НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Новосибирского областного суда (Новосибирская область) от 15.02.2022 № 2-882/2021

Судья: Грушко Е.Г.

Дело № 2-882/2021

Докладчик: Белик Н.В.

Дело № 33-1856/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Белик Н.В.,

судей Вегелиной Е.П., Илларионова Д.Б.,

при секретаре Шевцовой К.М.

с участием прокурора Сниккарс А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 15 февраля 2022 г. гражданское дело по апелляционным жалобам Иваровского Павла Петровича и Администрации Ордынского района Новосибирской области на решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 26 ноября 2021 года (с учетом определения от 07 декабря 2021 года об исправлении описки), которым постановлено:

Признать Распоряжение главы Ордынского района Новосибирской области от 21.12.2020 № 690-р «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Иваровскому П.П.» незаконным.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Белик Н.В., объяснения прокурора, представителя администрации Ордынского района Новосибирской области – Сурдиной Н.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Ордынского района Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Ордынского района Новосибирской области, Иваровскому П.П. о признании распоряжения незаконным и взыскании полученной доплаты к страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указано, что Иваровский П.П. замещал должность главы Ордынского района Новосибирской области с 03.03.2009 по 18.09.2014.

Страховая пенсия по старости назначена Иваровскому П.П. с 14.09.2018.

С заявлением о выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии Иваровский П.П. обратился 15.12.2020. Ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости Иваровскому П.П. назначена с 01.12.2020 на основании распоряжения главы Ордынского района Новосибирской области от 21.12.2020 № 690-р «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Иваровскому П.П.».

На момент возникновения у Иваровского П.П. права на получение страховой пенсии по старости действовал абзац 2 части 5.1 Закона № 131-ФЗ, предусматривающий дополнительные социальные гарантии для депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления при соблюдении указанных в нем условий.

Однако в Устав Ордынского района Новосибирской области изменения, устанавливающие такие гарантии, внесены 26.02.2019.

Пункт 2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Ордынского района противоречат абзацу 2 ст.5.1 ст. 40 Закона о местном самоуправлении № 131-ФЗ и ч. 4 ст. 34.1 Устава.

При назначении доплаты к пенсии не учтено, что в силу 2 ст.5.1 ст. 40 Закона о местном самоуправлении № 131-ФЗ и ч. 4 ст. 34.1 Устава, лицо должно осуществлять полномочия на постоянной основе в качестве главы администрации и в этот период произойти наступление пенсионного возраста.

При прекращении полномочий главы района Иваровский П.П. не достиг пенсионного возраста.

За период с декабря 2020 года по март 2021 года Иваровскому П.П. выплачена ежемесячная доплата к страховой пенсии на общую сумму 52 674 руб.

Прокурор просил признать распоряжение главы Ордынского района Новосибирской области от 21.12.2020 № 690-р «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Иваровскому П.П.» незаконным; взыскать с Иваровского П.П. в бюджет муниципального образования Ордынского района Новосибирской области незаконно полученную доплату к страховой пенсии по старости за период с декабря 2020 года по март 2021 года в сумме 52 674 рубля.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились Иваровский П.П. и Администрация Ордынского района Новосибирской области.

В апелляционной жалобе Иваровского П.П. изложена просьба об отмене решения суда в части признания распоряжения главы Ордынского района Новосибирской области от 21.12.2020 -р «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Иваровскому П.П.» незаконным и принятии по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что вывод суда о том, что у Иваровского П.П. отсутствует право на установление доплаты к пенсии по старости, т.к. он прекратил трудовые отношения с администрацией района до вступления в законную силу Закона Новосибирской области от 06.07.2018 № 275-ОЗ, - является ошибочным, поскольку дополнительная гарантия и назначение дополнительных выплат может иметь место в данном случае при назначении пенсии по старости, а страховая пенсия Иваровскому П.П. была назначена не в 2014 года, а с 14.09.2018. На момент назначения страховой пенсии закон Новосибирской области № 275-ОЗ был уже принят – 06.07.2018 и действовал.

Считает, что назначение дополнительной пенсии соответствует условиям, установленным Законом Новосибирской области № 275-ОЗ для получения доплаты к пенсии, поскольку Иваровский П.П. исполнял полномочия главы Ордынского района в течение 5 лет 6 месяцев 14 дней. В данном конкретном случае, при разрешении спора о праве на доплату к пенсии подлежит применению не Устав МО Ордынского района, который должен соответствовать закону Новосибирской области, а в указанном положении он не соответствует.

Отмечает, что положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по стрости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Ордынского района Новосибирского области, утвержденное Решением Совета депутатов Ордынского района от 23.06.2015 № 256 (с последующими изменениями) в части условий назначения доплаты Закону Новосибирской области № 275 не противоречит. Решения Совета депутатов от 26.02.2019 № 255 о внесении изменений в Устав Ордынского района, не соответствует Закону Новосибирской области № 275-ОЗ и принято было позже, чем у него возникло право на получение доплаты к пенсии, в связи с чем применению не подлежит.

В апелляционной жалобе Администрации Ордынского района Новосибирской области изложена просьба об отмене решения суда в части признания Распоряжения Главы Ордынского района от 21.12.2022 № 690-р «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Иваровскому П.П.» незаконным, и принятии в данной части нового решения об отказе в иске прокурору.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что не основан на законе вывод суда о том, что на период замещения Иваровским П.П. должности главы муниципального образования Ордынского района отсутствовали муниципальные нормативные акты об установлении доплаты к пенсии, поскольку с учетом положений Указа Президента РФ №854, в соответствии с Федеральным законом №131-Ф3 доплата к пенсии выборным должностным лицам муниципального образования Ордынского района была установлена принятыми в пределах полномочий Советом депутатов района решениями от 01.11.2005 № 70 «О Положении «О назначении, выплате и перерасчете размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим администрации Ордынского района и лицам, замещающим выборные муниципальные должности органов местного самоуправления Ордынского района», от 18.06.2010 №19 «О Положении «О порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Ордынского района, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии Ордынского района», от 23.06.2015 №256 «О Положении «О порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Ордынского района Новосибирской области». Указанные решения действовали, применялись, порождали право последствия, незаконными не признавались.

Указывает, что определение порядка, условий и критериев предоставления гарантии в связи с осуществлением полномочий является нормотворческим полномочием субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления не наделены правом устанавливать в Уставе и иных муниципальных нормативных актах иные по сравнению с законом субъекта РФ условия и критерии предоставления гарантии осуществления полномочий выборными должностными лицами органов местного самоуправления.

Отмечает, что в рассматриваемом случае ст.34.1 Устава Ордынского района Новосибирской области противоречит закону субъекта Российской Федерации - Новосибирской области и не приведена в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня вступления его в силу. При внесении изменений в Устав допущено произвольное изменение в действующую систему норм. Следовательно, при разрешении спора о наличии у Иваровского П.П. права на получение доплаты к пенсии подлежит применению не Устав муниципального образования Ордынского района, а нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, т.е. Закон Новосибирской области №275-03, (статья 11 «Реализация гарантий депутатам, членам выборного органа, выборным должностным лицам, определенных настоящим Законом, осуществляется в порядке, предусмотренном уставами муниципальных образований и (или) иными муниципальными правовыми актами»), а также Положение о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Ордынского района Новосибирской области, утвержденное решением Совета депутатов Ордынского района от 23.06.2015 №256 (с последующими изменениями) в части условий назначения доплати противоречащих Закону Новосибирской области №275-03.

Отмечает, что решение Совета депутатов от 26.02.2019 №255 о внесении изменений в Устав Ордынского района, принято позже, чем у Иваровского П.П. возникло право на получение доплаты к пенсии, в связи с чем применению не подлежит.

Указывает, что прокурор в иске не обосновал нарушение прав администрации Ордынского района Новосибирской области в связи с назначением Иваровскому П.П. доплаты к страховой пенсии по старости.

На апелляционные жалобы поступили возражения от прокурора Ордынского района Новосибирской области, в которых изложена просьба решение суда оставить без изменения, а жалобы – без удовлетворения.

Также возражения поступили от Законодательного собрания Новосибирской области.

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Иваровский П.П. 15.12.2020 обратился с заявлением к главе администрации Ордынского района Новосибирской области о назначении доплаты к страховой пенсии на основании Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Ордынского района (л.д. 18).

Согласно сведениям трудовой книжки Иваровский П.П. 03.03.2009 года в соответствии с п.3 ст. 62 Закона Новосибирской области «О местном самоуправлении в Новосибирской области», Устава Ордынского района Новосибирской области и решения территориальной избирательной комиссии Ордынского района от 03.03.2009 № 56 «О регистрации Иваровского П.П. главой Ордынского района Новосибирской области» вступил в должность главы Ордынского района Новосибирской области (л.д. 17). Распоряжением от 17.09.2014 года № 843-р прекратил полномочия главы Ордынского района Новосибирской области с 18 сентября 2014 (л.д. 16).

Согласно п. 2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Ордынского района, принятого 35 сессии Совета депутатов Ордынского района НСО второго созыва от 23.06.2015, выборные должностные лица местного самоуправления, осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе не менее четырех лет и уволенным (освобожденным от должности) в связи с прекращением полномочий, за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости. Ежемесячная доплата к пенсии, пенсия за выслугу лет назначается по заявлению лица, замешавшего должность муниципальной службы (п.21) (л.д. 19-28).

