Дело № 33-1438/2022
№ 2-3397/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 февраля 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Раковского В.В.,
судей областного суда Булгаковой М.В.. Данилевского Р.А.,
при секретаре Мустафиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22 ноября 2021 года по гражданскому делу по иску Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии.
Заслушав доклад судьи Оренбургского областного суда Раковского В.В., пояснения представителя истца Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области – ФИО2, возражавшей по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что ФИО1 являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца. Для продления пенсии ФИО1 была представлена справка от 15.12.2017 года о том, что она обучается по очной форме обучения в АНПОО «КДАЭиФ». Срок окончания обучения - 30.06.2020 года. Ответчиком дано письменное обязательство о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган УПФ об отчислении из учебного заведения до окончания срока обучения. Согласно списку отчисленных студентов АНПОО «КДАЭиФ», ФИО1 отчислена из учебного заведения, на основании приказа № 4 от 21.02.2018 года, о чем она не уведомила истца, в связи с чем за период с 01.03.2018 года по 31.08.2020 года ответчиком незаконно была получена пенсия по случаю потери кормильца в размере 182 429,14 рублей и федеральная социальная доплата в размере 66 483,96 рубля. В адрес ответчика было направлено письмо с требованием о погашении суммы образовавшейся переплаты, которое не исполнено.
Истец просил суд взыскать с ФИО1 в свою пользу переплату излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца за период с 01.03.2018 года по 31.08.2020 года в размере 182 429,14 рублей и федеральная социальная доплата в размере 66 483,96 рубля.
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22.11.2021 года исковые требования Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии удовлетворены. Суд постановил: взыскать с ФИО1 в пользу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области переплату излишне выплаченных сумм пенсии в размере 248 913,10 рублей. Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования г. Оренбург государственную пошлину в размере 5689,13 рублей.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик ФИО1, представитель АНПОО «КДАЭиФ» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания и порядок выплаты социальной пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ нетрудоспособные граждане имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
На основании пункта 3 части 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В силу положения статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 9 указанного Федерального закона право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Нормы, аналогичные вышеприведенным, предусмотрены в настоящее время положениями части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являлась получателем пенсии по случаю потери кормильца на основании статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и получателем федеральной социальной доплаты в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В заявлении о продлении пенсии по случаю потери кормильца от 15.12.2017 года ФИО1 было дано письменное обязательство о том, что в случае наступления обстоятельств, влекущих за собой переплату пенсии (досрочное окончание учебы, перевод на заочное отделение, поступление в другое учебное заведение, отчисление и т.д.) ей необходимо сообщить об этом в письменном виде в Управление Пенсионного фонда в течение пяти дней.
ФИО1 являлась студенткой 1 кура Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Колледж делового администрирования, экономики и финансов» очной формы обучения, приказ о зачислении № 30 от 25.08.2017 года, предполагаемая дата окончания обучения 30.06.2020 года, что следует из справки № 220 от 15.12.2017 года.
На основании приказа № от 21.02.2018 года ФИО1 была отчислена из учебного заведения по собственному желанию. Указанные сведения поступили в Пенсионный орган из учебного заведения АНПОО «КДАЭиФ» 13.11.2020 года.
Ввиду непредставления ФИО1 в Пенсионный орган информации об отчислении из учебного заведения, за период с 01.03.2018 года по 31.08.2020 года образовалась переплата пенсии по случаю потери кормильца и федеральной социальной доплаты в общем размере 248 913,10 рублей, что подтверждается справкой-расчетом УПФР в г. Оренбурге по лицевому счету ФИО1
В адрес ответчика было направлено уведомление с требованием, добровольно погасить сумму образовавшейся переплаты, которое было оставлено без исполнения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 проявлена недобросовестность по исполнению взятого на себя обязательства, выраженного в непредставлении сведений об отчислении из учебного заведения, влекущих прекращение указанных выплат, что привело к переплате социальной пенсии, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу пенсионного органа переплаты излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами в виду следующего.
Третьим лицом АНПОО «КДАЭиФ» в суд апелляционной инстанции было представлено соглашение об информационном взаимодействии в части обмена сведениями об отчислении граждан, которое было принято судебной коллегией в качестве новых доказательств, согласно которому 26.10.2015 года между УПФР в г. Оренбурге и АНПОО «КДАЭиФ» было заключено соглашение об информационном взаимодействии в части обмена сведениями об отчислении граждан, целью которого является осуществление совместно деятельности в сфере информационного обмена для обеспечения целевого использования пенсионных средств, направленных на пенсионное обеспечение путем подтверждения права граждан на получение ежемесячных выплат от органов Пенсионного фонда и их своевременного прекращения при отчислении граждан из образовательного учреждения или изменения формы обучения (пункт 1.1).
Согласно пункту 2.1 - 2.2 предметом соглашения является обмен информацией в части сведений, подтверждающих факт отчисления граждан, получающих ежемесячные выплаты от органов Пенсионного фонда, установление которых находится в непосредственной зависимости от факта обучения в образовательном учреждении по очной форме. Стороны осуществляют обмен информации в электронном виде в рамках СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи, в соответствии с действующим соглашением об электронном документообороте.
07.03.202018 года образовательным учреждением АНПОО «КДАЭиФ» в адрес УПФР в г. Оренбурге были направлены сведения об отчисленных студентах очной формы обучения в феврале 2018 года, в том числе выписка из приказа № 4 от 21.02.2018 года об отчислении ФИО1
Указанные сведения были получены УПФР в г. Оренбурге 07.03.2018 года, что подтверждается квитанцией о получении.
Таким образом, Пенсионный орган был своевременно извещен об отчислении ответчика из общеобразовательного учреждения, между тем продолжал начислять ФИО1 пенсию по потери кормильца и федеральную социальную доплату с 01.03.2018 года по 31.08.2020 года, при отсутствии для этого соответствующих правовых оснований.
Несмотря на наличие соответствующих сведений об окончании получателем социальной пенсии очного обучения от 07.03.2018 года, фактически Пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии ФИО1 принято не было, что не может свидетельствовать о возникновении у ФИО1 неосновательного обогащения в виде получении пенсии по потери кормильца.
То обстоятельство, что ответчиком не предпринято действий по самостоятельному предоставлению сведений, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии, с учетом того, что соответствующие сведения были предоставлены образовательным учреждением своевременно, также не может повлечь возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения, поскольку недобросовестность ФИО1 по исполнению взятого на себя обязательства, выраженного в непредставлении сведений об отчислении из учебного заведения, влекущих прекращение указанных выплат, правовых последствий не повлекла, решения о прекращении выплаты пенсии ФИО1, при своевременном получении документов, влекущих прекращение выплаты 07.03.2018 года, Пенсионным органом принято не было.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта - об отказе в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 22 ноября 2021 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Оренбургской области к ФИО1 о взыскании переплаты пенсии отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 3 марта 2022 года.