№ 33а-897/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 07 февраля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Матыциной Е.И.,
судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.,
при секретаре Рассейно Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Оренбургской области на решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 15 ноября 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу,
заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Оренбургской области (далее Межрайонная ИФНС России №1) обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу, требования мотивированы тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит транспортное средство *** государственный регистрационный знак №, которое, согласно ст.358 НК РФ, является объектом налогообложения.
В адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 09 ноября 2017 года №81619942 об оплате транспортного налога за 2014, 2015, 2016 год в размере 5661 руб. 63 коп.
В соответствии с положениями ч.1 ст.45, ст.69 НК РФ в адрес ФИО1 также было направлено требование об уплате налога от 16 февраля 2018 года №12105, которое, в установленный срок не исполнено.
В связи с неисполнением требования об оплате транспортного налога Межрайонная ИФНС России №1 по Оренбургской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 транспортного налога.
Определением мирового судьи от 21 июня 2018 года судебный приказ от 15 июня 2018 года о взыскании с недоимки по транспортному налогу был отменен по заявлению ФИО1
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 15 ноября 2018 года в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу отказано.
С таким решением Межрайонная ИФНС России № 1 по Оренбургской области не согласилась, в апелляционной жалобе просит решение отменить. Указывает, что транспортное средство *** государственный регистрационный знак №, имеет тип «грузовые автомобили фургоны», что подтверждается ответом на запрос, созданный с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия от 28 ноября 2017 года. Учитывая, что автомобиль относится к категории грузовых, то он подлежит налогообложению по ставке 25 руб. л.с. При формировании налогового уведомления на оплату транспортного налога, произведено доначисление налога, так как ранее налог не предъявлялся за указанный автомобиль и не оплачивался.
В возражениях на апелляционную жалобу, административный ответчик ФИО1 просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указывая, что с 2009 года налог за указанное транспортное средство оплачивался по ставке, установленной для легковых автомобилей. В 2013 году получено официальное разъяснение от налогового органа по оплате транспортного налога по указанному автомобилю по ставке, установленной для легковых автомобилей. Каких-либо изменений в конструкцию транспортного средства с момента его приобретения не производилось. После получения уведомления от налогового органа в 2017 году обратился в УГИБДД УМВД России по Оренбургской области, по результатам обращения внесены изменения в документы на автомобиль, тип транспортного средства указан как легковой автомобиль.
В судебное заседание апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом. От ФИО1 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 358 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлено, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база в соответствии со ст. 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, категории транспортного средства (п.1 ст. 361 НК РФ).
Согласно п.4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу п.2 ст. 52 НК РФ, абз.2 п.3 ст. 363 НК РФ исчисление налоговым органом налога и направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 6 Закона Оренбургской области от 26 августа 2011 года №366/61-V-ОЗ «О внесении изменений в Закон Оренбургской области «О транспортном налоге», налоговые ставки на территории Оренбургской области устанавливаются с 01 февраля 2012 года для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до73,55 кВт) включительно – 0,0 руб., грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73, 55 кВт) включительно – 25 руб.
В соответствии с положениями статьи 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из данной нормы НК РФ однозначно следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником автомобиля *** государственный регистрационный знак №, мощностью 76,02 л.с.
Межрайонной ИФНС России № 1 по Оренбургской области в адрес ФИО1 направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога от 09 ноября 2017 года №81619942, при этом налоговым органом был исчислен транспортный налог по ставке, предусмотренной для грузовых автомобилей за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, то есть за 2014, 2015 и 2016 год в размере 5661 руб. 63 коп., с учетом переплаты в размере 41 руб. 37 коп.
Транспортный налог в установленный срок до срок до 29 декабря 2017 года не оплачен, в связи с чем Межрайонной ИФНС №1 по Оренбургской области в адрес административного ответчика направлено требование от 16 февраля 2018 года №12105 об оплате транспортного налога в срок до 30 марта 2018 года.
15 июня 2018 года мировым судьей судебного участка №1 г. Абдулино и Абдулинского района выдан судебный приказ о взыскании недоимки по транспортному налогу с ФИО1 в размере 5 661 руб. 63коп.
Определением мирового судьи от 21 июня 2018 года судебный приказ отменен на основании заявления административного ответчика.
После чего в установленный шестимесячный срок административный истец обратился с иском в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь требованиями законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС №1 по Оренбургской области, при этом исходил из того, что паспорт транспортного средства является основным документом, содержащим в себе сведения относительно характеристик и конструктивных особенностей автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства. В паспорте транспортного средства содержатся сведения о том, что тип транспортного средства определен как санитарный автомобиль, категории «В», мощность двигателя 76 л.с., то есть классификация вышеуказанного автомобиля по типу «В» соответствует наименованию этого типа по Венской Конвенции по типу «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя. Поскольку действующие нормы не позволяют однозначно определить тип транспортного средства *** грузовой или легковой автомобиль, то определить какую налоговую ставку применить при исчислении транспортного налога не представляется возможным, а в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства и установленным обстоятельствам дела.
Так, согласно классификации и системе обозначения автомобильных транспортных средств, принятых в России на основании международных требований, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, автомобильные транспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы.
Понятия грузового и легкового автомобиля в НК РФ для целей налогообложения отсутствуют, поэтому в силу ст. 11 названного кодекса следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года № 477 «О введении паспортов транспортных средств» и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств») основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении, является паспорт транспортного средства.
Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта Российской Федерации от 01 апреля 1998 года № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о типе транспортного средства.
Пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее ПТС), утвержденных приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23 июня 2005 г.) (далее - Положение о ПТС), установлено, что в строке ПТС «3. Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (легковой, грузовой, автобус и т.д.).
Сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Конвенции приведена в приложении 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России №496, Минпромэнерго России №192, Минэкономразвития России №134 от 23.06.2005 года. В данной таблице выделена, в частности, категория «В» - автомобили, максимальная масса которых не превышает 3,5 тонн и число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, которая соответствует категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН: «М1» - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
Согласно определениям категории транспортных средств, данным в Приложении № 3 к вышеуказанному положению, к автомобилям с вышеперечисленными характеристиками категории «В» отнесены, как транспортные средства для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили ), так и транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили »). Таким образом, категория «В» в равной степени может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям.
В строке 2 паспорта транспортного средства марка, модель ТС в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями и пунктом 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Первая цифра идентификационного номера (VIN) «3» обозначает объем двигателя от 1,8 до 3,05 литра, вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например 1 - легковой автомобиль; 7 - фургоны; 9 - специальные.
Согласно паспорту транспортного средства на автомобиль ***, имеющемуся в материалах дела в строке «3. Наименование (тип ТС)» принадлежащее ему транспортное средство охарактеризовано, как «санитарный» в строке «4. Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» автомобиль отнесен к категории «B», классификация «М», VIN транспортного средства – «9», позволяет отнести указанный автомобиль к специальным транспортным средствам.
Сведения в паспорте транспортного средства об отнесении автомобиля к легковым или грузовым, отсутствует.
Из Общероссийского классификатора основных фондов – ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 года №359 следует, что согласно коду 15 3410166 санитарные автомобили относятся к категории специальных легковых автомобилей.
После обращения административного ответчика в УМВД России по Оренбургской области ему выдан дубликат свидетельства о регистрации транспортного средства ***, государственный регистрационный знак № с указанием типа транспортного средства –легковой автомобиль.
Из материалов дела следует, что с 2013 год по 2018 год налоговыми органами транспортный налог на указанное транспортное средство исчислялся по ставке, предусмотренной для легковых автомобилей.
18 февраля 2013 года заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на обращение ФИО1 по порядку исчисления и оплаты им налога на принадлежащий автомобиль ***, государственный регистрационный знак № даны официальные разъяснения, о том, что, совокупность представленных данных, имеющихся по автомобилю *** не позволяет однозначно определить конкретный тип транспортного средства в целях налогообложения транспортным налогом, поэтому налоговые органы должны руководствоваться п.7 ст. 3 НК РФ. Согласно сведениям, представленным регистрирующим органом за 2009-2011 год транспортный налог исчислялся по налоговой ставке, установленной для грузовых автомобилей. МИ ФНС произведен перерасчет налога по налоговой ставке, установленной для легковых автомобилей, переплата налога составила 41,37руб., которая будет возвращена на счет или зачислена в счет будущих платежей.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Учитывая, что исходя из паспорта транспортного определить тип транспортного средства *** как грузовой автомобиль, не представляется возможным, начисление транспортного налога исходя из ставки, установленной для грузовых автомобилей, является необоснованным, доводы налогового органа о наличии у ФИО1 недоимки и пени по транспортному налогу за 2014-2016 год не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Суд первой инстанции, давая правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Абдулинского суда Оренбургской области от 15 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: