НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 16.04.2019 № 33-2983/19

Дело № 33-2983/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 16 апреля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сенякина И.И.,

судей Самохиной Л.М. и Синельниковой Л.В.,

при секретаре Гришине К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области на решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 24 января 2019 года по гражданскому делу по иску прокурора Ясненского района Оренбургской области в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, заслушав доклад судьи Сенякина И.И., объяснения представителя третьего лица – Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области – Нудельман М.М. и прокурора Трофимова А.А., просивших решение суда оставить без изменения, оценив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, рассмотрев материалы дела в пределах этих доводов,

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ясненского района Оренбургской области, действуя в интересах муниципального образования и неопределённого круга лиц, обратился в суд с указанными выше исками к администрации МО Ясненский городской округ Оренбургской области по тем основаниям, что прокуратурой Ясненского района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории МО Ясненский городской округ Оренбургской области, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального образования имеются бесхозяйные гидротехнические сооружения и с момента постановки данных ГТС на учет в качестве бесхозяйных прошел годичный срок, спор о праве отсутствует, ответчиком мер по принятию его в собственность не предприняты, с учётом уточнений исковых требований в судебном заседании окончательно просил признать право муниципальной собственности МО Ясненский городской округ на следующие объекты недвижимого имущества:

1) пруд на балке без наименования в 5 км севернее (адрес), кадастровый ;

2) пруд на (адрес) в 4 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

3) пруд на балке без наименования в 3 км северо-восточнее (адрес), кадастровый ;

4) пруд на балке без наименования в 5 км севернее (адрес), кадастровый ;

5) пруд на балке без наименования в 13 км севернее (адрес), кадастровый ;

6) пруд на (адрес) в 8 км северо-восточнее (адрес), кадастровый ;

7) пруд-копань на балке без названия в 1 км на север от (адрес), кадастровый ;

8) пруд на (адрес) в 4 км северо-восточнее от (адрес), кадастровый ;

9) пруд на балке (адрес) в 5 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

10) пруд на балке (адрес) в 14 км на северо-запад от (адрес), кадастровый ;

11) водохранилище на балке (адрес) в 10 км северо- западнее (адрес), кадастровый ;

12) пруд на (адрес) в 3 км западнее (адрес), кадастровый ;

13) пруд на балке (адрес) в 10 км восточнее (адрес), кадастровый ;

14) пруд на балке без наименования в 9 км юго-западнее (адрес), кадастровый ;

15) пруд на балке (адрес) в 11 км юго-восточнее (адрес), кадастровый ;

16) пруд на (адрес) в 1 км восточнее (адрес), кадастровый ;

17) пруд на (адрес) в 9 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

18) водохранилище на реке (адрес) на восточной окраине (адрес), кадастровый ;

19) пруд-копань на юго-восточной окраине (адрес), кадастровый ;

-обязать администрацию МО Ясненский городской округ составить декларацию безопасности гидротехнических сооружений и представить их в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение одного года с момента принятия гидротехнических сооружений в муниципальную собственность;

-обязать администрацию МО Ясненский городской округ произвести страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданкой ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в течение одного года с момента принятия гидротехнических сооружений в муниципальную собственности.

В судебном заседании помощник прокурора Ясненского района Крючкова А.С. исковые требований полностью поддержала.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Ясненский городской округ Капацын А.С. просил в удовлетворении исковых требований отказать, при этом в представленном в суд письменном отзыве на иск указал, что орган местного самоуправления муниципального района или поселения обязан предпринять лишь действия, связанные с постановкой на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения и информированием органов власти субъекта Российской Федерации об обнаружении бесхозяйного объекта. Постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления является обязательной, т.е. органы местного самоуправления обязаны обращаться с таким заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Относительно последующего оформления права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, это не является обязанностью органов местного самоуправления. Соответствующие действующему законодательству Российской Федерации обязанности по постановке на соответствующий учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного имущества, администрацией исполнены. Признание права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения в обязанности администрации не входит, а является лишь правом, которое может быть реализовано.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не явился, о времени месте и дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном отзыве суду указал, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - закон о безопасности гидротехнических сооружений) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях.

