студентов поровну, в том числе те, которые относятся к направлению истца. Свои должностные обязанности они успевают выполнять в рабочее время, не задерживаясь на работе. Кроме как в <...> сведения о поступивших оплатах негде взять. С <дата> справки Ч. не составляются. Справки не регистрируются, но хранятся на компьютере, в связи с чем их количество возможно определить по тому, что имеется в электронном виде. По тем сведениям, что предоставляются в договорной отдел, расчет задолженности сделать нельзя. Кроме <...> указанную информацию никто не может предоставить. Им известен случай по подтвердившейся жалобе студента ФИО8 в отношении Ч. (т. л.д. ).

Как следует из показаний свидетелей ФИО6<...> и ФИО7<...> до осени <дата> истец своевременно выполняла работу по подготовке справок о задолженности за обучение, жалоб по поводу каких-либо затруднений в работе от нее не поступало. Подготовить эту справку может только <...>. Докладных о том, что у истца завышенный объем работ не поступало. С осени <дата> она эти справки не готовит. Программного <...> обеспечения в договорном отделе не имеется. Форма справки была разработана юридическим отделом совместно с бухгалтерией в <дата>, которая прикладывается к иску в подтверждение размера задолженности с учетом произведенных платежей. <...> нет необходимости поднимать приходно-кассовые ордера, так как в момент платежа они необходимую информацию вносят в программу. Расчетом дебиторской задолженности занимается <...>. В <дата> имела место одна подтвержденная жалоба студента в отношении Ч. Свои претензии по поводу организации работы истец направляет непосредственно <...> (т. л.д. ).

Оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ показания вышеприведенных свидетелей, предупрежденных судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, которые согласуются с совокупностью иных представленными в материалы дела доказательств, судебная коллегия, вопреки позиции истца, полагает их отвечающими требованиям относимости и допустимости доказательств по делу.

Таким образом, по материалам дела установлено, что с <дата> года истцом не подготавливаются по ее направлению деятельности справки о задолженности студентов по оплате за обучение по разработанной в <...> форме, в то время как в должностные обязанности истца входит обеспечение руководителей и других пользователей бухгалтерской отчетности достоверной и сопоставимой информацией по соответствующему участку, а также исполнение распоряжений администрации и <...>.

Учитывая изложенное, исходя из должностной инструкции <...>, предусматривающей в том числе обязанность по отражению на счетах бухгалтерского учета операций по расчетам с обучающимися, доступ к которой имеют только соответствующие сотрудники <...>, а также по обеспечению руководителей и других пользователей бухгалтерской отчетности достоверной и сопоставимой информацией по соответствующему участку, судебная коллегия не может согласиться с позицией истца Ч. и доводами апелляционной жалобы о том, что подготовка вышеприведенных справок о задолженности по обучению выходит за пределы ее должностных обязанностей и относится к «личным просьбам» <...>.

При этом, по мнению судебной коллегии, не имеет значения для разрешения спора ссылка в апелляционной жалобе на то, что нормативными актами не установлена форма указанной справки, которая, как следует из материалов дела, разработана в Университете и применяется для вышеприведенных целей в отсутствие регистрационных номеров. Отсутствие учета таких справок в <...> в письменном виде, вопреки позиции истца, также не может свидетельствовать об отсутствии оснований для их подготовки указанным структурным подразделением.

По материалам дела также установлено, что в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка <...> принятыми Конференцией работников и обучающихся <...><дата> и являющимися приложением к Коллективному договору, все работники <...> обязаны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности (п. ), своевременно и точно выполнять распоряжения и поручения руководителя структурного подразделения и (или) непосредственного руководителя в порядке, установленном локальными нормативными актами <...>, трудовым договором (п. ).

В силу вышеприведенных Правил внутреннего трудового распорядка к работнику <...> могут быть применены поощрения в соответствии с локальными нормативными актами <...> (т. л.д. ).

Пунктами Коллективного договора между <...> и работниками <...> на 2019-2022 годы, принятого Конференцией работников и обучающихся <...><дата>, предусмотрено, что в <...> устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат: выплаты за стаж непрерывной работы в <...>, выплаты за качество выполняемых работ, выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, премиальные выплаты по итогам работы. Перечень условий и показателей выплат стимулирующего характера определяется локальными нормативными актами <...> в соответствии с законодательством РФ. Стимулирующие выплаты распределяются по решению <...> в пределах финансового обеспечения <...>, направленных на оплату труда работников, из всех источников финансирования. Перечень условий и показателей стимулирующих выплат (надбавок) может изменяться и дополняться в зависимости от важности и значимости решаемых коллективом задач на данном этапе развития <...> и показателей эффективного контракта (т. л.д. ).

Согласно Положению об оплате труда <...> П ОГУ 74-01-10-2021 от <дата> (далее по тексту Положение об оплате труда), работникам, занимающим общеотраслевые должности специалистов, предусматриваются выплаты стимулируюшего характера за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности в соответствии с Положением об эффективном контракте, а также предусмотренными разделом 16 настоящего Положения (п. ).

Разделом Положения об оплате труда «Порядок и условия выплат стимулирующего характера» предусмотрено, что в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от <дата>, устанавливаются следующие виды выплат: выплаты за стаж непрерывной работы в университете, выплаты за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы (п. ).

Перечень условий и показателей выплат стимулирующего характера определяется локальными нормативными актами в соответствии с законодательством РФ (п.).

Перечень условий и показателей выплат стимулирующего характера (надбавок, доплат) может изменяться и дополняться в зависимости от важности и значимости решаемых коллективом задач на данном этапе развития <...> (п. )

Период, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (надбавка, доплата), ее размер утверждается приказом ректора на основании локального нормативного акта <...> (п. ).

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в пределах, предусмотренных планом финансово-хозяйственной деятельности университета, направленного на оплату труда работников, из всех источников финансирования.

В частности, указанным Положением об оплате труда предусмотрены: надбавка за выполнение показателей эффективности деятельности – в соответствии с оценкой эффективности выполнения контракта на основании локального нормативного акта, надбавка за качество выполняемых работ (премии), которая устанавливается на основании локального нормативного акта по результатам окончания календарного года на основании локального нормативного акта по результатам окончания календарного года при наличии положительных отзывов и благодарственных писем за качественное выполнение работ связанных с обеспечением уставной деятельности университета, за особый режим работы, связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения университета; за эффективную работу по достижению высоких рейтинговых результатов и аккредитационных показателей университета, за организацию и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения, в том числе юбилейные мероприятия университета; за успешное выполнение плановых показателей уставной деятельности образовательного университета; за досрочное и качественное выполнение порученного объема работ; за долголетний, добросовестный труд и т.д. (т. л.д. ).

Аналогичные нормы содержатся и в Положении об оплате труда П ОГУ 74-01-10-2021, утвержденном <...><дата>, разработанном в том числе на основании приказа Минобрнауки от <дата> «Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, по виду экономической деятельности «Образование», в частности п. 16.5, пп. 21.1-21.7 (т. л.д. ).

Как следует из Положения об эффективном контракте П ОГУ 74-01-02-2020 (новая редакция), утвержденного <...><дата>, для реализации целей настоящего положения используются следующие основные понятия: эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества выполняемых работ; ключевые показатели эффективности (далее КПЭ) – система количественных индикаторов, отражающих результативность работы каждого работника (т. л.д. ).

Перечни КПЭ для каждой категории работников различны и устанавливаются на соответствующий период приказом ректора (далее приказ о КПЭ). В целях ознакомления работников приказ о КПЭ размещается в локальной сети <...> (п. ).

Показатели эффективности устанавливаются на период с по – для профессорско-преподавательского состава (далее ППС), на период с по – для иных категорий работников.

Методика единого системного подхода к оценке эффективности труда работников <...> не относящихся к ППС, приведена в п. Положения об эффективном контракте, в котором предусмотрено, что общее количество баллов, набранных работником при выполнении ключевых показателей эффективности, определяется по формуле: Бо- общее количество баллов, соответствующее 100% выполнения работником эффективного контракта; Бi – выполнение итого ключевого показателя эффективности, установленного работнику, балл; N – общее количество КПЭ, установленных эффективным контрактом работника.

При подсчете количества баллов, набранных работником при выполнении КПЭ, ему могут быть начислены баллы за выполнение дополнительных целевых показателей программы <...> В случае невыполнения минимального значения показателя, или его частичного выполнения, данный показатель считается невыполненным и баллы по нему не начисляются.

Нормативный фонд стимулирующих выплат, направляемый на надбавки за выполнение показателей эффективности деятельности работникам, не относящимся к ППС, рассчитывается Управлением бюджетирования и экономики в соответствии с финансовым обеспечением и утверждается <...> (п. ).

Итоговый протокол о результатах выполнения КПЭ в отчетном периоде является основанием для установления работникам стимулирующих выплат за выполнение показателей эффективности контракта в установленном законодательством и настоящим положением порядке (п. ).

Приказом <...> от <дата> утверждены ключевые показатели эффективности деятельности сотрудников <...> (не относящихся к научно-педагогическим работникам) за <дата> и критерии их оценки в соответствии с Приложением к настоящему приказу, и определено: Управлению кадрового стратегического развития осуществлять мониторинг и анализ качества выполнения ключевых показателей эффективности деятельности сотрудников <...> (не относящихся к научно-педагогическим работникам) за <дата> с подведением итогов по состоянию на <дата>; Управлению бюджетирования и экономики осуществлять расчет величины стимулирующих выплат по результатам выполнения ключевых показателей эффективности деятельности сотрудникам <...> (не относящимся к научно-педагогическим работникам) в соответствии с П ОГУ 74-01-02-2020 «Об эффективном контракте» с <дата>; <...> производить начисления выплат стимулирующего характера сотрудникам <...> (не относящимся к научно-педагогическим работникам) на основе качества выполнения ключевых показателей эффективности деятельности в соответствии с проведенными УБиЭ расчетами, начиная с <дата> Показатели, указанные в приложении к настоящему приказу, применять также при премировании работников по итогам работы в <дата> (т. л.д. ).

В соответствии с Приложением к указанному приказу установлены следующие ключевые показатели эффективности деятельности сотрудников <...> не относящихся в НПР: 1. исполнительская дисциплина: тщательность, точность в исполнении порученной работы, полное выполнение функциональных обязанностей, отсутствие обоснованных замечаний от руководителя структурного подразделения, руководящего состава <...> – 2 балла (при выполнении показателей); 2. высокая интенсивность труда: оперативность, выполнения должностных обязанностей, досрочное выполнение порученного объема работы – 1 балл (при выполнении показателей); 3. выполнение работы, выходящей за рамки должностных инструкций (кроме работы, за которую дополнительно установлена надбавка/доплата) – 1 балл (при выполнении показателя); 4. соблюдение профессиональной этики: отсутствие обоснованных жалоб со стороны участников образовательных и трудовых отношений, внешних контрагентов – 1 балл (при выполнении показателя).

Как следует из расчета надбавок за выполнение показателей эффективности деятельности работников, не относящихся к ППС с <дата>, с учетом 100% выполнения и нормативного фонда установлены ежемесячные стимулирующие выплаты по Положению об эффективном контракте <...>ФИО3 – 6185 рублей и ФИО4 – 5788 рублей.

При этом Ч. такие стимулирующие выплаты не назначены, так как согласно Оценке эффективности деятельности сотрудников <...> за <дата> по всем показателям, критериям эффективности у истца установлено 0 баллов (т. л.д. ).

Как следует из структуры заработной платы работников <...> с последними изменениями от <дата><...> (ФИО3, ФИО4, Ч.) ежемесячно установлена следующая заработная плата: должностной оклад в размере 23900 рублей, надбавка за стаж – 400 рублей, доплата за дополнительную работу (компенсационная выплата) – 4000 рублей, а также стимулирующие выплаты по Положению об эффективном контракте: ФИО3 – 3565 рублей, ФИО4 – 3153 рублей, Ч. указанная выплата не назначена и не выплачивается. Какие-либо иные доплаты за качество выполняемых работ в структуру заработной платы указанных лиц не входят.

Ввиду изложенного несостоятельны доводы истца о том, что в <...> отсутствует локальный нормативный акт, устанавливающий критерии и показатели эффективности деятельности, а также о том, что ответчиком как работодателем должен был приниматься локальный правовой акт, определяющий причины, порядок и срок лишения истца надбавки за качество выполняемых работ и издаваться приказ, определяющий причины и срок лишения истца спорной стимулирующей выплаты.

Не может судебная коллегия согласиться и с доводами истца, как не подтвержденными относимыми и допустимыми доказательствами о том, что неустановление ей спорной стимулирующей выплаты на <дата> является проявлением дискриминации.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорная стимулирующая выплата относится к дополнительным выплатам, которые осуществляются в зависимости от результатов труда и качества выполняемых работ на основании показателей и критериев оценки эффективности деятельности, которые учитывались работодателем при неустановлении истцу указанной стимулирующей выплаты на новый срок <дата> судебная коллегия, соглашаясь с районным судом, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ч. к <...> о защите нарушенных трудовых прав в виде признания права на стимулирующие выплаты, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу Ч. удовлетворить частично.

Решение Советского районного суда г. Орла от 28 июля 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ч. к <...> о защите нарушенных трудовых прав - признании права на стимулирующие выплаты, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда отказать.

В остальной части апелляционную жалобу Ч. оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено <дата>

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-2809/2021 (Определение)