НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 13.01.2022 № 2-3828/2021

Дело № 2-3828/2021

Дело № 33-407/2022 (№ 33-9637/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 января 2022 года г. Оренбург

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей: Устьянцевой С.А., Данилевского Р.А.,

при секретаре Поповой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сибикина Владимира Александровича к министерству социального развития Оренбургской области о признании решения незаконным, признании права и обязании присвоить звание

по апелляционной жалобе Сибикина Владимира Александровича

на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 октября 2021 года,

заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,

УСТАНОВИЛА:

Сибикин В.А. обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в соответствии с Законом Оренбургской области от 1 ноября 2008 года № 2560/532-VI-03 «О ветеранах труда Оренбургской области» он является лицом, имеющим право на присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области». 31 мая 2021 года он подал в министерство социального развития Оренбургской области через ГАУ «МФЦ» заявление о присвоении звания «Ветеран труда Оренбургской области» с приложением документов, подтверждающих право. 23 июля 2021 года им был получен официальный ответ от ответчика об отказе в присвоении звания «Ветеран труда Оренбургской области». В соответствии с сообщением министерства социального развития Оренбургской области от 23 июля 2021 года его общий стаж работы составляет 40 лет 15 дней, что не дает права на присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области». Полагая решение от 23 июля 2021 года об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, поскольку оно противоречит Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и нарушающим его права и законные интересы, просил суд признать решение министерства социального развития Оренбургской области об отказе ему в присвоении звания «Ветеран труда Оренбургской области» незаконным, признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области», обязать ответчика присвоить ему звание «Ветеран труда Оренбургской области».

Истец Сибикин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Кочетков С.П., действующий на основании доверенности, удостоверенной ФИО10., временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа (адрес)ФИО8, (дата), зарегистрировано в реестре за исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика министерства социального развития Оренбургской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Сибикина В.А. отказано.

Не согласившись с решением суда, Сибикиным В.А. подана апелляционная жалоба, в которой он просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя истца Кочеткова С.П., действующего на основании доверенности, удостоверенной ФИО7, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа (адрес)ФИО8, (дата), зарегистрировано в реестре за , поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно них возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца Сибикина В.А., представителя ответчика министерства социального развития Оренбургской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Сибикин В.А. обратился в министерство социального развития Оренбургской области через ГАУ «МФЦ», представив документы, необходимые для решения вопроса о присвоении ему звания «Ветеран труда Оренбургской области».

Сообщением министерства социального развития Оренбургской области от (дата) Сибикину В.А. указано на отсутствие оснований для присвоения ему такого звания, поскольку на момент обращения его общий стаж работы составляет 40 лет 15 дней.

Полагая, что при исчислении страхового стажа период его обучения с 1969 года по 1973 год необоснованно не учтён, истец обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что присвоение звания «Ветеран труда Оренбургской области» носит заявительный характер и определяется с учетом правового регулирования, действующего на момент обращения истца.

При этом суд первой инстанции правильно указал, что истец не обращался с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда Оренбургской области» до вступления в силу постановления Правительства Оренбургской области от 22 апреля 2015 года № 263-п, то есть не реализовал свое право, приобретенное в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием.

Также районный суд, ссылаясь на положения Закона Оренбургской области от 17 декабря 2010 года № 4118/948-1V-ОЗ «О наградах Оренбургской области и наградах органов государственной власти Оренбургской области», пришел к обоснованному выводу о том, что Почетная грамота министерства сельского хозяйства Оренбургской области, которой был награжден истец, по своему статусу не может приравниваться к наградам Оренбургской области.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права со ссылкой на положения пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подпункта «и» пункта 109 постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», статьи 91 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», судебная коллегия исходит из следующего.

По смыслу положений статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, регулируя вопросы, относящиеся к предметам совместного ведения, вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов, а также финансовое обеспечение их исполнения.

Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» содержит перечень граждан, которые являются ветеранами труда. К ним относятся граждане, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также граждане, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Вместе с тем порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Таким образом, определение условий присвоения указанного звания федеральным законодателем в пределах его компетенции делегировано субъектам Российской Федерации, поскольку выплаты и льготы гражданам, имеющим соответствующие звания, обеспечиваются за счет бюджетов субъектов, а не Российской Федерации. Следовательно, в силу пункта 2 статьи 10 и статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.

Во исполнение указанного выше Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» принят Закон Оренбургской области от 1 ноября 2008 года № 2560/532-IV-ОЗ «О ветеранах труда Оренбургской области», в соответствии со статьей 2 которого (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) звание «Ветеран труда Оренбургской области» присваивается, в том числе гражданам, имеющим трудовой (страховой) стаж для женщин не менее 38 лет, для мужчин - не менее 43 лет, из которого стаж работы на территории Оренбургской области составляет не менее 19 лет для женщин и 21 года 6 месяцев для мужчин; гражданам, имеющим награду Оренбургской области и достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Статья 4 Закона Оренбургской области от 1 ноября 2008 года № 2560/532-IV-ОЗ устанавливает, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области» определяются Правительством Оренбургской области.

Правительством Оренбургской области принято постановление от 6 февраля 2017 года № 58-п, которым утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области» и которое распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Согласно пункту 3 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области» в трудовой (страховой) стаж, необходимый для присвоения звания, включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Положения указанных статей Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусматривают возможность включения в страховой стаж периода обучения.

Пунктом 4 данного Положения установлено, что граждане, претендующие на присвоение звания, подают по месту жительства в филиалы государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг заявление с приложением указанных в данном пункте Положения документов.

Доводы апеллянта о том, что у него по закону возникло социальное право на статус «Ветеран труда Оренбургской области» в соответствии с действующим на момент его возникновения правовым регулированием, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Действительно, подпунктом «г» пункта 3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области», утвержденных постановлением Правительства Оренбургской области от 4 декабря 2008 года № 452-п, исключенного постановлением Правительства Оренбургской области от 22 апреля 2015 года № 263-п, предусматривалось включение периодов обучения в училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре по очной форме обучения в трудовой стаж, необходимый для присвоения звания «Ветеран труда Оренбургской области».

При этом в действующих нормативных правовых актах, регулирующих порядок присвоения указанного звания, отсутствуют положения об его присвоении с момента возникновения права на соответствующее звание.

Поскольку данное звание возникает не в результате императивного действия закона, наличие необходимого стажа само по себе не порождает у истца прав на звание «Ветеран труда Оренбургской области» до момента его обращения к ответчикам.

Таким образом, порядок получения звания «Ветеран труда Оренбургской области» связан с волеизъявлением претендента и прохождением определенной процедуры его присвоения, в связи с чем присвоение данного статуса производится на основании норм, действующих на момент обращения с заявлением о присвоении данного звания.

В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда первой инстанции и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 25 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сибикина Владимира Александровича – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 17 января 2022 года.