Дело №33-956/2017 судья: Сандуляк С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 апреля 2017 года судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе
председательствующего судьи Склярука С.А.
судей Георгиновой Н.А., Сорокина С.В.
при секретаре Киселевой А.В.
в открытом судебном заседании в г.Орле в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по исковому заявлению Манько Е.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г.Орла от 30 января 2017 года, которым исковые требования Манько Е.В. были удовлетворены.
Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения представителя ответчика – ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу истца Манько Е.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
Манько Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе) о досрочном назначении пенсии по старости в связи с фактическим проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указывала, что <...>. постоянно проживала и по настоящее время проживает в населенном пункте в <адрес>, который относится к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Полагая, что проживание в этом населенном пункте дает ей право на уменьшение возраста выхода на пенсию на пять лет, истец обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе за назначением досрочной пенсии по старости.
Однако в удовлетворении данного заявления ответчиком ей было отказано по причине отсутствия регистрации на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 26.04.1986г. по 10.06.1993г.
При этом также указала, что она является многодетной матерью, и в силу пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно по достижении возраста 50 лет.
Поскольку она наряду с правом на досрочную пенсию по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, имеет одновременно право на снижение общеустановленного возраста в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с проживанием и работой на территории зоны проживания с правом на отселение, и с учетом суммирования льгот по снижению пенсионного возраста, просила суд с учетом уточненных требований признать за ней право на досрочное назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет в связи с проживанием на территории с правом на отселение и обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с момента возникновения права на нее.
Представитель ответчика ФИО9 в суде первой инстанции исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в
г. Орле и Орловском районе просит об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального права.
Считает, что у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения иска Манько Е.В., поскольку факт ее проживания на территории с правом на отселение в спорный период документально не подтвержден.
Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
Согласно ч.1 ст.8 и ч.1,2 ст.35 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Согласно статье 33 приведенного Закона РФ гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7 части первой статьи 13 настоящего Закона), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Согласно примечанию к ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 г., независимо от времени пребывания на указанной территории до момента пересечения (выезда) с нее или до принятия решения Правительства РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ так же предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, положения статей 33 и 34 в их единстве и во взаимосвязи с п. п. 7, 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 2 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не лишают граждан права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом периодов проживания в каждой зоне радиоактивного загрязнения - независимо от места проживания на момент обращения за назначением пенсии.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 20) и международными актами о правах человека, каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ. Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.
В силу пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В силу статьи 3 приведенного Закона РФ, регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Из указанных норм права следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Судом установлено, что Манько Е.В. является многодетной матерью, и в силу пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» имеет право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а именно по достижении возраста 50 лет.
Данное право истца ответчиком не оспаривается.
Как видно из материалов дела, Манько Е.В. обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, однако решением ответчика от <дата> ей в этом было отказано.
В качестве основания отказа в досрочном назначении пенсии по старости в связи с постоянным проживанием на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ответчик указывал на отсутствие документального подтверждения факта проживания истца на территории зоны проживания с правом на отселение в период <...>
При этом с учетом подтвержденного регистрацией по месту жительства периода проживания истца с <...>. в населенном пункте <адрес>, отнесенного к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионный орган в досудебном порядке признал за ней право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на два года, т.е. с <...> лет. (л.д.17-18).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Манько Е.В. ссылалась на то, что в указанный период времени фактически проживала в <адрес>, однако ввиду смены паспорта сведения о ее регистрации в спорный период времени не были внесены во вновь выданный паспорт, а также была утрачена первичная домовая книга на многоквартирный дом по адресу: <адрес>.
Исследовав представленные истцом письменные доказательства, допросив свидетелей, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований истца, поскольку факт её проживания в населенном пункте <адрес> нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Так, судом установлено, что из представленного свидетельства о рождении I-ТД №, выданного повторно Отделом ЗАГС администрации <адрес><дата>, а также свидетельства о заключении брака I-ТД №, выданного Орловским городским отделом ЗАГС <дата>ФИО15 (ФИО16 в девичестве) Е.В. родилась в <адрес> (л.д. 9, 14).
Согласно представленному ордеру на право занятия жилой площади № от <дата>, выданному начальником Болховского СМУ- 22, ФИО10 (матери истца), работающей в СМУ - 22, была предоставлена <адрес> в <адрес>, (л.д. 15).
Из архивной справки от <дата> № М-47, выданной отделом культуры, архивного дела и туризма администрации <адрес>, следует, что в архивном фонде Болховской средней школы № <адрес> имеются следующие документы, подтверждающие обучение Манько Е.В.: в алфавитной книге записи учащихся Болховской средней школы № под номером 619 значится ФИО2, <дата> года рождения, дата поступления в школу <...> г., адрес учащегося: <...> причина выбытия - окончила 10 классов; в книге учета и записи выданных аттестатов, похвальных грамот, выдаваемых окончившим курс обучения за 10 классов за 1987-1988 учебный год под номером 538 значится ФИО2, <дата> года рождения, место рождения <адрес>, год поступления в данную школу <...> (л.д. 16).
Представленной домовой книгой для прописки граждан, проживающих в <адрес>, начатой <дата>, подтверждается регистрация по месту жительства по указанному адресу Манько Е.В. в период с <дата> по <дата> (л.д. 23).
Из представленных Орловским государственным университетом имени ФИО11 документов, и в частности заявления о допуске к вступительным экзаменам, справки председателя исполкома Болховского городского Совета народных депутатов, учебной карточки студента следует, что в период обучения в Орловском государственном педагогическом институте по специальности: <...> г., ФИО2 проживала по адресу: <адрес>. (л.д. 37-43).
Факт проживания Манько Е.В. в спорный период в <адрес> так же подтверждается представленным суду сертификатом о профилактических прививках, выданным БУЗ «Болховская центральная районная больница» Манько Е.В. (дочери истицы), <дата> года рождения, а также копией аттестата о среднем (полном) общем образовании Манько Е.В., из которого следует, что дочь истицы в период с <...> обучалась в гимназии <адрес>.
Кроме того, факт проживания Манько Е.В. в спорный период в <адрес>, то есть на территории зоны проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтвердили - свидетели ФИО12, ФИО13, допрошенные при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имелось, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и ст.33 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 1.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 № 237-Р, с 1.02.1998 - Перечень населенных пунктов, относящихся к территории загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1997 № 1582, в которых г. Болхов Орловской области отнесен к числу населенных пунктов, входящих в зону проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 г. по 20 октября 2015 г.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности факта постоянного проживания истца с 26.04.1986г. по 10.06.1993г. в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обоснованно признав за ней право на назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии ст. 33 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на 5 лет.
Как верно указал суд, отсутствие документов, подтверждающих регистрацию истца в спорный период в зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания.
В связи с вышеизложенным, довод апелляционной жалобы о том, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения требований Манько Е.В., так как проживание ее на территории зоны проживания с правом на отселение в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства, не влечет отмену решения суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.
При этом, ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) признало за Манько Е.В. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как женщине, родившей пять и более детей, и воспитавшей их до
достижения ими возраста 8 лет, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со снижением
общеустановленного пенсионного возраста на пять лет.
Согласно действующему законодательству гражданам, имеющим право на одновременное снижение общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии со ст. 30-37 Закона РФ от 15.05.1991 г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставлено право на суммирование льгот по снижению пенсионного возраста.
Поскольку право Манько Е.В. с учетом суммирования льгот по снижению пенсионного возраста право на получение страховой пенсии возникло у Манько Е.В. по достижении ею возраста 45 лет, то есть <дата>, а в пенсионный орган она обратилась ранее этой даты, то суд первой инстанции правильно определил, что пенсия истице должна быть назначена с вышеуказанной даты, а доводы апелляционной жалобы о необоснованности данного вывода суда нельзя признать состоятельными.
Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 30 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи