НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Омского областного суда (Омская область) от 10.08.2022 № 2-232/2022

Председательствующий: Федеров К.Е. № 33-4631/2022

55RS0014-01-2022-000287-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 10 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей Магденко И.Ю., Панкратовой Е.А.,

при секретаре Рудаковой Т.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-232/2022

по апелляционной жалобе ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Омской области

на решение Калачинского городского суда Омской области от 18 мая 2022 года

по иску Селезневой Е.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Омской области о взыскании не полностью выплаченной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и возврате излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Селезнева Е.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 9 по Омской области, в обоснование указав, что с 6 июня 2016 года по 20 августа 2021 года занимала различные должности в Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области. 23 августа 2021 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС № 9 по Омской области, в связи с чем 11 августа 2021 года она была уволена в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении ей выплачена компенсация в размере ее четырехмесячного денежного содержания. При расчете инспекцией не были взяты в расчет выплаты ежеквартального материального стимулирования, носящей постоянный характер с 2007 года, а также дополнительное материального стимулирование сверх фонда оплаты труда, полученные ею за предыдущие 12 месяцев, что привело к занижению размера ее месячного денежного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации. Кроме того, указывала, что при выплате ей спорной компенсации на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ незаконно удержан налог на доходы физических лиц с четвертого денежного содержания.

С учетом уточнения заявленных требований, просила взыскать с Межрайонной ИФНС России № 9 по Омской области в свою пользу сумму материального стимулирования, не включенную в расчет компенсации при сокращении, в размере 69 135 рублей 92 копеек, излишне удержанный НДФЛ в сумме 3430 рублей, компенсацию за задержку выплат в размере 4 390 рублей 74 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено УФНС России по Омской области.

Истец Селезнева Е.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Кравченко Т.М., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что средства ежеквартального материального стимулирования и полученное дополнительное материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда согласно правилам, установленным действующим законодательством, не учитывались при расчете соответствующей компенсации. Налог на доходы физических лиц с четвертого денежного содержания был удержан на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ. Также указала, что статьей 236 Трудового кодекса РФ предусмотрена компенсация только за задержку начисленных, но не выплаченных сумм, в связи с чем в удовлетворении требований в данной части следует отказать. Кроме того, полагала, поскольку истцом не представлено доказательств степени физических и нравственных страданий, основания для компенсации морального вреда отсутствуют.

Представитель третьего лица по доверенности Долгих О.В., полагала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, выразила согласие с позицией представителя ответчика.

Судом постановлено решение о частичном удовлетворении заявленных требований: с Межрайонной ИФНС № 9 по Омской области в пользу Селезневой Е.В. взыскана недоплаченная компенсация при сокращении с государственной гражданской службы в сумме 69 135 рублей 92 копеек, излишне удержанный налог на доходы физических лиц в размере 3 430 рублей, моральный вред в размере 7 000 рублей. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что при вынесении решения судом допущено неправильное применение норм материального права, что является основанием для его отмены. Указывает, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, относится к иным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". При этом средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих не являются гарантированными выплатами в структуре денежного содержания, осуществляется по отдельным локальным актам государственного органа, не в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных задач, поэтому не может быть учтено при расчете компенсации при увольнении. Также не соглашается с постановленным по делу решением в части взыскания с ответчика в пользу истца излишне удержанного налога на доходы физических лиц с четвертого денежного содержания при выплате спорной компенсации. Вновь приводит доводы о том, что налог в данном случае был удержан на законных основаниях в соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, из которого следует, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка. Считая действия Инспекции правомерными, указывает на недоказанность причинения истцу морального вреда или иных негативных последствий, а также на отсутствие причинно-следственной связи между такими последствиями и действиями органа.

В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает постановленное решение законным и обоснованным, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо УФНС России по Омской области полагает апелляционную жалобу обоснованной, подлежащей удовлетворению.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Межрайонной ИФНС № 9 по Омской области Мухомеджанова Ж.М. и представитель третьего лица УФНС России по Омской области Долгих О.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, с произведенными судом расчетами согласились.

Проверив материалы дела, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значения для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что Селезнева Е.В. с 6 июня 2016 года проходила государственную гражданскую службу в различных должностях в Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области, последняя занимаемая должность – государственный налоговый инспектор отдела камеральных проверок № 1 (служебный контракт от 6 июня 2016 года, приказ о переводе работника на другую работу (назначении на должность) от 25 февраля 2019 года).

Приказом начальника Межрайонной ИФНС № 1 по Омской области от 11 августа 2021 года заключенный с Селезневой Е.В. служебный контракт был расторгнут 20 августа 2021 года, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ).

В связи с увольнением по данному основанию Селезневой Е.В. выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания.

При исчислении среднего заработка для выплаты Селезневой Е.В. указанной компенсации ответчиком не были учтены суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Селезневой Е.В. с настоящим иском в суд.

С 23 августа 2021 года ФНС России утверждена новая структура УФНС России по Омской области, в соответствии с которой Межрайонная ИФНС № 1 по Омской области присоединена к ИФНС по Советскому АО г. Омска, которая переименована в Межрайонную ИФНС № 9 по Омской области (приказ УФНС России по Омской области от 19 мая 2021 года ).

Разрешая заявленные Селезневой Е.В. требования о взыскании недоначисленной ей компенсационной выплаты в связи с увольнением, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих входят в состав денежного содержания гражданского служащего, являются дополнительной выплатой, осуществляемой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных именно на оплату труда, в связи с чем подлежат учету при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением должности.

Удовлетворяя иск также в части взыскания необоснованно удержанного ответчиком налога на доходы физических лиц с выплаченной Селезневой Е.В. в связи с расторжением служебного контракта при сокращении должностей гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, суд исходил из того, что указанная компенсация не подлежала обложению налогом на доходы физических лиц по смыслу действующего налогового законодательства.

Установив таким образом наличие у ответчика перед истцом задолженности по полагающимся денежным выплатам, суд с учетом положений статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации счел обоснованным требование о взыскании компенсации морального вреда, определив ее в размере 7 000 рублей, в то же время не усмотрел правовых оснований для привлечения территориального налогового органа к материальной ответственности в виде взыскания денежной компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763).

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных Селезневой Е.В. требований о составе ее денежного содержания для исчисления спорной компенсационной выплаты относится определение правовой природы произведенных ей налоговой инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования.

Приведенная правовая позиция нашла отражение в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2019 года № 34-КГ19-4.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Представителем ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции были представлены информационные письма ФНС России от 6 августа 2020 года, 12 апреля 2021 года, адресованные управлениям ФНС России по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС (в целом аналогичного содержания), из которым следует, что в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда (на второе полугодие 2020 года, на 2021 год) Федеральная налоговая служба в пределах полномочий главного распорядителя бюджетных средств выделяет в распоряжение руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальников межрегиональных инспекций ФНС России дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.

Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России предоставлено право принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих соответствующих аппаратов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и нижестоящих налоговых органов, межрегиональных инспекций ФНС России за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.

Кроме того, в информационных письмах ФНС России от 10 августа 2020 года, от 19 ноября 2020 года, от 20 апреля 2021 года, адресованных руководителям управления ФНС России по субъектам РФ, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, указано, что лимиты бюджетных ассигнований на указанные цели во втором полугодии 2020 года будут доведены через территориальные органы Федерального казначейства в установленном порядке, а в 2021 году будут доводиться до территориальных органов ФНС России ежемесячно, равными частями.

Указанная информация о дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России была доведена в свою очередь УФНС России по Омской области до сведения ИФНС России по административным округам г. Омска, межрайонных ИФНС России по Омской области, им поручено под персональную ответственность принять действенные меры по обеспечению их использования (письма УФНС России по Омской области от области от 9 сентября 2020 года, от 20 ноября 2020 года, от 18 мая 2021 года, от 21 июня 2021 года, письмо УФНС России по Омской области ).

Во исполнение указанных поручений Комиссией УФНС России по Омской области по оценке эффективности деятельности территориальных инспекций и аппарата Управления ФНС России по Омской области в 2020-2021 годах ежеквартально утверждались: общий рейтинговый балл территориальных инспекций УФНС России по Омской области; распределение средств материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных инспекций УФНС России по Омской области (приказы УФНС России по Омской области от 22 сентября 2020 года, от 8 декабря 2020 года, от 15 апреля 2021 года, от 12 июля 2021 года).

Начальникам территориальных инспекций УФНС России по Омской области также было поручено утвердить в установленном порядке решения Комиссий по оценке эффективности деятельности соответствующего налогового органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных для материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих соответствующих территориальных инспекций (пункт 4 приказов УФНС России по Омской области).

Приказами Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области от 21 сентября 2020 года, от 7 декабря 2020 года, от 16 апреля 2021 года, от 12 июля 2021 года во исполнение названного поручения в целях проведения работ по оценке эффективности деятельности структурных подразделений и федеральных государственных гражданских служащих и распределению средств федерального бюджета, направленных на материальное стимулирование утвержден состав соответствующей комиссии Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области.

Указанной Комиссией Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области по оценке эффективности деятельности данной инспекции проведены заседания, в результате которых приняты решения о распределении средств материального стимулирования отделов Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области между сотрудниками за 2, 3, 4 кварталы 2020 года, 1 квартал 2021 года (л.д. 97, 110, 112, 114).

Во исполнение и на основании указанных выше правовых актов приказами Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области от 11 сентября 2020 года , от 25 сентября 2020 года , от 23 ноября 2020 года , от 8 декабря 2020 года , от 19 апреля 2021 года , от 21 мая 2021 года , от 22 июня 2021 года , от 13 июля 2021 года , 27 июля 2021 года и осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 1 по Омской области за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности за 2020-2021 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 1 по Омской области ежеквартально (за 2-4 квартал 2020 года, за 1 квартал 2021 года), а также за сентябрь, ноябрь 2020 года, май, июнь, июль 2021 года производила начисление гражданским служащим выплат стимулирующего характера (материальное стимулирование), в пределах выделенных им бюджетных ассигнований на указанные цели.

Истцу в течении 12 месяцев, предшествующих увольнению, было начислено в счет материального стимулирования в сентябре 2020 года – 20 000 рублей и 18 148 рублей 63 копейки, в ноябре – 17 332 рубля, в декабре 2020 года – 14 898 рублей 75 копеек, в апреле 2021 года – 22 638 рублей 01 копейка, в мае 2021 года – 30 000 рублей, в июне 2021 года – 31 000 рублей, в июле 2021 года – 29 850 рублей и 23 540 рублей 28 копеек, которые подлежала учету при исчислении среднего заработка (л.д. 104, 122).

Не свидетельствует об обратном и указание в приведенных выше информационных письмах ФНС России, адресованных управлениям ФНС по субъектам РФ, межрегиональным инспекциям ФНС России, на то, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов выделены сверх установленного фонда оплаты труда.

Как уже было указано выше, данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и безусловно подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.

Указанный вывод в полном объеме согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (пункты 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.

С учетом изложенного, доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в перечень основных и дополнительных выплат фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих, как и в состав гарантированного им денежного содержания, основаны на ошибочном толковании приведенных им в обоснование данной позиции норм материального права и не могут являться основанием к отмене решения суда.

Также нельзя оставить без внимания и разъяснения, изложенные в Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года N 18-4/10/В-2197, от 5 мая 2021 года № 14-0/10/В-5300, где указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.

При этом порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных частями 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.

Представитель ответчика в апелляционной жалобе приводит иное толкование вышеуказанных разъяснений, направленное в защиту своих интересов, с чем судебная коллегия не может согласиться.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные Селезневой Е.В. исковые требования о взыскании в ее пользу с Межрайонной ИФНС № 9 по Омской области недоначисленной ей компенсационной выплаты в связи с увольнением.

Расчет взысканной компенсации судебной коллегией проверен и признан правильным, сторонами не обжалуется.

Судебная коллегия также не находит оснований не согласиться и с выводом суда о взыскании в пользу Селезневой Е.В. необоснованно удержанного ответчиком налога на доходы физических лиц с выплаченной ей в связи с расторжением служебного контракта при сокращении должностей гражданской службы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка.

В силу пункта 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, то есть в том числе при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Как следует из материалов дела, при выплате Селезневой Е.В. указанной компенсации, определенной в размере 105 524 рублей 24 копеек (26 381 рубль 06 копеек ? 4), Межрайонной ИФНС № 1 по Омской области удержан налог на доходы физических лиц в сумме 3 430 рублей с четвертого денежного содержания (справка по форме 2-НДФЛ за 2021 год).

При этом инспекция руководствовалась абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ, которым предусмотрено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением работников, за исключением сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Между тем, исходя из вышеизложенного правового регулирования, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемая государственным гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, не является выходным пособием и средним месячным заработком на период трудоустройства, а является отдельным видом компенсации, предусмотренной законодательством Российской Федерации в связи с увольнением с государственной гражданской службы.

В связи с этим, по смыслу приведенных норм права, ограничение не облагаемого налогом на доходы физических лиц размера выплат, установленное абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ для выходных пособий, применению к компенсации, производимой государственным гражданским служащим в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ в связи с расторжением служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 той же статьи, не подлежит.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, изложенными в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 23 июля 2021 года N 03-04-05/59242 и от 26 июля 2021 года N 03-04-05/59581.

Таким образом, поскольку служебный контракт с Селезневой Е.В. расторгнут на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, выплаченная ей в связи с этим компенсация освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц в полном размере четырехмесячного денежного содержания.

Доводы апелляционной жалобы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании приведенных выше норм материального права.

Судебная коллегия не может согласиться с позицией ответчика о недоказанности истцом факта причинения ей морального вреда.

Как предусмотрено в статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит каких-либо исключений в части возможности компенсации морального вреда государственным гражданским служащим, в случае нарушения их трудовых прав, напротив статьей 70 Закона предусмотрено, что индивидуальные служебные спора подлежат рассмотрения в том числе в суде, при этом как предусмотрено в пункте 17 названной статьи порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих определяются в порядке, установленном трудовым законодательством применительно к рассмотрению и разрешению индивидуальных трудовых споров.

Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения трудовых прав истца в части своевременной и полной выплаты компенсационных выплат при увольнении, то суд правомерно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда, поскольку причинение такового в данном случае презюмируется.

Каких-либо доводов несогласия с определенным судом размером компенсации морального вреда апелляционная жалоба ответчика не содержит.

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены судебного постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Калачинского городского суда Омской области от 18 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 августа 2022 года.