В целях реализации данного полномочия постановлением Правительства Оренбургской области от 24.1 1.2015 года № 909-п образована межведомственная комиссия по координации деятельности по обеспечению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории Оренбургской области (далее - комиссия).

В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 24.11.2015 года № 909-п, задачами комиссии являются: организация взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления Оренбургской области и хозяйствующими субъектами (собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями) по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Оренбургской области; разработка предложений, направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, в том числе бесхозяйных, и организацию мониторинга состояния гидротехнических сооружений; обобщение и анализ информации об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно протоколу заседания комиссии от 25.06.2016 года №2 главам муниципальных образований рекомендовано в срок до 01.08.2016 года представить в Минстрой «Дорожную карту» по существующим объектам, обладающим признаками гидротехнических сооружений, по каждому ГТС с указанием этапов и сроков проведения мероприятий по обеспечению их дальнейшей безопасной эксплуатации.

Во исполнение данного поручения администрацией МО Ясненский городской округ представлен в минстрой план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Ясненский городской округ», утвержденный постановлением администрации муниципального образования Ясненский городской округ от 01.08.2016 года №1434-п (далее- дорожная карта).

Согласно пункту 1 дорожной карты ее реализация направлена на поэтапное принятие мер, призванных обеспечить оформление прав на бесхозяйные ГТС в целях обеспечения безопасности населения при их эксплуатации.

В соответствии с пунктом 4 дорожной карты предусмотрено мероприятие по признанию права собственности на гидротехнические сооружения в судебном порядке, а также регистрация права собственности со сроком реализации - 2018 год.

Кроме того, письмом от (дата) администрация МО Ясненский городской округ подтвердила проведение работ по постановке на учет бесхозяйных ГТС, указанных в исковом заявлении, для последующего оформления права собственности.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом о местном самоуправлении вопросов местного значения.

К вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайный ситуаций в границах городского округа.

Гидротехническими сооружениями признаются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнении, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Таким образом, если гидротехническое сооружение, находящиеся на территории муниципального образования, выполняет своё функциональное назначение, то принятие в его в собственность муниципальным образованием необходимо для исполнение им полномочия, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 16 закона о местном самоуправлении.

Именно орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, наделен правом по обращению в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, мероприятия дорожной карты отвечали задачам по обеспечению безопасности ГТС на территории муниципального образования Ясненский городской округ, были учтены в работе Минстроя и комиссии.

При этом право собственности МО Ясненский городской округ на ГТС, указанные в исковом заявлении, до настоящего времени не оформлено, что нарушает положения дорожной карты и препятствует обеспечению безопасности гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Ясненский городской округ.

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области считало, что заявленные и уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В судебное заседание представитель третьего лица Западно-Уральского управления Ростехнадзора Оренбургской области не явился, о времени месте и дате судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил провести судебное разбирательство в его отсутствие и пояснил, что страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений (ГТС) по Федеральному закону от 27.07.2010 № 225-ФЗ является обязательным для владельцев гидротехнических сооружений, подлежащих внесению в Российский регистр ГТС.

Внесение в Российский регистр ГТС осуществляется после утверждения декларации безопасности ГТС (ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности ГТС», в соответствии со ст. 10 Закона № 117-ФЗ декларированию подлежат ГТС I, II, III класса.

Выводы о необходимости декларирования гидротехнических сооружений делаются на преддекларационном обследовании, инициированном собственником (эксплуатирующей организацией), где, в том числе, устанавливается класс ГТС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2013 года № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» на основании расчета вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений.

