НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 14.03.2019 № 33А-1990/19

№33а-1990/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 14 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К.,

судей Матыциной Е.И., Пересыпкиной Т.И.

при секретаре Рассейно Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дюкаревой Оксаны Александровны на решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Оренбургской области к Дюкаревой Оксане Александровне о взыскании недоимки по налогам, пени.

Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция ФНС № 7 по Оренбургской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Дюкаревой О.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик является плательщиком налогов, но за 2016 - 2017 годы уплату налога и пени за несвоевременную уплату имущественного, земельного и транспортного налогов не произвела.

Административному ответчику 12 октября 2017 года направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты за 2016-2017 годы имущественных налогов. Административному ответчику направлялись требования об уплате недоимки по имущественному, транспортному и земельному налогам. В установленный законом срок Дюкарева О.А. налоги не уплатила. На основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Дюкаревой О.А. начислены пени.

Административный истец просил суд взыскать с Дюкаревой О.А. пени по земельному налогу 30 руб. 15 коп., недоимку по налогу на имущество в размере 6 613 руб., пени по налогу на имущество в размере 322 руб. 83 коп., недоимку по транспортному налогу в размере 33 753 руб., пени по транспортному налогу в размере 102 руб. 29 коп.

Впоследствии административный истец уменьшил заявленные требования, окончательно просил взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу в размере 16 750 руб., пени по транспортному налогу в размере 102 руб. 29 коп., пени по земельному налогу в размере 30 руб. 15 коп., пени по налогу на имущество в размере 13 руб. 97 коп., пени по налогу на имущество в размере 297 руб. 29 коп.

Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

С решением по делу ФИО1 не согласилась. В апелляционной жалобе административный ответчик указала, что первоначально имевшуюся задолженность погасила в размере 83021 руб. 73 коп. Суд ошибочно зачел платеж от 06.12.2015 в качестве погашения недоимки за период с 2012 по 2014 год, поскольку МИФНС № 7 не могла начислять платежи за 2012, 2013, 2014 годы, так как в этот период она являлась налоговым агентом ИФНС № 8. Налоговым агентом МИФНС № 7 она стала только 18.07.2015, со времени регистрации по адресу: (адрес). В силу названного обстоятельства платеж в размере 13 808 руб. 19 коп. подлежал в счет оплаты задолженности по транспортному и имущественному налогам за 2015 год. Имеет место двойное налогообложение, поскольку в налоговом уведомлении от 12 октября 2017 года указан код налоговой инспекции Ленинского района г. Оренбурга. В силу названных обстоятельств её задолженность по уплате транспортного и имущественного налогов на время подачи иска составила 3385 руб. 51 коп. Просит решение суда отменить, вынести новое решение.

Стороны, извещенные надлежащим, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании статей 3 и 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно правилам статей 14 и 15 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам. К местным налогам и сборам относятся земельный налог, налог на имущество физических лиц.

В силу правил пунктов 1 - 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. Обязанность по уплате налога сбора прекращается, в числе прочего, с уплатой налога.

Правилами пунктов 1 и 2 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Согласно пунктам 1-3 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, пеней), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней. Заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей.

Рассмотрение дел о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться, в числе прочего пеней.

В силу статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога.

В соответствии с абзацем 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Названные налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления указанного налогового уведомления.

Пунктом 1 статьи 387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу пунктов 1 и 4 статьи 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Названные налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления вышеназванного налогового уведомления.

Пунктом 1 статьи 399 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 НК РФ объектом налогообложения признается имущество, в том числе квартира.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктами 1-4 статьи 409 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Судом установлено, что ФИО1 принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости:

- квартира по адресу: (адрес)

- земельный участок по адресу: (адрес)

- земельный участок по адресу: (адрес)

Кроме того административному ответчику принадлежит транспортное средство ***, государственный регистрационный знак .

До 26 июля 2017 года ответчику принадлежал автомобиль ***, государственный регистрационный знак , а также до 6 июля 2017 года принадлежал автомобиль ***, государственный регистрационный знак .

ФИО1 направлялось налоговое уведомление № 37019305 о необходимости уплаты транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 33 753 руб., а также налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 6 613 руб.

Названные налоги ответчиком уплачены не были, поэтому налоговый орган направил ФИО1 требования, в которых были указаны подлежащие уплате суммы налогов и пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов.

Суд установил, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: (адрес) Требования об уплате налогов и налоговые уведомления налоговый орган направлял по указанному адресу.

