Председательствующий: Савчук А.Л. № 33-5770/2021
55RS0003-01-2021-002473-53
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 8 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей Магденко И.Ю., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Рудаковой Т.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1806/2021
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска
на решение Ленинского районного суда г. Омска от 31 мая 2021 года
по иску Бойко В. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска о назначении страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Магденко И.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бойко В.В. обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска (далее – УПФР в Ленинском АО г. Омска), в обоснование указав, что решением органа пенсионного обеспечения от 25 сентября 2020 года ему незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. С указанным решением органа пенсионного обеспечения он не согласен. Полагает, что ответчиком необоснованно исключен при подсчете его страхового стажа, дающего права на досрочное пенсионное обеспечение, период его работы с 1 января 2009 года по 6 сентября 2020 года в должности командира отделения ФГБУ «5 отряда ФПС ГПС по Омской области». Ссылался на то, что с 17 февраля 2005 года является получателем пенсии за выслугу лет (20 лет) по линии МВД РФ, с 2007 года по трудовому договору работает в Государственной противопожарной службе и имеет право на досрочную страховую пенсию по старости.
Просил обязать УПФР в Ленинском АО г. Омска включить в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы согласно записям в трудовой книжке с 1 января 2009 года, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости, взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда 100 000 рублей, а также судебные расходы на оплату юридических услуг 35 000 рублей.
Истец Бойко В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика УПФР в Ленинском АО г. Омска по доверенности Семенюк М.Н. в судебном заседании иск не признала, сославшись на законность и обоснованность решения органа пенсионного обеспечение, отсутствие оснований для включения заявленного периода в стаж на соответствующих видах работ истца и назначения пенсии.
Представитель третьего лица ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» по доверенности Олейник Л.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, представила отзыв на исковое заявление и пояснительную записку по делу, в которых отражено, что учреждение входит в структуру Государственной противопожарной службы, в отношении рабочего места истца проводилась специальная оценка условий труда и аттестация рабочего места. Код льготы за периоды 2015-2020 годы на Бойко В.В. не был проставлен по причине того, что не были выделены лимиты бюджетных обязательств за этот период для уплаты страховых взносов.
Судом постановлено решение о частичном удовлетворении иска: на УПФР в Ленинском АО г. Омска возложена обязанность включить в стаж работы Бойко В.В. на должностях Государственной противопожарной службы периоды работы с 1 января 2009 года по 31 декабря 2020 года в должности командира отделения ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С УПФР в Ленинском АО г. Омска в пользу Бойко В.В. взысканы судебные расходы 5 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель УПФР в Ленинском АО г. Омска Чернова С.Г. выражает несогласие с постановленным по делу решением в удовлетворённой части иска, просит его отменить. Вновь приводит доводы о том, что спорный период работы истца в должности командира отделения ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» не подлежит включению в страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку не относится к периоду работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Полагает, что ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области» к подразделениям МЧС России не относится, осуществляет свои функции на договорной основе. Указывает, что работодателем характер и условия труда истца в спорные периоды не подтверждены, поскольку отражены им на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица без указания кода льготы, тогда как по смыслу действующего законодательства, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица по общему правилу подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Кроме того, судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что начисление и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам также не производилась, что в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является обязательным условием, необходимым для включения в такой стаж периодов работы, имевшим место после 1 января 2013 года. Указывает, что отчеты о проведении специальной оценки условий труда, проведенной в 2014, 2015, не подтверждают наличие у истца права на пенсионное обеспечение за работу на должностях Государственной противопожарной службы МЧС России в любом случае, а специальная оценка, проведенная 17 ноября 2020 года, распространяется на спорный период только частично: с 17 ноября по 31 декабря 2020 года.
В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» полагает постановленное решение законным и обоснованным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 19 октября 2021 года по настоящему гражданскому делу произведена замена ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе города Омска на его правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика ОПФР по Омской области по доверенности Лантух Д.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец Бойко В.В. настаивал на наличии у него права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, как у работника Государственной противопожарной службы, указывал, что намеревается отказаться от назначенной ему пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ, в связи с чем спорные периоды его работы подлежат суммированию с периодами его службы, включёнными в расчет выслуги лет, после чего стаж его работы составит более необходимых для досрочного пенсионного обеспечения 25 лет.
Представитель третьего лица ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области» Олейник Л.А. полагали постановленное решение законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 327? Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.
Апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра, не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, в частности, являются нарушение или неправильное применение норм процессуального и материального права (статья 330 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Такие нарушения судом первой инстанции были допущены.
Как следует из материалов дела, Бойко В.В. с 17 февраля 2005 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ, назначенной ему в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
7 сентября 2020 года Бойко В.В., <...> года рождения, обратился в УПФР в Ленинском АО г. Омска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Ленинском АО г. Омска от 25 сентября 2020 года № 495675/20 истцу отказано в назначении данной пенсии по причине отсутствия необходимого страхового стажа на соответствующих видах работ.
При этом ответчиком в страховой стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды работы истца:
- с 15 августа 1986 года по 16 февраля 2005 года – период службы в МВД России в ГПС МЧС, поскольку он засчитан ему в стаж службы при установлении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
- с 1 января 2009 года по 6 сентября 2020 года в должности командира отделения 9 пожарной части 1 отряда ГПС МЧС России Омской области, 5 отряда ФПС по Омской области (в настоящее время ФГБУ «5 отряда ФПС ГПС по Омской области (договорной)»), со ссылкой на то, что не подтверждено отнесение отрядов ГПС МЧС России к структурным подразделениям Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В стаж на соответствующих видах работ истцу органом пенсионного обеспечения зачтен только период его работы командиром отделения 9 пожарной части по охране Омского завода технического углерода 2 отряда ГПС МЧС России Омской области с 14 февраля 2007 года по 31 декабря 2008 года (по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета).
При таком подсчете стаж работы на должностях Государственной противопожарной службы составил 1 год 10 месяцев 18 дней; страховой стаж - 19 лет 2 месяца 12 дней (определен с учетом периодов работы и прохождения службы по призыву в календарном порядке), 21 год 2 месяца 11 дней (с учетом периодов работы, льготного исчисления периода прохождения военной службы по призыву (в двойном размере)).
Полагая указанное решение УПФР в Ленинском АО г. Омска нарушающим его пенсионные права, Бойко В.В. обратился в суд с настоящим иском, в котором просил обязать ответчика включить ему в страховой стаж на соответствующих видах работ все периоды его работы в Государственной противопожарной службе, начиная с 1 января 2009 года, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по указанному выше основанию.
Установив, что в период с 1 января 2009 года по 31 декабря 2020 года Бойко В.В. работал в особых условиях труда на предусмотренной соответствующим списком должности Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ истца указанного периода.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу пункта 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно подпункту 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правом на досрочное пенсионное обеспечение имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Аналогичное положение было предусмотрено в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона о страховых пенсиях списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок применения законодательства, регулирующего вопросы исчисления стажа для назначения досрочной страховой пенсии, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "л" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населении территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список N 437).
Данным Списком N 437 предусмотрена, в том числе, должность: командир отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда (код 23450).
Положения о пенсионном обеспечении работников государственной противопожарной службы также содержатся в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно указанной статье, работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В силу положений статей 4 и 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, пожарная охрана подразделялась на государственную противопожарную службу, ведомственную пожарную охрану, добровольную пожарную охрану, объединения пожарной охраны.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности", государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года в вышеуказанный Федеральный закон "О пожарной безопасности" были внесены изменения, вступившие в законную силу с 1 января 2005 года, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на:
- федеральную противопожарную службу;
- противопожарную службу субъектов Российской Федерации, которая подлежала созданию органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
При этом деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Так, на федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868 (пункт 8) и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 года N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
На противопожарную службу субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" (статья 18) и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3) возлагается организация тушения пожаров в границах соответствующего субъекта Российской Федерации за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, на объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.
Досрочное назначение страховой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста (Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 552-О-О).
Таким образом, по смыслу приведенных положений в их совокупности и взаимосвязи, в рамках пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной федеральной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Следовательно, для правильного разрешения настоящего спора прежде всего необходимо установить: входили ли подразделения противопожарной службы, в которых работал истец в спорные периоды, в систему Федеральной противопожарной службы.
Указанных обстоятельств правильно было определены судом первой инстанции в качестве юридически значимых.
Относительно спорных периодов в трудовую книжку Бойко В.В. внесены следующие записи:
- 14 февраля 2007 года он был принят на должность командира отделения 9 пожарной части по охране Омского завода технического углерода 2 отряда ГПС МЧС России по Омской области;
- с 1 января 2008 года переведен на должность командира отделения 9 пожарной части 1 отряда ГПС МЧС России по Омской области;
- 18 марта 2010 года назначен на должность командира отделения 9 пожарной части ФПС по охране ООО «Омсктехуглерод» Государственного учреждения «5 отряд ФПС по Омской области (договорной)»;
- 1 января 2012 года Государственное учреждение «5 отряд ФПС по Омской области (договорной)» переименовано в Федеральное казенное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)», с той же даты Бойко В.В, назначен на должность командира отделения 9 пожарной части федеральной противопожарной службы по охране Омского филиала ООО «Омсктехуглерод» ФКУ «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)»;
- 1 января 2013 года назначен на должность командира отделения 9 пожарной части федеральной противопожарной службы по охране ООО «Омсктехуглерод» федерального казенного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)»;
- 1 апреля 2016 года учреждение переименовано в Федеральное казенное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)», в этой же даты истец назначен на должность командира отделения 9 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы по охране ООО «Омсктехуглерод» и работает в этой должности по настоящее время;
- 1 января 2019 года учреждение было переименовано в федеральное государственное бюджетное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)».
Следовательно, с 2007 года по 2010 год Бойко В.В. осуществлял трудовую деятельность в отрядах (пожарных частях) ГУ МЧС России по Омской области, которые являлись его структурными подразделениями и входили в структуру федеральной противопожарной службы.
Как уже было указан выше, период работы истца командиром отделения 9 пожарной части по охране Омского завода технического углерода 2 отряда ГПС МЧС России Омской области с 14 февраля 2007 года по 31 декабря 2008 года включен органом пенсионного обеспечения ему в стаж на соответствующих видах работ в бесспорном порядке.
Далее, в 2010 году на базе таких отрядов были созданы отдельные государственные учреждения, в том числе Государственное учреждение «5 отряд ФПС по Омской области (договорной)», с 2012 года именуемый Федеральное казенное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)», а с 2019 года и по настоящее время – Федеральное государственное бюджетное учреждение «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)»), где Бойко В.В. продолжает осуществлять трудовую деятельность.
При этом указанные учреждения, вопреки доводам апелляционной жалобы органа пенсионного обеспечения об обратном, также входят в систему федеральной противопожарной службы, что в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в ответ на соответствующий запрос судебной коллегии также подтвердило ГУ МЧС России по Омской области.
Так, в соответствии с Уставом федерального казённого учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)», утвержденного приказом МЧС России от 18 октября 2011 года № 613, представленным по запросу судебной коллегии в суд апелляционной инстанции третьим лицом, это учреждение создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2011 года № 1536-р путем изменения типа существовавшего ранее государственного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)», созданного в соответствии с приказом МЧС от 2 марта 2009 года № 110 «О договорных подразделениях федеральной противопожарной службы» (пункт 1.1).
Учредителем учреждения является Российская Федерация. Полномочия учредителя осуществляет МЧС России. Полномочия собственника федерального имущества в установленном порядке осуществляют МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Учреждение является некоммерческой организацией в форме федерального казенного учреждения и находится в ведении МЧС России (пункты 1.2 – 1.4).
Учреждение создано в целях обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории охраняемых организаций (пункт 2.1).
Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за счет средств федерального бюджета основные виды деятельности: осуществление профилактики и тушения пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ на территории охраняемых организаций; проведение мероприятий в области противопожарной пропаганды на территории охраняемых организаций; осуществление мероприятий по защите государственной тайны и безопасности информации, режима секретности проводимых работ и ведение секретного делопроизводства (пункт 2.2).
В целом аналогичные положения предусмотрены имеющимся в материалах дела Уставом федерального государственного бюджетного учреждения «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)», являющимся приложением № 7 к приказу МЧС России от 5 декабря 2018 года № 574.
В пункте 2.5 данного Устава дополнительно указано, что государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности формируется и утверждается МЧС России.
Учреждение возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности в установленном МЧС России порядке. Структура и штатное расписание Учреждения утверждается в порядке, определенном МЧС России (пункты 4.2, 4.5).
Таким образом, сведениями, отраженными в соответствующих уставах приведенных выше учреждений, также подтверждается, что ФГБУ «5 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Омской области (договорной)» (ранее государственное учреждение, федеральное казённое учреждение) входит в структуру федеральной противопожарной службы, полномочия его учредителя осуществляет МЧС России, его финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, в самом наименовании указанных учреждений закреплено отнесение его к федеральной противопожарной службы.
При этом то обстоятельство, что данное учреждение является отрядом, обеспечивающим на договорной основе пожарную безопасность ООО «Омсктехуглерод», вопреки доводам апелляционной жалобы органа пенсионного обеспечения, об обратном не свидетельствует.
В части третьей статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплена структура федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в которую входят, в том числе пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы).
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке (часть 4 той же статьи).
Подпунктом 9 пункта 3 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года N 385, также предусмотрено, что федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы осуществляет свою деятельность, в том числе через пожарно-спасательные подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы)
В качестве одной из основных задач федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы в подпункте 3 пункта 5 Положения, предусмотрено осуществление тушения пожаров также на объектах, охраняемых договорными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Деятельностью федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы руководит Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 8).
Личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях лиц, в том числе не имеющих специальных или воинских званий (подпункт 3 пункта 9).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в период после 1 января 2009 года Бойко В.В. работал на предусмотренной списком должности Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Между тем, для включения Бойко В.В. в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" указанного периода, установление только данного обстоятельства является недостаточным.
Как предусмотрено в части 1 статьи 11 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Так в силу части 2 названной статьи при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона (в частности, периоды работы), после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 указанного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 приведенного закона).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Учитывая, что спорный период работы истца в Государственной противопожарной службе с 1 января 2009 года по 6 сентября 2020 года имел место после его регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования – 3 июля 2001 года, то страховой стаж за этот период должен подтверждаться выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, начиная с 1 января 2013 года, на работодателей, применяющих труд работников на соответствующих видах работ, была возложена обязанность по уплате дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации), а также было предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов; условия назначения страховой пенсии по старости применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда (часть 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях).
Таким образом, в данном случае обязательными условиями для включения спорного периода работы Бойко В.В. в федеральной противопожарной службе в период, имевший место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, являются:
- наличие на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующего кода особых условий труда, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указанного страхователем (работодателем);
- уплата страхователем (работодателем) за работника страховых взносов по дополнительным тарифам за периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года;
- подтверждение особых условий труда на таком рабочем месте оформленными надлежащим образом результатами проведенной специальной оценки условий труда.
Как следует из пенсионного дела Бойко В.В., в индивидуальном лицевом счете указанного застрахованного лица изначально код особых условий труда «28-ПЖ» был проставлен страхователем (работодателем) только в отношении периода его работы в ФГКУ «2 отряд ФПС по Омской области» с 14 февраля 2007 года по 31 декабря 2008 года, в связи с чем именно данный период и зачтен УПФР в Ленинском АО г. Омска истцу в страховой стаж на соответствующих видах работ по пункту по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Между тем, по запросу территориального органа пенсионного обеспечения от 21 октября 2020 года о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета застрахованного лица Бойко В.В. в 2020 году была произведена корректировка сведений индивидуального лицевого счета с отражением его страхового стажа за период с 1 января 2009 года по 13 августа 2014 года с кодом особых условий труда «27-ПЖ».
Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции подтвердили ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» и ГУ МЧС по Омской области в ответ на соответствующий запрос судебной коллегии.
В соответствии с постановлением Правления ПФ РФ от 27 сентября 2019 года N 485п "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений", с 1 января 2009 года по 31 декабря 2014 года код «27-ПЖ» означает особые условия труда, предусмотренные подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).
При этом очевидно, что данная корректировка была произведена ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» только за период до 13 августа 2014 года с учетом результатов впервые проведенной 14 августа 2014 года в ФКУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» специальной оценки условий труда, в соответствии с которой рабочее место командира отделения 9 пожарной части федеральной противопожарной службы по охране ООО «Омсктехуглерод» соответствует 2 (допустимому) классу условий труда.
При этом согласно карте специальной оценки условий труда № 2 от 13 августа 2014 года в числе гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на данном рабочем месте, поименовано право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть только по Списку № 2.
Далее, ФКУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» 3 ноября 2015 года была проведена новая специальная оценка условий труда, в соответствии с которой рабочее место командира отделения 9 ПЧ ФПС по охране ООО «Омсктехуглерод» соответствует 4 классу опасности (опасные условия труда), однако, в числе гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на данном рабочем месте, право на льготное пенсионное обеспечение не предусмотрено.
Доводы суда первой инстанции об обратном (о наличии такого права) противоречат материалам дела.
В 2020 году ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» была вновь проведена специальной оценки условий труда, по результатам которой рабочее место командира отделения 9 ПСЧ ФПС по охране ООО «Омсктехуглерод» ФГБУ ФПС ГПС по Омской области (договорной) соответствует классу условий труда 3.1 (вредные условия 1 степени); в числе гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на данном рабочем месте, предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях (отчет о проведении специальной оценки условий труда от 17 ноября 2020 года, карта № 21 специальной оценки условий труда от 9 ноября 2020 года).
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Бойко В.В. страхователем (работодателем) ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» страховые взносы по дополнительным тарифам за спорный период, имевший место после 1 января 2013 года, за истца не начислялись и не уплачивались.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в данном случае истцу в страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по указанному выше основанию, может быть включен только период его работы с 1 января 2009 года по 13 августа 2014 года, поскольку только он подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, а именно соответствующим кодом особых условий труда.
То обстоятельство, что страховые взносы по дополнительным тарифам за период работы истца, имевший место с 1 января 2013 года по 13 августа 2014 года, страхователем (работодателем) уплачены не были, в данном случае основанием для отказа во включении его в страховой стаж на соответствующих видах работ не является.
Поскольку работодатель – ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)» признает за Бойко В.В. право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что прежде всего подтверждается предоставлением им в орган пенсионного обеспечения сведений о работе истца, в том числе за период с 1 января 2013 года по 13 августа 2014 года, с указанием соответствующего кода льготы «27-ПЖ», то разрешение вопроса об отсутствии страховых взносов по дополнительным тарифам, которые должны были быть уплачены за данный период, находится за рамками настоящего спора, подлежит разрешению между работодателем и органом пенсионного обеспечения.
Оснований для включения в страховой стаж истца на соответствующих видах работ спорного периода его работы в оставшейся части – с 14 августа 2014 года по 6 сентября 2020 года, не имеется, поскольку в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета истца кода льготы, подтверждающего особые условия труда, нет, дополнительные страховые взносы не уплачены, право Бойко В.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в результате специальной оценки условий труда также не установлено.
Также нельзя оставить без внимания тот факт, что в орган пенсионного обеспечения Бойко В.В. обратился за назначением досрочной страховой пенсии по старости 7 сентября 2020 года, которым именно на указанную даты и оценивались его пенсионные права, суд же по результатам рассмотрения настоящего спора в отсутствие на то правовых оснований включил истцу в страховой стаж на соответствующих видах работ также период, выходящий за эти пределы, а именно по 31 декабря 2020 года, который предметом оценки пенсионных прав истца не являлся в принципе.
Соответственно решение суда первой инстанции подлежит изменению в указанной выше части, поскольку в данном случае имеются основания для включения в страховой стаж истца на соответствующих видах работ только периода его работы с 1 января 2009 года по 13 августа 2014 года в должности командира отделения 9 пожарной части 1 отряда ГПС МЧС России Омской области, командира отделения ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)».
В остальной части решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены (изменения) не имеется, в том числе в части отказа в назначении Бойко В.В. досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 пункта 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, поскольку с учетом указанного выше периода его работы, а также включенного органом пенсионного обеспечения в бесспорном порядке, стаж на соответствующих видах работ истца на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составил 7 лет 6 месяцев 1 день, то есть менее необходимых 25 лет, что является недостаточным для возникновения у него предусмотренного законом права на такую пенсию.
При наличии такой продолжительности страхового стажа Бойко В.В., <...> года рождения, даже при продолжении трудовой деятельности в особых условиях, не сможет реализовать право на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку достигнет общеустановленного пенсионного возраста ранее, чем выработает необходимый страховой стаж.
В данной связи судебная коллегия также полагает необходимым отметить следующее.
Как уже было указано выше, Бойко В.В. с 17 февраля 2005 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ.
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 и пункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет приобретают лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Частью 1 статьи 7 данного Закона также предусмотрено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору.
Согласно части 4 той же статьи указанные лица при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в том числе пенсионерам органов внутренних дел) и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть страховой пенсии по старости с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В судебном заседании апелляционной инстанции Бойко В.В. указывал, что намеревается отказаться от назначенной ему пенсии за выслугу лет по линии МВД РФ для того, чтобы период его службы в МВД России в ГПС МЧС с 15 августа 1986 года по 16 февраля 2005 года, включённый в расчет выслуги лет, был зачтен в его страховой стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях, продолжительность которого составит более необходимых 25 лет.
Между тем, согласно пункту 4 статьи 13 Закона о страховых пенсиях при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ N 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
Таким образом, период службы Бойко В.В. в МВД России в ГПС МЧС с 15 августа 1986 года по 16 февраля 2005 года, учтенный ему в стаж службы при установлении пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 не может быть засчитан ему в расчет страхового стажа на соответствующих видах работ, в связи с чем в любом случае досрочная страховая пенсия по старости, предусмотренная для лиц проработавших не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы Федерального органа исполнительной власти, ему назначена быть не может, по причине отсутствия в настоящее время требуемого стажа на соответствующих видах работ необходимой продолжительности.
Более того, необходимо отметить, что Бойко В.В. в 2028 году достигнет общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин – 65 лет) и у него возникнет право на страховую пенсию по старости, предусмотренную статьей 8 Закона о страховых пенсиях, которая будет назначена ему с учетом имеющегося у него (помимо выслуги лет) страхового стажа, продолжительностью более необходимых 15 лет.
Следовательно, в 2028 году у истца возникнет право на получение двух видов пенсионного обеспечения одновременно: пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 31 мая 2021 года изменить.
Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области включить Бойко В. В. в стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы с 1 января 2009 года по 13 августа 2014 года в должности командира отделения 9 пожарной части 1 отряда ГПС МЧС России Омской области, командира отделения ФГБУ «5 отряд ФПС ГПС по Омской области (договорной)».
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 12 ноября 2021 года.