Считал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 года № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности ГТС» следует обязать администрацию МО Ясненский городской округ провести преддекларационные обследования оформленных в собственность гидротехнических сооружений (с установлением класса ГТС). Для сооружений III класса декларирование безопасности, а также страхование гражданской ответственности владельца станет обязательным, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебное заседание представители третьих лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Решением Ясненского районного суда Оренбургской области от 24 января 2019 года исковые требования прокурора Ясненского района Оренбургской области удовлетворены, суд постановил признать право муниципальной собственности МО Ясненский городской округ на следующие объекты недвижимого имущества:

- пруд на балке без наименования в 5 км севернее (адрес), кадастровый ;

- пруд на (адрес) в 4 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке без наименования в 3 км северо-восточнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке без наименования в 5 км севернее (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке без наименования в 13 км севернее (адрес), кадастровый ;

- пруд на (адрес) в 8 км северо-восточнее (адрес), кадастровый ;

- пруд-копань на балке без названия в 1 км на север от (адрес), кадастровый ;

- пруд на (адрес) в 4 км северо-восточнее от (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке (адрес) в 5 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке (адрес) в 14 км на северо-запад от (адрес), кадастровый ;

- водохранилище на балке (адрес) в 10 км северо- западнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на (адрес) в 3 км западнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке (адрес) в 10 км восточнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке без наименования в 9 км юго-западнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на балке (адрес) в 11 км юго-восточнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на (адрес) в 1 км восточнее (адрес), кадастровый ;

- пруд на (адрес) в 9 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

- водохранилище на реке (адрес) на восточной окраине (адрес), кадастровый .

- пруд-копань на юго-восточной окраине (адрес), кадастровый ;

-обязать администрацию МО Ясненский городской округ составить декларацию безопасности гидротехнических сооружений и представить их в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение одного года с момента принятия гидротехнических сооружений в муниципальную собственность;

-обязать администрацию МО Ясненский городской округ произвести страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданкой ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в течение одного года с момента принятия гидротехнических сооружений в муниципальную собственности.

Не согласившись с решением суда, администрация муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области по тем же основаниям, указываемым в обоснование возражений относительно заявленных прокурором исковых требований, считая решение незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Все лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, судебная коллегия в соответствие со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не находит.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться указанными в ней способами, в том числе пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997г.№ 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011г.№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Собственниками гидротехнических сооружений могут являться Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Как следует из ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в ходе проведённой прокуратурой Ясненского района проверки было установлено, что в границах муниципального образования Ясненский городской округ находятся 19 объектов гидротехнических сооружений:

1) пруд на балке без наименования в 5 км севернее (адрес), кадастровый ;

2) пруд на (адрес) в 4 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

3) пруд на балке без наименования в 3 км северо-восточнее (адрес), кадастровый ;

4) пруд на балке без наименования в 5 км севернее (адрес), кадастровый ;

5) пруд на балке без наименования в 13 км севернее (адрес), кадастровый ;

6) пруд на (адрес) в 8 км северо-восточнее (адрес), кадастровый ;

7) пруд-копань на балке без названия в 1 км на север от (адрес), кадастровый ;

8) пруд на (адрес) в 4 км северо-восточнее от (адрес), кадастровый ;

9) пруд на балке (адрес) в 5 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

10) пруд на балке (адрес) в 14 км на северо-запад от (адрес), кадастровый ;

11)водохранилище на балке (адрес) в 10 км северо- западнее (адрес), кадастровый ;

12) пруд на (адрес) в 3 км западнее (адрес), кадастровый ;

13) пруд на балке (адрес) в 10 км восточнее (адрес), кадастровый ;

14) пруд на балке без наименования в 9 км юго-западнее (адрес), кадастровый ;

15) пруд на балке (адрес) в 11 км юго-восточнее (адрес), кадастровый ;

16) пруд на (адрес) в 1 км восточнее (адрес), кадастровый ;

17) пруд на (адрес) в 9 км северо-западнее (адрес), кадастровый ;

18) водохранилище на реке (адрес) на восточной окраине (адрес), кадастровый ;

19) пруд-копань на юго-восточной окраине (адрес), кадастровый .

Согласно информации Управления Росреестра по Оренбургской области указанные объекты с июня 2017 года зарегистрированы в Едином государственном реестре в качестве бесхозяйного имущества.

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было выяснено, что право собственности на указанные гидротехнические сооружения не установлено.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях.

В соответствии с требованиями статьи 4 Закона N 117-ФЗ эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 27 февраля 1999 года N 237, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение (п. 6 Положения).

Вместе с тем, судом первой инстанции из письменных пояснений Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, а также представленных в материалы дела доказательств установлено, что в целях реализации вышеназванных полномочий постановлением Правительства Оренбургской области от 24.11.2015 года № 909-п образована межведомственная комиссия по координации деятельности по обеспечению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории Оренбургской области.

В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 24.11.2015 года № 909-п, задачами комиссии являются: организация взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Оренбургской области, органами местного самоуправления Оренбургской области и хозяйствующими субъектами (собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями) по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Оренбургской области; разработка предложений, направленных на уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, в том числе бесхозяйных, и организацию мониторинга состояния гидротехнических сооружений; обобщение и анализ информации об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно протоколу заседания комиссии от (дата) главам муниципальных образований рекомендовано в срок до 01.08.2016 г. представить в Минстрой «Дорожную карту» по существующим объектам, обладающим признаками гидротехнических сооружений, по каждому ГТС с указанием этапов и сроков проведения мероприятий по обеспечению их дальнейшей безопасной эксплуатации.

Во исполнение данного поручения администрацией МО Ясненский городской округ представлен в Минстрой план мероприятий («дорожная карта») «Обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на территории муниципального образования Ясненский городской округ», утвержденный постановлением администрации муниципального образования Ясненский городской округ от 01.08.2016 года №1434-п.

Согласно п. 1 дорожной карты ее реализация направлена на поэтапное принятие мер, призванных обеспечить оформление прав на бесхозяйные ГТС в целях обеспечения безопасности населения при их эксплуатации.

В соответствии с п. 4 дорожной карты предусмотрено мероприятие по признанию права собственности на гидротехнические сооружения в судебном порядке, а также регистрация права собственности со сроком реализации - 2018 год.

Кроме того, письмом от (дата) администрация МО Ясненский городской округ подтвердила проведение работ по постановке на учет бесхозяйных ГТС, указанных в исковом заявлении, для последующего оформления на них права собственности.

Таким образом, в результате проведённых названных выше мероприятий между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Оренбургской области и администрацией МО Ясненский городской округ, администрацией МО Ясненский городской округ, как органом местного самоуправления было принято решение о необходимости использования названных ГТС в интересах администрацией МО Ясненский городской округ с проведением последующих мероприятий по оформлению на них права собственности.

Статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрена необходимость заблаговременного проведения мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций гидротехнических сооружений, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на пиротехнических сооружениях.

Статьей 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в силу особого статуса, в частности отнесения ГТС к опасным объектам, а также в силу необходимости проведения в отношении них указанных в названных правовых нормах мероприятиях, которые требуют соответствующих материальных затрат, ГТС не могут пребывать в статусе бесхозяйного.

Между тем, как установлено судом первой инстанции и материалами дела подтверждается, названные меры, установленные федеральным законом, не могут быть реализованы именно по причине неопределенности балансовой принадлежности спорных гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа, которому принадлежат гидротехнические сооружения.

В этой связи отсутствие собственника гидротехнических сооружений влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и, следовательно, обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Более того, является правильным и вывод суда первой инстанции в той части, что отсутствие собственника гидротехнических сооружений в принципе, делает фактически невозможным выполнение требований Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в части обеспечения сохранности данного объекта недвижимости, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, влечет неисполнение установленных законом обязательств по созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружений, организации их эксплуатации, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики терроризма и экстремизма.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Таким образом, исходя из изложенных правовых норм, учитывая требования ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следует вывод, что орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о признании права муниципальной собственности на названные гидротехнические сооружения, поскольку объекты расположен в административных границах указанного округа, более того, исходя из указанного в названных правовых нормах, фактически орган местного самоуправления обязан это сделать.

В силу ст. 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а изложенные в апелляционной жалобе доводы, являются необоснованными, направленными на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ясненского районного суда Оренбургской области от 24 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: