НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Оренбургского областного суда (Оренбургская область) от 06.12.2023 № 33-8754/2023

дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 декабря 2023 года (адрес)

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Морозовой Л.В.,

судей областного суда Шор А.В., Раковского В.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по (адрес) на решение Ленинского районного суда (адрес) от 6 октября 2023 года

по гражданскому делу по иску Займак Елены Алексеевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по (адрес) о признании решения незаконным и включении в стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, назначении пенсии.

Заслушав доклад судьи Шор А.В., объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по (адрес)ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Займак Е.А. по ордеру адвоката ФИО5, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Займак Е.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по (адрес) (далее – ОСФР по (адрес), пенсионный орган) о признании решения незаконным, и включении в стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы и назначении пенсии.

В обоснование заявленных требований Займак Е.А. указала, что 19 января 2023 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 14 февраля 2023 истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности. Кроме того, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, не включен период с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки МОАУ «Средняя общеобразовательная школа ».

Уточнив в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, Займак Е.А. просила суд:

- признать незаконным решение ОСФР по (адрес) от 14 февраля 2023 года в части не включения в специальный стаж периода работы с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки МОАУ «Средняя общеобразовательная школа »;

- обязать ОСФР по (адрес) включить указанный период работы в специальный стаж Займак Е.А.

- обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения, с 19 января 2023 года;

- взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей, по оплате услуг представителя 20 000 рублей.

Решением Ленинского районного суда (адрес) от 6 октября 2023 года исковые требования Займак Е.А. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение пенсионного органа от 14 февраля 2023 года в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Займак Е.А. периода работы с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки МОАУ «Средняя общеобразовательная школа » и возложил на ОСФР по (адрес) обязанность включить в специальный стаж работы Займак Е.А., дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки МОАУ «Средняя общеобразовательная школа ». Этим же решением с ОСФР по (адрес) в пользу Займак Е.А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины 300 рублей, по оплате юридических услуг 20 000 рублей.

В апелляционной жалобе ОСФР по (адрес) просит отменить решение и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд необоснованно включил в специальный стаж периоды работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе с выполнением на условиях совмещения преподавательской работы в качестве преподавателя – организатора ОБЖ, поскольку работа в качестве заместителя директора выполнялась истцом на условиях неполного рабочего времени, а возможности суммирования работы в должности заместителя директора и педагогической (учебной) нагрузки учителя пенсионное законодательство не предусматривает. Кроме того, сумма взысканных судебных расходов на оплату услуг представителя в заявленном истцом размере является чрезмерной, не отвечает принципу разумности и справедливости.

В возражениях на апелляционную жалобу Займак Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19 января 2023 года Займак Е.А. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по (адрес) от 14 февраля 2023 года Займак Е.А. отказано в назначении пенсии. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитан спорный период с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки МОАУ «Средняя общеобразовательная школа ». По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 24 года 00 месяцев 15 дней (требуется 25 лет).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования Займак Е.А. в части включения в специальный стаж периода с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что педагогическую нагрузку истца следует исчислять с учетом суммирования ее работы по 0,5 ставки как в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, так и в должности преподавателя-организатора ОБЖ. Поскольку с учетом Приложения к Федеральному закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, при наличии педагогического стажа более 25 лет, право на пенсию возникнет у Займак Е.А. в 2026г., суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения, то есть с 19 января 2023г. Решение в части отказа в назначении пенсии сторонами не обжалуется.

Согласно части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Учитывая, что решение обжалуется только в части включении в педагогический стаж, дающий право на страховую пенсию по старости, периода работы с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки МОАУ «Средняя общеобразовательная школа », а также взыскании судебных расходов, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.

Удовлетворяя исковые требования Займак Е.А. о включении в специальный стаж спорного периода её работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и преподавателя-организатора, суд первой инстанции исходил из того, при суммировании работы истца по двум должностям, норма педагогической нагрузки ею была выработана, что является основанием для включения спорного периода в стаж.

Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Как следует из материалов дела, Займак Е.А. 16 сентября 2021 года принята на должность преподавателя – организатора ОБЖ в МОАУ «Средняя общеобразовательная школа ».

7 октября 2022 года переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОАУ «Средняя общеобразовательная школа ».

Согласно справке МОАУ «Средняя общеобразовательная школа » от 20.01.2023г., Займак Е.А. с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года работала в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки, заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки по внутреннему совместительству, а также педагогом дополнительного образования на 0,25 ставки по внутреннему совместительству. С 7 октября 2022г. работает в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 1 ставку, и в должности учителя ОБЖ на 0,6 ставки. В подтверждение предоставлены копия трудовой книжки, выписки из приказов от 1 сентября 2022 года, 16 сентября 2022 года и 7 октября 2022 года, расчеты тарификации, расчетные листки за 2001-2022 годы.

Согласно выписке из приказа от 16.09.2021г. учебная нагрузка Займак Е.А. с 16 сентября 2021г. на 2021-2022 учебный год по предмету ОБЖ составляла 13 часов.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Закона о страховых пенсиях).

В соответствии со статьей 30 Закона о страховых пенсиях, основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила № 781).

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность заместителя директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, преподавателя-организатора ОБЖ (допризывной подготовки), а пунктом 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка: общеобразовательные учреждения - школы всех наименований.

Пунктом 4 Правил № 781 определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Особенности исчисления специального стажа руководителей учреждений для детей - директора (начальника, заведующего), а также заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, установлены пунктом 8 Правил № 781.

Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил № 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа, в частности в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в том числе в пункте 1.7 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Такое право имеют учителя, осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в школах всех наименований. Периоды их работы после 1 сентября 2000 г. по общему правилу засчитываются в специальный стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (пункт 4 Правил № 781). Работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в школах всех наименований засчитывается в специальный стаж независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы (подпункт "б" пункта 8 Правил № 781).

Кроме того, следует учитывать, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени. За осуществление этой деятельности заработная плата начисляется исходя из часов учебной нагрузки.

Оплата же по должности заместителя директора осуществляется из ставки должностного оклада. Заместитель директора, осуществляя руководство образовательным процессом, методическую работу, вправе заниматься и учебной деятельностью, однако за учебную работы, как указано выше, заработная плата начисляется отдельно, исходя из часов учебной нагрузки.

Таким образом, Правилами № 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком № 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, для заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы - это выполнение работы в указанной должности при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством.

По смыслу вышеприведенных положений, законодатель предусматривает возможность суммировать рабочее время только педагогической или учебной нагрузки, установленной на ставку заработной платы педагогических работников. Суммирование же педагогической нагрузки заместителя директора школы с учебной нагрузкой учителя при неполной нагрузке по каждой из этих должностей в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, так как для каждого вида указанной деятельности установлены различные критерии и нормы часов рабочего времени, оплаты труда.

Следовательно, работа в должности заместителя директора в школе подлежит включению в специальный педагогический стаж при условии выполнения нормы рабочего времени, соответствующей полной ставке должностного оклада.

Поскольку в спорный период норма педагогической или преподавательской (учебной) нагрузки Займак Е.А. ни в должности заместителя директора, ни в должности преподавателя- организатора ОБЖ не выработана, при этом суммирование рабочего времени по указанным должностям в целях пенсионного обеспечения действующим законодательством не предусмотрено, выводы суда первой инстанции об обратном противоречат нормам материального права, приведенного выше.

Кроме того, Займак Е.А. в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 2 августа 1999 г.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 2.10.2023г. спорный период работы Займак Е.А. отражен с указанием кода особых условий труда (27-ПД) на 0,5 ставки (а не на целую ставку), при этом иные периоды работы Займак Е.А. в МОАУ «МОШ содержат указание на код особых условий труда на полную ставку. Истцом доказательств недостоверности сведений, отраженных в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, не представлено.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца с 16.09.2021г. по 06.10.2022г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки у суда первой инстанции не имелось.

Доводы истца со ссылкой на п. 4 Правил № 781 о том, что работа истца по двум должностям по 0,5 ставки подлежит суммированию, ошибочны и основаны на неверном толковании приведенных выше нормативных положений.

В этой связи решение суда в части возложения на ответчика обязанности включить спорный период работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, подлежит отмене как постановленное с нарушением судом норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ) с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебные расходы на представителя и оплату государственной пошлины с ОСФР по (адрес) в пользу Займак Е.А. Б.А.ВА. были взысканы на основании ст. 98, ст. 100 ГПК РФ в связи с принятием решения суда в пользу Займак Е.А. Из разъяснений, данных в п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», следует, что в случае изменения судом апелляционной инстанции судебного постановления суда первой инстанции, а также в случае его отмены и принятия нового судебного постановления суд апелляционной инстанции изменяет или отменяет решение суда первой инстанции о распределении судебных расходов, в том числе, если это сделано отдельным постановлением суда первой инстанции (ч. 3 ст. 98 ГПК РФ). Учитывая отмену решения суда в части удовлетворения требований Займак Е.А., подлежит отмене решение суда и в части удовлетворения требования о взыскании с ответчика судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда (адрес) от 6 октября 2023 года отменить в части:

признания незаконным решения Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по (адрес) от 14 февраля 2023 года в части не включения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Займак Елены Алексеевны периода работы с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года в должности преподавателя-организатора ОБЖ на 0,5 ставки и заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки МОАУ «Средняя общеобразовательная школа »;

возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по (адрес) обязанности включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 16 сентября 2021 года по 6 октября 2022 года.

Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, а также взыскании судебных расходов.

В остальной части решение Ленинского районного суда (адрес) от 6 октября 2023 года оставить без изменения.

Председательствующий: Л.В. Морозова

Судьи: А.В. Шор

Р.Р. Раковский