Распоряжением главы администрации Ордынского района № 690-р от 21.12.2020 Иваровскому П.П. назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с 01.12.2020 года (л.д. 14-15).

Согласно платежным поручениям № 3967 от 29.12.2020, № 282 от 01.02.2021, № 667 от 01.03.2021, № 998 от 01.04.2021 Иваровскому П.П. выплачена доплата к пенсии в размере 52 674 руб. (л.д. 33-36).

Уставом Ордынского района Новосибирской области в ст. 34.1 п.4 предусмотрены гарантии осуществления полномочий главы Ордынского района, а именно: ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) за счет средств местного бюджета, при условии замещения на постоянной основе данной должности и в этот период достигших пенсионного возраста (л.д. 71-72).

Вместе с тем указанная статья Устава муниципального образования была принята после того, как истец прекратил свою деятельность 18.09.2014 в качестве главы администрации Ордынского района, а именно 26.02.2019.

В ранее действующем Уставе Ордынского района Новосибирской области от 20.12.2004 с последующими изменениями от 27.12.2005, 22.12.2006, 26.06.2008, 18.09.2009, 20.10.2010, 20.09.2011, 21.06.2012, 28.03.2013, 30.10.2013, 30.09.2014 указанная ежемесячная гарантия в виде доплаты к пенсии не предусматривалась главе муниципального образования.

Приходя к выводу о том, что Распоряжение главы Ордынского района Новосибирской области от 21.12.2020 № 690-р «О назначении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Иваровскому П.П.» является незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что у Иваровского П.П. отсутствует право на установление доплаты к пенсии по старости, так как он прекратил трудовые отношения с администрацией района до вступления в законную силу Закона Новосибирской области от 06.07.2018 N 275-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области», при этом в более поздний период Иваровский П.П. выборные и иные должности в органах местного самоуправления не занимал, а ст. 34.1 Устава муниципального образования Ордынский район на него не распространяется, т.к. введена в действие в более поздний период.

Отказывая в удовлетворении требования прокурора о взыскании с Иваровского П.П. полученной доплаты к страховой пенсии с декабря 2020 по март 2021 в сумме 52 674 руб., суд первой инстанции руководствовался ст. 1102 ГК РФ, п. 3 ст. 1109 ГК РФ, разъяснениями в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020), и исходил из того, что суду не предоставлены доказательства о недобросовестности Иваровского П.П. при получении указанных доплат, либо доказательства об умышленных действиях, направленных на незаконное получение данных доплат (ст. 56 ГПК РФ), а поскольку данная доплата приравнивается к суммам, которые предназначены для удовлетворения необходимых потребностей гражданина (заработная плата, пенсии) и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Судебная коллегия в целом соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах материального права и представленных сторонами доказательствах, которым судом первой инстанции дана оценка в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

В соответствии с пп. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно чч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Как установлено абзацем первым ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ "О внесении изменений в ст. 2.1 и 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ) ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ была дополнена абзацем вторым, в силу положений которого в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым ч. 16 ст. 35, пп. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, пп. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, чч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Положений, которыми были бы установлены гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, касающихся порядка и условий их пенсионного обеспечения (ежемесячной доплаты к пенсии), Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит.

Из изложенного следует, что, реализуя полномочия по установлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в виде ежемесячной доплаты к пенсии, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное нормативное правовое регулирование, которое, вместе с тем, в случае принятия на федеральном уровне нормы, регулирующей соответствующие правоотношения, подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.

Согласно ст.1 Закона Новосибирской области от 06.07.2018 №275-03 «О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области» настоящий закон регулирует отношения, в том числе связанные с установлением дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области.

Статьей 8 Закона Новосибирской области от 6 июля 2018 года N 275-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Новосибирской области" предусмотрено, что ежемесячная доплата к страховой пенсии может устанавливаться лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица на постоянной основе не менее четырех лет.

Ежемесячная доплата к страховой пенсии устанавливается лицам, уволенным (освобожденным от должности) в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением прекращения полномочий в случаях, предусмотренных абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"(часть 2 в ред. Закона Новосибирской области от 10.11.2020 N 20-ОЗ)

Ежемесячная доплата к страховой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица на постоянной основе от четырех до девяти лет, устанавливается в размере не более 55 процентов, от девяти до 14 лет - в размере не более 75 процентов, от 14 до 19 лет - в размере не более 85 процентов и свыше 19 лет - в размере не более 95 процентов месячного денежного содержания (вознаграждения) по соответствующей замещаемой муниципальной должности с учетом районного коэффициента за вычетом размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности). В периоды, исчисляемые для установления доплаты к страховой пенсии лицам, осуществлявшим полномочия депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица на постоянной основе, включаются периоды замещения ими на постоянной основе должностей председателя (заместителя председателя) территориального Совета депутатов, главы территориальной администрации.

Минимальный размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии не может быть ниже размера фиксированной выплаты к страховой части пенсии по старости (инвалидности) с учетом районного коэффициента.

При определении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии не учитываются суммы повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), приходящиеся на нетрудоспособных членов семьи, в связи с достижением возраста 80 лет или наличием инвалидности 1 группы.

Ежемесячная доплата к страховой пенсии не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, замещаемой на профессиональной постоянной основе, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Лицам, имеющим одновременно право на ежемесячную доплату к страховой пенсии, предусмотренную настоящим Законом, ежемесячное пожизненное содержание или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, на предусмотренную федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области ежемесячную доплату к пенсии, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, на ежемесячную доплату к пенсии, пенсию за выслугу лет, назначаемые в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Новосибирской области, актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, может устанавливаться ежемесячная доплата к страховой пенсии, предусмотренная настоящим Законом, или одна из указанных в настоящей части выплат по их выбору.

В силу абзаца первого ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ гарантии, к которым относится пенсионное обеспечение депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливаются в связи с осуществлением указанными лицами их полномочий.

Предметом же правового регулирования абзаца второго ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, введенного Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446-ФЗ, являются дополнительные социальные и иные гарантии, которые связаны с фактом прекращения полномочий (в том числе досрочно) указанных лиц.

Поскольку порядок и условия пенсионного обеспечения данной категории граждан в виде ежемесячной доплаты к пенсии как одного из видов гарантий осуществления ими полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления федеральным законодателем не определены, данный вопрос (вплоть до его разрешения на федеральном уровне) может быть урегулирован законами субъектов Российской Федерации и Уставами муниципальных образований.

Материалами настоящего дела подтверждается и не оспорено сторонами, что Уставом Ордынского района Новосибирской области дополнительные социальные и иные гарантии были предусмотрены только в п. 34.1, в редакции Устава от 2019 года.

Как указывалось ранее на территории субъекта Российской Федерации – Новосибирская область, принят и действует закон, регулирующий правоотношения, связанные с установлением ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные и муниципальные должности данного субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета области и местных бюджетов соответственно, но лишь от 6 июля 2018 года.

Таким образом, поскольку законодатель на федеральном уровне установил юридические факты, положенные в основу возникновения права на дополнительные социальные и иные гарантии, указанной категории лиц, а именно наличие правового регулирования на уровне субъекта, предусматривающее данные социальные гарантии и прекращение полномочий (в том числе досрочно) указанных лиц, а также достижение в это период пенсионного возраста либо потери трудоспособности, а на момент прекращения полномочий истца в 2014 году, он не достиг пенсионного возраста, и данные гарантии не были установлены ни Уставом Ордынского района НСО, ни Законом субъекта РФ, то основания для назначения указанной выплаты у истца не имелось.

Назначение данной выплаты в 2019 году не основано на законе, как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку на момент назначения данной выплаты отсутствовал факт одномоментного прекращения полномочий главы администрации, и достижение пенсионного возраста, соответственно Распоряжение от 21.12.2020 года № 690-р в отношении истца о назначении ежемесячной дополнительной выплаты к страховой пенсии по старости, нельзя признать законным и обоснованным.

Наличие Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчёта размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Ордынского района Новосибирской области, утверждённого решением Совета депутатов Ордынского района Новосибирский области от 23.06.2015 года, не может являться основанием для назначения указанной доплаты, поскольку установлена не компетентным органом.

Доводы авторов жалоб о том, что на момент назначения пенсии истцу, действовал Закон субъекта РФ, в котором отсутствуют требования об одномоментном прекращении полномочий и наступлении пенсионного возраста, несостоятельны, поскольку законодатель к компетенции Уставов муниципальных образований и субъектов РФ отнес перечень дополнительных социальных гарантий и иных гарантий, однако, не основания возникновения, то есть не перечень юридических фактов, положенных в основу права на гарантии.

В остальной части решение суда первой инстанции не оспаривается, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем в данной части оно не подвергается оценке.

Доводы апелляционных жалоб направлены на иное толкование действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Ордынского районного суда Новосибирской области от 26 ноября 2021 года в пределах доводов апелляционных жалоб оставить без изменения, апелляционные жалобы Иваровского П.П. и Администрации Ордынского района Новосибирской области – без удовлетворения.

Председательствующий:/подпись/

Судьи:/подписи/

« копия верна»

Судья