Налоговая инспекция обращалась с требованием о вынесении судебного приказа о взыскании с налогоплательщика налоговой задолженности, однако вынесенный мировым судьей судебный приказ определением от 15 мая 2018 года отменен по требованию ответчика.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налоговым органом соблюден установленный законом порядок взыскания налогов при наличии у ответчика обязанности уплатить налоги, поэтому установил наличие оснований для взыскания с ответчика задолженности по налогам и пени за рассматриваемый период. Налоговый орган своевременно обратился в суд с иском к ответчику о взыскании недоимки по рассматриваемым налогам и пени.

Суд, постановивший обжалуемое решение принял во внимание, что платежами от 16 декабря 2015 года (платежное поручение № 9) на сумму 13808 руб. 19 коп. ответчиком погашена недоимка по налогу на имущество за 2012, 2013 и 2014 годы. Платежным поручением № 266 от 23 ноября 2018 года ФИО1 оплатила налог на имущество на сумму 6613 руб. за 2013 год. Платежным поручением № 268 от 23 ноября 2018 года об уплате налога на имущество ответчиком погашена задолженность по налогу на имущество за 2017 год в размере 5484 руб. Платежным поручением № 11 от 16 декабря 2015 года об уплате транспортного налога на сумму 17632 руб. ответчиком погашена недоимка по налогу за 2014 год. Платежным поручением № 10794 от 06 декабря 2016 года об уплате транспортного налога на сумму 14064 руб. ответчиком погашена недоимка по налогу за 2015 год. Платежным поручением № 269 от 23 ноября 2018 года об уплате транспортного налога на сумму 17003 руб. ответчиком частично уплачена недоимка по налогу за 2016 год.

На основании налогового уведомления № 37019305 недоимка по уплате транспортного налога за 2016 год составляет 33753 руб., из них 1510 руб. за автомобиль ***, государственный регистрационный знак , и 32243 руб. за автомобиль ***, государственный регистрационный знак . Разность между уплаченными ответчиком налогами и имевшейся задолженностью составила 17193 руб. 70 коп.

Суд пришел к верному выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по уплате указанных налогов, поэтому взыскал с ФИО1 недоимки и пени.

Суд учел наличие погашенной задолженности в пределах сроков, предусмотренных статьей 48 НК РФ, когда такие налоги должны были быть уплачены ответчиком.

Довод апелляционной жалобы о том, что фактически согласно квитанциям сумма погашенных требований составляет 83021.73 руб., административным ответчиком вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ соответствующим доказательствами не был подтвержден, а представленные в дело платежные документы об уплате налогов (л.д. 72-78) были учтены судом при рассмотрении настоящего дела.

Утверждение административного ответчика о том, что МИФНС № 7 не могла начислять платежи за 2012, 2013, 2014 годы, так как в этот период ответчик являлась налоговым агентом ИФНС № 8, а налоговым агентом МИФНС № 7 она стала только 18 июля 2015 года со времени регистрации по адресу: (адрес) поэтому платеж в размере 13808 руб. 19 коп. подлежал в счет оплаты задолженности по транспортному и имущественному налогам за 2015 год, судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.

Статьей 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества (пункт 1).

Постановка на учет, снятие с учета физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 указанного Кодекса (абзац второй пункта 5).

Согласно статье 84 НК РФ постановка на учет, снятие с учета в налоговых органах организаций и физических лиц по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, а также внесение изменений в сведения о них в налоговых органах осуществляются в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В случае изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица по месту жительства при получении сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 данного Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства. Постановка на учет физического лица в налоговом органе по новому месту его жительства осуществляется на основании сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85 указанного Кодекса органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительства (абзацы первый, седьмой и девятый пункта 4).

На основании пункта 15 Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 ноября 2009 года № 114н, если налоговый орган по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества не совпадает с налоговым органом по месту жительства этого физического лица, и в Едином государственном реестре налогоплательщиков отсутствуют сведения о постановке его на учет в налоговом органе по месту жительства, налоговый орган по месту жительства физического лица осуществляет постановку на учет этого физического лица на основании сведений, переданных налоговым органом по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества.

Из приведенных положений следует, что постановка физического лица на учет в налоговом органе допускается как по месту нахождения принадлежащего ему имущества, так и по месту его жительства. Однако в том случае, когда в результате смены физическим лицом места жительства место нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества перестает совпадать с местом жительства физического лица, постановка физического лица на учет в налоговом органе осуществляется по месту жительства физического лица на основании сведений, переданных ему налоговым органом по месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества.

Следовательно, предъявление иска налоговой инспекцией по месту жительству налогоплательщика о взыскании задолженности по налогам, в том числе за предыдущие периоды не противоречит положениям НК РФ.

Довод апелляционной жалобы ответчика о возможном двойном налогообложении опровергается выводами суда первой инстанции, который на основании сведений из ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга от 13 декабря 2018 года установил, что задолженность по имущественным налогам перед названным налоговым органом у ответчика отсутствует.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допустил, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: